В двадцатых годах прошлого века лозунг из первой советской азбуки «Мы не рабы, рабы не мы» был весьма популярным. Он был хорош тем, что его смысл не менялся при чтении справа налево и находил горячий отклик в сердцах вершителей пролетарской революции. Они с неподдельным энтузиазмом пели:
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был никем — тот станет всем!
Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда
Владеть землёй имеем право,
Но паразиты — никогда
Этих людей можно понять! Согласно Большому толковому словарю русского языка под редакцией С.А. Кузнецова раб есть «бесправный человек, находящийся в полной экономической, политической или психологической зависимости от кого-л. …Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто льстит и низкопоклонствует». Незавидная участь, которая вызывает бурю протеста в человеческой душе!Вот почему идеи индивидуальной свободы и достоинства личности давно и прочно завладели умами людей. Однако здесь, как это часто бывает, перегнули палку. Никто не хочет честно взглянуть правде в глаза и признать, что упорно отстаивающие свое право на свободу, на самом деле находятся в позорном, унизительном, безысходном рабстве своих страстей и похотей – гордыни, блуда, алкоголя, наркотиков, курения, в рабстве человеческих мнений.
В Новом Завете это унизительное для мира слово встречается около 20 раз и имеет совсем другой смысловой оттенок. Апостолы, а с ними все верующие, охотно именовали себя рабами. Но не рабами плоти и похотей, а рабами Господа Иисуса Христа.
К сожалению, у большинства современных христиан это слово не пользуется популярностью. Вместо того они откопали погребенный на свалке истории коммунистический лозунг «Мы не рабы, рабы не мы» и дали ему новую жизнь. Они объявили проповеди моральным насилием, потому что в них есть обязательные для исполнения рекомендации, низводящие человека на уровень раба. Один такой горе-христианин с возмущением сказал: «Как эти парни (он имел в виду авторов Библии!) могут чему-то учить меня, когда они в жизни не видели ни одной стиральной машины»?
Пренебрежительное отношение к этому важному слову еще больше удаляет человека от благословенной жизни в Господе и безмерно обедняет душу. Мы должны ориентироваться на утвержденные Богом стандарты благочестия. Быть рабом Божьим — не благое пожелание, но нравственная обязанность каждого христианина. Он делает человека воистину счастливым. Чудесным пример примером счастливого рабства является дева Мария — мать Иисуса Христа.
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; И Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершиться сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трёх месяцев, и возвратилась в дом свой» (Луки 1: 26 – 56).
Мария дважды называет себя рабой Господней — cначала в разговоре с Ангелом (38 ст.), а затем в Своей величественной песне (48 ст). Я думаю, это выражение как нельзя лучше характеризует святую Деву. Еще в молодости она согласилась с этим предназначением и оставалась ему верной до конца жизни. Этот выбор удивителен, ведь девушки ее возраста мечтали о счастливом замужестве, очаровательных детках, уютном доме. Однако Мария всем сердцем стремилась стать Божьей рабой.Чем характеризуется это положение?
Раб Божий – это, непременно, возрождённый человек!
Писание ясно говорит о природном состоянии человека: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3). Человек уже рождается рабом греха и наследником вечной смерти.
Была ли Мария исключением из этого правила? Для католической церкви — да. В ее учении присутствуют догматы как о непорочном зачатии Христа, так и о непорочном зачатии Девы Марии. Они рассуждают: если человек рождается естественным путём, то он наследует греховную природу, а для Христа было немыслимо произойти от грешного человека. Поэтому Мария имела безгрешную природу, и потому вполне логично ее превозносить как Царицу небесную.
Но это мнение никак не согласуется со Священным Писанием. Оно ясно утверждает, что Мария сознавала нужду в Боге Спасителе. В Своей песне она говорит «возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём» (ст. 47). Называя Бога своим Спасителем, Мария провозглашает, что нуждается в спасении. Она честно призналась евангелисту Луке, как напрасно сделала выговор двенадцатилетнему Христу за то, что Он обрек их с Иосифом на Его мучительные поиски по всему городу. Это происшествие свидетельствовало о несовершенстве святой девы.
Я думаю, нужда в Боге Спасителе была осознана Марией в ее ранние годы. Конечно, мера ее несовершенства была не столь великой, как у прочих людей, но достаточной, чтобы ощутить нужду в возрождении. В книге «Прощение освобождает» есть следующий эпизод: когда Мария Тоги поняла, что беременна, она призвала своих благочестивых подруг, чтобы они молились о благословении ее ребёнка. Она сказала, что если родится мальчик, то она наречет его Иоанном, чтобы он любил Господа Иисуса Христа так, как любил Его апостол Иоанн. Сёстры горячо молились о нем. Когда мальчик родился, его принесли в церковь на благословение. Во время молитвы особая атмосфера благодати Святого Духа наполнила церковь, и многие люди плакали от умиления. Впоследствии Йоганнес Тоги рассказывал, что у него никогда не возникало желания уйти в мир. Хотя он не чуждался обычных мальчишеских шалостей, но это не было дерзким непослушанием.
Мать часто говорила ему: «Йоганнес, ты до своего рождения был посвящён Господу. Ты не принадлежишь этому миру, ты принадлежишь только Христу». Будучи еще ребенком, он неоднократно выступал в церквах с этим свидетельством. Однажды перед богослужением у проповедников состоялся непростой разговор,в результате чего Дух Святой был угашен в сердцах и никто не чувствовал себя готовым проповедовать слово Божие. Тогда пресвитер церкви сказал мальчику: «Йоганнес, ты встанешь за кафедру и расскажешь своё свидетельство». Так и сделали: за кафедрой поставили стульчик, а на него юного свидетеля. И когда ребенок сказал, что принадлежит не грешному миру, а Господу Иисусу Христу, Святой Дух посетил всю церковь и служителей так, что люди стали плакать и исповедовать свои грехи. После этого у братьев вновь возгорелся в сердцах огонь проповедовать Слово Божие.
Но когда Йоханнес достиг подросткового возраста, он заметил, что свидетельство стало каким-то заученным и не исходило более из глубины сердца. Юноша чувствовал, что нуждается в чем-то большем. Он обратился к сёстрам, молившимся о нём, когда он был ещё во чреве матери. Эти женщины серьезно отнеслись к его беспокойству и усиленно взмолились о нем Богу. И однажды Дух Божий коснулся его сердца такой великой радостью, что он, подобно Фоме, готов был кричать: «Господь мой и Бог мой!» Это был миг его духовного возрождения.
По меркам гражданской и религиозной морали, отрочество и юность Марии были безупречными. Но всё-таки любой человек рождается и в грехах, и с греховной природой. Августин говорит об этом: «Младенцы невинны по своей телесной слабости, а не по душе своей. Я видел и наблюдал ревновавшего малютку: он еще не говорил, но бледный, с горечью смотрел на своего молочного брата. Кто не знает таких примеров? …Все эти явления кротко терпят не потому, чтобы они были ничтожны или маловажны, а потому, что с годами это пройдет».
Любому человеку необходимо рождение свыше. Я уверен, что в жизни Девы Марии был момент, когда она пережила духовное возрождение и стала Рабой Господней. Быть рабом — значит навсегда отдать Господу заботу о своей судьбе и посвятить себя Ему на служение. Признаки возрождения хорошо описаны в Первом послании Иоанна. Рождённый от Бога побеждает мир, не может грешить, любит рожденных от Бога, хранит себя от лукавого. Это не значит, что он не согрешает - в том же послании сказано: «если, кто говорит, что не имеет греха, тот себя обманывает». Возрождённый человек не может грешить без угрызения совести, не может находить в грехе постоянное удовольствие. Все эти качества рождённого от Бога человека, несомненно, были присущи Деве Марии.
Раб Божий верен в малом.
Что же особенного могла свершить для Бога простая девушка в захолустном городе Назарете? Проповедовать ей было нельзя - женщины в ту пору считались второстепенными членами общества, им даже в синагоге, отводилось отдельное помещение, за решеткой. Ей не довелось прославить Господа чудотворениями. Не имела дара иных языков, не преподавала в воскресной школе, не трудилась миссионеркой среди язычников. Ее жизнь ограничивалась обыденными хлопотами у очага, во дворе, в поле, заботой о близких, о соседях, о нуждающихся. Но даже эти простые, незначительные в глазах мира дела она исполняла как для Господа, ни на минуту не теряя живого общения с Ним. Бог оценивает наш труд не по его значимости, а по благочестию нашего сердца. Верному в малом Он дает свершить большее!
Есть книга, повествующая об одном монахе, служением которого была работа на кухне. Книжными делами он не занимался, потому что, как считали, для сего у него не хватало способностей. Но этот человек вёл дневник, в котором описывал ежедневно переживаемое ощущение Божьего присутствия в его жизни. Когда он колол дрова, носил воду или готовил пищу, он делал это ради прославления Бога. Среди житейских забот он испытывал такое же присутствие Господа, как в храме, во время Пасхального служения.
Когда мы делаем самые заурядные и простые дела, — будь то стирка, уборка, приготовление пищи, забота о нуждающихся, — ради Господа и с Господом - это и есть проявление верности в малом, достойное вознаграждения…
Мария была верной во взаимоотношениях с людьми. Назарет был маленьким городом, и жители его отнюдь не славились покладистым и дружелюбным характером, скорее, наоборот. Через тридцать лет они продемонстрируют жесточайшее неверие словам своего соотечественника, сына Марии — Иисуса Христа и предпримут покушение на Его жизнь. Не напрасно сложилась в народе поговорка: «Из Назарета может ли быть что доброе?». Мария на протяжении многих лет поддерживала мир с недоброжелательными гражданами, сохраняя в этой агрессивной среде глубокое благочестие. Она не могла не исполнить повеление Святого Духа: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2Тим.2:24).
Нам следует постоянно проверять себя, сохраняем ли мы мирные отношения с родственниками и соседями, братьями и сестрами по вере? Признают ли они нас Божьими рабами? Помните, как женщина сказал о пророке Елисее: «вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой» (4Цар.4:9)? Святые разнятся друг от друга характерами и способностями, однако у них есть общая родственная черта – они бережно относятся к людям. И не только! Писание говорит: «праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Праведник нашего братства Иван Вениаминович Каргель не позволял себе грубо прогнать кошку с колен. Даже к животным должно быть доброе отношение!
Но важнее всего была духовная жизнь святой Девы. Ее отношения с Богом были проникнуты духом глубокого, радостного преклонения пред Ним, а молитва наполнена Божьим Словом. Остаётся удивляться, откуда она так хорошо знала Писание?!В ее сумочке не лежала Библия в изящной кожаной обложке на «молнии». Вряд ли в бедном домике ее родителей хранились драгоценные свитки Писания, которые бы она могла постоянно читать! Дева Мария ходила в синагогу, где внимательно слушала слово Божие, впитывая, подобно губке, его содержание.
В синагоге не было новозаветных проповедников. Служители того времени, в основном, были невозрождёнными. Но когда эти люди читали слово Божие, Мария слушала не их, а Божье Слово. Из ее глубокой молитвенной жизни произрастало практическое благочестие – он была девой, хранила верность будущему мужу, готовилась вступить в брак. Но всё, что она делала в своей повседневной жизни, было проникнуто одной идеей — послужить драгоценному Господу.
Так должно быть и у нас. По сути, в жизни рабов Божьих нет неважных дел. Библия говорит: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10). Христос настраивал Своих учеников быть слугами, а не господами.
Божий раб верен во многом.
Ангел Господень, явившись Марии, возвестил ей, что она благословенна между женами и передал удивительное поручение от Бога: стать Матерью необыкновенного Сына, Который одновременно есть Сын Всевышнего. Он будет Царём над Израилем во веки веков. Можно предположить, что Ангельская Весть вызвала в разуме и сердце Марии множество вопросов: почему я благословенна между женами? что скажут обо мне люди? правильно ли поймет нежданную беременность жених Иосиф? Каким образом Сын Божий станет моим сыном? Но Мария не позволила любопытству и сомнениям вырваться наружу. Единственный вопрос, который она решилась задать (и это вполне понятно!) — «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (ст.34). Ангел объяснил ей, почему от неё, не вполне совершенной в очах Господа женщины, родится совершенное Святое Чадо. Святой Дух освятит Марию в такой мере, что нейтрализует грешное влияние человеческой природы. И рождение Христа, и Сам Христос будут абсолютно святыми.
Абсолютное доверие Господу является довольно редким качеством. В Библии есть немало примеров, когда Господь призывал людей на служение, но они не проявляли абсолютного доверия Ему. Вспомните хотя бы Моисея. Перед этим человеком открывались самые широкие возможности. Он получил превосходное образование в египетских университетах и самое высокое положение при царском дворе. Но однажды он отказался от привилегированного положения сына дочери фараоновой и связал свою судьбу с презираемыми и угнетаемыми евреями. Он был готов принести любую жертву за свободу своего народа.
Однако у этого удивительного человека оставалось не вполне смиренное «Я». И Господь послал его в «школу смирения» в земле мадиамской на долгих сорок лет. Можно ли представить себе более жалкое зрелище: вице-фараон Египта, великолепный учёный, маршал, блестящий политик –пасёт овец своего тестя! Какое унижение!Вся мудрость египетская, постигнутая Моисеем, его изысканные придворные манеры оказались никому не нужны. Но Моисей принимал эту участь от руки Господа.
Сорок лет – долгий срок, практически вся сознательная жизнь. За это время люди успевают избрать жизненный путь, реализовать себя, достигнуть вершины карьерного роста и с почетом выйти на пенсию. Казалось, лучшие годы Моисея прошли в безвестности и тяжелом труде, и вот пришла бесславная старость. Но именно в этот момент Господь призывает его на служение. Казалось бы, после столь долгого обучения в школе смирения, он должен был кротко ответить Господу: «Я — Твой раб, Господь, пошли меня куда хочешь и управляй мной, как хочешь!»
Но у Моисея возникают вопросы один за другим: «А если мне народ не поверит? А если фараон не захочет отпустить евреев?» Господь даёт Моисею знамения, подтверждающие истинность сказанного. Однако у Моисея уже готов новый аргумент: «Я же заика, какой из меня вождь!» Но и на это возражение у Господа нашелся ответ: «Твой брат Аарон будет твоими устами». Аргументы Моисея были исчерпаны, и он перешел к открытому противостоянию воле Бога: «Пошли другого».
Моисей был умным человеком, он знал, какая огромная ответственность возлагается на его плечи – вывести три миллиона людей из Египта. Он хорошо помнил свой горький опыт общения с евреями, знал их несносный характер и понимал, что этот народ — не подарок. Это они донесли фараону, что Моисей убил египтянина. Он не мог переступить через своё ущемленное «я», не захотел довериться Господу: «Пошли другого, не хочу связываться с этим дурным народом!»
Деве Марии было поручено задание, не менее ответственное, чем Моисею — быть Матерью и воспитательницей Сына великого Бога! Быть двадцать четыре часа в сутки с Тем, Кто абсолютно свят, всеведущ, всемогущ - как можно отважиться на такое? Мария понимала, что теперь ангельский мир будет пристально наблюдать за Ней. Когда мы воспитываем своих детей, то выбираем методы воспитания на своё усмотрение: хотим - наказываем, хотим — милуем. Но Марии был доверен Сын Божий! Она должна была взять на Себя ответственность перед Богом и перед Иисусом. От столь великого поручения уста должны онеметь и ноги подкоситься: страшно принять в себя Бога Живого! Но Мария не задаёт лишних вопросов, она отвечает с беспримерным доверием: «Господь, если Ты так решил, я – раба Твоя».
Дорогие братья и сёстры, мы можем последовать доброму примеру Девы Марии, соглашаясь на великое или незаметное служение в церкви. Трудность любого служения заключается в претензиях нашего плотского «я» на похвалу и значимость. Совсем, как в той истории про муху, которая уселась на рога пашущего вола и самодовольно заявила: «Мы пахали, мы пахали!» Наше «я» постоянно хочет присвоить часть похвалы и славы божественным свершениям, и тем самым обесценивает Божью благодать.
Как бы хотелось, чтобы мы всегда возвышали Господа нашего Иисуса Христа, но ни в коем случае не себя! В Деяниях Апостолов повествуется: «Одна женщина, идя за Павлом и за нами, кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16: 17). Даже нечистый дух отметил, что рабы Бога возвещают не себя, а путь спасения. Апостол Павел никогда не отказывался от самых трудных поручений Христа. Он шел путем постоянного отвержения своего «я» и путем великих страданий:
«…во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести ибесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». (2Кор.6:4-10). Павел не свернул с этого пути, даже зная, что в конце его ждут мучения и смерть.
Раб Божий стремится к духовному общению.
Обратите внимание, когда Мария узнала, что Елисавета тоже испытала Божье посещение, она с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. Ее сердце горело желанием встретиться с пожилой праведницей. Рабы Божии неудержимо стремятся к себе подобным. Вы не увидите их ни в театрах, ни у барной стойки, ни на мирских вечеринках,ни на каких зрелищах. Вы не застанете рабов Божиих смотрящими все телепередачи подряд, увлеченными компьютерными играми. В этом мире рабы Божии не находят для себя никакой услады. Мировоззрение мира сего покоится на стремлении угодить похоти плоти, похоти очей, гордости житейской. А для рабов Божиих всё это – чуждое занятие. Для них открыты иные горизонты. Они желают духовных удовольствий.
Апостол Павел писал, что живущие по духу помышляют о духовном. В то время духовных людей было крайне мало, и стоило Марии услышать о том, что Бог посетил Елисавету, она поспешила ее навестить. И каким же чудесным было это общение рабынь Божиих! Мария вошла в дом Елисаветы и сказала привычное для евреев слово «шалом» т.е. «мир». Когда Елисавета услышала это простое и короткое приветствие Марии, «взыграл младенец радостно во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа».
Если даже рабы Божии говорят самые простые, привычные слова, слушающие их люди могут исполниться Святого Духа. Вокруг этих душ возникает атмосфера благодати. Елисавета не смогла сдержать эту радость и громко воскликнула: «Благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершиться сказанное Ей от Господа».
Дорогие друзья, это общение было сверхъестественным. Оно укрепило Марию в Её уповании на Господа в том, что услышанное от Ангела, действительно является подарком с неба. Она еще не успела сказать Елисавете ни слова о вести ангела, и вдруг услышала от нее ясное и конкретное пророчество:Елисавета в точности воспроизвела слова Ангела Гавриила, сказавшего Марии, что она благословенна между жёнами и будет Матерью Господа. Она ободряет Марию важными словами: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Если являемся рабами Богу, то общение с верующими будет для нас первостепенной потребностью, в нем мы обретем ободрение, мудрость и силу. Именно так жила апостольская церковь: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). Эта славная церковь была церковью Божьих рабов!
Раб Божий находит наслаждение в прославлении Бога.
Мария прославляла Бога удивительным образом. Её сердце было исполнено самых святых и возвышенных чувств. В её песне звучало восхищение Богом! «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём». Кто-то соглашается разумом с тем, что Бог существует, что Он добр, но при этом остается с пустым и холодным сердцем. Но у Девы Марии все было иначе! Все ее существо переполнено радостью о том, что Бог сотворил Ей истинное величие, что Он радость всех боящихся Его, что Он алчущих исполняет благами, богатящихся отпускает ни с чем.
Славословие Марии было соткано из текстов Писания. Как простая деревенская девушка могла вспомнить их в нужный момент? Неужели все объяснимо ее феноменальной памятью?Конечно, нет! В общении с Елисаветой, Дух Святой напомнил Ей все слова Писания, которые она слышала в синагоге, и сделал их частью славословия Марии.
Когда мы молимся в Духе, Он напоминает нам слава Писания. Они непроизвольно всплывают у нас в сердце, и воспламеняют наше молитвенное дерзновение. Следует ли напоминать, что словами Писания молился Христос, завершая земную жизнь на позорном кресте?!
Меня очень тревожит, что многие дети Божии не достигают наслаждения в Боге в молитве и даже не просят о нем! Не находя наслаждения в Боге, они ищут, чем заполнить пустоту в сердце, и идут за наслаждением куда угодно и к кому угодно. Как сказано Иеремией пророком: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13).
Нам будет легче бороться с грехами, сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, противостоять жизненным невзгодам, если мы найдём наслаждение в Боге. Помолимся Ему, чтобы Он дал каждому из нас благодать – быть Его рабами! И вручим себя Ему навеки! «Кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим. 6:16).
Спасибо за прикрасные проповеди,за назидание.В них много ответов на вопросы ,которые возникают у меня ,в процесе изучения Библии.Пусть Господь и дальше благословляет Вас в этом нелёгком служении.
Cлава Богу!