Михаилу Лермонтову было 16лет, когда он написал стихотворение «Ангел». Много воды утекло с тех пор, а стихотворение живет и будет жить, пока существует русская литература. Его читают знаменитые артисты, его положил на музыку великий Рахманинов.
Поэт писал об ангеле, который нес на скорбную землю молодую душу, напевая в пути райскую песню.
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Нам интересно было бы узнать слова ангельской песни, но великий гений не отважился их придумать. Для этого нужно быть, по крайней мере, ангелом. Да и была ли в том необходимость, если на свете есть книга, слово в слово передающая важнейшую ангельскую песню?
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. 9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. 13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! 15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. 17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. 18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. 19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. 20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. (Лук.2:8-20)
Ни одно существенное событие в мировой истории не обходились без ангелов — нематериальных существ, обладающих красотой, святостью, умом, силой, бессмертием. Они присутствовали при творении Вселенной и человека, и радостно славили Бога за Его способность из ничего сотворить великолепное нечто и произвести обилие живого и неживого (Иов. 38:7).
Ангелы посылались к людям для сообщения важных вестей, для защиты от бед или для осуществления правосудия.
Рождество Иисуса Христа никак не могло произойти без их участия. Божьи ангелы отметили явление в мир Спасителя как проповедью, так и духовным концертом. И мы, собственно, пользуемся тем же планом в проведении торжественных рождественских служений.
Ангелы уважают хорошие человеческие обычаи. «Когда в семье иудея рождался сын, местные музыканты собирались около дома родителей, чтобы приветствовать простой музыкой его рождение» (Баркли). Поскольку музыкантов на вифлеемских полях не было, ангелы пели вместо них и великолепно справились с порученной миссией. Жаль только, что пастухи не были вооружены айфонами или айпедами, чтобы запечатлеть это уникальное явление. До этих достижений науки было очень далеко.
Ангельская песня была посвященная Рождеству Христову воспевает три его неоценимых дара.
1. Рождество подарило откровение о величии Божьей любви
«Слава в вышних Богу»
В рождественскую ночь пастухи узнали о том, насколько далеко зашел Бог в Своей любви к человечеству. Бог многократно являл миру Свою любовь. Он сотворил мир, которым мы любуемся и пользуемся (Деян.14:16,17). Он учредил институт брака под названием «Весьма хорошо!». Во всех культурах брак является знаковым и радостным событием. И те, кому не довелось получить высшего образования, но удается жить в браке, могут не расстраиваться — они уже студенты труднейшего института!
Бог показал свою любовь Израилю, сделав его народом-моделью, к которому Он проявил столько верности и заботы, несмотря на его жестокосердие и упрямство. Этот пример вдохновляет нас надеяться, что и из нас у Бога может получиться нечто хорошее, ведь мы – глина, а Он – горшечник.
Особенно значимой явлена любовь Бога в даровании миру Писания, которое учит, исправляет, утешает и руководит верующими. Ответы на молитвы, по которым Бог вызволял из беды, так же свидетельствуют о любви Господа.
Однако любовь, проявленная в Сыне Божьем, несравненно превосходит вышеозначенные деяния. Чтобы это понять, нужно иметь ввиду, кого и как Бог полюбил.
Бог возлюбил грешный мир. Человеческая любовь имеет позитивное основание: красоту, ум, престиж, удовольствие, материальную выгоду. Подобных оснований у Бога не было. Бог возлюбил гнусных, злых, враждебных, лукавых, неблагодарных, жестоких людей. Из этой любви Бога, а не из долга, проистекали все Его спасительные действия.
Человек на подобное неспособен. Я читал о даме, которая на званном обеде оказалась рядом с человеком, которого открыто презирала. Однако по протоколу она былаобязана с ним о чем-нибудь говорить. Она нашлась: «Я не стану с вами разговаривать — потому что не желаю. Но, ради хозяйки, я буду повторять таблицу умножения. Дважды один — два, дважды два — четыре…» — и заставила оппонента пересказывать ей таблицу раз за разом».
Бог так относиться к человеку не может! Ангел возвестил, что Он послал Сына Своего в мир быть Спасителем и Господом. Христос никому не отказал в разговоре, никого не прогнал от Себя. Он благотворил даже врагам и молился за них. Он хочет стать Господином человеческого сердца и даровать ему чистоту Своей праведности.
Самая великая любовь та, которая приносит великую жертву. Некто сказал: «На маленьких подарках держится дружба, на больших — любовь». Для Небесного Отца не было никого и ничего величественнее и дороже единородного Сына. И посылая Его, а не ангела, быть нашим Спасителем, Он показал нам, что возлюбил нас по максимуму. Вот почему мы можем искать общения с Ним и довериться Его провидению. Драгоценный дар Рождества — любовь Бога, явленную во Христе, мы должны принять с благодарностью и смирением. Отказаться от него — ужасная неблагодарность и оскорбление Бога.
2. Рождество подарило мир с Богом
«…и на земле мир»
Некоторые люди недоумевают, примеряя эти ангельские слова к всемирной истории. По данным историков после 1945 года на планете было всего лишь 26 мирных дней. Люди не могут жить не воюя! Американский сатирик Курт Воннегут заметил: «Над чем бы ученый ни работал, у него всегда получается оружие». Где же продекларированный ангелами мир?
Мир, о котором пели ангелы, духовного свойства. И это, прежде всего, мир с Богом. Самое главное беспокойство на свете — где будет проводить душа вечность — в раю или аду. Это очень сильно беспокоило молодого монаха Лютера: «Я бы все отдал на свете, лишь бы знать, что Бог на меня больше не гневается». А он страдал приступами гнева, иногда на самого Господа, на него нападали плотские похоти и богохульства. Он часами исповедовался, выворачивая душу перед духовником свою душу. Ему даже советовали согрешить по крупному, а не размениваться на мелочи. Но Лютер понимал, что и малый грех для праведного Бога не мелочь, но проявление бунта и ненависти.
Только когда он прочитал в Писании, что мир с Богом достигается через веру в искупительную жертву Христа, он ощутил его в душе. Своими страданиями Христос погасил нашу задолженность пред Богом, освободил от неизбежного наказания за грех и открыл доступ к престолу благодати: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф.2:14-18).
Во Христе примиряется человек с человеком и с Богом. Такой не может враждовать с людьми, ибо стал миротворцем : «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук.19:8).
До покаяния отношения человека и Бога напоминают отношения судьи и преступника. Отношения изобличения и возмездия. После покаяния — отношения отца и сына, в которых имеют место любовь Бога, Его забота и дисциплина. Мир, как желанный дар Рождества, может стать достоянием всякого человека, принимающего в сердце Христа. Сделайте этот важный шаг сегодня!
3. Рождество подарило христианское общение
«…в человеках благоволение»
Благоволение — это добрая воля или доброе расположение сердца к кому-то. Подобное состояние — редкость в нашем мире. Это становиться очевидным в очередях за дефицитом или в интернете, где выплескивается на головы людей потоки оскорбительного презрения. Совсем иное дело — общение верующих. В нем незнакомые становятся братьями и сестрами, лишенные любви возлюбленными.
Важнейшим элементом христианского общения является поклонение Христу: «И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях». Пастухи помнили сказанное Ангелом о младенце: «Он есть Христос Господь» и потому не могли, увидев Его, Ему не поклониться. Это было первое, что они должны были сделать. Тоже самое повторили волхвы: «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Матф.2:11). Поклонение Христу выражает себя в молитвах благодарения, гимнах хвалы, воспевающих Его дела и чудные качества, в послушании Его повелениям.
Так же волнующим моментом общения является размышление о Слове Божьем: «Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. 19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем».
Пастухи никогда не знали Иосифа и Марию. Если бы они встретились на каком-то мероприятии, у них не было бы оснований для заинтересованного общения из-за разных взглядов на жизнь, интересов и возраста. Однако благодаря Христу у них появилось общее дело — размышление о Слове. Пастухи рассказывали родителям Иисуса о встрече с небожителями и том, что Бог сказал через них. Они не могли не спросить святую чету, каким образом им открылся Бог, что должен свершить этот чудный Младенец? Притягательность христианского общения состоит в откровении величия, мудрости, красоты Божьего Слова. Недаром общения, в которых участвовал Христос, были общениями вокруг Слова и о Слове: «…народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матф.7:28,29).
Духовный рост верующих связан с наполненностью души Словом Господним: «…как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет.2:2). Глубина отношений со Христом определяются приверженностью Его Слову: «Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лук.8:21). «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23).
Слышание Слова должно иметь приоритет перед делами житейскими: «…у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лук.10:39-42). По библейский счастливы «слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук.11:28).
Чистота души и ответы на молитвы стоят в прямой зависимости от постения Божьего Слова: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан.15:3) «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан.15:7).
Апостолы, получив от властей серьезные угрозы в свой адрес, молились не о сохранности своей жизни, но о возможности проповедовать Слово: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян.4:29. Они понимали важность Писания в деле спасения и совершенствования людей: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17).
Отвергать Божие Слово, значит подписать себе смертный приговор: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан.12:48). Эти свидетельства о важности Писания помогают понять, почему в христианском общении оно играет важную роль.
Полноценное христианское общение несет с собою наполнение духовной радостью: «И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». Иосиф и Мария не могли дать пастухам денег или прибыльные должности. Не материальные приобретения были достоянием участников первого в истории христианского общения, но истины, которые они слышали. Это достоверный опыт святых, отраженный в псалом 118, названном гимном слову Божьему. В нем мы находим такие признания о радости наполнения Словом:
«На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве» (Пс.118:14). «Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих» (Пс.118:54).
«Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103). «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого» (Пс.118:127). «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль» (Пс.118:162). Христианское общение, когда в центре его стоит Божье Слово — величайшее чудо, без которого нам не выжить в этом мире. О если бы умножился этот дар Рождества в нашем мире!
Итак, подводя итоги размышлениям об ангельской песне, можно сказать, что в ней ангелы провозгласили великое откровение о Божьей любви, о примирении с Богом через Христа, о сладости христианского общения. Будет ли ваш ответ на это откровение похож на ответ пастухов — мы должны увидеть то, о чем нам возвестили ангелы? Или ответом будет отвержение этой вести? Да поможет вам Бог принять дар Рождества!
Виктор Семенович, слава Богу за доброе Слово Божье!
Благословений вам в служении!
С Рождеством Христовым!