Евангельских верующих всегда волновало благо страны. Исторический экскурс Владимира Попова еще раз напоминает о том, что пренебрежение их нравственным потенциалом, проистекающим от учения Христа, привело Россию к бедам гражданской войны, репрессиям 30-х годов, дикому капитализму 2000. Евангелие, преображая духовную жизнь,попутно оздоравливает и жизнь экономическую. О если бы в него по настоящему уверовали россияне — при нашем природном богатстве мы были бы самыми счастливыми людьми на свете!
«Евангельские христиане в годы революции мечтали о свободе, собственных депутатах и Соединенных Штатах России. В России появляются политические партии, основанные на библейских ценностях. Например, программа одной из таких партий зиждется на десяти заповедях Моисея. Причем эти организации не всегда связаны исключительно с православным большинством. Некоторые из них созданы с участием представителей русского протестантизма. Надо сказать, что традиция участия евангельских христиан в российском партстроительстве достаточно старая – она ровесница политических свобод в нашей стране.
Дитя манифеста
Первый всплеск политической активности в среде российских протестантов наметился после известных событий 1905 года. Апрельский указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» и октябрьский «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший свободу совести, слова, собраний, союзов, заложили основы гражданского общества, создали предпосылки для развития парламентаризма и учреждения в России конституционной монархии.
На этом фоне проявилась тенденция к участию в политике религиозных движений и деятелей. В марте 1905 года сформировался «Союз церковного обновления». Среди его идейных вдохновителей были крупнейшие деятели культуры, философы и богословы Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Василий Розанов, Павел Флоренский. Эти же видные представители российской интеллигенции сотрудничали с «Христианским братством», созданным философом Владимиром Эрном, историком и богословом Валентином Свенцицким.
Русские протестанты не остались в стороне от этого процесса. 21 октября, через четыре дня после обнародования октябрьского манифеста, в России появилась христианско-демократическая организация верующих евангельского исповедания. Называлась она «Союз свободы, правды и миролюбия». Данный политический Союз организовали видные представители протестантизма: евангельский христианин Иван Проханов, меннонит Петр Фризен, баптисты Василий Павлов и Николай Одинцов. Центр Союза находился в Севастополе, где было довольно много баптистских, меннонитских и евангельских общин. Этот Союз представлял собой, по сути, зачатки христианско-демократической партии.
Протестанты в России испытывали определенное влияние западных проповедников и богословов. В июне 1905 года руководители баптистских общин Дей Мазаев, Василий Иванов, Василий Павлов побывали на Первом всемирном конгрессе баптистов в Лондоне. Там они окунулись в атмосферу свободного обсуждения самого широкого круга вопросов, связанных с отношениями государства и Церкви, с политикой и социальным служением. Сразу же после возвращения ими был издан объемный сборник докладов, прозвучавших на конгрессе из уст лидеров мирового баптистского движения. «Из Церкви могут и должны происходить те влияния, которые будут преобразовывать все промышленные и коммерческие отношения, которые будут захватывать всю политику и делать ее христианской», – утверждал, например, в своей речи глава Теологической семинарии из США доктор Август Стронг. Для многих западных баптистов, от начала их зарождения в Англии в XVII веке, общественно-политическая деятельность была естественным выражением их веры и воспринималась как часть практического служения Богу и ближним.
Своей ближайшей задачей члены «Союза свободы, правды и миролюбия» ставили участие в думских выборах. Эта цель нашла выражение в специальном воззвании, написанном Прохановым, Одинцовым и Фризеном. «Время это очень дорогое, потому создадим из себя одну неразрывную святую семью, связанную свободой, правдой и миролюбием, но никак не раздорами, грабежами, кровопролитием, разгромами и прочими беспорядками, к которым нас призывают анархисты и революционеры, – говорилось в тексте. – Взойдем же в добрый союз друг с другом, изберем мирно своих представителей, которые будут править по сердцу нашему с царем нашим». К обращению прилагался объемный программный документ под названием «Государственная платформа». Авторы программы ратовали за всеобщее избирательное право с равным, прямым и тайным голосованием всех совершеннолетних граждан, за развитие местного самоуправления в виде областных дум, за выделение земли крестьянам, за реформу суда. Программой предусматривалось также обязательное бесплатное обучение детей, постепенная отмена всякой государственной опеки и прекращение субсидирования каких-либо исповеданий, свобода совести, слова, союзов, собраний, свободное соревнование в евангельской проповеди и в делах христианской любви. Весь этот комплекс демократических реформ предлагалось осуществить при сохранении монархии, то есть совместными усилиями со стороны царя и народных представителей. Вскоре документ был переименован в «Политическую платформу», и в его отдельные положения внесли поправки, направленные на некоторые ограничения требований.
Ввиду родства программ между сторонниками Союза и членами партии кадетов были предприняты попытки установления контактов. Однако тесного сотрудничества добиться не удавалось. Фризен резко критиковал кадетов и октябристов за левый уклон. Со временем часть сторонников Союза все-таки слилась с кадетами, а Союз самораспустился в 1906 году.
Стремление евангельских кругов выдвинуть своих представителей в первую Госдуму увенчалось некоторым успехом. Известно, например, что депутатское место в Думе получили крестьянин Тамбовской губернии, член общины евангельских христиан Иван Лосев и лидер новомолокан, крупнейший землевладелец Таврической губернии Зиновий Захаров. От Северного Кавказа баллотировался в Госдуму председатель Союза русских баптистов Дей Мазаев (1855–1922). Речь Мазаева перед избирателями в Новочеркасске произвела сильное впечатление. На совещании избирательной комиссии кто-то с тревогой сказал: «Боже сохрани выбрать Мазаева, такой ум его и в председатели Думы заведет, а потом, глядишь, и министром сделает. Что тогда будет? Мы ведь не можем оказаться под влиянием баптистов?» Из-за скрытого и явного противодействия продвижение Мазаева в Думу оказалось невозможным.
Дальше – больше
Февральская революция 1917 года, отречение царя Николая II от престола вновь поставили Россию перед необходимостью выбора дальнейшего пути. Невероятное брожение умов, столкновение противоречивых идей, изобилие политических программ сотрясало и будоражило страну. Всеобщий общественно-политический водоворот не мог не затронуть мыслящую часть христиан. Тем более что после прихода к власти Временного правительства христиане всех конфессий обрели невиданную доселе свободу. Для проведения библейских собраний в разных общественных местах не надо даже было посылать уведомления в органы власти. Баптисты и евангельские христиане впервые организуют свободные съезды без всяких ограничений и надзора со стороны государства.
17 марта в Петрограде на специальном собрании влиятельный лидер отечественного протестантизма Иван Проханов (1869–1936) предложил проект создания Христианско-демократической партии. В газете «Утренняя звезда» Проханов поместил открытое письмо, адресованное верующим всех евангельских конфессий. «Теперь, когда старый режим пал и все граждане чувствуют долг принять участие в создании новой гражданской России, мы не можем оставаться равнодушными, – писал Проханов. – Мы должны высказать и свое мнение, что необходимо сделать для полного освобождения и обновления народа».
Проханов объяснял читателям, что позиция евангельских христиан по отношению к сложившейся ситуации в стране может быть доведена до сведения общественного сознания через программу Христианско-демократической партии. Кроме провозглашения демократической республики, подлинной свободы веры, отделения Церкви от государства и равенства всех перед законом разработчики программы прямо затронули социальную сферу. Они предлагали установить восьмичасовой рабочий день, обеспечить выплату гражданам достойных государственных пенсий. А целостность страны им представлялась в виде Соединенных Штатов Российской Республики, которая полноправным членом вошла бы во Всемирный союз государств.
Определенная часть социально-политических идей, заложенных в программу, была созвучна положениям, выдвинутым еще «Союзом свободы, правды и миролюбия» в 1905 году. Основное различие состояло в том, что содержание так называемой Государственной платформы было направлено на поддержку конституционной монархии, а данная программа нацелена на вклад в созидание демократической республики. Программа Христианско-демократической партии также во многом совпадала с «Политическими требованиями баптистов», провозглашенными их лидером Павлом Павловым (1883–1936) в марте 1917 года в Большой аудитории Политехнического музея. Однако программа партии христианских демократов выгодно отличалась тем, что не обошла вниманием социальный фактор. Проханов как человек с острым социальным чутьем глубже понимал политико-экономическую ситуацию в стране.
Обращаясь к единоверцам, организаторы партии отмечали, что нельзя смешивать Союз евангельских христиан и Христианско-демократическую партию. Союз – образование чисто духовное, а партия – гражданское. Она основана не общиной, а отдельными гражданами. А потому вопросы, связанные с деятельностью партии, выносить на молитвенные собрания нет необходимости. У руководителей партии была конкретная стратегическая цель – выдвижение своих представителей в Учредительное собрание и в будущие законодательные учреждения.
Если на обычных богослужебных собраниях было рекомендовано партийных тем не касаться, то на Четвертом всероссийском съезде евангельских христиан в мае 1917 года в Петрограде Проханов выступил с обширным докладом об Учредительном собрании и Христианско-демократической партии, поставив данные вопросы на самое широкое обсуждение. После долгих и жарких дискуссий делегаты вынесли резолюцию: «Съезд находит нежелательным, чтобы общины были увлечены политикой. Но, с другой стороны, съезд приветствует образование Христианско-демократической партии как частное начинание некоторых членов Союза, поставившее своею целью всемерное устройство государственной жизни народа в соответствие с высочайшими христианскими идеалами. Участие в партии есть личное дело совести каждого и исполнение гражданского долга».
Социалисты от Евангелия
В то бурное время на российской политической арене, как известно, действовало множество партий самой разной ориентации. Евангельско-баптистские периодические издания посвятили немало страниц разъяснению и обсуждению программных задач тех или иных партий. Немалый интерес у верующих вызывали партии социалистической направленности. И это вполне объяснимо, ведь последователями евангельского движения в основном были лица из средних и низших слоев народа. Их подкупали благородные на слух лозунги о свободе, мире, равенстве и братстве. Некоторые даже видели в социалистических идеях прямой аналог учения Христа.
Баптистский журнал «Слово истины» не побоялся развернуть широкую дискуссию по вопросу: «Могут ли верующие состоять членами политических организаций социал-революционеров, социал-демократов и других, и не является ли это греховным?» Открытые размышления на данную тему обнаружили разнообразную палитру мнений. Один из авторов, например, утверждал, что «нет никаких оснований считать, что верующие не могут быть членами этих партий, так как для устранения некоторых несправедливостей, для установления некоторой безопасности могут быть употреблены Господом и политические организации». Автор, правда, сопровождал свою точку зрения оговорками. Например: «Членами всей душой, членами только своей партии верующие не будут. Не грех быть членом такой партии, но блажен, блажен, кто этим не отягчен и всецело служит своему прямому назначению». Автор другой статьи, московский баптист Савельев, придерживался иного мнения. Он подверг резкой критике сами идеи социализма, указав на то, что сторонники данной теории хотят достичь равенства и братства с помощью диктатуры, то есть принудительно. По мнению Савельева, «все теперешнее направление социалистической мысли построено и зиждется на зависти и вожделениях плоти… Социализм учит завладеть чужим и сделать его общим». В конечном итоге социализм «причинит обиды и бедствия простодушным людям», заключил Савельев. Этот автор допускает в какой-то мере возможность контактов с социалистами на личном уровне, но решительно протестует против вхождения в членство подобных партий как противоречащих духу и учению Христа.
Примерно в таком же ключе рассуждали и авторы газеты евангельских христиан «Утренняя звезда». Они отмечали, что «на основании слова Божьего христианин не может отрицать власти, государства и собственности, а потому не может принимать учения коммунизма, а следовательно, и того большевизма, который сделался разрушительной силой, разжигая внутреннюю войну в народе».
В связи с большим количеством партий, по мнению протестантов, откровенно игнорирующих или грубо искажающих учение Христа, верующие евангельского исповедания решили создать свою партию с опорой на христианские ценности. Эта партия, по заявлению Проханова, «признает власть, государство, собственность и дает видное место религии».
Христианско-демократическая партия, как и другие, активизировала свою деятельность по мере приближения выборов в Учредительное собрание. Ее Центральный комитет принял специальное постановление об участии в выборах. Выборную кампанию предписывалось вести в деликатной форме, «не занимаясь зазыванием, похвальбой своей группы, страстными фанатичными спорами, унижением и оскорблением других». ЦК рекомендовал местным комитетам выступать самостоятельно, если это возможно, но в особых случаях не возбранял входить в соглашения и с другими партиями не крайнего толка на условиях включения одного или нескольких кандидатов от Христианско-демократической партии в партийный список.
По Петрограду за список кандидатов от партии христианских демократов было отдано 3783 голоса, тогда как, например, социал-демократическая партия «Единство» получила всего 1791 голос. Проханов признал этот результат удовлетворительным, отметив, что «наша партия еще очень молодая и ей приходилось преодолевать великие затруднения в работе».
Как известно, 18 января 1918 года большевики разогнали Учредительное собрание. Вскоре был наложен запрет и на деятельность всех партий, кроме большевистской. «Революция могла принести многое. Она могла принести возрождение. Она принесла большевиков», – эта фраза принадлежит защитнику демократических и христианских идеалов князю Сергею Волконскому.
На осколках христианской демократии
Христианское демократическое движение смогло вновь заявить о себе только на исходе XX столетия, в эпоху перестройки. В начале августа 1989 года на учредительном съезде в Москве был образован Христианско-демократический союз России. В него вошли сотрудники редакции правозащитного журнала «Бюллетень христианской общественности» во главе с Александром Огородниковым, «Союз христианских социалистов» и христианско-демократическое объединение «Человек» под руководством Виталия Савицкого.
На выборах в Верховный Совет РСФСР в марте 1990 года в число народных депутатов вошли известный правозащитник священник Глеб Якунин, в качестве независимого кандидата редактор христианского журнала «Выбор» Виктор Аксючиц и православный священник из Калуги Вячеслав Полосин. Эти люди приняли меры к расширению базы ХДС, преобразовав его в Российское христианско-демократическое движение.
В августе 1991 года судьба нарождающейся российской демократии оказалась в опасности. Во время путча сторонники РХДД сразу же пошли в народ с листовками и воззваниями стать на защиту демократии. Издательство «Протестант» взяло на себя труд по изготовлению и размножению текстов обращений.
В начале XXI века движение пошло на убыль – отчасти из-за раздробленности, отчасти из-за отсутствия широкой поддержки. Участие евангельских верующих в христианско-демократическом движении 90-х годов XX века оказалось предельно минимальным. Его никак нельзя сравнить с тем подъемом политической активности, который наблюдался после издания царского манифеста в 1905 году и в поворотном 1917-м.
Сейчас мы наблюдаем попытки на обломках российской христианско-демократической традиции возродить политические партии евангельской и вообще религиозной направленности. Появилось уже несколько таких организаций, они зарегистрированы. Даже поддержаны представителями РПЦ и протестантских объединений России. Однако пока ничем себя не проявили».
Автор: Владимир Александрович Попов –
преподаватель Московского богословского института
Российского союза евангельских христиан-баптистов.
Материал взят с сайта http://www.ng.ru/ng_religii/2013-06-19/7_protestant.html
Вам так же может быть интересно: