Второе пасхальное воскресенье названо в честь апостола Фомы, хотя заслуг апостола в том не было. В тот день он не претерпел мученическую смерть, не свершил никаких духовных подвигов. Предание говорит, что все это произошло в его жизни намного позже. Но в этот день апостол повторно обрел веру в Господа Иисуса Христа. Восемь дней после Пасхи он провел в мрачном настроении, не веря свидетельству друзей об их встрече с воскресшим Господом. Он говорил: «Пока не вложу моих пальцев в раны Христа, не поверю!». Он не был готов поверить в воскресение Иисуса Христа с чужих слов, не доверял даже своим глазам, но желал осязать раны Воскресшего Спасителя.
Обычно, рассуждая о Фоме, делают акцент на его неверии. Мы поступим по-другому: сосредоточимся на словах Христа о блаженстве веры.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан.20:26-29).
Многие желали бы уверовать под воздействием какого-то чуда столь же сильно, как уверовал Фома, признавший в Иисусе Бога во плоти. Пока Христос ему не явился, он вел дискуссии о невозможности воскресения, но стоило ему увидеть и услышать Христа, надобность в дискуссиях сразу отпала. Оковы уныния и сомнения были расторгнуты, и апостол обрел свободу. Свободу верить.
Казалось, Фома мог бы успешно благовествовать интеллектуалам-саддукеям, отрицавшим воскресение мертвых. Или с этим захватывающим свидетельством он мог бы объехать весь мир и помочь множеству людей, для кого учение о воскресении всегда было камнем преткновения. Они постоянно видели вокруг себя жатву смерти: прощались навеки с детьми, друзьями, родителями, видели истлевшие останки людей или животных. Они знали, что уходившие в мир иной никогда не возвращались. Очевидность смерти, несокрушимость ее оков так сильно давили на сознание, что оно отказывалось поверить в воскресение. Вот где пригодился бы Фома! Он бы в мельчайших деталях с неподдельным воодушевлением описал бы, как явился ему воскресший Христос, после чего в его душе уныние и страх уступили место радостной вере.
Многие хотели бы пережить подобный опыт. Если человеку предложить послушать на выбор две истории обретения веры: через захватывающее видение пребывания в аду и на небесах и просто через чтение Писания и молитву, - он с большой степенью вероятности выберет сенсационную и яркую историю. Однако Христос не счел чудесное уверование Фомы опытом, полезным для распространения и подражания. Это необыкновенное превращение неверующего в верующего не принесло Христу особой радости. Подобным образом не приносят удовольствия помидоры и огурцы, выращенные в теплице на почве, сдобренной химикалиями. Они могут выглядеть аппетитно, но безнадёжно проигрывают по вкусу и безопасности неказистому помидорчику с дачной грядки. Христос признает блаженной веру, произрастающую на натуральной почве Писания. В ней есть и удивительный вкус, и красота: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан.20:29). В чем блаженство веры от Писания?
1. Вера от Писания возвеличивает слово Божие.
Христос многократно говорил ученикам, что претерпит мученическую смерть от фарисеев, книжников и первосвященников. Он утверждал, что это будет необходимо для искупления мира. Он также говорил о Своем воскресении. Однако ученики никак не понимали Его слов. Им казалось невероятным, чтобы Сын Божий принял смерть. Такое непонимание самого важного дела Христа уничижало слово Божие. Получалось, что Христос говорил на ветер. А между тем, на свете нет ничего дороже Писания. Оно названо хлебом, питием, медом, светом, сокровищем, истиной, жизнью. Христу по душе вера, опирающаяся на то, что сказал Бог в Своем Слове. Это самое надежное основание, которое не могут поколебать бесы, несчастья и грех.
Когда вера читает в Писании: «тем прославится Отец Небесный, если вы принесете много плода», она пускает в эти слова свои корни и молится: «Не хочу малых результатов, дай многим прославить Тебя!» Когда читает: «у верующего потекут реки воды живой», она просит: «Наполни меня Духом, чтобы из уст моих изливались слова благодати!» Когда читает «многими скорбями надлежит войти Царство Небесное», то просит о мужестве и терпении.
Вера претворяет в жизнь все, что ей сказано Богом в Писании.
Перед нами каждый день ставится выбор: поступить по нашим соображениям или по слову Божьему. Поступить по любви или по справедливости? Простить или не прощать? Сказать правду или солгать? Удовлетворить плотские желания или противостоять им? Сохранить брак или разрушить? Принять крещение или не связывать себя какими-либо обещаниями? Молиться или молчать? Искать Божьего царства или земного? Признавать библейское учение или отвергать его?
Многие люди придумали себе такое объяснение, чтобы не жить по слову: Да, Писание говорит так, но жизнь диктует другие правила… Так либеральные богословы нашли, что воскресение противоречит законам природы, и потому Христос воскрес только в сознании апостолов, как светлая идея. Якобы, память о Нем и есть воскресение из мертвых. Насколько изворотлив греховный ум!
В такой либеральной вере нет никакого счастья и утешения. Что пользы от Иисуса, который жив только в памяти? Что пользы от Его правильных слов, если их автора поглотила смерть? Какой смысл отказывать себе в удовольствиях, страдать и умирать ради мертвого? Более правильным было бы следовать принципу: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем». Так живут бабочки-однодневки, так уж они устроены. Но печально, если по тем же принципам живет человек с бессмертной душой. Да и с какой стати мы должны измерять Бога законами природы или человеческими возможностями?
В одном городе церковь решила согласовать с чиновниками проект размещения на рекламных щитах тезисов Реформации: «Только Писание! Только Христос! Только вера! Только благодать!». Чиновники попросили убрать слово «только», ибо оно может ранить чувства представителей других религий, считающих свою веру истинной. Мир желает, чтобы христианская вера была неопределенной и не претендовала не исключительность. Христос же ценит веру, держащуюся Его истины. Истина же всегда конкретна и открыта в Писании. Бог экзаменует наше отношение к Его Слову, допуская различные искушения и трудности: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:2,3).
2. Вера от Писания радует Бога
Христос умеет радоваться и подмечать хорошее. Он обратил внимание на смирение мытаря в храме, полюбил богатого юношу за вопрос о вечной жизни, одобрил правдивое признание самарянки о своем неподобающем образе жизни, высоко оценил жертву бедной вдовы, возрадовался об успехах учеников в изгнании бесов. Но более всего Его радовало проявление веры.
Секрет радостных взаимоотношений между людьми скрывается в доверии. Русский поэт Эдуард Асадов замечательно выразил это в известных строках:
Когда на лице твоем холод и скука,
Когда ты живешь в раздраженье и споре,
Ты даже не знаешь, какая ты мука,
И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,
А в сердце и свет, и любовь, и участье,
Ты даже не знаешь, какая ты песня,
И даже не знаешь, какое ты счастье!
Доверие приносит счастье не только во взаимоотношения человека с человеком, но и человека с Богом. Когда мы доверяем Богу, мы становимся для Него песней и счастьем. Посмотрите, как порадовал Христа своей верой сотник: «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Матф.8:5-10).
Христу было приятно, что римский сотник проявил потрясающую веру в могущество слова Спасителя. Он не мог удержаться, чтобы не похвалить его. Такую же похвалу Он воздал вере женщины-хананеянки, которая, несмотря на ясный отказ Господа помочь ей, все же верила, что Он отзовется в Своем милосердии на ее нужду: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матф.15:22-28). Чем большие трудности преодолевает вера, тем больше радуется ей Христос.
О, если бы мы чаще думали о нашем долге радовать Христа! Наше сердце часто блокируется осознанием нашего несовершенства, и мы печалимся о нем. Мы проецируем нашу негативную самооценку на Спасителя, Который знает о нашей греховности несравненно больше, чем мы, и ждем от Него только осуждения. Однако взгляд веры, укорененной в Писании, совершенно иной: Христос не судит тех, кто осуждает себя (1 Кор.11:31). Он радуется их вере, ибо она дает Ему возможность работать над характером человека.
3. Вера от Писания служит примером для других
Церковь в Фессалониках, основанная апостолом Павлом, практически сразу после своего возникновения подверглась жестоким гонениям от иудеев и язычников. Даже святые апостолы беспокоились: выдержит ли церковь столь мощную агрессию врагов евангелия? Не отпадет ли от веры? Церковь выдержала гонения, и причина ее стойкости заключалась в серьезном отношении к Божьему слову. «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1Фесс.2:13).
Их преданность вере в Божие Слово в короткое время стала достоянием церквей Малой Азии: «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла [слава] о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать» (1Фесс.1:6-8). Слово «пронеслось» может также иметь значение «прогрохотать, словно раскат грома». Церкви древнего мира были впечатлены и вдохновлены верой Фессалоникийцев и становились так же бесстрашными в своем свидетельстве миру.
Яркие примеры веры всегда возбуждают энтузиазм. Они свидетельствуют: «Бог реален. Ты также можешь быть героем! Дерзай!»
Что побудило Джорджа Мюллера взять на себя труд по заботе о сиротах без спонсоров и государственной поддержки? Вот как он объясняет свой выбор:
«Исполняя должность пресвитера в Бристольской общине, встречаясь и переписываясь с многими верующими, я обратил внимание, что дети Божии в наше время ни в чём так не нуждаются, как в укреплении веры. Однажды я посетил одного брата, работавшего в сутки не менее 14-16 часов. Понятно, от этого уставала не только его плоть, но и душа. Он больше не имел времени для дела Божия. Я ему дал совет, чтобы работал поменьше, чтобы организм отдохнул, и чтобы ему укрепиться во внутреннем человеке чрез чтение Слова Божия и молитву. Он мне ответил, как обыкновенно на это отвечают: «Если мне только меньше работать, то моя семья будет терпеть нужду. Даже и теперь, при таком усиленном труде, нам еле хватает, ведь жалованье такое маленькое». Разве такой ответ исходит из доверия Богу, который сказал: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится»?
В таких случаях я отвечал: «Мой дорогой друг, не вы, а Господь позаботится, чтобы ваша семья не нуждалась. Тот, кто позаботится о вашей семье во время вашей болезни и безработицы, Тот же позаботится и теперь, когда вы будете меньше работать, чтобы уделить время на чтение Библии и молитву. Иногда люди как будто с этим соглашаются, но на их лицах написано: «Но как далеко я уйду, так поступая?» Поэтому мне хотелось дать братьям ясное доказательство, что наш Бог и Отец есть тот же верный Бог, каким Он был всегда. И что Он, в наши дни, тот же ЖИВОЙ БОГ для всех, кто на Него полагается.
Иногда мне приходилось встречать людей, сильно беспокоившихся о своей старости: Как они будут жить, куда денутся, когда уже не будут в состоянии работать. Таким я говорил, что Бог помогал всем, кто на Него возлагал свою надежду. Но они мне отвечали, что теперь другие времена, не то, что раньше, и я мог чувствовать, что они не смотрят на Бога как на живого Бога. Я часто об этом скорбел в своей душе, и у меня явилось желание воочию всем показать, что и в наши дни Господь не забывает тех, кто доверяются Ему.
Для некоторых братьев коммерсантов было во вред то, что они вели свои дела так же, как неверующие. На мое указание, чтобы они вели торговлю по слову Божию, они мне отвечали, что конкуренция большая, время тяжелое и людей очень много. Указывались еще и другие причины, почему им нельзя вести торговлю по слову Божию. Иногда иной и желал, чтобы было что лучше, но я не встречал, чтобы кто определенно стал из торгующих на сторону Божию, решивши во всем положиться на Бога и сохранить не осквернённою свою совесть. Мне хотелось и этих христиан наставить чрез наглядные примеры, что СТАРЫЙ БОГ и ПОНЫНЕ ТОТ ЖЕ.
Также была еще иная группа людей, обязанности которых не были совместимы с доброй совестью, но они не желали оставить свое дело или предприятие, боясь потерять доходное дело и остаться без куска хлеба. Хотя я знал, что Господь и в других может пробудить такую же веру, какую он мне дал, но я желал им воочию доказать, что Бог верен.
Потом я подумал, что мне должно служить церкви Христовой тем даром благодати, которым Он наделил меня, т. е. вполне доверять обетованиям Божиим. Я знал многих христиан, которые отравляли свою жизнь личным недоверием Богу, и я, думая об этом, часто печалился, но Бог использовал эту скорбь как корень, из которого выросло потом страстное желание показать церкви и миру, что Бог не изменился, что доказательство должно было быть для всех очевидным, именно то, что я — бедный человек — лишь верой и молитвою, ни к кому из людей не обращаясь за помощью, добыл столько средств, чтобы открыть и содержать приют для сирот. Это должно было укреплять сердца братьев и сестер и также привлекать и пробуждать не обращенных, так как все слова Божии и Его дела — истинны. Это было главной причиной, почему я приступил к открытию приюта».
Думаем и молимся ли мы о том, чтобы нам быть вдохновляющими образцами в вере или мы об этом даже не мечтаем? Читаем ли жизнеописания героев веры, чтобы понять, какую полезную жизнь может сотворить Бог, если она посвящена Ему?
Вера неизменно становится образцовой, когда укореняется в Божьем слове. Вот те обетования, которые вдохновляли Мюллера заботиться о сиротах : «Просите, и дано будет вам. Ищите, и найдете, стучите, и вам отворят. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». (Мтф. 6: 7-8). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». (Иоан.14:13-11). «Посему говорю Вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа, не больше ли пищи, и тело — одежды?» (Мтф. 6: 25-34).
4. Вера от Писания не останется без воздаяния
Когда-то Бог сказал Аврааму: «…не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика» (Быт.15:1). Это же обетование относится ко всем, кто отважился верить в Писание. Когда-то Александр Солженицын очень точно подметил, что значит стать баптистом: «трудно было ему (Силину) обрубить себя по их вере». Стать верующим означало «обрубить себя» по лекалу евангельского учения и не привносить в него ничего своего. Именно эта преданность учению Христа произвела на писателя сильное впечатление: «вера у них — очень твёрдая, чистая, горячая… Все они честны, негневливы, трудолюбивы, отзывчивы, преданы Христу». Такая вера и получает великое воздаяние. Мы остановимся на четырех важнейших воздаяниях вере, хотя на самом деле их больше.
- удивительные отношения с Богом
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1,2)
Принимая Христа, вера вместе с Ним принимает примирение с Богом и утешается тем. Бог по-отцовски относится к человеку и дарует ему необходимые блага:
В Иисусе Бог мне не судья,
Он Друг и Пастырь мой;
Он мой покров и жизнь моя,
И радость, и покой.
- Удивительное отношение к страданиям
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:4,5)
Страдания перестают быть разрушительными событиями для верующих и производят в них важные духовные качества. Подтверждение тому письмо жены известного английского проповедника Кристофера Лова, за день до его казни в 1651 году. У этой молодой женщины через несколько месяцев должен был родиться ребенок. Ее муж за проповедь евангелия был схвачен и приговорен к смерти.
«Перед тем, как я напишу следующее слово, я прошу тебя, Христофор, не думай, что тебе пишет жена. Думай о том, что тебе пишет друг. Я надеюсь, что ты свободно отдал свою жену и своих детей Богу, Который сказал в Иеремии 49:11: «оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня». Твой Создатель будет мне Мужем и твоим детям Отцом. Пусть Господь сохранит тебя даже от единой печальной мысли по поводу твоей семьи. Я желаю свободно отдать тебя в руки нашего Отца и смотреть на твою смерть за Христа не только как на венец твоей славы, но и как честь для меня в том, что мой муж нужен Христу».
Посмотрите, какие чувства и помышления произвела вера в этой женщине в испытании скорбью! Она не переживает о своем вдовстве, о том, что ее дитя остается без отца. Она не задает вопросов, как проживет без кормильца. Любовь к Христу побуждает ее укреплять мужа на трудном поприще и положиться во всем на Бога. Да пошлет и нам благодать Божия в наших несравнимо меньших испытаниях показать силу веры.
- ответы на молитвы
«и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф.21:22).
У каждого истинно верующего человека должен быть опыт получения ответы на молитвы. Некоторые даже ведут дневник молитв, в котором они записывают прошения и полученные ответ. Не было бы никакого утешения и радости в вере, если бы Бог к ней оставался безмолвен. Однако Бог необыкновенно щедр. Он дает ответ «просто и без упреков» (Иак. 1:5).
- небесную награду
«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).
Награда дается за верность, проявленную среди испытаний. И она будет великой, поскольку даст ее великий и щедрый Бог. Жена Кристофера Лова могла поддержать своего мужа, потому что не теряла из виду этого воздаяния веры:
«Я не позволю себе говорить с тобой или даже допустить мысли в своем сердце о неизреченной утрате. Вместо этого, я полностью направляю свой взор, чтобы созерцать твое неописуемое приобретение. Ты оставляешь своих детей, братьев и сестер, чтобы пойти к Господу Иисусу, твоему старшему Брату. Ты оставляешь друзей на земле, чтобы присоединиться к наслаждению святых и ангелов, и духов праведников, совершенных в славе. Ты оставляешь землю, чтобы наследовать Небо. Ты обмениваешь темницу на дворец.
Если земные желания начнут подниматься в тебе, я надеюсь, что Дух благодати, который в тебе, успокоит их. Зная, что все на земле это только мусор в сравнении с тем, что на небесах. Я знаю, что ты устремляешь свой взор к упованию славы, Христофор. Это даст тебе силы стать выше земных потерь. Дорогой, я знаю, что Бог приготовил для тебя славу и тебя для славы. Я уверена, что Он сделает твой путь к этому наслаждению сладостным.
Когда ты будешь одеваться завтра утром, думай о том, что я одеваюсь в свое свадебное платье, чтобы навечно быть обвенчанной с моим Искупителем. И когда вестник смерти придет за тобой, пусть он не выглядит для тебя страшным, но смотри на него, как на глашатая доброй вести о жизни вечной. Когда ты поднимешься на эшафот, думай, как ты и говорил мне, что ты поднимаешься на огненную колесницу, которая унесет тебя в Отцовский дом. Когда ты положишь свою драгоценную голову, чтобы принять удар, помни, что ты говорил мне: «Хотя голова моя будет отделена от тела, но в тот же момент моя душа будет соединена с моим главой — Господом Иисусом. Хотя это может показаться чем-то горьким, что я оставляю эту земную жизнь раньше, чем я хотел бы, давай признаем, что это воля и повеление нашего Небесного Отца. Пройдет совсем немного времени, когда мы снова будем вместе наслаждаться друг другом в небесах». Христофор, давай утешать друг друга этими словами.
Не волнуйся, мое дорогое сердце, всего лишь небольшой удар и ты будешь там, где уставшие находят покой и где зло прекратит причинять нам боль. Помни, что ты будешь вкушать обед с лучшими травами, и что ты будешь иметь более сладкий ужин со Христом в этот вечер. Дорогой, я пишу это письмо не для того, чтобы тебя учить, потому что это утешение, эту перспективу на происходящее я получила от Господа, когда ты учил меня. Я больше не буду писать или беспокоить тебя в этой жизни; вместо этого я вверяю тебя в руки Божии, с Которым ты и я будем навеки вместе. Прощай, мой дорогой. Я больше никогда не увижу твоего лица до тех пор, пока мы вместе не будем видеть лицо нашего Господа Иисуса в тот великий день».
Слава Богу за таких героев, которые благодаря вере видят не смерть, а то, что за смертью — славную вечность! Будем им подражать, ибо и нас призывает Апостол: «…не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр.10:35).
Дякую за хорошу проповідь.
Благослови вас Бог, дорогой. Олексiй!