Как следует отвечать на скорби?

Как помочь?

Как переносить скорби? Евангелист Лука в своем повествовании о том, как Иосиф и Мария принесли младенца Иисуса в храм для посвящения Господу, познакомил мир с выдающимися святыми старцами –  Симеоном и пророчицей Анной. Нет, не напрасно устроил  Бог встречу трех поколений! Он дал понять, что Ему можно служить в любом возрасте. При этом Он хочет, чтобы молодые и старые, юные и умудренные жизненным опытом, трудились для Него плечом к плечу. Божий план для поколений не допускает разобщенности. Мудрый Сирах наставлял молодых: «Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его» (Сир.6:35,36). Старцами нельзя пренебрегать! Бог назвал себя Богом Авраама, Исаака, Иакова, т.е. Богом старцев. Он заповедал проявлять к ним уважение:  «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца» (Лев.19:32). Даже если старцы немощны, они не перестают быть  благословением. Упомянутый выше Сира наставлял молодых: «Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои.  Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир.3:12-16).
Двадцать четыре старца  в книге Откровения олицетворяют мудрость и чистоту Церкви.   Лишиться старцев – настоящее бедствие. Недостойному священнику  Илии было сказано Богом: « не будет старца в доме твоем никогда» (1Цар.2:31,32). Когда у некоторых служителей появляется желание создать церковь исключительно для молодых, им следует остановиться и хорошенько подумать: от Бога ли такое желание?
Мария и Иосиф были благодарны Богу за встречу со старцами. Она принесла им много благословений.  И не только им.  Библейское повествование о жизни пожилых людей — Захарии и Елисаветы, Симеона и  Анны —  дарит благословение и нам, христианам двадцать первого века.
«Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,  вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.  И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем   всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лук.2:36-38).

Когда в дом приходит беда, кто-то сводит счеты с жизнью, кто-то заливает горе вином, кто-то ропщет на Бога, кто-то героически претерпевает боль… А кто-то, подобно Анне, отвечает на скорбь доверием  и служением.

Доверие Богу

…Жизнь Анны была отмечена  многими несчастиями. Первое горе, постигшее ее —  нежданное вдовство. В те времена девушки выходили замуж достаточно юными — в 15-16 лет. Даже если предположить, что Анна вышла замуж в 18, то уже в 25 лет она осталась одинокой. Это слишком рано! «Остаться без друзей — самое горшее, после нищеты, несчастье» — писал Даниель Дефо.

Второе горе Анны — бедность.  Хотя по Божьему закону  вдовы имели право  получать пропитание из десятины от всех произведений, из остатков от жатвы, от праздничной трапезы, однако на практике эти установления не  соблюдались. Делам вдов в суде не давали ход (Ис.1:23), их притесняли (Иез.22:7), грабили (Ис. 10:1,2). Таким образом, в истории Израиля закрепилась порочная практика пренебрегать нуждами  одиноких. Позже Спаситель обвинит фарисеев в поедании домов вдов (Лук.20:47). Пенсий вдовам тогда не платили, и одной, без кормильца, жить в достатке было невозможно.  Поэтому бедность становилась неизменной спутницей вдовства.

Третье горе Анны — бездетность. Ей пришлось жить с постоянным чувством вины перед мужем: «из-за меня он не может стать отцом!», и с сознанием собственной неполноценности и ущербности: «лучше бы мне не родиться!» К тому же в религиозной культуре Израиля  материнство считалось основным призванием женщины. Чем больше детей, особенно мальчиков, тем больше благословений! И если женщина в браке оставалась бездетной, она считалась наказанной Богом за какие-то прегрешения и терпела  поношение от людей.  Так Анна, мать пророка Самуила, пока была бесплодной, пролила немало слез от оскорблений своей соперницы, лишилась аппетита и сна. Нелегка была доля бездетной женщины!

Четвертое горе Анны — невезение с родственниками. По закону Моисея кто-то из родственников мужа должен был жениться на ней и восстановить семя брату, однако  таковых почему-то не оказалось. Просто некому было это сделать… или причина была в том, что Анна рассматривалась ими как грешница, и ее чуждались? Как бы то ни было, Анне было тяжело чувствовать себя отверженной.

Пятым горем Анны был… Бог. От Бога зависит наполненность жизни человека разными благами.  Ниспослать их кому-либо для Него не представляет ни малейшей трудности - ведь  Он всемогущий Бог! (Быт.18:14) Однако несмотря на слезные семилетние прошения Анны о даре материнства, Бог ей его не дал. Когда она просила о выздоровлении мужа, Бог послал ему смерть.  Любой сказал бы  о ней: «Вот человек, на которого прогневался Бог!» Многие из нас на месте Анны отвернулись бы от Него: раз Он меня не хочет видеть и слышать, какой смысл Ему молиться и Ему служить? На мой взгляд, разочарование в Боге — самое болезненное испытание в жизни. Об этом свидетельствуют письма страдальцев:

«…мне уже 50 лет. Я живу в чужой для меня стране с больной мамой. Работы нет, позитива нет. Оглядываешься в прошлое и видишь предательства и обиды… Я все время пыталась что-то изменить. Был период, когда я очень искренне молилась Богу о помощи, ходила в церковь. Ничего не поменялось. Потом я себе каждый день рассказывала, как у меня все хорошо. Но жизнь показывает другое. Я не могу больше найти в себе сил во что-то верить. Кроме этого я должна ухаживать за мамой и улыбаться. А мне не хочется просыпаться по утрам. Если и есть ад, то он на земле. Делай добро, относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Это все ПУСТЫЕ СЛОВА. ОБМАН»
Письмо исполнено горечи и разочарования в Боге! Эта бедная душа воспринимает Его как слугу, и поскольку  Он не справился со Своей задачей, Его нужно уволить…

А вот другое письмо:

«Меня зовут Наташа. Мне 15 лет и у меня пропала вера в Бога, такое ощущение, что он не помогает, а забирает. Я просто не понимаю, что я сделала такого плохого что от меня отвернулся сам Господь! Только одно разочарование в жизни, прямо боюсь жить дальше, думаю, что будет еще хуже…!»

Даже известная миру мать Тереза Калькуттская испытывала проблемы во взаимоотношениях с Богом: «Мне кажется, что я не нужна Богу, что Бог это не Бог и что в действительности Его не существует».

Как тут не вспомнить   Ф. И. Тютчева:

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, –
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.

Если вашу жизнь накрыла черная туча скорби, не отчаивайтесь! Не все потеряно! Вы не забыты Богом! Он оставил для вас примеры, которым вы можете подражать, чтобы выйти на дорогу надежды. Посмотрите, как столетия назад праведные люди отвечали на скорби.

Ответ Анны на скорби не вписывался ни в какие рамки человеческих представлений: Бог забрал у нее мужа, лишил материнского счастья, сделал бедной и одинокой, а она, вместо того, чтобы ожесточиться на Бога и отвернуться от Него, она посвятила себя Ему на служение! Она не измеряла доброту Бога уютным домом, заботливостью мужа, отменным здоровьем, материнским счастьем, хорошим отношением людей. Она измеряла доброту Бога Им Самим – Бог благ, несмотря на несчастья! Это Его фундаментальное свойство. Мир красив, потому что Бог добр. Мы живы, потому что милость Его обновляется к нам.  Он благ к неблагодарным и злым, ибо и для  них светит Его солнце и поют птицы. Зло, царящее в мире, избрано человеком, а не  Богом, и человечество должно пройти  избранный путь до конца. Однако в этом страдальческом пути Бог идет рядом с человеком, поддерживая и ободряя его. Он обещает верующим в угодное Ему время обратить все несчастия во благо.   Именно в это верила Анна. В мире, пропитанном злом и болью, она была верной исповедницей  великих слов пророка Аввакума: «…и если бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, —  но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв.3:17-19).

Бесчисленное количество страдальцев, проходя долиной плача, повторяли эти слова веры и укреплялись ими. Они  признавали за Богом право поступать с ними, как Он находит нужным: лишать здоровья и материальных благ, свободы и радости, доброго расположения людей и защиты от козней дьявола,  Они были реалистичны  в вере, твердо зная, что следует и чего не следует ожидать от Бога. Меня не раз утешала песня, написанная неизвестным страдальцем:

Не обещал Бог нам всюду лазурь,

Путь среди лилий, спокойный без бурь.

Не обещал Бог всегда солнца свет,

Радость без горя и счастье без бед.

Не обещал Бог, что нас здесь не  ждут

Зло, испытанья, заботы и труд.

Он не сказал нам, что не предстоит

Ноши носить и терпеть боль обид.

Не обещал Бог путь легкий всегда,

Весь проходимый без проводника,

Только равнины, без гор и долин,

Тихие   воды без бурных пучин.

Но обещал Бог дать силы в борьбе,

Отдых за труд, в пути свет небес,

В час испытаний поддержку Отца,

Нежную ласку, любовь без конца.

Кто это понимает, тот не разочаруется в Боге. Он будет терпеливо  ожидать спасения от Него! Будем помнить, что Бог в лице Сына Своего прошел путем скорби. Он не допустит до нас напрасных испытаний. Нашим правильным ответом на скорби должно быть доверие Богу.

Служение

Служение Богу не позволяет печали поглотить нас. И Анна правильно сделала, что отдалась ему всецело. В те времена возможности служения для женщин были ограничены: женщины не проповедовали, не  пели в храмовом хоре, не возглавляли фирмы и не лечили в больницах людей. В синагоге они были отделены от мужчин решеткой и в безмолвии слушали их рассуждения. О том, чтобы женщинам рассказать стихотворение или спеть песню, не могло идти речи. Их призванием было вести домашнее хозяйство. Однако, несмотря на небогатые возможности в выборе служения, Анна  нашла себе дело, важность которого сопоставима с прилежным пастырством.

  • Служение молитвы

… не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

Анна избрала внешне незаметное служение. Служение священник, книжника или левита было видимым и  уважаемым всем народом. Люди называли их отцами и учителям и признавали за ними право вершить их судьбами.   Молитва, как правило, совершалась втайне от людских глаз и ушей и не удостаивалась похвал.  Но Анне было необходимо одобрение Бога, а не людей. Она верила в эффективность тайной молитвы и желала быть замеченной Богом!

Анна избрала трудное служение. Попробуйте провести в молитве  хотя бы час, и вы сразу почувствуете тяжесть этого бремени: на десятой минуте иссякнет вдохновение, на двадцатой иссякнут слова, на тридцатой  - силы. А что уж говорить о часовой или ночной молитве?  Моя мать в течение нескольких лет несла служение ночной молитвы. Она рассказывала, как непросто было уснуть после получасового бдения и с раннего утра заниматься  неотложными делами.

Молитвенное служение требует не только духовного и физического напряжения, но и недюжинного терпения, постоянства и доверия Богу. Проповедник или благотворитель сразу видят результат своего труда: люди выражают им благодарность, у них берут интервью и пишут книги об их жизни. . Успех вдохновляет их продолжать труд. Служение молитвы совершается втайне и не сопровождается одобрением людей. К тому же его тяжесть обусловлена частым отсутствием  видимых плодов. Христос сказал, что Небесный Отец медлит с защитой своих детей, вопиющих к Нему день и ночь. Исаак молился о бесплодной Ревекке двадцать лет.  Захария с Елизаветой молились о благодати родительства еще больше. Автор 66 псалма, просивший об обращении народов и племен к вере в живого Бога, так и не увидел желанного ответа. Ответ пришел много столетий спустя.  Божье молчание ужасно томит и делает труд молитвы тяжелым: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу» (Пс.27:1). Вот почему важнейший труд молитвы несут немногие.

Анна же исполняла свое служение с завидным постоянством – многие годы, день и ночь. Кажется, ввиду преклонного возраста она могла бы передать свою эстафету молитвенного служения людям помоложе. Но такое ей не приходило на ум. «Пока жива, буду молиться!» — говорила себе эта отважная женщина. Избрать такое служение мог человек, хорошо знающий характер Бога.  Позже Христос скажет: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:6).

  • Служение свидетельства

«И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме»

В ответ на тяжкие удары жизни Анна посвятила себя Богу. А Он ответил на ее посвященность наделением даром пророчества. Пророки, как правило, обличали народ в нарушении Божьих заповедей и призывали к исправлению. Они утешали  надломленных душой, объясняли им слово Божие. Встретившись с долгожданным Спасителем, Анна испытала огромную радость — ведь  Христос – центр мировой истории, скала спасения, единственный и верный защитник от человеческой и сатанинской злобы, любящий друг и учитель. Этой радостью она  не могла не поделиться  с людьми. И сегодня служение свидетельства о Христе является важнейшим в мире. Оно придает смысл нашему существованию на земле.

…В Крымске, тихом южном городке Краснодарского края, жили две женщины-христианки, родные сестры Надежда и Раиса. В жизни им так и не довелось создать семьи, и они жили вместе, посвятив свою жизнь Господу. Когда мы бывали в том городе, то заходили в их чистенький и уютный домик пообщаться с этими Божьми одуванчиками. Сестры посещали церковь, участвовали, в хоровом служении, пока позволяли силы. Но в особой мере они посвятили себя молитве. Однажды старшая сестра сказала младшей «Раечка! Я сегодня умру. Давай принесем доску, на которой я буду лежать, пока не привезут гроб. Пожалуйста, попроси соседей, у которых есть телефон, на ночь не закрывать двери, чтобы ты позвала друзей положить меня на доску. И  затем утром пригласи братьев и сестер к шести часам на служение!» Все исполнилось точно в соответствии с пророчеством Надежды: в 11 вечера она отошла к Господу, а назавтра в 6 часов вечера было траурное служение.

Когда я думаю о судьбе этих простых женщин, для которых не найдется места в земных учебниках истории, то вижу: они оказались прозорливее мудрых и разумных мира сего.   Они были великими пред Богом, потому что на перенесенные удары жизни – голод, коллективизацию, войну, бездетность, гонения за веру  ответили посвященностью Богу.  И разве сравнима по конечному результату  их неприметная жизнь с безбожной жизнью звезд Голливуда, вспыхнувших на мгновение, чтобы навсегда погаснуть в страшной преисподней? Библия говорит о тех, кому Бог стал дороже всех благ земных: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:3).  Принадлежите ли вы к их числу? Отвечаете ли вы на скорбь доверием Богу и служением?

Вам так же может быть интересно:

5 Коммент. к статье “Как следует отвечать на скорби?”

  1. 5
    Леонид говорит:

    )) с каких пор она не отходила от храма тоже не сказано. Возможно, только последнии лет эээ.. двадцать, после того, как отправила детей во взрослую жизнь.
    Ну, это я так, придираюсь. )) Еще раз спасибо за проповедь.

  2. 4
    В.С. Рягузов говорит:

    Дорогой Леонид! евангелие не говорит ничего о бездетности Анны. Но такой вывод легко сделать и он логичен: поскольку Анна была при храме день и ночь, служа молитвой и постом, то это возможно только при отсутствии детей и внуков.

  3. 3
    Леонид говорит:

    Хорошая проповедь. Не понял только одного: почему Анну нужно считать бездетной. Ведь по тексту Евангелия этого не видно. Или я чего-то не заметил..

  4. 2
    ВС Рягузов говорит:

    Cпасибо, Зина, за корректировку! ошибка была допущена в цитировании стихотворения и теперь ее исправили!

  5. 1
    Зинаида говорит:

    Раньше,когда читала про бедную вдову,которая отдала для храма последние
    копеечки,всегда думала: а как вообще вдовы раньше выживали,про пособия
    и пенсии нигде не говорилось.Жалко было и Руфь с Ноеминью,а вот про
    Анну никогда не задумывалась.Спасибо,что обратили наше внимание сколько
    горя,печали,унижений пришлось вынести этой бедной женщине.Восхищена ее
    выбором-служением и доверием Богу вместо ропота,негодования и
    оплакивания своей жизни.Награда ее была велика- уже при жизни увидеть
    Господа.
    Ваши проповеди обращают внимание на то,что можно увидеть между строк
    Библии,приучают не просто читать,но и размышлять,сопоставлять с тем о
    чем говорилось раньше в Библии.Для одних-это элементарно,другим этому
    нужно учиться.Спасибо,что могу этому учиться у вас.
    Своевременно напоминание,что Бог не обещал нам жизнь без проблем,но
    обещает любовь и поддержку во всякое время.

    P.S. не закралась ли ошибка в песнь страдальца?Вместо «не» просится «но» обещал Бог что нас здесь ждут зло…Если я ошибаюсь- простите.
    С глубоким уважением к вам Зинаида

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ