Жизнь прожить – не поле перейти… Это тем более верно, что каждый встречает на этом пути свои трудности. Наступивший 21 век не принес ответа на некрасовский вопрос «кому на Руси жить хорошо?» Президент страны назвал себя «рабом на галерах», а простой человек в условиях неудержимого роста цен на ЖКХ, лекарства, продукты питания ощущает себя рабом безжалостного рынка. Изнутри людей разъедает тревога, сомнения, нечистая совесть, а извне атакуют людская злоба и зависть. Трудно поверить, что когда-то сбудутся слова песни-молитвы, которую поет Жанна Бичевская:
Я верю, что годы страданий пройдут,
Что люди свое окаянство поймут,
И буйную злобу и ненависть вновь
Заменит взаимная наша любовь.
В июне 2012 года руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центр», заместитель главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» Борис Дубин на семинаре в Московском центре Карнеги сделал грустное признание: «Я с самого начала не верил в религиозное возрождение России и за 20 лет не стал в это верить. Гипотеза религиозного возрождения не подтвердилась». Социолог привел данные о качестве религиозности в России, из которых следует, что крещенными являются 90% населения, но только 15 % из них непременно бывают в храме на Пасху, 10 % регулярно постятся и ежедневно молятся, 3-4 % знают 10 заповедей и Символ веры. При таком низком уровне благочестия не стоит рассчитывать на процветание.
В давние годы были популярны слова Николая Островского, автора романа «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества». Слова очень правильные и проникновенные, но их первоначальный смысл утратил свою актуальность. Прежде всего, человек нуждается в освобождении от рабства греха, а уже потом — от внешнего угнетения. Высокие идеалы героев Островского потерпели полный крах. Идея построения коммунистического общества оказалась не только утопичной, но и бесчеловечной. Она исковеркала и погубила миллионы жизней. Новая национальная идея, которая бы сплотила людей, еще не сформировалась. Каждый спасается, как может.
На этом безрадостном фоне жизнь верующих выглядит исполненной смысла и оптимизма. Их путь следования за Христом — испытанный и верный в мире зла и обмана. «Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан.8:12). Счастлив тот, кого Спаситель поставил на этот путь и повел за Собою! Однако и на этом верном, блаженном пути можно попасть в большие неприятности – остановиться, как остановились Галаты (Гал.5:7), свернуть в сторону, как свернул Димас (2Тим.4:10), сильно упасть, как упал апостол Петр (Мр.14:68). Недаром путь в небо назван узким и тернистым.
Один скульптор создал композицию под названием «Жизнь», изображавшую группу людей, несущих огромный венок из терний, увитых цветами. Кому-то попался ровный участок венка, и он несет его с беззаботной улыбкой, а кому-то острый шип впился в плечо, и он идет, пригнувшись, с перекошенным от боли лицом. Кто-то из благополучных путников пытается помочь страдающему товарищу, поддерживая протянутой рукой тяжесть колючего венца.
Именно такую поддержку в прохождении земного пути оказывает нам апостол Павел. В послании к евреям 12:1-13 он говорит об условиях успешного странствования, соблюдая которые, мы непременно достигнем цели.
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (К Евреям 12:1-13)
Первый и тринадцатый стихи служат обрамлением для бесценного шедевра – пяти советов, которые апостол Павел дает странникам. Первый стих начинается с призыва идти за Христом, а тринадцатый призывает идти достойно.
1. Верьте, что с помощью Бога вы одолеете этот путь!
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей…будем проходить предлежащее нам поприще.
Облако свидетелей, на которых призывает смотреть апостол Павел, — это люди, упомянутые в 11 главе послания. Они отличались друг от друга по полу и возрасту, по социальному положению и условиям жизни. У многих из них были тяжелые периоды в судьбе, когда путь в Небесную страну казался непреодолимым. Они страдали и плакали, ошибались и падали. Порой они проявляли героическую веру, а порой — постыдное малодушие. Однако вопреки всем внешним трудностям, слабостям плоти и нападкам дьявола, они все же достигли цели. Бог давал им силы подниматься и идти вперед. Он помог
- Ною, случайно злоупотребившему вином;
- Аврааму, сбитому с толку советом Сарры взять в жены Агарь;
- Раав-блуднице, пожелавшей спасения себе и своим близким;
- Самсону, временно обольстившемуся Далидой;
- Давиду, давшему однажды повод врагам хулить Господа
Все они верили в Божьи обещания и Божьи возможности. И Бог не обманул их надежды! Когда мы взираем на этих людей, мы говорим себе: Бог помог им — значит, поможет и мне! Если мы будем взвешивать свои способности выдержать искушение, все надежды рассыпаются в прах. Нам не одолеть предстоящего пути своими силами! Лучше поставить вопрос иначе: «может ли Бог довести нас до цели?» И сразу положение меняется. Конечно, может! Всемогущество Божие является залогом успешного прохождения пути, и ему мы вверяем себя.
Более тридцати лет тому назад нашу церковь посетила семья Поповых из Оренбурга. Красивыми и сильными голосами они исполняли песню: «Я иду по тернистому жизни пути, хоть сомненье внушает мне страх, сколько силы мне нужно еще впереди, чтоб предстать пред отцом в небесах? Все равно я дойду, все равно я дойду…» Пресвитер нашей церкви старец Иван Васильевич Голубков, сидевший у всех на виду, не мог сдержать слез. Ему выпала непростая задача вести церковь во враждебном мире атеизма, и эта песня подкрепляла его веру в успех. Плакали многие верующие. Но плакали не от горя, а от осознания Божьей любви, которая может и хочет привести их на небо:
«Все равно я дойду к тем просторам родным с песней славы в усталой груди. Все равно, все равно стану я перед Ним, и не будет ночей впереди».
2. Оставьте в все, что отнимет ваши в силы!
…свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех
Чем длиннее и труднее предстоящий путь, тем основательнее нужно к нему готовиться. Путники берут с собой не любимые, а необходимые вещи. Так альпинист оставляет дома любимую скрипку или удобное кресло - лишняя тяжесть отнимет силы и не даст пройти маршрут успешно. В отличие от спортсменов некоторые христиане взваливают на себя тяжелую, но бесполезную ношу. Апостол Павел упоминает и бременах и грехах. Речь может идти о бремени поглощенности суетой. Христос учил: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (От Луки 21:34). «…не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (От Матфея 6:34).
Немало пилигримов на пути в небесную страну теряло силы именно по этой причине. С ними случалось то же, что с отставшими от стана израильтянами: враг лишал их жизни. Погоня за богатством, словно трясина, засасывала их в свои ужасные глубины.
Я вспоминаю одного юношу, посещавшего много лет назад нашу церковь. Он был сиротой, и одна верующая семья заботилась о нем. Ему помогли получить квартиру, доверили служение в церковном хоре. Но он захотел «красивой жизни» и устроился работать в ресторан официантом. Зарабатывание денег стало для него важнее спасения души и служения Богу. Он закружился в водовороте страстей и спился… Он мог избежать такой страшной участи, если бы прислушался к словам апостола Павла: «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» и поставил бы на первое место в своей жизни духовные ценности: «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1Тим.6:10,11)!…
Часто невыносимым бременем становится стремление переделать характер другого человека. В «конфетно-букетный» период ухаживаний каждому юноше его избранница кажется верхом совершенства. Но через год-другой после свадьбы он начинает замечать ее досадные недостатки – или отсутствие ожидаемых достоинств. Молодой муж пытается мягкой, а потом и жесткой критикой исправить жену и получает в ответ яростные обвинения в отсутствии любви, в наглом обмане и лицемерии. Возникает душевное, потом физическое отчуждение, а развод становится финальной точкой семейной трагедии… То же самое с женой. Когда у ненаглядного принца обнаруживается совсем не королевская привычка бросать носки по углам и оставлять после обеда грязную посуду – ну как тут не попытаться его перевоспитать? Итог усердных стараний, как правило, плачевный: в лучшем случае муж «изменяет» жене с телевизором, компьютером или автомобилем, в худшем – просто уходит из семьи.
Когда мы взваливаем на себя бремя переделки чужого характера, мы беремся за непосильную задачу. Нам трудно исправить даже свой характер, а что говорить о чужом? Только Бог способен изменить сердце: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27). Браться за то, что по силам только Богу, — значит надорваться и лишиться сил идти по земному пути! Пусть Бог меняет характер ваших родственников и друзей, а вы посвятите свои силы и время исполнению Его воли!
Далее апостол пишет, что путника в небесную страну может лишить силы «запинающий грех». «Запинающий» — означает легко опутывающий. Это грех, в который верующий впадает чаще всего, и который контролирует его поведение. Кто-то чаще всего впадает в гнев, кто-то в печаль, кто-то в обжорство, кто-то в гордость, кто-то в зависть, кто-то в блудные помыслы, кто-то в лицемерие. У каждого свои слабости и странности. Опутывающий грех разрывает общение со Святым Духом – источником силы, и христианин не может идти за Христом. Господь призывает не церемониться с грехом, но свергать его диктатуру постом, молитвой, исповеданием перед служителем и прочими духовными средствами обуздания. «Господи! Или убей меня или удали от меня грех!» — плакал один попавший в беду христианин, и он был услышан Богом. Не берите с собой ничего лишнего!
3. Запаситесь терпением!
…и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще
Пословица «терпение и труд все перетрут» верна и в духовном мире. Терпение есть способность выносить длительные физические или психологические нагрузки. Как всякая способность, терпение возрастает в результате постоянных тренировок. Поэтому апостол Иаков пишет: «испытание вашей веры производит терпение (Иак.1:3,)
Нередко требовательными наставниками в школе терпения становятся скорби: «…от скорби происходит терпение». (Рим.5:3) Поскольку терпение связано с преодолением эмоциональной боли, разочарования, применением значительных усилий по ущемлению гордого «Я», способ его обретения не привлекает людей. Даже христиане не стоят в очереди за терпением, но принимают обстоятельства, способствующие его приобретению, как неизбежную данность. А между тем без терпения не выжить.
Важно заметить, что в перечне признаков Апостола Павел поставил терпение, а не чудеса на первое место! «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами». (2Кор.12:12). Христианин без терпения – человек с крупным изъяном, словно лицо без глаз или носа.
Терпение венчает ослепительной красотой христианский характер: «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».( Иак.1,4) И в самом деле, представьте себе пастора, который обладает всевозможными полезными качествами – хорошо проповедует, поет, сочиняет стихи, пишет музыку, строит церковь, но нисколько не имеет терпения к собратьям по вере. Он их постоянно критикует, взрывается гневом, грозит отлучить. Хотели бы вы стать членами его церкви?
Терпение глубоко роднит нас с Христом. Во втором послании к Фессалоникийцам записано молитвенное пожелание апостола Павла: «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово».(2Фесс.3:5) Можем ли мы измерить терпение Христово? Его жизнь до воплощения была исполнена терпения к живущим на земле грешникам — «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?». (Лук.9:41) Его жизнь после воплощения также полна терпения. Наши грехи для Христа, словно песок для глаз, словно ядовитые испарения для обоняния. И Господь терпит от них боль. «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам».(2Пет.3:15) В свете терпения Христова проверьте совершенство вашего терпения. Вот тест на его подлинность: настоящее терпение не выбирает что терпеть, от кого терпеть и сколько терпеть. Оно в отличие от мирского терпения, беззлобное, безропотное, оптимистичное. Запаслись ли вы этим славным качеством? Оно понадобится вам на протяжении всего пути!
4. Взирайте на Иисуса Христа!
взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
Миссионерка Кори тен Бум, пережившая ужасы нацистского концлагеря за укрывательство евреев, была дочерью часовщика. Еще подростком она беспокоилась о слабости своей веры. И отец сказал ей: «Как люди доверяют нам на починку часы, так и ты неси свою слабую веру Тому, Кто является ее Начальником и Совершителем. Он ее укрепит». Совет отца девочка не могла забыть – вся ее жизнь была связана с Иисусом, о котором она написала потрясающую книгу: «Иисус – победитель!». Взирать на Иисуса — наша обязанность с момента обращения к Господу до перехода в вечность. Христос оставил нам пример. Взирая на Него и подражая Ему, мы обретаем силу идти достойно. «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими». Мы должны увидеть, что Христос не держался за свое право на счастье, но «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест». Ему по праву принадлежала вечная радость в общении с Отцом, Он имел право не принимать на Себя тяжкие муки за грехи людей, имел право умолить Отца об уничтожении грешников, однако вместо Своих прав Он отстаивал наше право на вечную жизнь. Вот почему мы могли обрести спасение!
Если бы мы смогли вовремя остановиться и поразмышлять об этой грани жертвы Христа, это вдохновило бы нас неустанно бороться за право людей на спасение! Однако зачастую мы предпочитаем сражаться за собственное право на свободу, уважение, заботу, власть. В этой бесславной битве мы теряем друзей, здоровье, силы и Божье благословение. Вместо того чтобы сражаться против греха, мы сражаемся друг против друга. Вместо того чтобы проливать собственную кровь, проливаем кровь наших ближних…
Взгляд веры на Христа приносит душе исцеление от эгоизма и помогает вопрос о правах отдать Господу – пусть Он решает, сколько нам дать свободы и отмерить уважения и счастья. Отказ от прав даст нам больше благословений и здесь и в вечности и порукой тому служит пример Иисуса: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:5-11).
5. Правильно относитесь к Божьим наказаниям!
Если бы мы были всегда послушны Божьему голосу, не было бы нужды ни в каком наказании. Но когда мы впадаем в своеволие или мертвой хваткой вцепляемся в «любимый» грех, Господу приходится наказанием ставить нас «на место». Бог не любит наказывать, Он предпочитает дарить людям благодать Своего общения, но если мы вынуждаем Его, Ему приходиться брать в руки исправительную розгу: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» — вспоминал Давид (Пс.117:18). Средства наказания у Господа различны:
- Лишение общения с Собою (Пс.29:8)
- Лишение благословения (Втор.32: 51,52)
- Болезнь (Отк.2:22)
- Немощь (1 Кор.11:30)
- Различные несчастья (Втор.28:15-45)
- Церковные взыскания (1Кор. 5:4,5; 2 Фес. 3:14,15)
- Нападки демонов (1 Цар. 16:14)
- Смерть (Откр.2:23)
Справедливости ради следует сказать, что мы должны отличать наказание от испытания. Особо чувствительные верующие часто их путают между собой. Когда Господь нас наказывает, мы не теряемся в догадках «за что»: Бог ясно дает понять, в чем мы согрешили. Но если причина неприятности нам неизвестна, ее следует воспринимать как испытание.
Как бы ни наказывал нас Господь, мы должны правильно к этому относиться: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя». Пренебрегать наказанием – означает не обращать на него внимания, не делать для себя серьезных выводов. Совет Елиуя очень хорошо отражает правильное отношение к наказанию : «К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду» (Иов.34:31,32).
Неверное отношение к наказанию проявляет себя в унынии: «В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих» (Пс.30:23). Иными словами: «Я неудачник, для меня нет надежды на исправление, я не Божие дитя»… Сатана любит подбрасывать нам подобные мысли и мы их охотно принимаем, ибо они хорошо согласуются с нашим настроением. Однако мы должны видеть положительную сторону Божьего наказания.
Во-первых, мы должны увидеть в наказании доказательство Божьей любви: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». У нас есть мощное доказательство Божьей любви – крест Голгофы. Господь прибавляет к нему еще одно подтверждение – отеческое наказание. Поэтому не забывайте сказать наказывающему вас Богу: «Отец Небесный! Благодарю тебя за Твою любовь ко мне, явленную в наказании. Тебе не все равно, как я живу. Ты желаешь мне добра!»
Во-вторых, в наказании мы должны видеть подтверждение тому, что мы дети Божии: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны».
Усыновление Богом обретается через духовное возрождение и является важнейшим элементом духовной жизни. Без него человек чужд Богу и не имеет морального права произнести «Отче наш». На сыновстве Богу зиждется уверенность в спасении: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:16,17).
Когда человек, называющий себя христианином, грешит, я всегда спрашиваю: «Является ли он Божьим дитятей? Почему его не мучит совесть, а неприятности обходят стороной?». Истинно верующему легче избегать греха, чем мириться с ним: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4). Когда Бог наказывает нас, самое время возблагодарить Его за очередное доказательство принадлежности Ему. О нашем сыновстве говорит Святой Дух и опыт наказания. А при двух свидетелях верно всякое слово!
В-третьих, следует увидеть в наказании школу святости: «Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».
Сколько утешения заключено в этих словах! Целью наказания является не уничижение детей Божьих, но воспитание в них покорности Небесному Отцу и уподобление их Богу в святости, насколько это возможно в земных условиях. Бог учит Своих детей находить удовольствие в праведности. Множество святых, прошедших школу наказаний, славят Его за этот опыт. Конец их пути будет прекрасным. Некто замечательно выразил это в своих размышлениях:
Я просил сил, и Бог дал мне тяготы жизни, чтобы стать сильным.
Я просил мудрости, и Бог дал мне проблемы, чтобы я их решил.
Я просил храбрости, и Бог дал мне опасности, чтобы я их преодолел.
Я просил любви, и Бог дал мне трудных людей, чтобы я помог им.
Я просил благосклонности, и Бог дал мне возможности.
Я не получил ничего из того, что хотел. Я получил все, что мне нужно…