Переживание за гибнущих грешников – одно из тяжелейших скорбных переживаний, выпадающих на долю святых. Ведь если грешники уходят с этой земли без покаяния, они обречены вечно мучиться в пламени озера огненного, где «плач и скрежет зубов». Самое смелое воображение бессильно это представить. Ужасы Освенцима и Гулага ничто в сравнении с ними. Многим тема об аде неприятна, потому что она никак не вяжется с любовью Бога, пожертвовавшем Сыном ради спасения мира. Ад считают Библейской страшилкой для темных и необразованных людей мрачного средневековья.
Что ж, люди склонны к упрощениям, склонны верить себе больше, нежели Христу. А Он, между прочим, знал, что значит скорбеть о погибающих. Когда Иисусу Христу сообщили о полученном спецслужбой царя Ирода задании убить Его, ни один мускул не дрогнул на Его лице. Он не боялся смерти. Однако, когда Спаситель говорил о трагедии, грядущей на Иерусалим, Его голос дрожал, и Он еле сдерживал слезы.
«Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» (Лук.13:34,35).
Из этого текста мы узнаем, как скорбел Господь о грешниках и как нам следует подражать Ему в этом деле.
1. Христос скорбел о грешниках, безмерно любя их
Христос любил город Небесного Царя.В него Он приходил для поклонения Господу, там был храм — Дом Его Отца… Его глубоко печалило, что Сион — «радость всей земли» - стал вертепом разбойников. Предвидя полное разрушение города римлянами и неисчислимые жертвы среди его обитателей, Он повторял со скорбью: «Иерусалим! Иерусалим!»…Сетующий человек неоднократно произносит имя любимого, которого он лишился:ребенок плачет о матери, девушка о любимом парне, родители о детях.Давид причитал о потерянном навсегда сыне:«…сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!» (2-е Цар.19:4).
Далеко не всегда верующие люди скорбят о грешниках. Один популярный в США пастор, обращаясь к мужчинам, обзывал их дебилами, уродами, глупцами. Он не сумел показать свое уважение и любовь к ним. Христос так не поступал — Он скорбел, любя грешников.
Апостол Павел научился от Иисуса этой огненной скорби: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:1-3). Он не воспринимал ожесточение Израиля философски: «Что поделаешь! Невольники — не богомольники. Они – неизбранный остаток, туда им и дорога…» Непоколебимо веруя в Божье избрание, он терзался о гибели своего народа и прикладывал усилия спасти, по крайней мере, некоторых.
Как необходима и нам подобная любовь! Она подвигает нас на горячие молитвы и эффективное свидетельство. Ее результатом будет спасение людей.Благовестник братства в 1900- 1930 гг прошлого века Василий Прокофьевич Степанов вспоминал, как однажды Бог коренным образом изменил его служение: «Прочитав в журнале «Христианин» статью «Как воскрешать мертвых», я от души, с большими слезами исповедовался перед Богом в том, что я до сих пор редко применял при оживлении грешных душ такой способ, какой избрали Илия и Елисей. Я вспомнил, что действительно грешники каялись только тогда, когда я прилагал своё сердце к их сердцам, скорбел об их горе, когда я плакал и молился о них с настойчивой верой.
И я стал искренне взывать к Господу, чтобы Он наполнил мое сердце любовью к грешникам, дал бы мне к ним такие же чувствования, как у Него Самого. Мне было ясно одно, что если сложить две негорящие свечи, то огня не будет. Я молил моего Господа, чтобы Он зажег мое сердце самой пламенной любовью к Нему и к людям, дабы при моем прикосновении к сердцу грешника, оно загоралось, оживало.
По мере того, как я молился, я чувствовал, как Дух Святой перерабатывает мне сердце. Мне становилось все более и более жаль людей, погибающих во грехах. Сознавая свое собственное бессилие в деле обращения грешников ко Христу, я решил постоянно молиться об излиянии Святого Духа на всякую плоть».
Результаты этих молитв он описывает так:
«В течение месяца Господь дал видеть обращения от тьмы к сету и от власти Сатаны к Богу девяноста душ. Мои дорогие сотрудники на ниве Божией, хочу вам сказать, что все это Господь сделал по молитве. Когда мы молимся, то ожидаем от Него и силы и благословения, а когда не молимся, то рассчитываем только на самих себя, что для нас бывает всегда пагубно. Вот, дорогие соработники, будем молиться всегда с верою, настойчиво и неотступно, и увидим Славу Божию».
Думаю, свидетельство Василия Прокофьевича не утратило своей актуальности -
всем нам нужно крещение Божьей любовью!
2. Христос скорбел о грешниках, понимая серьезность их положения
Христос не сетовал о том, что история Иерусалима был очень трагична – город неоднократно подвергался ограблениям и разрушениям. Писание и история свидетельствуют об ущербе, нанесенном городу царями Египта (3Цар 14: 26), (2 Пар 36: 3), филистимлянами и арабами (2 Пар 21:17),сирийцами (2 Пар 24:23), израильским царем Иоасом (4 Цар. 14:13), вавилонянами, разрушившими город и храм (2 Пар. 36:7,10,17), Антиохом Епифаном, который в 170 г. снёс городские стены и в храме поставил статую Юпитера,римлянами, взявшими Иерусалим под начальством Помпея в 63 г. до Р.Х.
Христос не сетовал о социальных проблемах города: высоких ценах на жилье, множестве бедных вдов и больных людей. Он не сетовал на коррумпированных мытарей, дравших три шкуры с налогоплательщиков. Не сетовал Христос и на тандем хитрого Ирода и тщеславного римского наместника Пилата. Но три обстоятельства заставляли Христа проливать слезы:
- Иерусалим не порвал с греховным прошлым
Библия призывала евреев «и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» (Пс.77:8). Прошли века, но пуповина, связывавшая Иерусалим с отступниками прошлого, не была перерезана. Христос назвал город«избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» В Его сетовании глаголы, передающие идею преступления, стоят в настоящем времени и указывают на генетическую родовую связь Иерусалима с отцами-гонителями.
Пророки – праведные, горячо любящие народ и знающие Бога,были самыми лучшими людьми на свете. Они не щадили себя, ибо говорили непопулярные вещи. Они никак не поднимали самооценку иудеев, не вселяли в них оптимизма и потому народу не нравились. Пророкам было тяжело постоянно обличать народ, но иного выхода у них просто не было – народ не останавливался в злодеяниях. Я приведу несколько цитат из книги пророка Иеремии:
«Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?(Иер.4:14)
«Ибо так говорит Господь Саваоф: рубите дерева и делайте насыпь против Иерусалима: этот город должен быть наказан; в нем всякое угнетение. Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло: в нем слышно насилие и грабительство, пред лицеем Моим всегда обиды и раны.Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою» (Иер.6:6-8).
«Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня» (Иер.7:17,18).
«Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?»; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение. И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня» (Иер.8:5-7).
«Ибо отцов ваших Я увещевал постоянно с того дня, как вывел их из земли Египетской, до сего дня; увещевал их с раннего утра, говоря: «слушайтесь гласа Моего». Но они не слушались и не приклоняли уха своего, а ходили каждый по упорству злого сердца своего: поэтому Я навел на них все сказанное в завете сем, который Я заповедал им исполнять, а они не исполняли» (Иер.11:7,8).
«…так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима. Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен» (Иер.13:9,10).
«Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною — как Содом, и жители его — как Гоморра» (Иер.23:14).
Иеремию гнали за подобные непатриотичные речи и даже покушались убить.К сожалению, Иерусалим не порвал со Своим позорным прошлым гонителя пророков. Пройдет немного времени, и прольется кровь диакона апостольской церкви Стефана, а до того Иерусалим отречется от Мессии и предаст Его распятию.
И поныне Иерусалиму подражают множество людей. Они не предпринимают никаких усилий, чтобы освободиться от греховного прошлого — оно им дороги и приятно. Зато Христу подобное состояние людей невыразимо горько.
- Иерусалим не воспользовался благами настоящего
«сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»
Христос говорил об удивительном виде отношений, в которые Он хотел вступить с жителями Иерусалима.Это не подобострастные отношения раба и властелина, не гуманитарные отношения дарителя и получателя, не поверхностные отношения соседей по этажу. Он желал близких, родственных отношений со Своим народом и передал это желание выразительным сравнением: как птица собирает птенцов своих, когда им грозит опасность или когда найдена для них хорошая пища, так и Он желал приблизить к Себе людей и разделять с ними близкое общение.
В таком родственном общении человек ощущает радость прощения грехов, мир с Богом, внимание и заботу. Апостол Павел писал о благах этого общения: «Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность…» (Фил.2:1).
Эти родственные отношения не устанавливаются силой. Они – результат добровольного отклика на милость Христа. Чтобы их установить, Спаситель пришел к своим не в славе небесного величия, а в подобии плоти греховной, чтобы люди Его не боялись,но запросто общались с Ним. Он пришел как еврей к евреям и полтора десятка лет посвятил служению плотником жителям невзрачного Назарета. Он очищал храм от торговцев, проповедовал в нем, свидетельствуя о Своем божественном происхождении, совершал множество чудес.Родственные отношения с Христом не могут быть установлены, если человек не осознает своей греховности. Ведь Он пришел не к праведным, но к грешным (Лук. 6:32), не к здоровым, но к больным (Лук.5:31).
Однако вместо благожелательного отклика встретил отвержение. Иудеи не раз хватались за камни, чтобы лишить Его жизни.
За тысячу лет своего существования Иерусалим не изменился в своей сути, оставаясь богоборческим городом. Правда его греховность приобретала другой оттенок – никто не поклонялся ваалам, как бывало раньше, никто не проводил детей через огонь, никто не пек пирожки богине неба. Наученные горьким опытом Вавилонского пленения,иудеи стали как никогда ортодоксальными: фарисейская партия за прелюбодеяние и нарушение субботы была готова наказать провинившихся смертью. Скверный грех идолопоклонства заменился еще более скверным – грехом самоправедности.
Самоправедность- тяжелейший недуг души иудеев. О нем пишет святой Павел:«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:1-4).
Самоправедным людям не нужны пророки, им не нужен и Сын Божий, если Он их не лечит и не кормит. Самоправедность исключает необходимость в благодати, а значит и в ее источнике – Иисусе Христе. Самоправедность- то же самое, что содомский грех! «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр.11:7,8).
Самоправедность–запинающий грех и наших современников! В этом смысле язычники не лучше иудеев. Они не видят в грехе серьезной проблемы. Часто они вообще не видят греха. Они не знают о несокрушимой силе сатаны и о категоричном святом Божьем «Нет!» малейшему греху. Вот несколько примеров.
Один человек писал мне: «мы праведны не праведностью Христа, а своим стремлением быть праведными». Некая старушка на похоронах губернатора-сатирика Евдокимова говорила: «…нашей любовью, Миша, оправдаешься перед Богом». Недавно я услышал в магазине: «Ты беременна? Когда свадьба?»
Какого вы мнения о себе? Вы праведны или вы грешны? Нуждаетесь ли вы в Искупителе? В Том, Кто бы простил ваши грехи? Нуждаетесь ли вы в Спасителе? В Том, Кто бы спас вас от самих себя?Нуждаетесь ли вы Учителе? В Том, Кто бы наставлял вас в принятии решений? Если нет, вы – предмет постоянной озабоченности Спасителя.
- Иерусалим уготовал себе ужасное будущее
«Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня» (Лук.13:35).
Проклятие пустого дома выразительно описано Христом: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лук.11:24-26).Дом Израиля был выметен проповедью Иоанна Крестителя, проповедью Христа и апостолов. Но Христу не было позволено занять его, и пустое пространство вскоре оказалось окупированным: «…Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Рим.11:8).Удивительно ли, что народ, некогда давший миру Библию, дал ему впоследствии богоборца Маркса, чьи идеи положили начало кровопролитным войнам и революциям?!
Способны ли мы серьезно воспринимать бедственное положение мира? Или его гибель нас не волнует? Почитайте пророков и вы увидите, как близко к сердцу принимали они греховное поведение людей!
Псалмопевец признавался: «Из глаз моих текут потоки вод от того, что не хранят закона Твоего» (Пс.118:136).
Иеремия писал: «И скажи им слово сие: да льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом» (Иер.14:17).
Когда вы в последний раз плакали о погибающих?
3. Христос скорбел о грешниках, уповая на промысел Небесного Отца
Кажется, нужно было проплакаться о таком жестоком народе и забыть его навеки. Однако поступить так не в характере Иисуса Христа. Он говорит об отдаленном светлом будущем Израиля: «Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» Основой такой уверенности для Христа были не хорошие качества талантливого народа, но Божий промысел.
Бог возревнует в Свое время об этом городе и об этом народе! У Него есть определенный план для него.Это утешало Христа в Его безграничной скорби! Ведь Иерусалим — «город великого Царя» (Матф.5:35) и он не может быть Им навсегда забыт.Пророк Исайя провозглашал:
«…не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле(Ис.62:7).
«А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью»(Ис.65:18).
«И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля»(Ис.65:19).
«Мое имя будет там» (3Цар 8:29).
Апостол Павел писал:«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим.11:25-32).
Наша скорбь о погибающих не должна сопровождаться отчаяньем и ропотом. Мы не можем любить людей больше Господа и не можем сделать для них больше, чем сделал Он. Все в Божьих руках! И для спасения наших родственников и друзей должно прийти свое время! Имейте терпение и веру. И, если нельзя не скорбеть об их печальном состоянии, то скорбите с надеждой –«…невозможное человекам возможно Богу» (Лук.18:27)!
Благодарение Богу за своевременное утешение и надежду на спасение наших родных и окружающих нас людей, за подтверждение правильности молитвы об излиянии Духа Святого на всякую плоть.
Очень обнадеживающая проповедь, душа действительно скорбит о детях и родных, и еще больше переживаем о своем бессилии привести их к Господу,но есть надежда, на молитву, И действительно, что не возможно человеку, возможно Богу!!!!!Спасибо большое вам Виктор Семенович.
Только на Господа надежда! «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и
приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6:37)
Приветствую вас брат; хорошая проповедь вы большую работу проделали
спасибо вам о себе я инвалид 1-ой группы позтому отзыв скудный
Cпасибо, дорогой брат, ваш отзыв для меня очень дорог!