Как преодолеть страх перед смертью?

Как преодолеть страх перед смертью? Интернет дал людям возможность анонимно делиться друг с другом своими проблемами и способами их решения. Одной из постоянно обсуждаемых тем остается страх смерти. Решения этой проблемы предлагаются самые разные, в основном из серии «Лучше не думать об этом», либо что-то наподобие опыта главного героя   повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Умирающий чиновник  мучается вопросом:«да, жизнь была и вот уходит, уходит, и я не могу удержать её. То я здесь был, а теперь туда! Куда? Неужели смерть? Нет, не хочу».  Его проблема решается сама собой в момент смерти: он видит свет и понимает, что смерти нет. Можно было бы утешиться этим вымыслом знаменитого писателя, если бы не однозначное заявление Писания:  «человеку положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).  Самое важное и страшное в смерти не расставание с земным, а встреча с небесным. Если среди  обреченных в погибель будет немало  проповедников и  чудотворцев (Мф.7:22,23), как не трепетать перед вечностью?

 Христос никогда не замалчивал  вопроса о  смерти. Более того, Он неоднократно предупреждал учеников о неизбежности смерти в самом худшем ее варианте – мученичестве.  Его предупреждение сбылось: все апостолы, кроме Иоанна Богослова, были замучены и убиты.  И не только они. Первые  триста лет своего существования церковь переживала гонения от всех римских императоров. Христиан бросали на съедение львам, сжигали, топили, душили, распинали, обезглавливали. И поныне мученичество является одним из знамений христианской веры.  В истекшем столетии число мучеников превысило их количество за все 20 веков! Ныне 250 миллионов христиан подвергается разного рода притеснениям, около 160 тысяч ежегодно дополняют число святых, отдавших жизнь за веру Христову.

25 сентября 2012 года в Киеве на XII Международных Успенских чтениях председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  сделал доклад о  размахе гонений  в нашем мире. В нем он, в частности, отметил:  «Христиане сегодня становятся заложниками большой политической игры, связанной с геостратегическим переделом Ближнего Востока и Африки. Радикальный ислам экспортируется в страны, для которых он никогда не был характерен. Существует множество книг и интернет-ресурсов, созданных теми людьми, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам христиан…

Из 60 000 христиан Ливии (в основном они проживали в городах Тобрук и Бенгази) во время гражданской войны более половины покинули страну. В прошлом году более 100 000 христиан уехали из Египта, и в этом году происходит рост численности вынужденных эмигрантов-христиан. В Ираке, где еще недавно проживало полтора миллиона христиан, в настоящее время осталась лишь одна десятая от этого числа: остальные бежали или были убиты, а те, кто остались, ежедневно опасаются за свою жизнь. В Тунисе — стране, где первой расцвела «арабская весна», — участились поджоги храмов, а в июле в Интернет попало видео: мусульманину, перешедшему в христианство, исламские фанатики отрезают голову. После этого треть из 25 000 тунисских христиан заявили в телеопросе, что не видят в Тунисе своего будущего. Недавно в сети Интернет была размещена фотография человека, который за переход из ислама в христианство был распят в одном из городов Йемена. Надо отметить, что Йемен (по данным правозащитной организации OpenDoors) сегодня входит в шестерку стран, в которых христиане подвергаются наиболее сильным гонениям.

Десятки тысяч христиан стали жертвами религиозной нетерпимости в охваченной войной Сирии. Из Хомса под давлением суннитских радикалов вынуждены были бежать не менее 50 тысяч христиан. По данным СМИ,  90 % христиан из Хомса были насильно выселены, их дома и имущество распределены между суннитскими семьями. После нападения исламистских повстанческих группировок на Эль-Кусайр около 30 тысяч христиан бежали из этого города в западной части центральной Сирии.

Наиболее трагическим для христиан Сирии за все время конфликта стал август 2012 г. В конце августа в Алеппо  повстанцами была разгромлена резиденция греко-католического архиепископа Иоанна-Климента Жарбара, который после этого вместе с несколькими священниками бежал из Сирии в соседний Ливан. В Алеппо уничтожены многие христианские учреждения, в числе которых — музей христианской культуры византийского обряда.  На прошлой неделе боевики так называемой «Армии освобождения Сирии» сожгли католический храм в Алеппо. Христиане продают свои квартиры, но их никто не покупает. «Зачем? — вопрошают их ненавистники. — Очень скоро мы получим их даром». По данным СМИ, 200 тысяч христиан покинули Сирию; массовый исход продолжается. В июле группировка «Лива-аль-ислам» («Бригада ислама») уничтожила христианскую семью в Баб Туме. Боевики заблокировали автомобиль христианина Набила Зореба, государственного служащего. Ему, его жене Виолетте и двум сыновьям, Джорджу и Джимми, было приказано выйти из автомобиля, после чего все они были убиты.

Если в Сирии идет гражданская война, которая порождает жестокость, то в такой стране, как Пакистан, войны нет. Однако именно в этой стране происходят наиболее жестокие расправы и изощренные издевательства над христианами. И порождаются они, в первую очередь, бездействием властей, безнаказанностью.

Несколько недель назад Католическая служба новостей «Fides» опубликовала список наиболее громких случаев насилия по отношению к детям и подросткам из христианских семей, имевших место в Пакистане. Вот лишь два из них. 13-летняя девочка-христианка была изнасилована группой экстремистов, а члены ее семьи были жестоко избиты. Полиция отказалась от поисков виновных. 14-летний мальчик Сунээль Масих был зверски убит в городе Фейсалабад (провинция Пенджаб). 21 августа этого года полицией было найдено до неузнаваемости изуродованное тело юного христианина в изолированном районе города.

Комиссия по защите прав человека в Пакистане сообщает о росте числа похищений девушек с целью их насильственного обращения в ислам. В прошлом году было зарегистрировано около 1 800 случаев похищений христианских и индуистских девушек. За последние несколько лет наблюдается тревожный рост числа подобных преступлений.

17 августа в районе Мехрабад пакистанской столицы по обвинению в осквернении Корана, согласно закону о «богохульстве», была арестована 11-летняя Масих Римша. По стране прокатилась волна антихристианских выступлений. Однако позже выяснилось, что страницы Корана были подброшены в сумку девочки имамом местной мечети. Этот факт подтвердили несколько свидетелей. Закон и раньше использовался для сведения счетов с христианами и по мотивам личной неприязни. Эксперты считают, что абсолютное большинство осужденных по этому закону, а это более 1000 человек, были наказаны по ложным обвинениям.

Увы, это реалии сегодняшнего дня — смерть дышит в затылки десятков тысяч христиан! Человек – существо боящееся. Плоть не желает страдания и смерти. Она борется за свое право на жизнь.  Этот плотский  страх может заполонить сердце и повлечь  на тропу отречения от Господа, как это произошло с Петром и другими учениками.  Как  преодолеть плотской страх смерти? Как найти на него управу?

 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить (Лук.12:4-12).

 Господь произносит Свое поучение на столь серьезную тему с особой нежностью: «Говорю же вам, друзьям Моим»  Добрый и верный друг не может иметь  злых намерений. Даже в угрозе смерти, в жестоком мученичестве апостолы должны были видеть нежную заботу их небесного Друга. Для Христа было очень важно, чтобы ученики доверяли Ему, что  Он не желает причинить им лишней и ненужной боли. Мы связаны с Христом общей судьбой и то, что происходило с Ним, произойдет и с нами. «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоан.15:20). Если мир возненавидел Иисуса и предал Его смерти, то нет ничего странного в его ненависти  к церкви — Невесте Христа.

  1. Плотский страх  преодолевается страхом  Божьим

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

 Новый Завет решительно настроен против человеческого страха. Он не обещает боязливым Божьего Царства (Откр. 21:8). В нем 23 раза звучит повеление «не бойтесь!».   И это не напрасно!  Подверженность человеческому страху – удел далеко не последних людей. Апостолы Христовы боялись погибнуть в бушующем море, боялись привидений,  боялись  исполнения предсказаний о предстоящей мученической смерти Спасителя.

Иосиф Аримафейский – знаменитый, богатый и влиятельный член Синедриона –боялся утратить влиятельное положение. Он был тайным учеником Иисуса Христа «из страха от иудеев» (Иоан.19:38). В страхе перед преследованиями жил и другой тайный ученик Христа — Никодим.

  Дабы обуздать этот страх, Господь  показывает  бессилие гонителей и  могущество Бога.

 1)     Гонители не способны погубить  самое важное сокровище — душу.

Их власть простирается только на тело человека.  Самое большее, что они могут сделать, так это лишить  тело жизни. Однако они не могут убить самое главное – душу.

 В иерархии Божьих ценностей тело не столь важно, как душа. Тело всего лишь футляр для вечной души.  «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36). Мир рад заплатить любую цену за комфорт и безопасность для тела, но христиане должны быть готовы отдать все ради блага бессмертной души.

 2) Гонители причиняют только временный ущерб телу. Этого ущерба не избежать в любом случае: несчастья или болезнь все равно рано или поздно положат конец нашему существованию. Однако этот ущерб в свое время будет с лихвой восполнен Богом: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:11). При воскресении из мертвых душачеловек обретет нетленное, славное, сильное тело.

 3) Гонители не сильнее Бога.  Поскольку один Бог имеет власть  наказать человека вечной погибелью,  бояться следует только Его: «но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь». Страх перед человеком может быть вытеснен только святым страхом пред Богом!

О Джоне Ноксе говорили: он настолько боялся Бога, что не боялся людей. Поднявшись по ступеням на эшафот, Дональд Каргель (Шотландия) произнес: «Господь знает, что поднимаясь по этим ступням, я испытываю гораздо меньший страх, чем когда я поднимался на кафедру, чтобы проповедовать». Страх перед Богом вытеснил у  этих  людей страх перед смертью.

Страх Господень не живет изначально в человеке, он есть  дар Божьей благодати и принявший ее, принял и потенциал бесстрашия: «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иер.32:40).

Благодать использует конкретные средства для взращивания спасительного Божьего страха:

  • Научение

Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас (Пс.33:12).

  •  Молитва

Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего (Пс.85:11).

  • Смирение

За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь (Прит.22:4).

  • Размышление

 Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф (Иер.2:19).

  • Наказание

 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян.5:11).

  • Обличение

Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1Тим.5:20).

 Если христианин будет прибегать к этим средствам благодати, Божий страх возрастет в нем настолько, что вытеснит страх перед смертью.

2. Плотский страх преодолевается верой в Божье провидение.  

 Страх одиночества, потерянности, забытости Богом нередко одолевает оказавшихся в гонениях Христа ради. Скудное питание, плохой тюремный воздух,   унижение, пытки, могут сломить и человека с крепкой волей. Когда тело страдает, его угнетение передается душе. К тому же сатана пользуется физической слабостью, душевной надломленностью, чтобы вызвать в человеке жесточайшее отчаянье.

Христос призывает преодолевать плотской страх  памятованием о промысле Божьем. «…Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц». 

Речь в тексте идет не о ценной домашней птице, употребляемой в пищу, но о малых воробьях. Состоятельные люди и за гроши бы не стали покупать такой «деликатес», в котором перьев  больше, чем мяса.  Но у Бога же каждая неказистая птаха на счету. Если Бог помнит птиц, если Ему не все равно, что с ними случается, если без Его воли ни одна из них не будет продана на базаре,  тем более ему дорог человек. «Вы дороже  многих  птиц!» должно способно  утешить и укрепить страдальцев.

И как с этим не согласиться?!  Только человек сотворен по образу и подобию Божьему, ему даровано право быть владыкой над делами Божьих рук. Богу дороги даже волосы на голове нашей и Он ведет им счет. Взгляд Бога на ценность человека  отличается от  мирского взгляда.  Мир с пеной у рта отстаивает право на жизнь бродячих животных, однако отказывает в этом праве нерожденным детям.  И горе-матери, обрекающие своих детей на растерзание, и убийцы-врачи  — все чисты перед мирским законом!

 Важно помнить: даже смертельная опасность жизни христианина допущена Богом и контролируется Им для блага человека. Владычество Бога не исключает бед, но делает их составной частью своего чудесного плана в котором зло непременно будет обращено в добро. Гонения имеют огромное значение в Божьем плане спасения:«…и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога» (Фил.1:27,28).  Гонения умножают счастье христиан: «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:13-15). В небесах мы будем особенным образом прославлять Бога за земные страдания,  потому что они, а не пережитые радости,  произвели в обильной мере вечную славу.  А пока следует покориться Божьему промыслу и сделать  молитвой несправедливо забытую христианскую песню:

На трудной жизненной тропе, О дай, Спаситель, силу мне Сказать безропотно Тебе: «Как хочешь ты».

И если Ты захочешь взять, Что мне больней всего отдать, — О дай мне радостно сказать: «Как хочешь Ты».

Идет ли средь страданий путь, Лишь Ты моей опорой будь; Со мной всегда, Господь, пребудь «Как хочешь Ты».

Всю волю покори Себе, Смиренье дай и силу мне, Чтоб каждый день сказать Тебе: «Как хочешь Ты».

Когда ж придет последний час, Пусть шепчет.мой усталый глас Тому, Кто дух навеки спас: «Как хочешь Ты».

 3. Плотский страх  преодолевается  мыслью о небесной славе

  Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

 Исповедание, о котором идет речь  — это исповедание во время гонений, когда христиан будут привлекать в судилища, чтобы они дали отчет в своем уповании пред великими мира сего. С точки зрения мира этот час является часом позора верующих, однако с точки зрения вечности христианин, стоящий пред судьей и исповедующий своего Господа, находится в зените своей славы. Святые в Небесах замирают в благоговении, когда Спаситель произносит имя своих исповедников пред Небесным Отцом. Быть помянутым пред Царем Вселенной — великая честь и слава! Вот почему Спаситель ободряет мученников: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

 Осознание грядущей небесной славы вдохновило пуританина Томаса Ватсона убеждать своих слушателей: «…у верующих нет повода бояться смерти, раз она дает такие преимущества. Разве не блаженство увидеть Бога, любить Его и вечно покоиться в недрах божественной любви? Разве не блаженство – встретиться на небесах с нашими благочестивыми родственниками? Почему святые должны опасаться этих благословений? Разве дева боится вступить в брак и получить венец? Какой вред наносит смерть, если она уносит нас от разъяренных змей и помещает среди ангелов? Какое несчастие в том, что она облачает нас в одежды бессмертия?  Что плохого совершает человек, снимающий с вас власяницу и облачающий в одежду, шитую золотом? Не бойтесь смерти, так как только после нее вы сможете жить».

 4. Плотский страх  преодолевается страхом перед вечными последствиями отречения

«…а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится».

 Отречение от Христа  под давлением мира было, к сожалению, нередким явлением в истории христианства. Когда человек отрекался от Христа, он исповедовал тем самым, что верил лжи, и он мог зайти настолько далеко, что похулить  Святого Духа  Хула на Духа заключается в приписывании сатане действий Духа Святого. Этим грехом грешили фарисеи, объясняя чудеса Иисуса Его связью с бесовскими силами.Этот грех  могли совершить и отступники с самыми ужасными для себя последствиями. Бог верен Своим словам, и если Он отрекается от грешника, значит, отрекается навсегда. Страх перед отречением Бога от человека отрезвлял многих людей и возвращал их на путь истины.

 Я бы хотел проиллюстрировать это историей из книги Фокса об архиепископе Кентерберийского Томасе Кранмере.

Томас Кранмер был одной из главных фигур в английской Реформации.  Кранмер судил о квалификации кандидатов на звание докторов богословия по тому, насколько хорошо они знают Писание, а не каковы их познания о древних отцах церкви.   В результате многие ненавидели его за настойчивую приверженность к Писаниям, а также от многих других получал благодарность, потому что заставил их изучать Божье Слово.  Реформация в Англии совершилась благодаря желанию короля Генриха VIII освободиться от зависимости от римского папы. Он поставил доктора Кранмера  архиепископом Англиканской церкви.  Тот энергично работал, чтобы освободить церковь Англии от всех папских суеверий и поддерживал работу по переводу Библии на английский язык в 1537-1540 годах.

Когда на престол взошла Мария Кровавая, убежденная католичка, ситуация резко изменилась. Ее возмущало, что  Кранмер заменил римскую католическую веру в Англии на протестантскую.  Вскоре после этого он был арестован и заключен в лондонский Тауэр по обвинению в предательстве. В это время ему было около 65 лет.  Римский папа отправил письмо королеве, в котором приказал лишить Кранмера его архиепископского сана и всех причитающихся его положению символов. Поэтому 14 февраля 1556 года было назначено провести суд в церкви Христа в Оксфорде.

… С Кранмера  содрали архиепископские одежды и надели на него поношенную и разорванную мантию прихожанина. Цирюльник состриг волосы на его голове, и папский епископ Боннер грубо своими ногтями расцарапал его голову в том месте, где Кранмер был помазан елеем.  Потом они надели ему на голову шапку горожанина и передали его в руки мирских властей. Все это Кранмер вынес молча и неподвижно.

В течение последних трех лет пребывания доктора Крамера в заключении по отношению к нему допускалась крайняя жестокость,  но затем его враги  избрали другой курс и перевели его из темницы в дом настоятеля церкви Христа, где к нему относились с потворством и потаканием.  Его враги пообещали ему его прежнюю славу и положение, благорасположение королевы, если он только лишь отречется, и все это было предложено перед угрозой казни через сожжение.

Кранмер начал размышлять, что он мог бы иметь не только жизнь, но и восстановиться в своем былом положении архиепископа, а также о том, что нет ничего в этом королевстве, что королева не могла бы с легкостью дать ему, были бы это богатства или титулы. Но если он откажется, у него не будет ни здоровья, ни прощения, потому как королева решила, что либо Кранмер будет католиком, либо Кранмера не будет вообще.

Чтобы его выбор измены был менее болезненным, его искусители вначале предложили ему документ, в котором стандартными терминами описывались совсем незначительные вещи, поэтому Кранмер добровольно подписал его.  После первого шага второй оказался еще легче, поэтому, когда ему дали подписать еще пять следующих документов, каждый из которых подробно объяснял изложенное в предыдущем, он подписал каждый из них, и с каждым разом ему становилось все легче и легче подписывать.

В конце концов, когда они положили пред ним документ об отречении, то есть то, чего они действительно добивались от него, он, благодаря своей новоприобретенной привычке подписывать, подписал и его. Вот он:  «Я, Томас Кранмер, в прошлом архиепископ Кентерберийский, отрекаюсь, ненавижу и питаю отвращение ко всем ересям и ошибкам Лютера и Цвингли и ко всем другим учениям, которые противоречат здравым и истинным доктринам. И я верю всем своим сердцем и исповедую моими устами, что есть только одна святая католическая церковь, без которой нет спасения. Следовательно, я признаю епископа Рима верховным главой всей земли, которого я также признаю главным епископом, папой и наместником Христа, которому все христиане должны подчиняться».

 … об отречении Кранмера немедленно напечатали и распространили повсюду, чтобы произвести на изумленных протестантов максимальный эффект. 

Кранмер в это время переносил страдания из-за своей виновной совести.    21 марта 1556 года  около девяти часов уполномоченные королевы и шерифы вывели Кранмера из темницы и повели в церковь Св. Марии. Он был одет в разорванные грязные одежды, которые они надели на него во время разжалования, и его вид потряс многих, и многие были опечалены.  

В своей проповеди доктор Поле сказал, что архиепископ Кранмер совершил отвратительные преступления и многих ввел в заблуждение и что его обращение назад к истинной церкви было, несомненно, работой всемогущего Бога. Затем он повернулся к Кранмеру и сказал: «Господин Кранмер, заявите открыто о вашей вере, чтобы все могли увидеть, что вы на самом деле католик».

«Я сделаю это»,- сказал архиепископ и затем попросил народ молиться за него, сказавши, что он совершил множество тяжелых грехов, но был среди них один ужасный грех, который тяжелым грузом лежит на нем, и он хотел бы коротко рассказать об этом.  Перед тем как начать говорить, он упал на колени и излил боль своей измученной души: «О небесный Отец!   Будь милостив ко мне, самому презренному трусу и несчастному грешнику.  Куда пойду я и куда скроюсь ? К небу мне стыдно поднять мои глаза, и на земле я не найду места, где мне скрыться. Потому к Тебе, о Господи, я прибегаю… мои грехи велики, но будь милостив ко мне по Твоей великой милости  «.

 Затем он поднялся и сказал: «Я подошел к концу моей жизни, когда оценивается вся моя прошедшая жизнь и будущая, жить ли мне с моим Господом Христом вовеки в радости или же пребывать в вечных муках с нечестивыми в аду.Так как я сейчас вижу небо, готовое принять меня, или же ад, готовый поглотить меня, я должен провозгласить мою истинную веру и то, во что я верю, не скрывая ничего, потому что сейчас не время скрывать сказанное или написанное мною в прошлом.

Во-первых, я верю в Бога, всемогущего Отца, создателя неба и земли. И я верю каждому слову и всем заповедям, которым учил наш Спаситель Иисус Христос, Его апостолы и пророки в Новом и Ветхом Заветах.А теперь я подошел к великим вещам, которые сильно тревожат мою совесть, больше, чем когда-либо сделанное мною или сказанное мною во всей моей жизни, и это есть распространение написанного мной, которое противоречит истине и от которого я сейчас отказываюсь и отрекаюсь. Эти вещи были написаны моей собственной рукой, и они противоречат истине, в которую я верю в своем сердце, написаны под страхом смерти, чтобы спасти свою жизнь, если бы это было возможно. К этому относятся все документы и бумаги, которые я написал или подписал своей собственной рукой после моего разжалования, в которых содержится множество ложных утверждений.А так как я своей собственной рукой согрешил и написал противное моему сердцу, моя рука первой должна быть наказана, поэтому, когда вспыхнет пламя, она должна сгореть первой.Что касается папы, я отвергаю его, как врага Христова и антихриста, со всеми его ложными доктринами».

Когда он закончил свое неожиданное заявление, вся церковь пришла в изумление, шок и негодование. Как Самсон, Кранмер уничтожил больше врагов своей смертью, чем за всю свою жизнь. В церкви зазвучали голоса протеста, и когда он попытался говорить о причастии и папстве, некоторые из них закричали, завопили и запричитали, особенно же Поле, который кричал: «Закройте еретику рот и уведите его!» Несколько монахов грубо стащили Кранмера с платформы и повели к месту сожжения, оскорбляя его и насмехаясь над ним по дороге. Архиепископ не отвечал на их обвинения и оскорбления, но обращался к народу, ободряя их держаться веры во Христа.

На месте сожжения он преклонил колени и помолился, затем поднялся, снял свою одежду, оставшись только лишь в белье, и спокойно стоял, пока железной цепью его привязывали к столбу. Вокруг него разложили солому, а сверху положили хворост.  

Когда пламя полыхало вокруг него, этот истинный человек Божий, который однажды ослабел, но затем славно обратился снова к истине, исполнил то, что он сам определил для себя: он простер свою правую руку и держал ее в огне, твердо и непоколебимо, до тех пор, пока она не почернела как уголь. Когда она горела, он часто повторял: «Это недостойная правая рука».  Казалось, что боль и смерть ничего не значили для него, и его тело оставалось неподвижным в огне у столба, к которому он был привязан. Насколько позволял ему голос, он повторял: «Это недостойная правая рука», а также сказанное мучеником Стефаном: «Господь Иисус, прими мой дух». Когда пламя бушевало вокруг него, почти скрывши его в своей ярости, он испустил дух и встретил своего Господа.

Почему Кранмер принял решение проявить верность Евангелию? Потому что он осознал вечные последствия отречения: «жить ли мне с моим Господом Христом вовеки в радости или же пребывать в вечных муках с нечестивыми в аду». Это и помогло ему окончательно преодолеть страх перед людьми!

  5. Плотский страх  преодолевается силой Святого Духа

 «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук.12:4-12).

Страх перед сильными мира сего может парализовать волю человека, замкнуть уста. Однако верующим в Иисуса Святой Дух даст мужество  и мудрость сказать нужные слова. Так не раз случалось в жизни апостолов. Они смело свидетельствовали о Христе перед первосвященниками и синедрионом (Деян. 4:1-12; 5:27-33; 6:9,10;  7; 23:1-10;), языческими правителями ( 24:10-21; 26:1-29). Во их речах было помазание Духа: «И как он (апостол Павел)  говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх» (Деян.24:25).

 История сохранила интересные подробности о последних часах жизни епископа Смирны Поликарпа. Они свидетельствуют о чудесной помощи страдальцу ос стороны Святого Духа. «Наконец привели его, и тут поднялся большой шум, когда услышали, что Поликарп пойман.  Как скоро привели его, то проконсул спросил: «Ты ли  Поликарп?» — и, получив утвердительный ответ, стал убеждать его отречься, говоря: «Уважь свою старость», — и прочее, что им привычно говорить: «Клянись Фортуной Кесаря, одумайся, скажи: Смерть безбожникам!» Но Поликарп, помрачнев лицом и посмотрев на толпу находившихся на поприще беззаконных язычников, погрозил им рукою и, со вздохом воззрев на небо, сказал: «Смерть безбожникам!». А проконсул настаивал и говорил: «Поклянись, и я отпущу тебя; хули Христа». Но Поликарп отвечал: «Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, Спасшего меня?».

 Но поскольку проконсул продолжал настаивать и говорил: «Поклянись фортуной Кесаря!» — отвечал Поликарп: «Ежели ты воображаешь, что я поклянусь Кесаревой, как ты говоришь, Фортуной, и притворяешься не ведающим, кто я, то слушай, я [говорю] открыто: я Христианин! Если же ты хочешь узнать учение христианское, назначь день и послушай». (2) Проконсул сказал: «Убеди народ!» Поликарп отвечал: «Я тебя только удостаиваю ответа. Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь; а их я считаю недостойными того, чтобы защищаться пред ними».

 Проконсул сказал: «У меня звери; им отдам тебя, если не переменишь мыслей». Поликарп отвечал: «Зови. Ибо у нас хороших мыслей не меняют на худые. Хорошо обращаться от зла к правде».  Проконсул продолжал: «Если не боишься зверей, то я велю тебя сжечь, ежели не переменишь мыслей». Поликарп отвечал: «Ты грозишь огнем, который час горит и вскоре гаснет, потому что тебе не известен огнь будущего суда и вечной казни, который уготован нечестивым. Но что медлишь? Делай, что намерен».

 Говоря это и много подобного, он исполнился смелости и радости; лицо его озарилось благодатью, так что он не только не смутился от того, что ему говорили, но, напротив, проконсул вышел из себя и послал глашатая трижды провозгласить на средине поприща: «Поликарп признал себя Христианином».  Когда глашатай сказал это, то вся толпа язычников и иудеев, живущих в Смирне, в безудержной ярости начала громко кричать: «Это учитель Асии, отец христиан, он ниспровергает наших богов и многих учит не приносить им жертв и не чтить их». Говоря так, они подняли крик и стали просить асиарха  Филиппа выпустить на Поликарпа льва. Филипп отвечал, что это нельзя, потому что бой со зверьми уже кончился.  Тогда вздумалось им закричать в один голос: «Сжечь Поликарпа живым!» — ибо надлежало исполниться тому, что явлено было ему в видении изголовья, которое во время молитвы он видел горящим, и, обратясь к бывшим с ним верным, сказал пророчески: «Надлежит мне сгореть живому».

 И вот, это было исполнено очень скоро, скорее даже, нежели сказано. Толпы людей немедленно бросились собирать дрова и хворост из мастерских и терм, в чем с особенною ревностью помогали иудеи, по своему обыкновению. Когда готов был костер, то Поликарп снял с себя все одежды и, развязав свой пояс, попытался разуться, чего прежде сам не делал; ибо всякий раз каждый верный наперерыв спешил коснуться его тела, потому что ему за доброе житие и прежде мученичества воздаваемо было великое почтение. Тут же вокруг него были разложены все принадлежности костра. Когда же хотели пригвоздить его, то он сказал: «Оставьте меня так. Ибо тот, кто дает мне [силы] терпеть огонь, подаст и без ваших гвоздей быть на костре неподвижным».

Сколько веры и мужества в словах древнего исповедника! Дай и нам Бог силы подражать его вере! Похоже, что преследования христиан может начаться и на демократическом Западе.  Доктор Патрик Сукдео, директор фонда «Варнава»  утверждает: «Религиозная свобода попирается даже такими мировыми лидерами как президент Америки Барак Обама, госсекретарь США Хиллари Клинтон и министр внутренних дел Тереза Мэй, взявшими на вооружение понятие «свобода поклонения» вместо бытовавшего ранее понятия «религиозная свобода»… На Западе, в бастионе свободы и толерантности, мы привыкли к тому, что религиозные преследования происходят в других странах, вдалеке от нас.  Но все очевиднее становится, что нам самим нужно готовиться к преследованиям, если мы хотим быть свидетелями Христа». Какое серьезное заявление! Оно указывает на то, что Церковь приближается к завершению своей земной истории. Христос идет за нею, и грядущие испытания  станут для святых горнилом, в котором золото веры очистится от всех примесей. И как пройти эту переплавку без чудесных советов Христа? Не дрогнем же душой и не дадим плотскому страху поработить душу!  Христу дана всякая власть на небе и на земле и за  Ним  последнее слово!

 

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

7 Комментариев к тексту “Как преодолеть страх перед смертью?”

  1. Ирина:

    Какая сильная проповедь, наверно она уже актуальна для наших дней…хотя нам кажется что нас пока это не касается, но уже чувствуется как перед грозой меняется небо, то и сейчас происходит в мире. Господи, дай нам силы веры, утверди дух наш, что бы страх смерти не сделал нас безвольными.Всех кто любит Тебя всем сердцем и всей душою, Помоги остаться верным Тебе. И в вечности быть только с Тобой!!!!

  2. В.С. Рягузов:

    Аминь!

  3. Глеб:

    Ещё не известно кто попадёт в рай.Никто про это не знает.Человек думает,что попадёт,а на самом деле нет.Это ещё страшней.

  4. В.С. Рягузов:

    Глеб! Бог не оставил нас в неведении о том, где будем.

    «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.(Иоан.12:26).

    «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист»(1Иоан.3:2,3).

    сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.(Гал.6:8)
    Если вы Божий слуга, Божье дитя, Божий сеятель, вы будете с ним! Если нет, то беда!

  5. Света:

    Своевременная проповедь, когда переживаем вместе операцию двух близких людей: эта ситуация сближает и объединяет христиан, помогает глубже размышлять о вечном.

  6. Жора:

    Есть ложная уверенность в спасении.Царство Божие усилием берётся.

  7. Тариель Талыбов-ГурумсагОвич:

    … Страх подавляющий другие страхи? «Страх Бога»??  Но откуда это (мысль о «боге» и т.п.) пришло к нам? — ЧЕРЕЗ ЧУЖИЕ СЛОВА!   И эти же  чужие слова (т.е. «уверенное»,от отсутствия лжегиперСтраха «адского наказания»,  ЛИЦЕДЕЙСТВО бесСТЫЖЕ-лживых попугаев!)  внушают нам страх «бога(по-умолчанию стоЯщего за ними)»  — там где они захотят , таким образом манипулируя нами !!!  

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ