В любом государстве достаточно проблем с дефицитом бюджета, коррупцией, бедностью, криминалом. Израиль не является исключением. Но в этой стране есть проблемы и посерьезнее – сложные отношения с арабским миром. С 14 по 22 ноября палестинцы выпустили по ее территории 1573 ракеты – по 196 ракет в день. Израильская система ПВО «Железный купол» перехватила полторы тысяч из них. Стоимость одной ракеты-перехватчика составляет сто тысяч долларов. Нетрудно сосчитать, что только противовоздушная оборона в эти восемь дней обошлась Израилю в 150 миллионов долларов. Но никакими деньгами не измерить потерю бесценных человеческих жизней — шестерых со стороны Израиля и 150 со стороны палестинцев!
Но в этой стране существует проблема, несравнимая по остроте и жгучести не только с коррупцией и бедностью, но даже с ракетными обстрелами, проблема из ряда вон выходящая, неразрешимая со времен сожжения храма римским полководцем Титом. Ее суть в том, что многие поколения израильтян два тысячелетия живут без всякой надежды получить прощение грехов из-за прекращения жертвоприношения за грехи и упразднения поста первосвященника.
Однако в этой трагичной ситуации Бог оставил Своему народу луч надежды. Через Послание к евреям Бог на протяжении двух тысяч лет непрестанно обращается к ним, объясняя, почему народ остался без храма и священников и каков выход из создавшегося положения… Как в одну и ту же реку нельзя войти дважды, так невозможно вернуться к прежнему служению. Израиль должен понять и принять факт наступления эры нового священнического служения, предсказанного пророками. В послании к Евреям Апостол Павел подробно исследует, как эти пророчества исполнились в служении Христа. Он показывает Его превосходство над ангелами, Моисеем, Иисусом Навином, священниками и умоляет своих собратьев увидеть в Иисусе милостивого и верного Первосвященника (2,18) и уразуметь Его славное служение (3,1), прибегать к Нему за помощью (4,16).
В пятой главе Павел показывает соответствие Иисуса Христа пяти библейским критериям для занятия первосвященнической должности. Понимание этого дела важно как для обретения, так и для подкрепления веры.
«Ибо вcякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр.5:1-10).
Ни у кого из верующих не должно возникать сомнений по поводу компетентности Христа! Рассмотрим, насколько совершенно Иисус Христос соответствует все критериям первосвященнического служения.
1. Первосвященник должен быть человеком.
Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый,
Кажется, почему бы не избрать в первосвященники ангела, абсолютно святое существо, способное безукоризненно выполнять свои обязанности? Его бы люди боялись, уважали и прислушивались к его указаниям. Это сравнимо с тем, как если бы в пастыри нашей церкви пригласили апостола Павла. Кто бы отказался быть членом его церкви? Кто бы посмел пропустить хоть одно служение? Кто бы не чувствовал себя счастливым?
Однако Бог решил, как решил: первосвященник должен быть человеком! Он должен родиться на грешной земле и быть сыном еврейского народа; он должен расти и учиться чтению и письму, проявлять послушание родителям и начальникам. Он должен вкусить человеческие радости и горести. Люди должны признать Его Своим заступником.
Иисус вполне соответствует этому критерию: Он стал человеком. Во второй главе послания к Евреям в стихах 14,15 апостол объяснил причины облечения в плоть: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные». Первая причина боговоплощения — желание породниться с нами. Различие между нами, грешными людьми, и Святым Богом неизмеримо велико. Мы были обречены вечно чувствовать себя ущербными, если бы Свою ослепительную славу Господь не сокрыл под завесой человеческой плоти, принятой Им на веки вечные.
«…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» Вторая причина для вочеловечивания – необходимость отнять силу у дьявола. Дьявол жалит людей напоминанием о свершенном грехе и Божьем правосудии. Заплатив Своей смертью за грехи мира, Христос вырвал у дьявола это смертоносное жало. «Хотя моя плоть все еще влечет меня ко злу, но поднимаю свои глаза вверх на моего Христа. Он дает мне все, что Сам имеет; так Его праведность становится и моей» (М. Лютер).
«…и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству». Третья причина вхождения в родословную человечества – дать нам освобождение от рабства страху перед Божьим наказанием. Верующим вменена праведность Христа, и им нечего бояться Божьего гнева. Иисус является защитником верующих. «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»(Рим.8:15).
Христос обрел не просто видимость плоти, но реальную плоть, которая подчинялась закону развития, обладала разумом и всеми человеческими эмоциями - радостью и печалью, гневом и жалостью, любовью и страхом, самоуважением и зависимостью. По происхождению Он был как один из нас, только без греха. Мы можем радоваться Его победе над сатаной и смертью, ибо Он побеждал как наш представитель. Благодаря Его победе с рода человеческого снят страшный позор капитуляции перед грехом.
2. Первосвященник должен быть заступником.
для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
Первосвященник был нужен, чтобы отвращать от народа пламенный и праведный гнев Бога за противление Ему, являющимся самым упорным и частым грехом людей. Диакон Иерусалимской церкви Стефан в своей проповеди перед мученической смертью говорил синедриону: «… вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян.7:51,52).
Эти слова не означают, что евреи были грешнее всех людей, но неоспоримо доказывают, что даже великие привилегии, которыми был наделен Израиль — добрая земля, святой закон, храмовое поклонение, святые предки, — не предохраняют от греховности. А греховность раздражает Бога, и нужен заступник, который бы отвратил Божий гнев от народа.
Заступничество не раз спасало Израилю жизнь. Когда Израиль согрешил, сделав золотого тельца, Моисей стал заступником своего народа: «И повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его; ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас [и хотел] погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз» (Втор.9:18,19).
Когда заступника нет, народ обречен на истребление: «А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо. Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. Итак, изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» (Иез.22:29-31).
У первосвященника должно быть одно предназначение – заступничество. Не его дело быть прокурором или судьей. Он не должен быть финансовым магнатом или изобретателем. Израиль согрешал многократно каждую минуту, каждую секунду, и потому нуждался в непрекращающемся служении заступничества. К нему обязывала табличка на груди первосвященника, с именами двенадцати колен Израилевых, которую он носил постоянно.
Священник должен заступаться за людей строго определенным образом: принося дары и жертвы за грехи.По закону грехи очищалось кровью жертвенных животных. И первосвященник не имел право ходатайствовать без нее. Раз в год в день очищения (Йом кипур) первосвященник входил во Святое Святых, чтобы посредством жертвенной крови обрести прощение себе и людям.
Иисус вполне соответствует этому критерию Заступника. Он всегда заступался за людей. Когда его учеников упрекали в нарушении поста или субботы, Он был на их стороне. Когда фарисеи хотели побить блудницу камнями, Он выручил ее из беды. Он заступался за мучимых болезнями и бесами, вступался за покаявшихся грешников, ходатайствовал за Своих злых распинателей.
Для заступничества перед Богом у Него было средство намного лучшее, чем у священников, – Его драгоценная Кровь. Благодаря ей Бог Отец признал верующих навсегда совершенными и достойными Его благ.Каждому христианину нужно понять, как надежно и постоянно спасает нас заступничество Христа! Нет такого греха (кроме хулы на Духа Святого), от которого не спасет молитва Христа. Нет такого грешника, за которого Он не захотел бы заступиться! Вот почему апостол Павел пишет: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:15,16).
3. Первосвященник должен быть милосердным.
могущий снисходить невежествующим и заблуждающим,
Апостол Павел не напрасно говорит, с какими людьми имеет дело первосвященник – с невежественными и заблуждающимися. Эти слова правдиво описывают бедственное состояние человека. Говоря о об этом, Блез Паскаль писал, что разум не указывает человеку истины, чувства его обманывают и сообщают ему ложные впечатления. Прелесть новизны так же пленяет человека и сбивает с ног. Болезни часто повреждают чувства и рассудок. Гений физики добавляет: «Наш личный интерес — вот еще чудесное орудие, которым мы с удовольствием выкалываем себе глаза. Человек не живет настоящим, а прошлым или будущим. «Пусть всякий исследует свою мысль; окажется, что она всегда занята или прошедшим, или будущим» Таким образом, мы никогда не живем, но надеемся жить; а так как всегда рассчитываем на счастье, то, несомненно, никогда его не достигаем (если стремимся только к такому, которое может быть уделом этой жизни)»
Кому бы из нас хотелось бы иметь делами с тупыми и ошибающимися людьми? Мы не взяли бы их в партнеры по бизнесу и никогда не вступили бы с ними в брак. Однако первосвященник не имел права ненавидеть людей за это. Он должен быть снисходительным к ним.
У. Баркли пишет о снисходительности: «…оно обозначает способность человека не сердиться, если другие не хотят научиться чему-то и повторяют все время одно и то же; им обозначают отношение человека, который не гневается на людей, даже если они в чем-то виноваты, и не осуждает их за это, а всегда проявляет к ним активное, деятельное сочувствие и самим своим терпением помогает им вернуться на путь истинный»
Первосвященник Христос обладает этим качеством сполна. Нередко чувства подводили учеников, обманывая их разум, и тогда они прогоняли детей от Христа, запрещали конкурентам пользоваться именем их Учителя. Они делили портфели в будущем царстве Мессии. Спорили, кто из них больше. Однако вместо разрыва отношений с ними, Господь терпит их недостатки, снисходит к их невежеству. Даже когда они соблазнились в Нем, Он их не бросил, но восстановил в вере. О как велико и чудно Христово милосердие! «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:10). Если святость Бога внушает нам страх и отчаяние, то Его милосердие оживляет нас и утешает в ошибках и падениях!
4. Первосвященник должен быть смиренным
потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах.
Первосвященника смиряло его несовершенство. Апостол Павел пишет об этом очень выразительно: первосвященник не просто имеет отдельные недостатки, но обложен ими.Поэтому он нуждался в искуплении.
Библия не идеализирует своих героев. Она повествует о немощах самого первого первосвященника Аарона, брата Моисея: как он поддался напору толпы и сделал литого тельца, как вместе с сестрой Мариам осуждал Моисея, как присвоил себе право Бога дать людям воду. Сознание собственной немощи глубоко смиряло первосвященника и, принося жертвы за грехи, ему было легче удержаться от осуждения людей. Он, как и все, нуждался в Божьей милости.
Был ли Христос смиренным человеком? Был ли Он обложен немощью? Несомненно! Он был облечен в устающее тело. Он утруждался от пути и отдыхал у колодца, засыпал от усталости в лодке. Он чувствовал, как из Него уходила сила, нуждался в молитвенной поддержке друзей, был, укрепляем в борении ангелом. Он падал под ношей креста, жаловался на тяжесть богооставленности, просил Отца принять Его дух и умер от разрыва сердца.
Апостол Павел писал: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».
Христос осознавал Свои земные ограничения и был смиреннейшим из людей. Он смирился, приняв человеческое тело, подчинившись закону и земным авторитетам. Он смирился, приняв на обучение простых и несовершенных учеников. Он смирился, предав Себя в руки грешников. Он был смиренным не только в делах, но и в характере. Он не был самолюбивым, обидчивым, вспыльчивым, грубым человеком.
К такому Спасителю проникаешься уважением и желанием раскрыться пред Ним без утайки. Его смирение должно поощрять нас не относиться к греху легкомысленно, но убегать от него, как от чумной заразы. Христос понимает нас не только с точки зрения Бога, но с точки зрения человека. Он знает, как непросто быть совершенным человеком среди зла и непрестанных искушений. Вот Его слова:«о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Матф.17:17).
5. Первосвященник должен быть Божьим избранником
И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
Аарон стал первосвященником не потому, что Моисей почел за лучшее управлять духовной и общественной жизнью Израиля через семейный клан. К этому важному служению его призвал Бог: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» (Исх.28:1). Дело будет иметь успех, если оно свершается по Божьему усмотрению. Человек не имел права возлагать на себя ответственную задачу ходатайства перед Богом.
Христос полностью соответствовал и этому критерию: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека…. 10 быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр.5:1-10).
Если священство Аароново было узконаправленным – только для евреев, то священство Иисуса распространяется на все народы. К тому же оно древнее Ааронова, ибо берет свое начало от таинственного священника Мелхиседека, которому Авраам, отец евреев, поклонился и дал десятину. Это поклонение и приношение подтверждало признание Авраамом преимущества Мелхиседека над собой.
Первосвященник Иисус ходатайствует как за потомков Авраама, так и за всех послушных ему верующих любой национальности. К этому Его призвал Бог! Тот, кто умер за грехи всего мира, имеет право ходатайствовать за весь мир!
Сорок лет спустя после воскресения и вознесения Иисуса Христа на небо, Бог прекратил служение Ааронова священства. Храм был разрушен, а на его месте мусульманами воздвигнута мечеть Омара – величайшая исламская святыня. Поскольку храм должен быть построен только на этом месте и служение жертвоприношения за грех должно свершаться там же, не осталось никакой возможности для прежнего служения. И горе тем, кто держится за упраздненное священство Аарона. Напротив, радость тем, кто прибегает к священству Иисуса Христа!
Епископ Райл увещевал верующих: «Все новообращенные сильно страдают из-за недостатка учения о священническом служении Христа. Им недостаточно слышать, что они должны обращаться назад, к кресту искупления. Что-то внутри говорит им, что они нуждаются в живом Друге. Затем приходит дьявол и нашептывает, что им нужно обратиться к земному священнику, исповедаться, получить отпущение и делать так постоянно. Часто они с готовностью верят этому и бездумно пытаются заглушить голод своих душ чрезмерно частым участием в вечере Господней и послушанием духовному водительству служителя. Все это немногим лучше, чем ритуальное употребление опиума или спиртных напитков. Все это на какое-то время успокаивает душу, но не приносит настоящей пользы и часто порабощает душу отвратительными суевериями. Это не то средство, о котором говорит Священное Писание. Истина, которую необходимо говорить всем верующим, это истина о жизни Христа на небесах, о Его священническом ходатайстве за нас. Нам не нужен земной исповедник и земной священник. Есть только один священник, к которому мы должны обращаться с повседневными нуждами – Иисус Христос Сын Божий. Нельзя найти никого более могущественного, более любящего, более мудрого, больше готового помочь, чем Он»
Вам не нужно ломать голову, захочет ли Небесный Первосвященник принять вас. Если Он уже вынес самое трудное – гнев Божий за ваши грехи, разве Он откажется выполнить самое легкое – помочь вам в ваших проблемах? Все дело в вашей вере и настойчивости! Я хотел бы предупредить «нейтральных» и колеблющихся между миром и церковью людей: нужно серьезно отнестись к вести о нашем предстоятеле и встать под его защиту: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!»(Евр.10:28-31).
Благодарение Богу за размышления о нашем Первосвященнике, внимание к Которому помогает преодолевать все трудности христианского тернистого пути.
Благодарность Тебе Чудный Господь за право приступать с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
От всего сердца, Тебе, Единому Богу,Иисусу Христу, Заступнику перед Богом, пусть несется несмолкаемая хвала за искупление и свободу от греха; за надежду и веру в Бога;за спасение и вечную жизнь.
Благодарю Господа моего что я спасен имея заступника и хадатая, по великой милости и любви возлюбившего нас Господа Иисуса Христа!