Мы живем под огромным давлением со стороны людей, обязанностей, внутренних искушений, сил тьмы. Подчас мы не выдерживаем его и срываемся, а потом горько раскаиваемся и виним себя: «Зачем я так поступил? Почему не хватило сил сдержаться? Неужели такова моя горькая судьба – падать и падать? Придет ли долгожданная победа?». Вы не одиноки в вашей борьбе с давлением обстоятельств!
«В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним» (Лук.1:59-66).
Господь подарил Захарии и Елисавете огромное счастье – родить на старости лет здорового и красивого мальчика, исполненного Святого Духа от самого рождения. Елисавете довелось пережить огромное счастье, которого не испытала ни одна мать, кроме девы Марии, — вскармливать и воспитывать идеального ребенка. Он ни разу не огорчил своих родителей. Святой Дух производил в нем любовь, мудрость и послушание. Захария и Елисавета были счастливы, поскольку судьба их ребенка зависела от Бога и благодаря Ему их сын мог осуществить великую миссию приготовления Израиля к приходу Иисуса Христа.
Может ли что-нибудь иное помочь детям вырасти достойными Бога людьми? В послевоенные годы миллионы родителей воспитывали своих детей по книгам Бенджамина Спока. Его методики исключили из процесса воспитания животворящее действие Святого Духа и подменили их «современными» гуманистическими принципами. Итог своему новаторству доктор подвел много лет спустя: «Никто и не предполагал, что представители этого поколения вырастут в своей массе такими неинтересными людьми. Сегодня они думают только о деньгах и сексе, а о жизни не имеют ни малейшего представления, и вообще мало чем отличаются от своих предков. Я старался сделать для них все, что только мог, а они меня страшно разочаровали».
Единственно правильное воспитание — это библейское воспитание. И дай нам Бог в нем преуспевать! По причине греховности наше общение с Духом Святым поверхностно, и нам трудно представить, что значит быть родителями святого ребенка, но зато мы представляем, сколько различных забот сваливается на плечи отца и матери! Не избежали их Захария и Елизавета. Несомненно, такие зрелые и духовно опытные родители были к ним готовы. Но вряд ли они ожидали, что столкнутся с серьезным противостоянием со стороны родных и близких по вопросу наречения имени их сыну! Родственники пытались заставить их поступить вопреки воле Господа и назвать младенца Захарией.
Многие христиане не понаслышке знакомы с подобной проблемой. Родственникам и друзьям не нравится их решение жить по евангелию, и они пытаются вернуть их на прежние стези. Несколько лет назад немолодой мужчина начал посещать нашу церковь. Бог дал ему силы расстаться с алкогольной зависимостью, и он был счастлив, что целый год не брал в рот ни капли спиртного. Даже когда умерла жена, он не стал искать утешения в алкоголе. Но прошло немного времени, и он с сыновьями отправился на кладбище покрасить ограду. Там сыновья принялись уговаривать его «помянуть матушку». Тут ему вспомнилось, что в церкви в память о смерти Христа пьют немного вина, и он решил только пригубить ради покойной супруги. За глотком последовал стакан, за стаканом бутылка, за ней многодневное пьянство и, наконец, трагическая развязка – прыжок с балкона… Так родные дети выстлали соблазном отцу дорогу в ад…
Можно успешно противостать греховному давлению? История Захарии и Елисаветы дает нам несколько ценных советов, как это сделать.
1. Поступайте в соответствии с повелением Бога!
В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
Обычно родители придают большое значение выбору имени для своего малыша. Существует мнение, что оно влияет на судьбу ребенка. Поэтому папа с мамой и терзаются в раздумьях, выбирая имя «незатертое», красивое, да чтобы с отчеством сочеталось благозвучно, а главное – с хорошим значением. Неудивительно, что выбор имени может занять много времени. Но Захарии и Елисавете не пришлось долго ломать голову над этой проблемой. Еще за девять месяцев до рождения сына Бог дал им ясное повеление назвать его Иоанном. В этом отношении они стояли в одном ряду со своими именитыми предшественниками. Сын Агари Измаил, сын Сары Исаак и прежде всего Сам Господь Иисус получили свои имена по Божьему откровению. Но так бывало редко. В большинстве случаев люди руководствовались иными соображениями.
Например, имя давали в память о каком-то важном событии: Моисей (вытащенный из воды) было напоминанием о его чудесном спасении из вод Нила; Самуил (услышал Бог) — увековечивало Божью милость к Анне, выпросившей у Бога дитя. Имена напоминали детям о великих делах Божьих в их судьбе. В противоположность тому, за годы строительства коммунизма некоторые экстравагантные родители «наградили» своих детей такими именами, с которыми те не прочь были бы расстаться: Тракторина, Сталина, Приватизация, Перкосрак (первая космическая ракета) и т.д.
Иногда родители давали детям имена с верой, что в будущем они оправдают их значение. Назвав дочь Деворой (пчелка) родители желали ее видеть трудолюбивой. Имя Иона (голубь) возможно, свидетельствовало о желании родителей видеть ребенка кротким, ибо таковым дано чудесное обетование: «Господь направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс.24:9). Имя Тавифа (антилопа) вероятно, отражало восхищение родителей красотой дочери.
Случалось, имена напоминали о пережитой трагедии. Рахиль, умиравшая при родах, увековечила свои страдания, назвав младенца Бенони (сын скорби). Точно так же мать Иависа дала своему сыну имя «боль». Ноеминь (приятная) просила называть ее Марой (горькой) «потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?» (Руф.1:20,21).
Но чаще в имя ребенка родители вкладывали свои наилучшие надежды. Так Ева назвала первенца Каином, сказав: «приобрела я человека от Господа!» Она полагала, что ее первенец и есть то самое обещанное Богом семя, которому суждено поразить змея-сатану в голову. К сожалению, ее надежды не оправдались – Каин был обольщен сатаной и стал братоубийцей. Подобно нашей праматери, мы называем своих сыновей Павлами, Тимофеями, Иванами надеясь, что они будут подражать апостолам Христовым. Нарекая дочерей Мариями, Аннами, Елизаветами, мы надеемся, что черты благословенных библейских женщин отобразятся в их характерах. Но, к сожалению, многим родителям приходится переживать горькое разочарование от несбывшихся надежд!
И, наконец, желая увековечить память предков, родители называли детей в честь дедушек или бабушек. Такой обычай был популярен среди меннонитов. Именно этой традиции придерживались родственники Захарии и Елизаветы. Они настаивали, чтобы новорожденного мальчика непременно назвали в честь отца Захарией. И когда Елисавета сообщила родственникам о своем решении, они возмутились: «никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем». Несмотря на их единодушное мнение, Елисавета противостала их напору, ибо знала, что родственники руководствовались традицией клана, а не волей Бога. Однако они не собирались так просто уступать: «И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его». Ответ Захарии был категоричен и поставил точку в споре: «Иоанн имя ему». Захария и Елисавета желали поступить по воле Божьей, а не по традиции.
Многие на месте Захарии и Елисаветы не стали бы долго спорить: «О чем речь? Только об именах? Это же такой ничтожный вопрос! Захария (Господь вспомнил) тоже хорошее имя! Лучше не портить отношения с родственниками из-за пустяков! Пусть будет по их воле!». Все в рассуждениях было бы верным, если бы не указание Божие, повелевавшее назвать младенца именно Иоанном, а не Захарией. Почему-то для Бога эта «мелочь» была чрезвычайно важна, а раз так, она была важной и для праведных родителей. Они словно предвидели поучение Христа, о котором в наше время слишком легко стали забывать: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф.5:19). Знание воли Господа всегда облегчает выбор правильного решения и дает силы выдержать давление неверующего окружения.
А как обстоят дела у нас? Мне видится, теперь стало модно объявлять некоторые Божьи повеления неважными, отжившими, культурно обусловленными и пренебрегать ими. Некоторые люди говорят: «Вера в сотворение мира за шесть дней осталась в далеком прошлом! Теперь мы не столь наивны: наука доказала, что земля существует миллионы лет, и мы не желаем слыть невежественными дураками!» Другие утверждают: «Давно прошли те времена, когда темные и забитые женщины повиновались мужьям! Теперь образованные дамы вполне могут взять власть в свои руки! Кстати, и запрет Библии на разводы тоже утратил свою актуальность! В наше время высшей ценностью является личная свобода!» Третьи провозглашают: «Это в эпоху мужского шовинизма женщинам не позволялось быть пресвитершами, а теперь настала эпоха равноправия!» Четвертые идут еще дальше: «Теперь уже не актуально прославлять Бога святой жизнью, стойкостью в страданиях и добрыми делами. Наше «продвинутое» поколение делает это посредством рок-музыки и танцев!»
Это разделение на «тогда» и «теперь» активно отстаивают наши родственники и знакомые! Они убеждают нас, что это правильно! Но как опасно поддаться их давлению! Ведь здесь вопрос принципа: повиноваться ли нам слову человека, или слову Бога? Какое право мы имеем делить сказанное Богом на важное и незначительное?! Все, чего от нас требует Святой и Великий Бог, исключительно важно! Он желал, чтобы имя Иоанн (Господь милостив) кричало Израилю, насколько велика милость Божия, даровавшая ему необыкновенного пророка. И к ней нужно отнестись со всем вниманием!
2. Любите Господа!
Нам гораздо легче выполнять желания любимого человека, чем нелюбимого. Иисус ясно сказал: «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Иоан.14:23,24). Любовь к Богу не создашь в себе никаким старанием – она изливается в сердце Духом Святым (Рим. 5:5), когда человек рождается свыше. Любовь делает заповеди Христа желанными и дает силы жить по ним. Пастор одной крупной церкви сказал: «Меня удерживает от греха аморальности не страх перед газетными публикациями о подробностях моих похождений и не осознание непереносимого стыда перед моими детьми, и не угроза безвозвратной утраты служения. Я просто люблю свою жену! Верность ей доставляет мне наслаждение и ограждает меня от нарушения брачной клятвы». Захария и Елисавета любили Бога, и это придавало им силы выдержать моральное давление окружения.
3. Молитесь о чудном воздействии Слова на ваше сердце!
Когда мы воспринимаем Слово Божье холодным разумом всего лишь как источник достоверной информации, вряд ли нас наполнит желание исполнять его любой ценой. Даже если предпринять над собой невероятные усилия и заставить себя исполнять божественные предписания, дело далеко не продвинется – очень скоро наступит невероятная усталость. Д. Эдвардс справедливо указывал: «…тот, кто имеет лишь доктринальное знание и размышление, без чувства, никогда не поглощается целиком религией… дело религии перестает владеть душами людей, если оно перестает волновать их… ни один не был побуждаем бежать и искать убежище у Христа, пока его сердце оставалось нетронутым». Слово Божие должно глубоко затронуть сердце и пробудить в нем горячее желание повиноваться Творцу! Так бывало с пророками, которые были, как правило, послушны Господу: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер.15:16). «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103). Молитесь о том, чтобы Божье слово было сладостной пищей для ума и души, и тогда вы исполните его, несмотря на противодействие мира, плоти и дьявола!
4. Взращивайте в себе страх Божий!
Благоговейный страх пред Богом надежно охраняет от нарушения святых заповедей. Бог обещал Израилю: «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня»(Иер.32:40). После смерти отца Иакова, братья Иосифа стали опасаться, как бы Иосиф не припомнил им былые прегрешения – попытку уморить его голодом, а так же продажу в рабство, – и пришли просить его о пощаде. Он плакал, когда они исповедали ему свои беззакония. Страх Божий, который есть начало мудрости, руководил праведным Иосифом, и он сказал неверным братьям: «… я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их» (Быт.50:19-21).
5. Помните, что непослушание не останется без наказания!
Адам и Ева, ослушавшись Бога, лишились чистоты, бессмертия и прекрасного рая. Моисей, допустивший неповиновение повелению Господа, не вошел в обетованную землю. Иона отказавшийся проповедовать в нечестивой Ниневии, претерпел страшную бурю, запятнал свое доброе имя Божьего пророка перед язычниками, три дня и три ночи провел в жутком чреве кита. Захария, усумнившийся в правдивости ангельской вести, на девять месяцев онемел и оглох. Упорное непослушание всегда влечет за собой Божью кару! Понимание этого отрезвляет и препятствует противиться Богу.
6. Ожидайте благословений от послушания!
Сколько благословений принесло с собой послушание Захарии и Елисавете, сказавшим твердое «нет!» давлению родственников и «да!» Господу! «И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. К священнику вернулась способность слышать и говорить. С каким наслаждением он слушал плач своего ребенка, родной голос жены, с каким упоением прославлял он Бога за Его милосердие! Послушание не остается без награды! А разве не были наградой смирение родственников и радость соседей? « И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышашвшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним». Для людей, ожидавших Божьего посещения Израиля, происшедшие события стали знамением грядущего пробуждения. Мне хочется верить, что первыми обращенными от проповеди Иоанна Крестителя, были жители его родного города.
Послушный Господу человек будет употреблен Им для самого важного дела – спасения драгоценных душ от власти греха. Известный основатель детских приютов в Германии Джордж Мюллер после своего обращения уже не жил в прежнем грехе, но искушения часто одолевали его. Он каялся, потому что изменилось его отношение к греху. Однажды он познакомился с неверующей девушкой. Его желание читать слово Божие, молиться, любить Господа стало остывать. Все кончилось тем, что через короткое время он совсем перестал молиться. Однако по промыслу Божьему он познакомился с одаренным молодым человеком Германом Баумом, который отказался от всех привилегий и богатств и посвятил себя проповеди Евангелия польским евреям. Многих из них он привел ко Христу. Пример его посвященности так воздействовал на Мюллера, что он оставил знакомство с неверующей девушкой и вновь посвятил себя Христу. Божий мир водворился в его сердце и больше никогда не оставлял его. Знал ли Герман Баум, какое великое благословение принесет тысячам сиротам его послушание Богу? Не напрасно апостол Павел наставлял Тимофея: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16).
Благодарение Богу за проповедь, указанные действия Духа Святого в духовных упражнениях в формировании характера, в желании послушания Богу.
евреям1:9, галатам5:19-25 случается рядом нет никого кто бы мог повлиять. мне кажется по разному происходит освящение человека у кого-то быстрее у кого-то больше уходит времени чтобы что-то понять.человек живет по плоти у него одни качества преобладают(гал.5:19-21)бывает он оставляет более или менее свою так сказать греховную жизнь а меняться то самому?ох как сложно одному!!!и здесь без упорства не обойтись читаешь,читаешь стараешься любить рим.8:28 8:29-39.потихоньку привыкаешь к Нему.сейчас читаю и удивляюсь: «Откуда у меня столько внимания к этому?»
Как растения лучше растут при подкормке, так и мы — в добром христианском общении.