Список самых важных профессий, который обсуждается иногда людьми, не так уж и велик. К ним относят профессии президента, учителя, врача, спасателя, воина, земледельца. Спору нет, эти профессии заслуживают уважения, однако все они обладают одним существенным недостатком — их результаты со временем неизбежно сведутся к нулю. Как сказал русский философ Владимир Соловьев:
Смерть и Время царят на земле,
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Когда-то время заберет в невозвратную мглу политиков, ученых, врачей, учителей, изобретателей, строителей, творческих работников, и самых простых людей. Библия предупреждает: в огненном вихре распадающегося мироздания исчезнет и наша голубая планета: «земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). На всех делах людей проставлено Божье определение: «…народы трудятся для огня, и племена мучат себя напрасно» (Авв.2:13). С этим уже не спорят ученые. Правда, они утешаются, что это случится не скоро – через миллиарды лет.
Однако из этого правила есть исключение: существует одно дело на свете, важнее которого ничего нет, и результаты которого не исчезнут во веки веков – дело спасателей душ человеческих. Душа имеет величайшую ценность, несравнимую с сокровищами банков и музеев, и если ей не помочь, она наследует после разлуки с телом вечный ад. Никакими словами нельзя описать мучения души в этом месте всех ужасов. Вот почему профессия спасателей душ (или, по евангельской терминологии, ловцов душ) — самое благородная и самая востребованная профессия. И счастливы те, кто овладел ею!
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лук.5:1-11).
То, что случилось в то утро на Генисаретском море, было мастер-классом Иисуса Христа по обучению апостолов азам святой науки спасения человеческих душ. В советской атеистической пропаганде выражение «ловцы душ» носило неизменно оскорбительный оттенок. Однако рыбакам-апостолам это сравнение выглядело похвальным. Раньше они ловили в озере рыбу на смерть, Христос же призвал их ловить души людей из океана смерти для вечной жизни.
Сколь огромная разница! Какой удивительный залог небесной радости! Христос учил, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7,8). Спасенные люди будут благодарить своих благодетелей за их беспримерный труд. Желаете ли вы иметь участие в этом наиважнейшем служении? Желаете ли послужить спасению людей? Тогда прислушайтесь к евангельскому повествованию и воспитайте в себе с помощью Божьей необходимые качества ловца душ. Их, как минимум, четыре.
-
Любовь к Божьему Слову
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Иисус любил Божье Слово и всегда с готовностью делился с народом Своими познаниями. Народ был захвачен удивительным изложением Писания и мог без устали слушать Его часами, а то и днями. Без всякой рекламы тысячи мужчин, не считая женщин и детей, находили Христа даже в пустынных местах и просили о Слове и только о Слове!
И в это утро люди искали не знамений и чудес, а наставления для бессмертных душ. Толпа все прибывала и прибывала, так что Христу пришлось отступать к воде, чтобы все желающие могли Его услышать… Вскоре из-за возросшего напора толпы, Господь принял решение проповедовать из Симоновой лодки, и люди продолжали с наслаждением внимать словам, несущим духовное возрождение и вечную жизнь.
Однако несколько человек, находившихся неподалеку, не слушали внимательно Божье Слово и они, как ни странно, являлись учениками Христа! Причины их невнимательного отношения к Слову Божьему ничем не отличаются от наших.
Ученикам мешала занятость. После продолжительной ночной рыбалки они должны были вымыть сети, чтобы они не закисли и не портились от прилипшей к ним подводной растительности, рыбной слизи и чешуи. К тому же, в грязные сети рыба идет гораздо хуже. Так что у апостолов была уважительная причина не слушать проповедь.
Но к этой причине присоединяется еще одна — плохое настроение. Мужчины были немало расстроены: без толку трудились всю ночь и не поймали ни одной рыбы! Такого еще никогда не было. Тут самая блестящая проповедь не пойдет в голову! Для Петра неудача была особенно горька: Господь подарил его теще 100% здоровье, и она, преисполненная желанием послужить Христу и Его ученикам, ожидала зятя с рыбой, а он должен явиться с пустыми руками. Какой позор перед тещей!
И наконец, усталость не располагала апостолов слушать Христа. Позади была бессонная ночь. Ученики тяжело работали, не смыкая глаз, и у них было только одно желание — свалиться в постель.
Однако эти причины в глазах Христа не оказались весомыми. Он попросил Петра отвлечься от работы и предоставить Ему лодку под кафедру. И вот тот же занятый, усталый и раздраженный Петр сидит в ней и слушает слово Христа. И, о чудо! Как аппетит приходит во время еды, так и во время слушания слова Божия стали отступать раздражение и горечь. Петр понял, что не работа, не успех и не благополучие сетей – самое главное в жизни. Он понял, что самое главное – слово Божие! Его нужно любить более всего на свете! Ему следует отдавать предпочтение.
И как может быть иначе, если Бог использует Слово для спасения и освящения людей? «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17). Когда наступит день Пятидесятницы, Бог употребит апостола Петра для спасения тысяч душ. Если посмотреть его проповедь, то нетрудно заметить, что она, по преимуществу, состояла из комментариев на книгу пророка Иоиля, 15 и 109 Псалмы. Если бы Петр не знал Писания, как мог бы Дух Святой напомнить ему священные тексты? Как бы люди могли спастись? Ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия»(Рим.10:17).
Если вы желаете быть орудием Духа Святого в спасении погибающих, то любите слово Божие и познавайте его! И когда вы встретите человека, озабоченного состоянием души, Слово поможет ему уразуметь путь спасения.
2. Послушание Божьим повелениям
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Все повеления Господа можно разделить на две категории: приятные и неприятные, желанные и нежеланные.
К сожалению, апостолу Петру не удалось оказаться безупречным в области послушания. Когда Иисус попросил его одолжить лодку, у него не было проблем с согласием: «Ты мне подарил здоровую тещу, неужели мне жаль дать Тебе на пару часов мою лодку?» Но стоило Христу повелеть Петру отплыть на глубину и закинуть сети для лова, как тот принялся возражать: «Мы ничего не поймали в самое благоприятное время суток, как же нам поймать в самое неподходящее – днем, да еще на глубине? Какой смысл засорять сети и снова их чистить? Я не спорю, что Ты хороший наставник, хороший плотник, но что касается рыбной ловли, то тут специалист — я. Но поскольку Ты просишь, из уважения к Тебе, по слову Твоему, закину сеть, и ты убедишься, что я был прав». Послушание Петра было половинчатым, в то время как оно должно быть, охотным.полными быстрым.
Как это похоже на нас! Когда Господь повелевает нам принять спасение по вере и надеяться на вечную жизнь или заповедует свершать вечерю в воспоминание Его голгофских страданий, когда просит подать чашу холодной воды страждущему, мы охотно выполняем эти повеления. Но что происходит, когда Он просит любить врагов, прощать до семижды семидесяти раз, повиноваться авторитетам, давать десятину? Вот тут и начинаются наши проблемы с послушанием: с чего это я должен любить злого соседа? Прощать строптивую жену? Повиноваться мужу? Жертвовать свои кровные? Один старец в далекое советское время, незнакомый с арифметикой, сокрушался: где уж нам десятую часть отдать — хотя бы пятую осилить!
Однако ловец человеческих душ должен беспрекословно выполнять приятные и неприятные повеления, иначе ему не стать орудием Духа Святого, как не стал им непослушный царь Саул, которого Дух Святой оставил навсегда. В мире духовном законы столь же действенны, как в мире физическом — Бог употребляет только послушных! Когда Господь повелел Филиппу идти в полдень на дорогу, которая пуста, послушный дьякон не стал перечить: что я буду делать на пустой дороге? Нет, он повиновался Господу, и результатом стало спасение министра финансов Эфиопии. Если вы желаете помочь людям, станьте послушными Богу людьми!
3. Смирение
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону.
Рыбаки — народ особенный. Они, словно дети, радуются хорошему улову и хвалятся им. Недаром говорится: «Самые широкие жесты у рыбаков». Однако здесь, вместо восторга от небывалого улова, всех добытчиков рыбы объял ужас, а Петр «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Чем объяснить столь неадекватную реакцию?Почему апостол Петр признал себя недостойным находиться рядом с Иисусом Христом? Какие грехи вспомнились ему и навели на него страх? Разве он не был принят Христом и не был принят в ученики?
Петр осознал: он посмел заподозрить в некомпетентности Бога и пытался Ему доказать свою правоту! Его оценка Иисуса меняется кардинально: вначале он величает Его наставником, а потом именует Господом. Похожее состояние пережил некогда пророк Исайя, увидевший в храме славу Божию: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5).
Настоящее смирение начинается с осознания себя непокорным и недостойным грешником, не заслуживающим общения с Богом. Мы должны раскаяться в том, что мерой истины для нас служило либо собственное мнение, либо мнение людей, мнение же Бога нас интересовало в последнюю очередь. Вот почему ничего, кроме смерти, мы не заслужили. Именно с этой точки начинается восхождение человека к вершине праведности.
Но как тяжело дается многим это откровение! Они раскаиваются во многих грехах, кроме самого главного – своеволия. Люди составили список семи смертных грехов и отнесли к ним гнев, блуд, чревоугодие, зависть, уныние, гордость, алчность. Однако на самом деле список смертных грехов намного длиннее. И если уж нужно возглавить его, то грех недоверия Богу должен быть на первом месте. Этот грех сделал грешниками святых Адама и Еву и наполнил землю всякими злодеяниями. Если мы желаем быть ловцами душ, нам необходимо постоянно подрезать в себе корень самомнения. Гордость ставит барьер во взаимоотношениях с людьми. Смирение располагает людей к общению и рождает взаимное доверие. А это очень важная составляющая успеха в благовестии.
Мой друг, немецкий пастор ХарольдГоргес, рассказывал о своем служении дикарям: «Они смотрели на меня, белого человека, снизу вверх – очень почтительно. Я был для них словно наместник Иисуса Христа. Однажды я поделился о своих проблемах, с которыми борюсь. Туземцы вытаращили на меня глаза: «Неужели ты такой же как мы? А можно тебя потрогать?» Как только он разрушил свой пьедестал величия, дверь в его дом перестала закрываться. Люди шли к нему с проблемами, зная, что он их поймет и не осудит, ибо сам борется с недостатками.
4. Полное посвящение Господу
И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
Господь заверил Петра, что его жизненное призвание – спасать людей. Порывистый Петр и его друзья сразу поняли, насколько это лучше их прежнего занятия, и долго не думая, отдали себя Господу на служение. Другие евангелисты передают слова Христа несколько иначе: «Я сделаю вас ловцами человеков». Господь отвечает на полную посвященность Ему дарованием особой способности доносить спасительное евангелие.
Упомянутый мной Харольд Горгес рассказывал поучительную историю про одного миссионера, прибывшего на один из Тихоокеанских островов спасать туземцев. Как и полагается, он открыл магазин, где продавался инвентарь, аптеку и церковь. Еще миссионер любил ананасы и попросил туземцев посадить ему огород. Ананасы растут долго – три года, и когда миссионер пришел собирать урожай, он не увидел на огороде ни одного ананаса! Рассерженный, он принялся отчитывать жителей деревни, но те и не думали сознаваться! Тогда миссионер перестал им продавать инвентарь и лекарства. Туземцы пришли в повинной: «Разве ты не знаешь закон джунглей: если моя рука сажала, то мой рот должен кушать»?!
Тогда миссионер предпринял еще одну попытку посадить огород. Он предупредил туземцев: «Я вам плачу деньги за работу, и поэтому, хотя ваша рука сажала, мой рот будет кушать ананасы!». Прошло еще три года. И снова, придя на огород в положенное время, миссионер не обнаружил там ни одного плода.
Разозленный на нечестивых туземцев, пастырь упаковал чемоданы и уехал в себе в Америку. Там он посещал церковь и считал годы, проведенные на миссии, потерянными. Однажды он слушал чтение слова Божьего, и оно сильно зацепило его. Проповедник читал: «Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною» (Пс.49:10,11). Служителя неожиданно пронзила мысль, что он далеко не все посвятил Богу. Мог ли Бог сказать о его жизни и огороде: «Это Мое?» И тогда миссионер попросил Бога простить его за недостаток посвященности и принял решение снова отправиться на остров.
Туземцы обрадовались возвращению миссионера, поскольку он вновь открыл и аптеку, и магазин и снова попросил их посадить ананасы. Проповедник учил людей евангелию, правда, никто так и не обратился к Господу, но он не унывал.
Наступило время сбора урожая, и, как в прежние времена, кто-то собрал урожай до прихода хозяина огорода. Однако миссионер как ни в чем не бывало, продолжал служить людям.
Как — то туземцы пришли к нему с вопросом:
- Пастор, расскажи нам, что с тобой случилось? Ты родился свыше?
- Да нет, я был давно рожден свыше – с пяти лет!
- Нет, ты нас не обманывай! Раньше ты говорил одно, а делал другое. Когда у тебя украли ананасы, ты ругался, закрыл аптеку и магазин и даже уехал от нас. А теперь, когда тебя снова обокрали, ты спокоен и продолжаешь служить нам. Что с тобой произошло?!
И тогда миссионер рассказал им о своем посвящении Господу и о том, что огород так же теперь не его, а Господень. Туземцы приуныли:
-Так что, мы, выходит, у Бога ананасы воровали?
- Выходит, что так!
- Вот почему у нас в последнее время много несчастий стало случаться! Бог нас наказывает за воровство с Его огорода! Что же нам делать, миссионер? Простит ли нас Бог?!
И тогда миссионер еще раз объяснил людям евангелие. И чудо: оно было принято! Деревня обратилась к Богу! И снова миссионер попросил туземцев об услуге. Они посадили огород с ананасами, и снова потянулись три года томительных ожиданий. Туземцы пришли к своему пастырю:
-Дорогой миссионер! Не следует ли напомнить Господу, что Его ананасы уже созрели? Вроде бы самое время их собрать!
И миссионер приглашает их всех устроить праздник жатвы с ананасами. Так чудесно благословил Бог его посвящение, сделав ловцом душ человеческих.
И закинули сети, и выбрали их на рассвете,
Но в глаза не блеснуло, смеясь, серебро чешуи,
И вздыхали, печалясь. Но Он рыболовам ответил:
«Вы не там, рыболовы, закинули сети свои».
И, надеждою грея, Он Симону рек и Андрею:
«На челне отплывите туда, где черна глубина».
И они поспешили, и снасти взметнув поскорее,
Взяли рыбы ловитвой до самого края челна.
Но сказал им: «Уловом вы чрево насытите снова,
От рождения к пище свои вожделенья свели,
Но бедны остаетесь и с самым богатым уловом.
Вы не там, рыболовы, закинули сети свои».
«Есть иное, безбрежное море людское,
Человеков ловцами я вас сотворю на пути.
Души, грешные души, захлестнутые суетою,
Будут вашим уловом, дабы вы смогли их спасти».
И внимали, направя стопы за пророком, за Равви,
И оставили лодки, и рыбу, и груду снастей,
Не мамоннызаради за Ним поспешали, не к славе,
А в пучину, а в волны чужих человечьих страстей.
Свои грубые снасти меняли высокою властью
На незримые сети: ловить не затем, чтоб убить,-
А сберечь, поднимая из бездн сатанинской напасти,
Души стольких заблудших и им как спасение быть.
И пошли бездорожьем, стезею указанной Божьей,
И учились у Равви, как Он просветлять и лечить,
И в судьбине тревожной с Учителем сделались схожи,
И почти невозможно их было теперь различить.
(Лев Болеславский)
Очень благодарен гор.Камянець-Подольський.