Слепой человек неизменно вызывает чувство жалости своей беспомощностью, зависимостью от людей, ранимостью. В кромешной тьме он постоянно испытывает дискомфорт. Его чувствам не хватает зрительных впечатлений. Его активность в освоении жизненного пространства ограничена. Все события имеют для него негативную окраску. Он легко внушаем, часто печален и раздражителен, ему не хочется ничего делать. Один верующий человек, потерявший в сорок лет зрение, делился, как он горько вопрошал Бога: почему я ослеп? какой смысл быть инвалидом и зависеть от людской милости?
Еще большую жалость должна вызвать духовная слепота. В отличие от физической, она поражает каждого человека с самого рождения и приводит душу к вечной гибели. К сожалению, об этом мало кто беспокоится. Люди уверены, что с ними все в порядке. Как ни странно, среди духовных слепцов немало служителей религии.
37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. 38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом. 39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. 40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? 41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто. 42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. 43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. 44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. 45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. 46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. 47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. 49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, 50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, 51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, 54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его (Лук.11:37-54).
Фарисея удивило, что Иисус не вымыл рук перед едой. Омовение рук делалось не ради соблюдения чистоты. Оно носило ритуальный характер, которому фарисеи придавали исключительное значение. Ульям Баркли комментировал: «В их законе было сказано, что человек должен перед едой мыть руки надлежащим образом, и что следует мыть их также и между блюдами. Как обычно, каждая деталь была разработана. Для этого имелись особые каменные сосуды с водой, потому что обычная вода могла оказаться нечистой; использовать для омовения рук нужно было столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы.
Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью.
Потом мылись ладони рук, причем при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И, наконец, снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев. Даже самое незначительное нарушение этого ритуала считалось у фарисеев грехом».
Христос намеренно не умыл рук по фарисейскому обряду, чтобы создать повод для обличения их в ужасной духовной слепоте, о которой они не подозревали. В этой истории показано семь ее тяжелых проявлений.
1. Очи сердца слепы, если грехи не доставляют вам глубокой печали!
39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. 40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
Христос обвинял фарисеев в воровстве (хищении) и лукавстве. Высокое звание духовных особ служило отягчающим вину обстоятельством. Прикрываясь духовным авторитетом, они входили в доверие к вдовам и уговаривали их переписать имущество на себя. Аппетит их был непомерен: они «поядали домы вдов» (Мф.23:14). Кроме того, фарисеев никак не беспокоило присущее им лукавство. Они ненавидели Христа и, желая принизить Его популярность, безуспешно пытались запутать Его хитрыми вопросами.
Они отличались терпимостью к грехам и не раскаивались в них. Апостол Павел два десятка лет спустя даст им нелицеприятную характеристику, которая покажет, что никаких изменений в характерах фарисеев после многочисленных обличений так и не произошло: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:17-24).
При таком множестве грехов никто о том не беспокоился и не искал избавления.
Как много духовных слепцов, которым грех не доставляет боли! Увы, к ним не постеснялась отнести себя поэтесса Марина Цветаева:
Заповедей не блюла, не ходила к причастью.
Видно, пока надо мной не пропоют литию,
Буду грешить — как грешу — как грешила: со страстью!
Господом данными мне чувствами — всеми пятью!
Неужели она не знала, что о грехе нужно плакать? «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль» (Иак.4:9,10). Разве никто не говорил ей, что с грехом нужно бороться? «…и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13). Не читала ли она в Писании, что грех следует умерщвлять? «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол.3:5,6). Не потому ли не сложилась ее личная жизнь, не потому ли в конце августа 41 года она добровольно ушла из мира сего в мир вечного плача и страданий? Кто не проливает слез о грехах на земле, будет вечно оплакивать их за гробом!
2. Очи сердца слепы, если вам чужды справедливость и милосердие!
41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто. 42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
Ужасно, что знатоки Писания фарисея не проявляли милосердия, хотя читали: «Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего» (Прит.22:9). «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).
Милосердию не нашлось места в сердцах фарисеев, они заменили его ритуальной десятиной с пряных трав (мяты и руты), а так же овощей. Сколько раз они демонстрировали жестокость! Хотели побить камнями женщину, застигнутую в прелюбодеянии, положили на своем совете убить воскрешенного Христом Лазаря, несколько раз покушались на жизнь Иисуса Христа и, в конце концов, добились Его смерти.
Увы! Время не лечит жесткость и злобность сердца, оно только способствует их усилению. «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5), — обвинял Павел фарисеев.
Только обращение ко Христу избавляет от этой беды: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).
Как обстоят дела с вашим милосердием? Когда вы в последний раз сделали добро ближним? Когда вы в последний раз навестили больного? Когда в последний раз жертвовали на миссию или церковь? Если вас не трогают проблемы людей, скорее всего, ваши духовные очи слепы.
3. Очи сердца слепы, если вы ищете признания от людей!
43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
Привилегированные места в синагоге находились спереди и были обращены лицом к молящимся. Самыми почетными местами для прихожан были первые ряды, ибо сидящие на них были хорошо видимы присутствовавшими. Сидящим впереди доставалось больше приветствий и комплиментов. А чем большее уважение оказывалось фарисеям, тем значительней наслаждение они испытывали. Этой ужасной болезнью поныне страдают многие люди. Как говорилось в одном фильме «Мы — наркоманы, сидящие на игле чужого одобрения и признания».
Однако главное – быть признанным Господом. Все немилосердные слепцы горько восплачут, когда услышат от Него: «…идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Матф.25:41-45).
Нет ли у нас привычки искать признания у людей, а не у Господа? Помните Его предостережение: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лук.6:26). А так же: «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук.16:15). Чаще всего Божья признательность не совпадает с человеческой. Мир ценит яркое и напористое, сильное и образованное. Бог же ценит иное: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис.66:2).
4. Очи вашего сердца слепы, если люди нравственно оскверняются от вас!
44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
Согласно Писанию: «Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечем, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней» (Числ. 19,16). Все это «карантинное» время осквернившийся не имеет права участвовать в богослужениях и общаться с людьми. Иисус сказал, что фарисеи подобны незаметным могилам или костям. Соприкосновение с ними приносило людям лишь вред: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Матф.23:15). Люди учились от них лицемерить, хвастаться, накапливать сокровища, поверхностно исповедовать веру. Здесь справедлива поговорка: с кем поведешься, от того наберешься.
Что выносят люди из общения с вами? Благословение? Радость? Утешение? Однажды Авимелех, Ахузаф, Фихол - именитые люди Востока, бывшие недругами Исааку, пришли к нему и сказали: «…мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом» (Быт.26:26-29). Миролюбие Исаака и заступничество Бога за него произвели глубокое впечатление на врагов, и они запросили мира. О, если бы и мы могли так благотворно влиять на наше окружение!
Или люди уносят из общения с нами мирской дух, сплетни, опустошение, горечь? Христос предупреждал: «…невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:1,2). Если вы не просвещаете и не освящаете вашим присутствием людей, если они не благодарят Бога за общение с вами, ваши очи нуждаются в исцелении!
5. Очи сердца вашего слепы, если вы практикуете двойные стандарты!
45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Уильям Баркли рассказывает о нравах фарисеев лукаво обходить закон в своих интересах:
«Как знатоки закона они налагали на людей многочисленные крайне неудобные нормы обрядового закона; но сами не соблюдали их, потому что они были мастерами уверток и уклонений. Вот некоторые из этих уклонений.
Субботнее путешествие иудея ограничивалось по закону расстоянием в 2000 локтей (915 метров) от жилища. Но если через дорогу была протянута веревка, то его жилищем становился этот конец улицы и он мог пройти еще 915 метров; если он в пятницу оставлял в любом каком-либо месте пищу, достаточную для того, чтобы насытиться ею два раза, то это место также считалось его жилищем, и он мог пройти от него еще 915 метров!
Помимо других работ, в субботу запрещалось вязать узлы: узлы моряков, узлы погонщиков верблюдов, и веревочные узлы. Но женщина могла повязать свой пояс; поэтому, если из колодца нужно было вытянуть ведро воды, то к ведру нельзя было привязать веревку, а пояс можно было, и таким образом ведро воды можно было достать из колодца!
Было также запрещено носить тяжести, но обрядовый закон гласил: «тот, кто носит что-нибудь в своей правой или в своей левой руке, или за пазухой, или на своих плечах, — провинился; но тот, кто носит что-нибудь на тыльной стороне ладони, на ноге, во рту, на локте, на ухе, на волосах, либо в своей перевернутой вверх дном мошне, между мошной и рубахой, в складке рубахи, в башмаке или в сандалиях — не нарушает закона, потому что он не носит его обычным образом».
Тяжело себе даже представить, как люди могли додуматься до того, что Бог мог установить кому-либо такой закон, и что разработка деталей к такому закону может быть делом религиозного служения, а их соблюдение — вопросом жизни и смерти».
В особой мере фарисеи показали двойные стандарты по отношению к Иисусу Христу. Соблюдая видимость правосудия, они, тем не менее, сознательно нарушили по его всем статьям: вместо беспристрастного разбирательства судьи искали лжесвидетелей. Признали Христа виновным без исследования фактов. Их вину усилил вердикт Пилата о невиновности Иисуса Христа. Несмотря на это, иудеи добились Его осуждения, поставив правителя перед выбором: Иисус или карьера. Для знатоков закона это было высшей степенью лицемерия и интриганства. Злые дела опровергали их «заботу» о благе народа и преданности закону.
Двойные стандарты и поныне в ходу во всех сферах жизни. Называющие себя христианами заявляют о своей преданности вере, но поступают как неверующие. На словах они держатся любви, на деле мстят за себя. На словах заявляют, что идут узким путем, на деле идут широким.
В давнем стихотворении одного христианского деятеля было показано проявления двойных стандартов в церковной общине:
«К труду», — поет сестра, — «к труду!»
И внемлет ей народ:
«К труду! Да только поведу
На свой я огород!»
«Я все отдаю Иисусу», —
Брат громко и бодро поет,
И вынув кошель из кармана,
В тарелку копейку кладет.
«Возьми меня отныне», —
Сестра поет псалом,
А в жизненной долине
Шагает напролом.
«Я быть ничем желаю», —
С волненьем тянет брат.
Сестре простить не может
Уж третий год подряд…
«Душа моя нашла покой»,-
Поют все в унисон.
Нашла покой, да вот какой:
В собранье тянет в сон…
«Я хочу не богатства», —
Так все громко поют.
А коснется, так драться
За богатство пойдут…
Только слепые сердцем люди терпят двойные стандарты. Имеющие здоровые очи решительно изживают их.
6. Очи сердца вашего слепы, если вы отвергаете Божьих посланников!
47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. 49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, 50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, 51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
Фарисеи были преданными потомками гонителей пророков, яростно отвергавшими предупреждения Бога. Вот один из многих примеров приводимым пророком Иеремией «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем». И поставил Я стражей над вами, [сказав]: «слушайте звука трубы». Но они сказали: «не будем слушать» (Иер.6:16-17). «Итак, скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» (Иер.18:11,12).
Это противление своих отцов книжники и фарисеи как бы осуждали и, чтя память пророков, строили им гробницы. Однако на деле они продолжали туже самую линию поведения, обагренную кровью святых, как сказал праведный Стефан: «Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им» (Деян.7:43). Иными словами, под видом служения Богу они служили дьяволу. Чтобы отнять у них какое-либо оправдание премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят. Так оно и случилось. Все апостолы, кроме Иоанна, были убиты. Но прежде их был казнен Сам Мессия. Какая горькая ирония истории, что наследники апостолов, вопреки евангельскому учению о любви к врагам, о противодействии ереси только проповедью здравого учения, приняли дух фарисейства и пошли тропой религиозного насилия. Когда в середине XV в. в Пелопоннесе «отступник» от веры Ювеналий был приговорен к пыткам, членовредительству (усекновение руки, языка, ушей), и утоплению в море, будущий патриарх Константинополя Геннадий, написал похвальное письмо судье города Мистры Мануилу:
«Целую твои уста, которые вынесли приговор кощунственному языку, но еще больше я целую твою душу, которая по-христиански задумала отмщение христоненавистнику за Христа. Я бы поцеловал тебе и руки, если бы ты собственноручно умертвил нечестивца…
Если ты покарал этого трижды несчастного во славу Христову как ее осквернителя (кто бы ни объявил приговора), то пусть этот твой грех будет на мне и на моей голове, а ты не только чист, но и заслуживаешь многих наград…». Подобных позорных примеров преследования инакомыслящих в истории христианства – десятки тысяч. Поистине, «С какой легкостью злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!» (Блез Паскаль).
Стоит прислушаться к голосу митрополита Антония Сурожского: «…Церковь никогда не должна говорить из положения силы. …она должна быть, если хотите, так же бессильна, как Бог, Который не насилует, Который только призывает и раскрывает красоту и истину вещей, Который не навязывает их, и как наша совесть, которая нам подсказывает правду, но которая нас оставляет свободными прислушиваться к истине и красоте или от них отказаться. Мне кажется, что Церковь должна быть именно такой; если Церковь занимает положение одной из организаций, которая имеет власть, которая имеет возможность принудить или направить события, то всегда остается риск, что она будет желать властвовать, а как только Церковь начинает властвовать, она теряет самое глубинное существо – любовь Божию, понимание тех, кого она должна спасать, а не ломать и перестраивать».
Пусть эти слова западут в сердца тех, кто в слепоте души полагает, что добро должно быть с кулаками!
7. Очи сердца вашего слепы, если вы препятствуете людям войти в Царство Божие!
52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
Книжники хорошо знали содержание Писания, знали принципы его истолкования, так что Христос повелел слушателям: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Матф.23:3). Однако они не знали Того, о Ком Писание говорит – Сына Божьего Иисуса Христа. Апостол Павел писал о причине этого незнания: «…умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор.3:14-16).
Отвержение Христа во имя собственной праведности – вот источник проблем иудаизма первого века. Из-за своей ненависти ко Христу он препятствовал людям принять Мессию и стать наследниками Его царства. О, горькое ослепление! О, преступная участь губителей душ человеческих! Апостол Павел через двадцать пять лет после этого разговора Христа с фарисееями писал, что иудеи «…убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1Фесс.2:15,16).
Нет оснований надеяться, что ныне не существует этого признака духовного ослепления. Он вовсю грозит Церкви. Протоиерей Георгий Митрофанов признавался: «У меня есть чувство тревоги, не скажу, за страну, а за Церковь. Опасности ее подстерегают разные, и главная опасность в том, что она все меньше становится Церковью Христовой, говоря о чем угодно, только не о Христе, служа чему угодно, только не Христу».
Если церковь не ведет людей ко Христу, она ведет их в погибель, потому вне Христа не может быть спасения. И когда церковь подменяет собой Христа и Евангелие, становясь для людей «христом» и «евангелием», она закрывает собой путь спасения.
Один разочаровавшийся в церкви человек признавался: «над верующей душой будут издеваться именно там, где меньше всего ожидаешь: в церкви. Будут гнобить, рассказывать, что полезно «смиряться». …когда я ушел из церкви — жизнь моя улучшилась во всех отношениях. Даже в духовном плане. Дураков в моей жизни стало значительно меньше. Духовная жизнь стала честнее: я вижу все как есть, на меня не давит то, что я обязан что-то согласовывать с «церковной жизнью».
Реакция фарисеев на обличение Христа только подтвердила поставленный Им диагноз духовной слепоты: Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
Трудно поверить своим ушам, но именно так все и было! Духовные слепцы предпочли не услышать предостережений Иисуса Христа и уверенным шагом продолжали свой путь к ожидавшей их бездонной пропасти вечной погибели! Пусть Господь сохранит нас от следования их примеру, пусть Его милость поможет нам распознавать начальные симптомы этой страшной болезни и обращаться к Нему за исцелением!