Для апостолов настало время перестать быть ассистентами Христа и потрудиться самостоятельно. Они достаточно проучились в Академии Спасителя и должны применить знания на деле. И чтобы не практиковать религии «пирога на том свете» т.е. не говорить страждущим, как им будет хорошо на небесах, Христос дал им власть помогать людям в их нуждах. Речь шла, в первую очередь, об избавлении от тирании злых духов, болезней и греховных привычек. В этом проявлялось знамение приблизившегося царствия Божьего, в котором под владычеством Христа жизнь будет изобиловать счастьем.
1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,2 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь [в] [путь].5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду (Лук.9:1-6).
Если бы Израиль принял Иисуса, социальная несправедливость, войны, нищета, болезни, одержимость злыми духами остались бы в кошмарном прошлом. Только из-за отвержения Иисуса мир не вошел в желанную эпоху. Однако она все равно наступит, когда, после времен великой скорби, Христос придет установить Свое царство на земле.
Значит ли это, что прочитанный текст имеет только познавательное значение без личного применения? Конечно, нет! Задача последователей Христа осталось прежней – помогать физическим и духовным нуждам людей. Конечно, наша помощь не может полностью походить на помощь апостолов, имевших полномочия творить чудеса. Как бы нам не хотелось свершать чудеса, все же они редкость в наше время. Нет людей, которые обладали бы даром чудотворения. Хвалящиеся подобными способностями — в основном обольщенные и шарлатаны. Мы должны служить миру теми дарами, которые получили и по тем принципам, которые выразил Христос в наставлении апостолам.
1. Получите силу от Господа для служения!
Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,2 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
Текст говорит в первую очередь том, что нам необходима сила противостоять демонам, властвующими над людьми. Многие наши проблемы имеют не только естественную, но и сверхъестественную причину:
- Иов утратил имущество и всех детей потому что тому способствовал сатана (Иов1глава)
- Проповедь апостола Павла отвергалась многими людьми из-за ослепления их умов сатаной (2 Кор.4,4).
- Гонения, претерпеваемые христианами, так же являются местью князя тьмы (Откр. 2:10).
- Желания Давида исчислить народ и апостола Петра отговорить Иисуса от крестного пути были спровоцированы дьяволом (2 Пар. 21:1; Мф. 16:21-23).
- Ложь, с помощью которой Анания и Сапфира хотели представить себя добродетельными людьми, была внушена сатаной (Деян.5:3).
- Сексуальные искушения возникают в том числе и по его усердию ((1Кор.7:5).
- Некоторые угнетенные состояния имеют в основе своей демоническое происхождение (2 Кор.12:7).
- Даже за желанием выйти замуж и жениться может стоять сатана (1Тим.5:11,15)
В послании к Ефесянам апостол Павел говорит о борьбе, в которую вовлечены верующие в Иисуса: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы мог ли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6:11-15 ).
Для победы в этой жестокой борьбе необходима сила свыше. Я хотел бы привести свидетельство русской княгини Софьи Ливен.
Однажды к верующим сестрам пришла женщина, жена рабочего в Петербурге, с просьбой помолиться с ней. Она призналась, что уже более четырёх лет овладеваема злыми духами, другими словами, она бесноватая. Ей было трудно даже пройти мимо церкви; как только она приближалась к церкви, всякий раз с ней начинался страшнейший припадок, с особенной же силой злые духи овладевали ею, когда она слышала Слово Божие или сама пыталась его читать. Стоило ей даже взять в руки Евангелие как ею овладевал страшный припадок ярости. Она уже обращалась к нескольким священникам, но никто не смог ей помочь. И молитва, и пост оказывались бесполезными. Соседи избегали с ней встречаться. Муж решил с ней развестись, а ей не удавалось найти себе работу, чтобы самой прокормиться, так никто не хотел иметь с ней дело.
Выслушав печальную весть этой несчастной, сестры обратились к брату Пашкову, прося его навестить её, что он немедленно и сделал. Она раньше его не видела. Как только он вошёл в комнату, она стала неистово кричать каким-то нечеловеческим и пронзительным голосом, начала наступать, нацелясь своими острыми ногтями, похожими на когти хищного зверя, и со зловещим смехом собиралась броситься на него. Но коснуться его, она не смогла и лишь переставая кричала: «Мы погибли, мы погибли! Зачем он пришёл? Зачем его сюда послали! Мы погибли, навеки погибли!» Не обращая ни на что внимания, Василий Александрович преклонил колена и стал горячо молиться. Понемногу бесноватая стала успокаиваться настолько, что он смог с ней поговорить о её тяжёлом состоянии.
После этого он предложил некоторым верующим собраться, чтобы вместе помолиться над нею. Вскоре после этого в доме Пашкова на Выборгской Стороне собрались некоторые из них. Туда же привезли и Кирпичникову. Как только началась молитва, наступили и приступы, притом с такой силой, что двум мужчинам едва удавалось её удерживать. Она пыталась вырваться, издевалась, богохульствовала и хохотала. Казалось, будто целый легион злых духов вселился в неё, большие и малые. «Смотрите, смотрите! — кричала она, — как они стараются умолить Того, Кого они называют своим Богом! Да, хорош этот Бог, очень хорош, действительно! И всё же Он ничего для такой несчастной, как я, сделать не может». И тут она начала взывать о помощи и душераздирающе рыдать. «Ой, отпустите меня! — кричала она. — Отпустите меня! Разве вы не видите, как сатана меня тащит к себе? Он не хочет меня оставить! Пощадите меня, не удерживайте! Помилуйте, помилуйте! Я больше не могу этого выдержать! Ох, зачем вы меня мучаете? Отпустите нас, говорю вам: отпустите нас! Иначе убью вас!» Так как молитва верующих не прекращалась, крик её становился всё неистовей, будто врата ада отворились в нашей комнате.
Наконец, окончательно истощённая, она упала на пол и лежала неподвижная. Тут настало истинное испытание веры. С 8 часов вечера до полуночи молящиеся не поднимались с колен. Казалось, что милосердие Божие иссякло. Неожиданно больная вскочила и крикнула, чтобы открыли дверь и окна, т.к. злым духам не хватает места, чтобы уйти от неё. «Дайте места, скорей, скорей, а то он задушит меня! Видите, видите, он ищет выхода, всё закрыто! С воем она упала на пол, и оставалась некоторое время неподвижной с бледным изнеможённым лицом, точно мёртвая. После этого она приподнялась и, вполне успокоенная, села прямо и попросила воды. Осмотревшись кругом, она обратилась к молящимся: «Помолитесь обо мне!» Затем попросила она Василия Александровича дать ей Новый Завет — книгу, которой она прежде не могла коснуться. Она взяла её и прижала к сердцу, а потом попросила отвезти её домой.
Когда на следующее утро Василий Александрович наведался к ней, чтобы узнать, как она себя чувствует, он нашёл её вполне здоровой и радующейся в Господе. (Хочу тут прибавить, что с того дня припадки больше не повторялись). Она сказала ему, что сатана не имеет уже силы над ней, потому что Господь, приобретший её Себе в собственность, силен сохранить её. Радость бедной женщины была так велика, что она только и делала, что ходила по своим друзьям и рассказывала всем, что она нашла Спасителя и что больше не боится предстать пред Богом, если Он захочет призвать её к Себе.
Муж её, пьяница, вскоре после этого тоже обратился ко Христу, бросил пить, и они стали счастливыми людьми. Оставив Петербург, они поселились в имении Василия Александровича Пашкова, где стали (для местного населения) благословенными свидетелями любви Господа к грешникам.
В Пашковском архиве нашлась при этой статье ещё следующая приписка: «Последнее, что мы можем сообщить о муже Анны Кирпичниковой, что он в январе 1887 года был приговорен судом к ссылке в Сибирь за проповедь Евангелия».
И поныне свидетели Евангелия сталкиваются со случаями одержимости или оккультной обременности людей. Сатану не запугать ни благочестивыми лозунгами, ни криком, ни угрозами. Единственно, Кого он боится — Иисуса Христа. Вот почему нам важно смиренно и настойчиво просить у Господа силы Святого Духа для победы над врагом.
Далее, нам нужна сила помочь физическим нуждам людей. Мы должны обращать внимание на них. В 25 главе от Матфея Христос подчеркивал его важность: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:34-40).
Клайв Льюис говорил, что спор о том, что важнее — вера или дела, похож на спор, какая половинка ножниц важнее. Дела прокладывают путь к евангелию.
Ю.С. Грачов вспоминал, как он спросил уверовавшего фельдшера Николая: «Я удивляюсь, как наши больные могут жить? Ну кажется, по всем медицинским канонам они должны умереть. Почему они выживают – не знаю…» И тогда Николай сказал: «Юрий, а я за каждого больного молюсь. Я лечу их со всем усердием. И молюсь, чтобы Господь помог. Вот поэтому они и выживают». И если мы так помогаем больным, то приближаем Царство Божие к их душам.
Наконец, нам нужна сила помочь духовным нуждам людей. Важнейшими направлениями в этой сфере является проповедь евангелия и душепопечение. Многие люди борются с чувством вины, ущербности, бесполезности. Их охватывает уныние, сомнение, ропот. Они ощущают себя одинокими и ненужными. Они смогут преодолеть это, если будут наставлены в Божьем Слове, что без силы Духа абсолютно невозможно. Вот почему нам заповедано: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда» (Пс.104:4).
2. Будьте бескорыстными!
И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
С одной стороны Христос желал научить апостолов доверять способности Бога сохранить их одежду и обувь от износа, поддержать здоровье и ежедневно давать пропитание. С другой стороны люди должны увидеть бескорыстие учеников. Даже внешне они должны выглядеть так! Представьте, если бы у них были огромные сумки, которые они тащили за собой или везли на телеге. Разве не сказал бы народ: «Они зарабатывают себе на жизнь болтовней!» Однако ученики не имели ни запасной одежды, ни хозяйственных сумок, ни внушительных кошельков… Они должны были питаться тем, что подадут сердобольные люди. Дадут – хорошо, не дадут – значит надо терпеть. И понятно, что это бескорыстие вызывало хорошие вопросы и готовило почву для принятия Евангелия: «Почему эти молодые люди оставили свои семьи? Почему они проповедуют нам Царствие Божие, не спрашивая никакой платы? Скорее всего, они по-настоящему верят в наступление Божьего царства. Их следует послушать!».
Пример бескорыстия очень действенен! В нашем мире все ищут личной выгоды и когда кто-то проявляет бескорыстие, это становиться сенсацией.
Апостол веры Джон Мюллер известен миру благодаря служению сиротам. Но немногие знают, чей пример оказал на него благотворное влияние.
В 1826 году от чтения миссионерских известий в его сердце загорелось сильное желание поехать в языческие страны и стать миссионером. Но в это время он познакомился с одной девушкой, и его пыл на короткое время остыл: в своих молитвах он уже не был таким ревностным, и они не исходили от сердца, и вскоре он совсем перестал молиться. Потом он познакомился с одним образованным молодым человеком, сыном богатых родителей, Германом Баллом, который оставив полную удобств жизнь в доме отца, работал среди польских евреев, приводя их к Христу. «Его пример произвел на меня глубокое впечатление,- вспоминал Мюллер, — я сравнил его жизнь с моей: ради одной девушки я оставил дело Господне, оставил Его самого. Избрав его своим образцом, я почувствовал в себе достаточно силы порвать эту связь, начатую без молитвы и приведшую меня к отпадению от Бога. И как только во мне это решение окрепло, Господь оказал мне Свою милость, так что я мог отдаться Ему вполне». «Это все было в то время», продолжает Мюллер, «когда я впервые получил в своё сердце Божий мир, который выше всякого разумения»
Увы, дух торгашества и корысти проник в христианскую среду и находит оправдание себе. Один из служителей церкви не постеснялся сказать: «да, церковное начальство живет богато, и это хорошо, а что касается нищенствующего люда – ну так нельзя же жить материальным, нужно нести в церковь все самое дорогое, дабы епископы обладали «дорогими предметами быта». Кто же, глядя на живущих в роскоши пастырей, скажет, что они бескорыстны и поверить их объяснениям евангелия?
3. Явите любовь к людям на деле!
и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь [в] [путь].
Христос призывал апостолов не выбирать себе дома побогаче, где было бы приятно провести время, но входить в первое попавшееся жилище. Войти в незнакомый дом всегда волнительно – как встретят там? Говорят, что первые пять секунд очень важны при встрече, так как именно за это время складывается впечатление, которое и будет определять дальнейший разговор.
Христос посоветовал ученикам говорить на языке любви. Евангелист Матфей в 10:22 сообщает, какие слова любви должны произнести апостолы: «…а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему». Это привычное в иудейском контексте приветствие служило паролем для распознавания ищущих царствия Божьего людей. И если человек откликался на него, приглашая вестников остаться, то следовало продолжить говорить на языке любви, называемом содержательное времяпровождение.
Нет одного шаблона, который мы должны применять к разным жизненным ситуациям. Здесь нужно иметь водительство Духа. Возможно вы что-то расскажите о себе, о причине своего визита и зададите собеседнику вопросы, возможно, вы увидите, что человек нуждается в помощи, которую вы способны оказать. Некоторые осуждали генерала Армии спасения Бута за то, что он предлагал бедным пищу и хлеб вместо того, чтобы проповедовать им Евангелие. Старый воин парировал резко: «Нельзя согревать сердца людей любовью Божией, когда их ноги отмерзают от холода».
Я видел своими глазами, как, во время конфликта на Донбассе, евангельские общины организовывали бесплатное кормление людей, давали им возможность во время бомбежек укрываться в церковных подвалах. Эта неподдельная любовь трогала сердца и они принимали евангелие.
4. Противостойте комплексу неудачника!
А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
Этот комплекс часто сопровождает благовестие. Вас могут отвергнуть, что отзовется болью и нежеланием дальше нести благую весть. Похожее пережил пророк Иеремия: «И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его» (Иер.20:9).
Неудачи были даже у Христа. Сколько не творил Он знамений и чудес Капернауму, Хоразину, Вифсаиде, Иерусалиму, Назарету – они не покаялись. Однако Христос не страдал комплексом неудачника. Он не сказал Отцу: «Забирай Меня на небо… Пять городов не покаялись от Моей проповеди, зачем мне нужна эта миссия»? Нет, Христос продолжал Свой труд.
Чтобы не оказаться неудачником, следует помнить, что же самый главный субъект благовестия не вы, а Бог. «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1Кор.3:6,7). Иона проповедовал ниневитянам без любви и сострадания. Страшно сказать, но он ненавидел слушателей и возвещал им огонь и серу. Однако вопреки неудачному проповеднику Бог совершил в Ниневии духовное пробуждение. Так что не приписывайте себе значительной роли. Вы не в состоянии сделать для грешника самого главного — даровать возрождение. Его творит Бог. Он любит людей сильнее, чем вы и более вас заинтересован в их спасении. Следует все доверить Ему!
Так же не забывайте, что некоторые люди могут прийти к познанию Евангелия гораздо позже. Да, сейчас они отвергают весть спасения. Но для них придёт «день посещения» (1Пет.2:12), когда они вспомнят ваши слова, как вспомнил Петр после отречения слова Иисуса, и горько возопиют о спасении.
Бог от чрева матери избрал Савла быть апостолом язычников. Но шли годы, а Савл все не каялся. Более того, он превратился в яростного гонителем христианской церкви и опустошал ее. Ангелы, наверное, приходили у ужас от его зверств. Однако в определенное Богом время этот гонитель был обращен и призван к служению благовестия.
И, наконец, мы обязаны оставаться библейскими реалистами. Чрезмерные ожидания приведут к разочарованию. А правда заключается в том, что большинство людей никогда не примут евангелия. И причина этого отвержения сверхъестественна: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2Кор.4:3,4). Поэтому считайте огромным успехом спасение некоторых.
5. Возвещайте Евангелие !
и послал их проповедывать Царствие Божие 6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Слово «благовествовать» состоит из двух слов «благо» и «возвещать». Однако эта радостная весть звучит на фоне ужасной: люди обречены в ад. Погибель грозит им из-за греховных поступков. С возрастом их число только увеличивается. Если в день человек свершает 50 малых и больших проступков против Бога и ближних (а на самом деле их намного больше, ибо пророк Давид в Пс.39:13 говорит: «постигли меня беззакония мои: их более, нежели волос на голове моей»), то за 60 лет сознательной жизни накопиться 1095000 прегрешений!
Грехи никуда не пропадают и не списываются с лицевого счета за сроком давности. Они ждут отмщения. Кого не ужаснет слово Бога: «Я помню все злодеяния их; они пред лицем Моим» (Ос.7:2)?
Человек грешит не просто по ошибке. Апостол Иоанн вскрывает ужасную причину греховности: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил…» (1Иоан.3:8). Грешник — слуга дьявола и от этой погубной роли его может избавить только Христос. Как еще живую веточку от обреченного на смерть дерева можно спасти, если привить к здоровому дереву, так и грешник может быть спасен от ада, если будет привит ко Христу через покаяние и веру в евангелие.
В возвещении доброго евангелия большое значение имеет тон, которым мы говорим. Давайте подумаем: действительно ли мы возвещаем людям Евангелие или возвещаем суровый закон? Однажды некий проповедник поделился Роберту Макчейну, что он проповедовал на текст «Обрушились народы в яму». Услышав этот наводящий страх текст, Макчейн спросил: «Смог ли ты это проповедовать с нежностью? Упреки и нарекания мы произносим совсем иным тоном, чем звучит глас святого предостережения. Ведь не жесткие слова пронзают совесть наших людей, но голос божественной любви, услышанный средь грома. Есть люди, которые могут совершенно равнодушно слушать весть об открытых вратах ада и неугасимом огне, но будут тронуты вестью о широко открытых вратах неба, ждущих их немедленного возвращения. Когда мы проповедуем о том, что Благая Весть имеет целью сообщить о гарантии вечной жизни каждому грешнику, поверившему в нее, то поражаем гордую вражду мира против Бога гораздо глубже, чем если бы мы показывали ужас вечного проклятия и второй смерти». Прекрасные и верные слова! Да поможет нам Бог всем сердцем принять наставления Христа о работе с людьми и свершать ее, доколе Он придет!