Быть верующим!

Как помочь?

Фома неверующий, будь верующим! В пасхальный день один тяжело больной христианин написал дочери: «…как ужасно проснуться на Пасху и не иметь голоса воскликнуть «Христос воскрес!» Но еще ужасней было бы иметь голос и не желать этого провозгласить». Именно это ужасное состояние пережил апостол Фома. Он имел голос, чтобы провозгласить:  «Христос воскрес!», но молчал. Целую неделю после славного воскресения он жил во мраке неверия. Его состояние нельзя был объяснить сомнением, ибо сомневающийся мечется между «да» и «нет», не зная, чему отдать предпочтение. Фома же не колебался в своем отношении к вести о воскресении, переданной его друзьями: «Не поверю!».

«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!  Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.  Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан.20:25-30).

У каждого утратившего веру своя скорбная история. Вот рассказ 24-летнего актера Дениса Береснева в одном из номеров журнала «Фома»:

«… каждое воскресенье я ходил в церковь и пытался соблюдать все правила как следует, по совести. Были моменты, когда я вставал рано утром в воскресенье и по своей сознательной установке отправлялся в церковь. Но внутренне мне так не хотелось… Однако я себя преодолевал, вставал через «не хочу», ехал на утреннем трамвае в центр города. И такие походы в церковь не доставляли мне никакой радости, не давали никакой духовной пищи. После храма я с чувством выполненного долга приезжал домой, валился в кровать и спал до обеда… Но ведь человек не робот и не может постоянно существовать по принципу «сказано — сделано». В результате такого «усердия» у меня появилось отторжение ко всему, что связано с Церковью. Как будто ты ешь свое любимое блюдо и так переедаешь, что тебе становится плохо. И чем больше нарастало мое отторжение, тем сильнее я старался воспротивиться себе, говорил: «Перебори себя!».

И в это же время у нас в университете началась философия, которую вела потрясающая преподавательница. Она ничего не навязывала, хотя и была весьма требовательна. Ее личность и образ мысли стали неким противовесом моим тогдашним убеждениям. Мы свободно общались на темы, которые в церкви не обсуждаются. Она призывала нас думать своей головой — вне догм и религий, даже вне философии.

Но тогда мой внутренний конфликт разрешился тем, что Православие стало уходить на задний план».

…Когда же я пришел в нашу православную общину, то увидел, что под формой скрывается простой быт, лишь подстроенный под веру. Да, они повесили икону в красном углу, но это не мешало им сытно обедать в пост, предварительно читая молитвы. У меня было ощущение, что эти люди ничем не отличаются от остальных: делают все то же самое, но лишь в другой «оболочке». О том же говорили мне и знакомые, которые отправились трудниками в монастырь. Они попали в атмосферу обычной рутины, безразличия. С утра до вечера они перебирали какие-то посылки, и никому до них не было дела. И все это оправдывалось словами Нового Завета. То есть вроде бы все живут по Писанию, но внутри у людей ничего не меняется. У моих знакомых просто опускались руки».

Можно понять разочарование актера. Он нашел религию, но не Христа. А в  религии, как верно заметил  Белинский в письме Герцену  можно увидеть только «тьму, мрак, цепи и кнут». Но как понять неверие Фомы? Христос не обременял его тяжелыми правилами –  частыми постами, долгими молитвами, работой на монастырских полях. Фома получал изысканную духовную пищу. Община, к которой он принадлежал,  была живой, а не формальной. Служение приносило ему удовлетворение. Как же удосужился он утратить веру?

Основной причиной его крушения в вере было «бескрестное богословие». Он  принимал мажорные пророчества о царствовании мессии, и отвергал минорные предсказания об Его крестных страданиях. И когда из-за смерти Иисуса радужная перспектива жить в Его земном царстве рухнула, не устояла и основанная на ней вера. У «бескрестного» богословия по сей день находятся сторонники, ничему не научившиеся  от Фомы. Епископ Шпренгеля, Гамбурга и Любека Мария Йепсен пришла к убеждению, что ясли — более приветливый символ христианства, чем крест. Она пишет: «Не будет ли в последующие два тысячелетия христианство, привлекающее мир яслями, а не крестом, -  самой хорошей идеей?»  Нам следует опасаться такого богословия, ибо оно приведет, в конечном счете, к утрате веры. Христианство не может быть в мирском смысле приятным и привлекательным, ведь каждый из нас идет крестным путем Христа. Оно привлекательно подвигом самоотречения и ничем иным!

Однако «бекрестное» богословие не было единственной проблемой Фомы. Он  был автором  «богословия чудес»: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Он был готов принять доказательства посредством зрения, слуха, осязания, но только не от Слова Божьего… Мне думается, у «богословия чудес» было всегда  достаточно сторонников и достаточно обманувшихся и разочаровавшихся людей. Слово Господне не играет определяющей роли в их жизни. Видеть и чувствовать – вот главные и  опасные стимулы их веры. К чему они приводят, говорит книга Откровения:  «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». (Откр.13:11-15)

Доктор Питер Ракман в своей острой проповеди  о знамениях чудесах предостерегал от  погони за ними: «Лет двадцать пять назад Орал Робертс проводил сеанс исцеления в городе Мобил, штат Алабама, и где-то к середине сеанса началась буря, и рухнул их шалаш. Если мне не изменяет память, семнадцать человек тогда получили травмы. И знаете, что эти исцелители сделали по этому поводу? Они просто вызвали скорую помощь! Классный выход из положения, не так ли? Ведь ясно, что если бы у вас был дар исцелять, так почему же вы не исцеляете? Зачем же тогда вызывать скорую помощь? Но «исцелитель» из того шалаша все заранее предусмотрел. И шалаш, и вся его музыка были полностью застрахованы. Ах, христиане вы мои дорогие! Если вы не окунетесь именно в ту Библию, вы все равно что та несчастная утка, севшая на середину озера, которую ранним утром поджидают охотники в камышах. Такое случилось однажды и у нас, в городе Пенсакола. Несколько из подобных «исцеляющих» шарлатанов возвели шатер для сеанса. Я не пошел, но мой друг из города Бэй Минет, штат Алабама, специально приехал, чтоб полюбопытствовать. Он посмотрел на огромную очередь, ожидающую «исцеления» и к удивлению увидел там свою сестру, кузину и других своих родственников, которые несколько минут спустя с треском бросали свои костыли на землю. После этого спектакля мой друг спросил свою сестру: «Послушай, как ты очутилась в этой очереди? Ты же не калека». А она говорит: «Понимаешь, они мне дали десять долларов, и за всю мою жизнь такой легкой десятки мне получать не приходилось». А друг мой говорит: «Ну как ты могла обманывать всех этих людей, которые пришли?» Она же отвечает: «Ну зачем так — обманывать? Просто все было сделано, чтобы помочь им обрести веру!» Ну и времена настали, брат мой! Представь себе: лгать кому-то, чтобы им помочь и одновременно получать за это деньги! Мошенничество и подкуп одновременно. Ну и дела!» «Богословие чудес» легко подхватывалось шарлатанами, и следовать ему рискованное занятие!

Христос не принял богословских построений Фомы. Он назвал их неверием! А быть неверующим – ужасно: 13 Псалом называет их безумными, над ними горит гнев Божий. Фома попал в скверную компанию неверующих, из которой его мог вызволить только Христос.

Опыт Фомы свидетельствует, что

  • Быть в общении верующих не значит быть верующим
  • Желать уверовать не значит быть верующим
  • Выдвигать условия для веры не значит быть верующим
  • Вкладывать пальцы в Раны Иисуса не значит быть верующим
  • Встретиться с Иисусом не значит быть верующим

Для подлинной веры характерны три составляющих.

1. Истинно верующим является тот, кто верит в  Христа как Бога.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!  Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Фома не осмелился прикоснуться к ранам Христа, но в неподдельном сокрушении воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». В ответ на искреннее исповедание он услышал: «Ты поверил…». Настоящая вера — это верное понимание  природы Христа: Он — Бог, облеченный в человеческую плоть.

Многие дают свои ответы на вопрос о природе Христа.

Для атеистов Он – мифическая личность,

для серьезных историков – реальный человек,

для евреев – национальный герой,

для мусульман — пророк,

для мормонов один из сыновей Бога,

для иеговистов – архангел Михаил,

для индуистов – одно из воплощений Кришны,

для толстовцев – учитель нравственности.

Однако все эти верования предлагают людям «другого Иисуса».  Обращаться к «другому Христу», значит обращаться к духу-обольстителю без надежды на спасение.

Все спасенные вполне осознанно  повторяют вслед за Фомой: «Господь мой и Бог мой!».  Это исповедание накладывает на них ответственность подчиняться господству Христа, быть Его добрыми слугами. Апостол Павел любил называть себя рабом Иисуса Христа. Он признавал за Христом право распоряжаться его жизнью. Он трудился на поприще благовестия и созидания церквей до изнеможения, но не отказывался от порученного ему дела. Он претерпел много бед и гонений, но не высказывал претензий Господу за пережитые скорби. Он не вступал в дискуссию по поводу планов своего Господина,  считая основным призванием выполнять Его волю. Именно к такому пониманию своего положения призваны христиане: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10).

Вера в божественность Христа обязывает нас  прославлять Его и молиться Ему.  Если бы Христос не был Богом, мы не имели на это права.  Но поскольку Он – Бог, мы должны преклоняться пред Ним: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:22,23).

Христиане всегда поклонялись Христу, как Богу: «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Матф.14:33).

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Матф.28:16,17).

«…и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян.7:59,60).

«…но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.(2Пет.3:18)

«…да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» (2Фесс.1:12).

Поклонение Христу, как Богу, объединяет нас с небесным воинством, которое с удовольствием воздает славу Христу:

«Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6).

«И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр.5:8-13).

2. Истинно верующим является тот,  кто принадлежит  Иисусу Христу.

 

Фоме было недостаточно сказать: «Верю, что Ты воскрес!». На такое признание способны  и бесы. Настоящая вера характеризуется принадлежностью Христу. Вот почему Фома дважды употребляет слово «мой». Мартин Лютер справедливо заметил, что многие погибнут из-за неумения использовать притяжательное местоимение во взаимоотношениях с Богом.

Ни дьявол, ни формальные верующие не могут честно сказать: «Мой Господь,  мой Бог», поскольку не принадлежат Ему и не имеют  с Ним никакого общения. Более того, они неустанно воюют против Христа. Только истинно верующие способны радостно, без затруднения признаться: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему…» (Песн.2:16).

Дорогие братья и сестры! Можете ли вы от сердца сказать, что  принадлежите Христу, а Он вам?  Одного брата спросили: «А что если ты потеряешь спасение?» Он ответил: «Если я потеряю спасение, тогда Бог потеряет Свою репутацию, ведь Он обещал меня спасти, я же принадлежу Ему!».

3. Истинно верующим является тот, кто верует  всему Писанию

Христос сказал: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Вера, несущая блаженство, проистекает   от слышанья слова Божьего: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:31). Господь многократно раскрывал перед Своими учениками пророчества Писания об Его страданиях и смерти, и вера Фомы могла утверждаться на них. Однако, как было сказано, он и его друзья избирательно подходили к Писанию, и потому в трудное время выборочное богословие не поддержало  их веру. Эта же участь подстерегает и наших современников. Согласно исследованиям Барны 38% опрошенных, верили, что Библия была написана через несколько десятков  дней после смерти Иисуса, 10% верят, что женой Ноя была Жанна де Арк, 49 % верят, что Библия учит, корень всякого зла есть деньги. Люди не знают половины 10 заповедей, не знают, Кто произнес нагорную проповедь, не знают историю Ионы во чреве кита, и верят, что Библия говорит: Бог помогает тому, кто сам себе помогает».

Стоит ли удивляться, что вера в современном обществе так слаба? А между тем, у нас нет возможности обрести веру и укрепить ее помимо Писания. В.Ф. Марцинковский приводит свидетельство раввина Лихтенштейна о том, как Писание произвело в нем живую веру: «В ослеплении я считал Новый Завет нечистым источником гордости и эгоизма, человеконенавистничества, низкой мстительности, но стоило мне только открыть его, как я почувствовал в себе непостижимое обновление… Лучистый свет радости внезапно, как молния, пронизал мою душу. Где я искал шипов, там собрал розы. Я нашел жемчуг вместо ожидаемых простых камней, вместо мстительности — всепрощение, вместо смерти — жизнь: небесные дары утешения и воскресения».

Апостол Павел призывает нас исследовать себя, пребываем ли  мы в библейской вере (2 Кор 13:5)? Сравнение нашей веры с верой Фомы позволяет нам прийти к верному заключению. О, если бы на нем стояла Господня печать: «Ты поверил!». Такая вера поможет выдержать все испытания и ощутить свою причастность к блаженной вечности. О, насколько был прав старый профессор семинарии, когда говорил студентам: «Когда вы будете стоять у гроба вашего отца или матери или ребенка, вы лучше поймете, во что вы верите». Будьте же верующими!

 

 

Вам так же может быть интересно:

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ