Тема о радости Иисуса Христа редко освещается с кафедры или в книгах. Это объясняется тем, что евангелие чаще повествует об учении и чудесах Господа, чем об Его эмоциях. В тех немногочисленных случаях, когда оно все же касается Его переживаний, то демонстрирует в основном Его любовь, жалость, гнев, скорбь, и у нас складывается впечатление о Христе как о сосредоточенном, строгом, неулыбчивом человеке. Однако же,это поверхностное впечатление обманчиво. Хотя жизнь среди рода грешного и развращенного доставляла немало мук Его сердцу, все же святая радость в Нем никогда не угасала. Радость - отличительная особенность святых людей, и Христос, превосходивший святостью самых праведных праведников, обладал радостью в наивысшей мере. Давид говорил о Нем:«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:8).
Если бы Христос не имел радости, разве сказал бы Он Своим ученикам: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11)? Если бы преобладающей эмоцией Христа была грусть, могли Святой Дух призывать через апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:16-18)?
Каждому из нас необходимо осознать, что мы идем в небо не за печальным, но за радостным и счастливым Вождем спасения! Только такой Вождь способен приготовить исполненное радостью небо для Своих отважных героев. Чем больше мы познаем Христа, тем больше исполняемся Его радостью!
Десятая глава Евангелия от Луки повествует, что предмет Его радости вполне может быть нашим.
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лук. 10:21-24).
Слово «возрадовался» передает идею необычайного восторга. Нам неизвестно,как именно выражал Христос свой восторг: смеялся Он громко или только улыбался, или поочередно обнимал учеников, одно ясно как день: радоваться Он умел! Поводом для радости в данном случае не было окончание продолжительной разлуки с учениками, иначе бы в благодарственной молитве Иисус упомянул бы ее. Также радость не была ответной реакцией на восторг учеников, которые, перебивая друг друга, рассказывали о своих свершениях, и, особенно, об успешных изгнаниях бесов. Настоящей радостью Христа была радость о свершениях Небесного Отца.Эта радость многогранна и кажется нам парадоксальной. Мы рассмотрим пять особенностей Христовой радости.
1.Иисус радовался правосудным делам Своего Отца.
Правосудные дела упомянуты в 21 стихе: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных». Кто такие «мудрые и разумные», от которых утаено богатство Евангелия? Почему они заслужили столь тяжкое возмездие? Мудрые и разумные — это правящая, политическая и религиозная элита Израиля, задававшая тон всей духовной жизни в стране.
На первый взгляд,хвала за сокрытие Евангелия от самых умных людей кажется странной и даже жестокой. К лицу ли человеколюбивому Христу благодарить Бога за то, что он оставляет элиту Израиля в духовной тьме? Разве Он не желает спасения людей? Разве не ради спасения грешников послал Он в мир единородного Сына? Несомненно, нет на свете человека, которому Бог не желал бы спасения. Но когда люди проявляют упорство и жестокосердие, когда они в гордыне своей упрямо твердят: «Мы сами себе господа, с нами все в порядке и мы ни в каком спасении не нуждаемся», тогда Господь судит людей, скрывая от них неисследимое богатство Евангелия.«…наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лук.8:18).
Мария, Мать Христа, в свое знаменитой песне прославляла Бога за то, что Он«…рассеял надменных помышлениями сердца их; Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лук.1:51-53). Бог отпускает самоправедных, не одаривая их ни одной золотой песчинкой славного Евангелия. Для них остается только общая благодать в виде солнца, дождя и хлеба, но удерживается благодать спасения.
Бог праведен, свершая этот суд. Он сказал: «Не бросайте жемчуг перед свиньями». Свиньи олицетворяют неблагодарных людей, которые не ценят Божьи дары, не ценят Господа Иисуса Христа, но любят грязь пороков. Именно такой была религиозная верхушка Израиля, любившая власть, почет и деньги.
Каким образом скрывает Бог от гордых жемчужины Евангелие? Насылает ли он на них какую-то порчу? Ослепляет ли Он их разум помешательством? Нет, всем этим занимается сатана. У Бога неизменно благородный почерк. Скрывая от людей жемчужины Евангелия, Он преследует благую цель: смиряет их для того, чтобы, наевшись рожков мирских идей и пороков, отчаявшись в себе, они направили свой путь в Отчий дом, где даже наемники избыточествуют хлебом.
- Бог скрывает богатство Евангелия под покровом бедности и незначительности Своих слуг.
Мир преклоняется перед богатством, красотой, образованностью и силой. А в Библии мы видим, что Евангелие возвещают бывшие рыбаки, мытари и политические радикалы. Простолюдины назывались у греков «идиотес». В наше время это слово приняло крайне уничижительный оттенок, но тогда оно обозначало простого человека. Представьте себе, как знатные и образованные господа с презрением говорили: «Идиоты проповедуют Евангелие Царствия Божьего! Разве уважающий себя человек станет их слушать?» Мир встречает по одежде, поэтому претыкается, когда Евангелие несут простые и малообразованные люди.
Он ошибочно полагает, что если бы эти посланники Евангелия были Божьими людьми, то они имели бы благородное происхождение и дипломы престижных университетов. Вспомните фарисейский аргумент против Иисуса:«Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ – невежда в законе, проклят он» (Ин.7:45-49).
Однако именно простые люди — апостолы и их последователи — перевернули, в конце концов, мир верх дном! Почему им это удалось? Они, понимая собственную ограниченность, не рассчитывали на свой успех, и потому пребывали в полной зависимости от всегда успешного Святого Духа. И Он действовал через них, свершая чудеса спасения от греха, демонов и болезней. Люди мира сего не могли не признать: «У этих «идиотов» есть жизнь. Есть убежденность. Есть святость. Есть мир и радость в сердце. Есть сила. А у нас… у нас ничего этого нет! Хотя мы и образованны, мы крайне несчастны!». И некоторые из них, смирившись, шли к тем простым и необразованным глашатаям истины с просьбой научить их Евангелию. Так, например, известия о святой жизни подвижников настолько потрясли молодого Августина, что он воскликнул: «Неучи восхищают царство Божие, а мы валяемся в плотской грязи!» и выбежал в сад, чтобы излить Богу скорбь души,отягченной великими грехами.
- Бог скрывает ценность Евангелия под покровом непонятного.
Некоторые речения Христа были непонятны даже ученикам. Об этом мы читаем в евангелии от Матфея: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?» (Мф. 13:10). Христос объяснил тайну столь «странного»благовестия: «… вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лук.8:10.).Однажды Иисус произнес ужасную, с точки зрения здравого смысла, речь о необходимости есть Его тело и пить Его кровь. Многие из Его учеников возмутились: «…какие странные слова! кто может это слушать?» (Иоан.6:60). Они с возмущением ушли от Христа, досадуя, что зря потратили время и средства на этого слегка помешанного человека. Христос же не бросился вдогонку за ними, извиняясь за опрометчивые слова и обещая никогда не расстраивать их. Он проводил их скорбным взглядом, понимая, что внес в их жизнь разочарование. Он знал их корыстные мотивы и самомнение. Они ведь не потрудились спросить Его о значении«странной» притчи о вкушении Тела и Крови.
- Бог скрывает Евангелие,допуская трудные обстоятельства в жизни Своих детей.
Апостолы говорили о себе, что они самые презираемые люди на свете:«Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся. И трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор.4:11-13). Мир видит этих презренных вестников Царствия Божьего и смеется: какие они вестники Бога, если Он не защищает их? Мирские люди ни за что не догадаются спросить:«Почему эти христиане так упорно держатся своих убеждений? Почему они презирают саму смерть и встречают ее с радостной улыбкой? Люди мира сего не понимают, что Бог через трудности не только закаляет благочестие в характере своих детей, но и препятствует мудрым мира сего стать верующими из меркантильных соображений».
- Бог скрывает Евангелие, попуская проявлению естественной склонности людей верить лжи.
Во Втором послании Фессалоникийцам Павел, говоря о явлении антихриста, замечает: «…за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес.2:9-12).
Бог имеет право не вразумлять и не ограждать от лжи любящих ложь.Не так давно Православное информационное агентство «Русская линия» опубликовала предупреждение писателя Валерия Филимонова о грядущих «электронных концлагерях».
«Мировая элита пытается загнать людей в «электронный концлагерь», и единственное, что служит им преградой – это христианское мировоззрение, — считает православный писатель Валерий Филимонов», — пишет портал KM.ru.
«Не секрет, что главной движущей силой в построении глобального сетевого общества выступают не ученые-специалисты, а представители антихристианской космополитической «мировой элиты»,- заявил Филимонов в интервью «Интерфакс». По его словам, создается общество, «в котором каждый человек будет денно и нощно находиться под недремлющим оком «большого брата», стоящего на страже интересов нынешних хозяев планеты – королей спекуляций и ростовщиков мирового масштаба». «Кстати сказать, все яснее становится, что разразившийся экономический кризис – это составная часть плана «мировой верхушки» по порабощению человечества»,- убежден писатель. По его мнению, можно однозначно утверждать, что «строится не просто система тотальной слежки, а система абсолютной власти над человеком».
В качестве примера он привел заключение № 20 Европейской группы по этике в науке и новых технологиях, где говорится о необходимости «трансформации человеческой расы» через «развитие дружественных телу технологий», что должно привести к появлению «киборгов». «Человеческую сущность» предлагается подвергнуть изменениям «посредством внедренных в человеческое тело различных электронных устройств, подкожных чипов и смарт-меток», – отметил Филимонов.
От мира, не смирившегося перед Богом, сокрыто его страшное будущее – великая скорбь, в преддверие которой мы, возможно, вступаем. Что касается церкви, то Господь говорит: «…когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук.21:28).
Дорогие браться и сестры! Христос радовался удивительной способности Небесного Отца смирять ходящих гордо. Он не радовался нечестию людей, их ослеплению и гордости, но радовался тому, что Бог и для них найдет вразумление. В этих Божьих судах сквозит для некоторых надежда: когда Божьи «суды совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются жить в правде»(Ис. 26:9).
2. Иисус радовался благодатным делам Небесного Отца
Господь молился: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лук.10:21).
Небесный Отец очень много сделал для апостолов. Нет, Он не улучшил их материальное положение! Более того, оно в некотором смысле стало более скудным. Бог даровал апостолам необычайно много духовных благ, которые несравненно превосходили материальные блага.
Прежде всего,им была отрыта божественность Христа. Поэтому апостолы называли Его Господом. «Господи, бесы повинуются нам об имени Твоем».Придти к вере в Божественность Иисуса своими силами или с помощью хорошего наставника человек не может. «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Матф.16:17). Вот почему я не могу согласиться с мнением некоторых проповедников, что человек сам способен поверить в Иисуса.
Человек может поверить в исторического или либерального, или мормонского, или иеговистского Иисуса. Это – лжебоги, и вера в них — идолопоклонство! Уверовать в Иисуса-Бога, единосущного Иегове как личного Спасителя без Божьего содействия невозможно!
Ученики также поняли суть Евангелия, которая сводится к тому, что Царство Божие пришло на землю в лице Иисуса Христа, и человек может стать его гражданином, если покается и поверит в Него.
Ученикам была открыта мощь новозаветнего служения. Они обрели силу эффективно служить людям в их духовных и физических нуждах: они проповедовали Евангелие, исцеляли больных, освобождали одержимых. Они видели отличия их служения от служения книжников и фарисеев, которые были бессильны помочь страждущим, но лишь создавали новые тяжкие правила и запреты. Служение апостолов несло народу неописуемую радость и причиняло силам тьмы повод для беспокойства.
Ученики были утверждены в своем спасении. Христос сказал им: «Имена ваши записаны на небесах». Это окончательный вердикт, подкрепленный заверением Господа: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3:5).И как может быть иначе, если имена в книгу жизни были занесены не в момент обращения человека, а еще до его появления на свет, более того — до создания мира (Откр.17:8).
О таких свершениях Небесного Отца в жизни учеников невозможно не радоваться!
3. Иисус радовался Своим близким отношениям с Небесным Отцом.
«И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (ст.22).
Христос радуется, что между Ним и Отцом удивительно близкие взаимоотношения: «Все предано Мне Отцом». Христу отданы все несметные богатства вселенной и вечного рая. Ему отдана власть над всеми живыми существами. В этом даянии Отца видна Его нежная и доверяющая любовь Сыну
Разве вы всегда готовы отдать своим детям все? Отдадите ли вы маленьким детям ваши сбережения, ключи от машины, документы на квартиру? Вряд ли. Вы не сделаете этого не потому, что их не любите, но из-за неумения детей распорядиться этим имуществом. А также из-за страха оказаться в зависимости от детей.
Но Небесный Отец не придержал для Себя ни одной толики несметных богатств, ни одной крупицы власти, но все отдал Своему Сыну. Об этом сообщает евангелист Иоанн: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери…» (Ин.13:3). Отец был уверен, что Его возлюбленный Сын во всем поступит правильно и ни в чем не подведет Его.
Это абсолютное доверие показывает, что отношения между Отцом и Сыном были очень глубокими и взаимоудовлетворяющими.
Далее Христос продолжает: «…и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына».Для всех людей(и даже для ангелов) Бог является непостижимой тайной. Здесь ясно сказано: «Никто не знает Отца, кроме Сына». Никто! В это «никто» включены все небожители и все мудрецы-богословы. Как безумны иеговисты, утверждающие, что Иисус есть Архангел Михаил! Если бы Иисус был Архангелом Михаилом, то как бы Он мог знать Бога? Знать Бога в полноте может только Бог!
Существует ли между нами и Небесным Отцом глубоко личные отношения?
Я думаю, со стороны Бога – да. Господь знает нас очень хорошо, Он любит нас такими, какие мы есть, и Его любовь к нам никогда не может иссякнуть или уменьшиться. Он прощает нам прегрешения на основании нашей веры в Его возлюбленного Сына Иисуса, воспитывает и заботится о нас.
Но что касается нашего доверия, то очень часто с нашей стороны дело обстоит плоховато. Как писал Павел к коринфянам: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (2Кор.6:12).
4. Христос радовался возможности открыть характер Небесного Отца смиренным людям.
В тексте сказано: «и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (ст.22).
Господь определил суть вечной жизни как вечное непрерывное познание Его Отца. В Евангелии от Иоанна Он говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).
Познание Бога в вечности подобно тому, как новоиспеченный муж день за днем открывает в своей жене все новые и новые качества. Вот он узнал, что она умеет прекрасно готовить и его преисполняет избыток счастья. Но потом он открывает, что она умеет и шить, и петь, и сочинять музыку. Она еще экономно ведет хозяйство, умеет со вкусом украсить жилище. Она очень интересный собеседник, мудрый советник. Она искусный миротворец, она служитель Бога… И так день за днем открываются невероятно интересные качества жены. Однако, в конце концов, даже любящие супруги перестают приносить друг другу приятные сюрпризы, и жизнь течет в тривиальном русле. Однако с Богом такого быть не может. Вечность будет открывать нам все новые и новые качества Бога.
А здесь на земле мы также не сидим без дела. Христос знает Бога и удивительным образом открывает Его качества нам. Он не рисует какую-то икону и не говорит ученикам: «Я хочу открыть вам Небесного Отца. Посмотрите на эту икону – Он приблизительно такой». Господь также не рисует математическую формулу Божественной сущности. В Евангелии от Иоанна читаем: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? (Ин.14:8-9). Коротко говоря, Христос в Своих словах, поступках, в отношениях показал нам Небесного Отца и Его характер. Вы не можете правильно судить о Боге вне Христа, ибо тогда вы придете к ложным заключениям, что Бог, о Котором говорит Библия, жестокий и требовательный деспот. Но когда вы смотрите на Христа, в Нем вы видите Бога. Христос прикасался к прокаженным, освобождал от злых духов, спасал от смерти, обличал грехи (особенно лицемерие). Он предупреждал об аде, прощал грехи, поддерживал сомневающихся, гневался на жестокость людей. У Бога такой же характер, как у Иисуса Христа. Христос был счастлив открыть в Себе Самом характер Бога.
5.Христос радовался, открывая ученикам их блаженство.
Часто мы сосредотачиваемся на каких-то неприятных моментах и говорим себе: «Грешник в мире я несчастный и давно хожу во тьме». Мы не понимаем, что на самом деле нет никого на свете счастливее нас. «И обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть то, что вы видите, и не видели, и слышать то, что вы слышите, и не слышали» (ст.23-24). Христос вдохновляет учеников, показывая им, какие они счастливые люди.
Почему они счастливые? Потому ли, что у них очень много земных богатств, высокое положение и популярность? Нет, ничего этого у учеников не было. Они были счастливы по одной причине – они слышали Евангелие!
Мне думается, что нам надо чаще напоминать об этом. Самое главное счастье — это то, что мы слышим Евангелие. И в самом деле, как быть уверенным, что вы приняты Богом, если вы не прочитаете об этом в Евангелии? Чем вы будете руководствоваться в решении ваших жизненных вопросов, если не обратитесь к Евангелию? Чем вы утешите себя в скорби, если у вас не будет Евангелия? На что вы будете уповать, за что держаться, когда вам придется переходить от этого земного мира в мир потусторонний? Не за обещания ли Евангелия: «Спасешься ты и весь дом твой»?
Мы действительно счастливые люди, потому что у нас есть Евангелие. И тот, кому этого недостаточно, пожалуй, самый несчастный человек на свете. Поверьте, если вам недостаточно Евангелия, вряд ли вам будет достаточно Бога.
Итак, давайте обратимся к применению этого текста. Спаситель радовался, хотя жизнь Его не баловала комфортом и жил Он среди народа «прелюбодейного и грешного», и даже Его родные братья не веровали в Него. Поговорка гласит: «С кем поведешься, от того и наберешься». Если мы действительно водимся с Христом, сколько мы набрались Его радости? Радуемся ли мы о том, что Бог выполняет в нас Свою созидательную работу и открывает нам то же, что Он открыл ученикам? Или мы в чем-то упорствуем и поэтому Бог скрывает от нас Свою работу? Довольны ли мы тем, что, благодаря Христу, мы можем правильно судить о характере Бога, что мы можем строить с Ним глубокие взаимоотношения? Благодарим ли мы Бога за счастье слышать Евангелие и видеть его работу в нашем сердце?
Я бы очень хотел, чтобы мы поблагодарили Христа, и чтобы радость Его стала и нашей радостью.
Я обращаюсь к тем, кто чужд этой Божьей радости. Если вы понимаете, что с вами не все благополучно; если вы понимаете, что в вашей жизни много греха и вам нужно прощение, то это значит, что Бог трудится над вами. Вы идете к Царствию Небесному. Вы близки к нему, но еще не вошли в него. Что вам мешает сделать это сегодня? Что вам мешает посвятить свою жизнь Господу Иисусу Христу? Бог не благословляет тех, кто горд и напыщен. Но как только человек смиряется перед Ним, Господь дает ему все необходимые благословения.
Как только вы смиритесь пред Богом, Он станет вашим Другом и будет помогать вам в ваших проблемах. И в свое время Он возьмет Свою Церковь с этой земли, а вместе с ней и вас в Свое радостное Царство, и вы не подвергнетесь страшным судам, которые ожидают человечество. Совершите молитву покаяния прямо сейчас!
Аминь.
В. С. Рягузов.
Аминь! Дорогой Господь благодарю Тебя за радость спасения и за Чудного Сына Твоего моего Бога Иисуса Христа! Которому честь и слава и поклонение вечные!