Распятие было самым варварским видом смертной казни в Римской империи. Цицерон говорил: «Как я могу описать страдания на кресте?» Даже великий оратор не нашел достойных слов для этого жестокого зрелища. Римляне казнили через распятие злостных преступников и мятежников. Их участь разделил безгрешный Сын Божий.
Христу пришлось претерпеть невыразимые мучения каждой клеткой тела, каждым органом чувств. Томас Ватсон писал: Его глаза видели торжество врагов и слезы матери. Слух терзали глумливые выкрики: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти». Толпа дышала в лицо зловонием и ненавистью. Язык ощущал горечь желчи и уксуса, предложенных Христу вместо питья. Все тело страдало: начиная с головы, терзаемой шипами тернового венца и кончая пронзенными руками и ногами.
Душевные муки Христа были невыносимы. Он находился в эпицентре гнева Своего Отца. Находясь на кресте, Христос пережил два затмения – затмение солнца и затмение света Божьего лика. Не находясь в аду, душа Христа испытывала муки, равные по своей силе адским. Безгрешный Сын Божий был удостоен самой позорной и мучительной казни. Однако Он сделал это ужасное место местом благословения для всех людей. Именно поэтому крест стал символом христианства.
Во время крестных мучений Христос открыл Свои уста всего лишь семь раз, и эти семь коротких возгласов как нельзя лучше раскрывают смысл Его подвига. Мы рассмотрим некоторые из них. Ведь обычно люди придают большое значение словам умирающих, и мы не станем отступать от этой традиции. Первое cлово, произнесенное Христом с креста, было ходатайством о прощении врагов.
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:33,34).
Если бы в то время имелись газеты или телевидение, то колонки новостей пестрели бы броскими заголовками: «Царь Иудейский наконец-то обрел Свой законный трон!», «Судьба поставила крест на Мессии!», «Других спасал, а себя не мог спасти!», «Никто не вступился за своего благодетеля!» Однако Божья рука начертала иной заголовок на все века – человечество обрело в Иисусе Христе лучшего защитника! Этот защитник обладает пятью драгоценными качествами.
1. Лучший защитник грешников в полноте знает их вину и никогда не использует это знание им во вред
Любой адвокат, приступая к защите обвиняемого, должен познакомиться с подзащитным и расспросить его об обстоятельствах дела. Адвокат не имеет права использовать узнанную информацию во вред доверителю. Кодекс профессиональной этики адвоката России провозглашает: «Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени. Адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей». Если земные адвокаты по закону обязаны выступать только в интересах доверителя, — иначе теряется смысл профессии, — тем более небесный защитник будет стоять на страже доверившихся Ему людей и не предпримет ничего, что повредило бы их судьбе.
Христос понимал тяжесть преступлений людей лучше, чем они могли осознать ее сами. Он знал, что народ грешит против Божьего закона, провозглашающего грозные проклятия оступившимся. Важнейшие заповеди закона были попраны в тот день. Была нарушена заповедь «Возлюби Господа Бога твоего» отвержением Его единородного Сына… Была растоптана заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя». Христос был ближним еврейскому народу, однако свои Его возненавидели и нещадно глумились над Его достоинством. Была нарушена заповедь «не лжесвидетельствуй». Христа несправедливо обвинили в моральном разложении народа, в подстрекательстве людей к отказу платить налоги, в посягательстве на захват власти. Не больше повезло и заповедям «не пожелай» и «не кради», когда воины забрали себе одежду Распятого. И наконец, была безжалостно попрана заповедь «не убей!», когда Христа обрекли на ужасные пытки и мучительную смерть.
Как всеведущий Бог, Христос понимал всю тяжесть расплаты за эти преступления. Он говорил о предателе Иуде: «лучше бы тому человеку не родиться». Христу было бы достаточно одного слова, и тысячи ангелов в одно мгновение низвергли бы глумящуюся толпу в ад. Однако Он выступает не судьей, а защитником грешников. Сперджен писал: «В словах «Прости им»… «есть намек на жестокое обращение этих людей с Ним, это всего лишь намек. Как видите, Он не говорит «Я прощаю их», — это само собой подразумевается. Возможно, Он даже забыл, что эти люди сделали Ему, он думал только о том зле, которое они совершили против Отца, о том оскорблении, которое они наносили Ему, унижая Его Сына». Он знает все наши вольные и невольные прегрешения, но не использует это знание, чтобы унизить или навредить. Он пришел не судить, а спасать. И молясь на кресте за врагов, Христос не обнародовал их явных и тайных грехов, не угрожал им вечными карами. Он выступал их защитником.
2. Лучший защитник грешников, не откажется от самого безнадежного случая
У креста стояла мать Иисуса – Мария. Она безмерно скорбела о распятом Сыне. Меч скорби пронзал ей душу. Физически беспомощный Иисус сумел защитить ее от одиночества: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Иоан.19:26,27). Такая нежная забота о матери похвальна – Мария заслужила Сыновнюю любовь и заботу. Но как быть со злобной толпой, которая отплатила за все благодеяния Христа черной неблагодарностью? Достойна ли она защиты, или ее грехи нельзя простить?
Один адвокат, размышляя о своей профессии писал: «Именно адвокатская этика велит ему защищать всех, кто прибегает к его помощи… Останавливать же свой выбор исключительно на благодарных защитах, брать лишь те дела, в успехе которых нет сомнения, - значит создавать себе какой-то рекорд непобедимости; это может быть истолковано как удовлетворение своего тщеславия и погоня за рекламой. Если какое-то дело оказывается для адвоката непосильным, он должен порекомендовать клиенту более компетентного защитника, но ни в коем случае не оставить человека с бедой один на один». Это требование к земным адвокатам более чем на 100% исполняется адвокатом небесным. Он занимается безнадежными случаями и никогда не проигрывает.
Все согласны, что самое великое преступление — отнять у человека жизнь. Но где найти подходящие слова для описания мерзости убийства Святого Единородного Сына Божьего?! Кажется, Его убийцам не должно быть прощения – они заслужили вечное и суровое осуждение. Их случай безнадежен:кто станет защищать таких негодяев? В древности один престарелый священник стыдил негодных сыновей: «если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?». Ответ пришел тысячелетие спустя. У грешников есть великий защитник пред Богом – Иисус Христос! Христос просил: «Прости им». Он не уточняет, за кого Он молится. Он дает понять, что в краткое слово «ИМ» включены злые и завистливые книжники и фарисеи, изворотливый Ирод, непоследовательный Пилат, любопытные зеваки, жестокие солдаты. Посягательство на жизнь главы государства является одним из тяжких преступлений, в котором не может быть помилования. А здесь люди подняли руку на Царя царей, пытаются погасить Солнце вселенной и Он ходатайствует о… прощении убийц! Это непостижимо! Но если Христос молился о прощении даже для богоубийц, это дарует надежду совершившим менее тяжкие проступки.
Христос молился не ради проформы. Он знал, что у любящего Небесного Отца найдется милость и для этих злых людей. Апостол Павел впоследствии напишет самые проникновенные слова в Новом Завете: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5:19). Божья милость чрезвычайно велика, лишь бы люди ее приняли!
3. Лучший защитник грешников умеет найти смягчающие вину обстоятельства
О способности русского адвоката Федора Никифоровича Плевако находить смягчающие обстоятельства ходили легенды. Однажды некий русский помещик уступил крестьянам часть своей земли, никак это юридически не оформив. Через много лет он передумал и отобрал землю обратно. Возмущённые крестьяне устроили беспорядки. Их отдали под суд. Жюри присяжных состояло из окрестных помещиков, бунтовщикам грозила каторга. Защищал их Плевако. Весь процесс он молчал, а в конце потребовал наказать крестьян ещё строже.
- Зачем? — не понял судья.
Его ответ был таков:
- Чтобы навсегда отучить крестьян верить слову русского дворянина!
Часть крестьян была оправдана, остальные получили незначительные наказания.
Федор Никифорович Плевако ощущал груз ответственности за судьбы подзащитных. Он писал: «За прокурором стоит закон, а за адвокатом – человек со своей судьбой, со своими чаяниями, и этот человек взбирается на адвоката, ищет у него защиты, и очень страшно поскользнуться с такой ношей». Его лозунгом было: «Смерть греху, но оставьте жизнь грешнику»! Какое верное понимание своего призвания! Ему он научился от Божьего Сына. Иисус Христос, адвокат всех адвокатов, также искал смягчающие вину обстоятельства для своих подзащитных. И Ему удалось обнаружить их в том случае, где бы их никто не смог найти: «Прости им, ибо не знают, что делают». Неведение людей смягчало их вину и давало надежду на прощение.О важности этого обстоятельства говорил апостол Павел: (Божьей мудрости) «никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2:8).
Это служение защитника Христос несет поныне, вникая во все хитросплетения нашей жизни, умело находя в них смягчающую вину обстоятельства. Он день и ночь ходатайствует за нас, и только поэтому мы живем лучше, чем заслуживаем.
4. Лучший защитник грешников выполняет свою работу даром.
Услуги хороших адвокатов стоят очень дорого. В некоторых адвокатских конторах в Москве плата за защиту в суде первой инстанции по уголовным делам- 50 000 рублей и выше. Бедные люди не смогут нанять хорошего адвоката. Как же оценивает свой ходатайственный труд великий защитник грешников? Он просит о помиловании грешников, хотя они Его об этом не просили и злобно высмеивали Его доброту и чудотворные способности. Но Христос знал, что без Него они пропадут. У них не зародится вера в прощение, если они не услышат, как Он здесь и сейчас ходатайствует за них.
Бескорыстие и доброохотность Господа вселяют в нас дерзновение приходить к Нему за помощью: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:14-16)
5. Лучший защитник грешников выполняет свой труд успешно
В мире ценятся адвокаты с большими связями. Знакомые им судьи внимательнее разбирают дело и не выносят беспощадных приговоров. Наш Защитник Христос обладает самыми близкими, сыновьими связями с Небесным Отцом. Отец любит Его и не откажет Ему ни в одном прошении. Если возможности земного адвоката ограничены – он не может вести одновременно десятки дел, не может работать без отдыха день и ночь, то Небесный адвокат таких ограничений не знает. Он доступен в любое время дня и ночи для каждого человека. Он способен успешно ходатайствовать за всех, кто обратится к Нему. У Него есть аргументы, неотразимые для Божьего правосудия. Сперджен справедливо рассуждал: «И теперь, когда грешник предстает перед судом, Иисус появляется там лично. Он сам отвечает на обвинения. Он на свой бок, на Свои руки, Свои ноги, и отводит обвинения правосудия от грешников, которых Он представляет; Он ходатайствует Своей кровью, и будучи причтенным к ним, и разделяя их участь, ходатайствует так победоносно, что Судья объявляет: «Пусть идут. Они освобождаются от заключения в яму, ибо Он внес за них выкуп».
Дорогие друзья! Призвали ли вы себе на помощь защитника Иисуса Христа? Без Него вы будете навеки осуждены! Об этом свидетельствует ваша совесть и ваши дела:
Вот плод ночей бессонных,
Твоих ночей, поэт:
Попасть в число спасенных
Реальных шансов нет.
Ты слишком был беспечен,
Себе же на беду.
Твоим страстям намечен
Предел, увы, в аду.
(Н.Зиновьев)
Но как изменится эта мрачная картина, когда вы призовете на помощь единственного вашего заступника – Господа Иисуса Христа. Если будучи в муках и отвержении всем миром Он ходатайствовал о прощении врагов, тем более, сейчас, находясь во славе, Он защитит верующих в Него. Не откажитесь от небесного защитника, откройте Ему ваши беды!
Виктор Семенович, приветствую Вас любовью Господа Иисуса Христа! Слава Богу за Вашу проповедь. Она поддержала меня в трудный час. Слава Богу за Его великую милость!!!
Благодарю Вас за проповедь. Будьте Благославенны!
Спасибо, дорогие братья за ваш добрый отзыв! Если бы не Христос, у нас бы не было никакой надежды!
Благодарю Тебя мой Господь Спаситель и Заступник!