Это было еще во времена пророка Елисея. Однажды он приказал слуге сварить похлебку для сынов пророков. Пока вода нагревалась в большом котле, один из них набрал в поле диких плодов и накрошил в похлебку. Но как скоро люди стали есть, они подняли крик: смерть в котле, человек Божий! Елисей быстро всыпал в котел муки и сказал: не бойтесь, ешьте! И не стало ничего вредного в котле. Разве кто из обедавших ожидал, что смерть может скрываться в котле и присутствии Божьего пророка?
Это происшествие — серьезное предостережение и для нас. Смертельная опасность может скрываться не только в продуктах, насекомых, змеях, диких животных, она может скрываться, где не предполагаешь - в хлебе и вине вечери Господней! Об этом говорит нам текст из послания Коринфянам 11: 17-34:
«Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.»(1 Кор. 11: 17-34)
Вечерю можно отмечать ради восхищения великой Божьей любовью, а можно отмечать ради собственной выгоды: слава Богу, долг мой оплачен Христом, можно погрешить еще! Именно этот тип отношения к вечере и проявлялся в коринфской церкви и нес собой немощь, болезни и смерть, хотя внешне все выглядело добрым и каноничным: говорились правильные слова, звучали гимны, преломлялся хлеб, принималось вино.
Смертоносное причастие имеет четыре признака, и по ним легко проверить, участвуем ли мы в благословение или осуждение.
1.Если вы сеете разделения, вы участвуете в смертоносном причастии!
«Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Дословно выражение «предлагая сие» звучит как «дал приказание». Павел приказал церкви соблюдать важную доктрину о повиновении авторитетам и приказывает соблюдать так же и порядок совершения вечери Господней.
Он не скрывает от церкви: вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Этого коринфяне и не предполагали! Они не сомневались, что поступают хорошо, устраивая совместную трапезу, воспевая песни и слушая наставления. Им в голову не приходило, что обряд сам по себе бесполезен, если ему не сопутствует праведная жизнь. И наоборот: отсутствие обряда не так уж и страшно, если душа сияет неподдельной праведностью: «Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?» (Рим. 2:26-29).
Видите, как жизнь в одних случаях может заменить обряд, а в других его обесценить? Нечестивая жизнь коринфян, обращала славное добро вечери в зло. Они не могли достичь согласия, где кому сесть, с какой песни начать, отлучать ли блудника, признавать ли авторитет апостола Павла, участвовать ли в языческих пиршествах…Павел написал им: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные, т.е. проверенные, мудрые. Хорошим делом было бы прислушаться к мнению мудрых, но кто же их слушал?! Каждая группа тянула в свою сторону: кто за Павла, кто за Аполлоса, кто за Петра. Увы, современник апостола Павла поэт Менандр, был прав: «В споре побеждает не истина, а красноречие и дерзость». Именно они были победителями в Коринфе.
Так случается и теперь. Я встречал людей, которые из всего делают проблему: быстро закипают гневом, оспаривают самые очевидные истины, стремятся доказать, что видят глубже и понимают лучше, чем их собеседники. Для них позор признать свою неправоту, или некомпетентность. Такие люди разрушают отношения и церковь. Вот почему в вечере нельзя участвовать тем, кто не ищет мира. Такие будут есть и пить себе осуждение. Их настрой противоположен настрою Господа, Который ценой креста учредил мир между Собой и людьми. Они же приносят в жертву эгоистическим амбициям своих близких, свой брак и церковь.
В телеграмм-канале проповедника Михаила Голубина я нашел интересные размышления о тонкой материи межличностных отношений, которую легко порвать, если характер настроен на волну разделения или амбиций: «Муж вдохновенно высказывает их жене глобальные планы. Например, ему вздумалось что-то серьёзно менять: дом продать и построить новый, открыть бизнес, переехать в другой город, страну … Но у жены эти «наполеоновские» планы не вызывают восторга. Она вслух выражает сомнения в их разумности. Возникает «короткое замыкание», (переходящее в длинное, когда муж замыкается в себе). Он раздражается и считает свою жену главной помехой всех его достижений. Где же здесь ошибка жены? Что не так? Она ведь просто сказала своё мнение. Следует понять одну важную штуку: если муж вслух высказывает свои мегапланы, это НЕ означает, что он обязательно собирается их воплощать. Он просто мечтает! А Вы ему ломаете всё наслаждение. Одной из мужских потребностей является идейность. Когда он вынашивает свои глобальные идеи, он развивается. Не мешайте ему развиваться. Он помечтает, почувствует свою значимость, креативность и … успокоится. А если Вы наоборот, посетите его воздушный замок, скажете: «Как тут всё красиво!», то, возможно, он найдёт форсмажорные обстоятельства, которые от него не зависят и помешают ему выполнить его шедевральную идею. Но в этом случае Вы будете восприниматься им не помехой, а соратником, идейным партнёром. Ему с Вами интересно. Он ведьпохвальный герой в Ваших глазах. Где Вы ещё найдёте такого сообразительного мужа? В крайнем случае, если муж явно безумствует, то лучше в этот момент просто промолчать. Скажите своё мнение позже. Как это сделала мудрая Авигея в отношении безрассудного Навала. Отличаетесь ли вы миролюбивым характером? Молитесь ли о нем? Стремитесь ли вы сгладить конфликт? Пытаетесь ли найти золотую середину или настаиваете на своем? Библия призывает нас быть людьми мира: «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1 Петра 3:11)». Проверьте себя, что вы сеете в ваших отношениях — семена любви или разделения? В последнем случае ваше участие в вечере может оказаться для вас смертоносным.
2. Если вы пренебрегаете людьми, вы участвуете в смертоносном причастии
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?
В те далекие времена верующие собирались по домам и устраивали совместные трапезы, во время которых и совершалась хлебопреломление. Состоятельные христиане имели возможность придти со своими кусками пораньше, нежели их бедные собратья, занятые работой на хозяина. Богатые спешили поскорее поесть свою пищу и напиться вина, и бедным ничего не досталось. Почему они так странно поступали? Скорее всего, мотив личного благополучия руководил поведением состоятельных людей. Вероятно, вы слышали такие призывы: «Не позволяйте другим обесценивать вас, вашу работу, ваши достижения. Избавляйтесь от таких людей безжалостно. Выкорчевывайте и выбрасывайте из ближнего круга общения. И никогда больше к ним не возвращайтесь. Такие люди взращивают в вас комплексы, которые не позволяют вам быть счастливым и самодостаточным человеком».
Конечно, бедные люди никак не могли быть позитивными и интересными. У них могла проскользнуть и зависть и попрошайничество. Они не очень милы и культурны. Вот почему состоятельные люди в церкви сторонились их. Как сказано в Библии: «Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.» (Прит. 19:4 ). Однако Павел негодовал на подобное отношение: Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Подобным отношением к неимущим богатые раскалывали единство церкви. У них был сбит библейских фокус на бедность и богатство! Библия учит, что Бог определяет уровень благосостояния В книге Второзаконие 8:18 сказано: «Бог дает тебе силу приобретать богатство». В Притчах Соломона 22:2 говорится: «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь». Так же Библия учит, что Бог выявляет степень нашей духовности через бедных. Бог мог бы сделать так, что в церкви были бы люди с туго набитыми кошельками и научными степенями. Но такая церковь никогда не отразит в себе образ Христа, принявшего страдания за грехи людей. Такая элитарная церковь не научится состраданию, как не научиться врач лечить, если вокруг будут только здоровые люди. Милосердное отношение Иисуса к бедным свидетельствовало о Его великодушии. И, наоборот, равнодушное отношение богача к больному Лазарю говорило о его нулевом благочестии и проложило ему дорогу в ад. Нуждающиеся — это зеркало, в котором мы видим себя такими, какие есть!
Наконец, Библия учит, что Бог вознаградит тех, кто помогает бедным «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его» (Пс. 40:2-4). Смотрите, какие немалые благословения получит пекущийся о бедном: избавление от бедствий, сбережение жизни, счастье, защиту от врагов, помощь в болезни.Разве нам излишне этим обладать? Однако всего этого состоятельные коринфяне лишались, презирая на вечери любви. менее удачливых собратьев. Поэтому не станем презирать бедных, не одаренных, неприглядных, чтобы не навлечь на себя осуждение!
3. Если вы не размышляете о свершениях Христа на Голгофе, вы участвуете в смертоносном причастии.
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Апостол Павел воспринял от самого Христа и передал церкви порядок свершения вечери. Ее основной смысл - воспоминание Голгофского подвига Христа. Дело в том, что с памятью у нас бывают проблемы. В исследовании, проведенном в одном из ведущих университетов США, выпускников, набравших наибольшее количество баллов, попросили через месяц сдать те же экзамены. Все они провалились. Их краткосрочная память не удерживала больше полученных знаний. Поэтому и говорится: повторение — мать учения.
Нагромождение дел и забот могут вытеснить из нашего сознания память о Голгофе. Чтобы этого не произошло, установлена вечеря. Павел говорит о том, что мы должны вспоминать на Вечере четыре важных момента:
- Мы вспоминаем добровольность Христа
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив…
Христос знал о запланированном Иудой предательстве, знал о неизбежном отречении от него Израиля, знал о предстоящих тяжких страданиях тела и души, знал о готовом излиться на него ужасном гневе Божьем и, несмотря на это, шел навстречу страданиям с благодарением Богу: взял хлеб и, возблагодарив. Эта благодарная настроенность Христа показывала Его расположенность к нам. «На подвиг души Он будет смотреть с довольством» — пророчествовал Исайя. Мы для Христа не обуза, а дар Небесного отца.
- Мы вспоминаем могущество Христа
преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Хлеб тайной вечери символизировал Тело Христа, в котором Он вознес грехи всего мира на древо и искупил их перенесением лютости Божьего гнева. Какую силу нужно иметь, чтобы это вынести? После Голгофы грех не может убить нас виной: за него рассчитался великими муками Христос.
Почти двадцать лет назад я слышал свидетельство сына верующих родителей, который доставлял много слез своей матери. Однажды непутевая жизнь ему надоела, и он решил с ней завязать и ходить на собрания. Мать была рада таким переменам. Но однажды он получил сообщение от бывшей подруги, что она скучает за ним. И он против укоров совести пошел к ней ночевать. Под утро он возвращался домой и молот совести ударял его в сердце: какое ты ничтожество! Какое ты ничтожество! Он пришел домой, даже встал на колени, но молиться не мог. Совесть твердила: какое ты ничтожество! Он впал в глубокое отчаянье. И вдруг тихий голос пробился через эти укоры: «за такое ничтожество Христос умер!». Слезы полились из глаз парня и он раскаялся, получив прощение грехов. Христос силен спасать приходящих к Нему.
- Мы вспоминаем Заветные отношения со Христом
и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
В сионской горнице Христос заключил с учениками Новый Завет. Это был особый завет, подписанный не чернилами, а драгоценной кровью Христа.
Он был очень необходим! Ветхий Завет был дарован временно до прихода Христа и имел два изъяна: во-первых, он был национальным заветом между Богом и Израилем. Он порождал отчуждение между евреями и язычниками, запрещая им сообщаться. Новый Завет был интернациональным - для всех верующих из любого народа. Он не содержит разделяющих требований о пище, субботе, праздниках, церемониях, Левитском священстве. Во-вторых, закон порождал в человеке отчаянье, потому что его никто не мог исполнить. Новый Завет - это завет благодати. Он предлагает всем людям один путь к оправданию пред Богом через принятие сердцем Христа: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.» (Деян. 13:38-39). Этот завет благодати мы празднуем на вечере и черпаем в нем надежду на спасение.
- Мы вспоминаем скорое возвращение Христа.
…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Тот, кто дорожит жертвой Христа и регулярно ее вспоминает, готов Его встретить! Если вам все равно, что совершил Христос и вы не расположены об этом размышлять и этому радоваться, для вас вечеря может быть смертоносным событием!
4. Если вы участвуете в вечере не испытывая себя, вы участвуете в смертоносном причастии.
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
Павел заповедует верующим испытывать себя перед участием в вечере: имеют ли они живое общение с Господом, в мире ли они с окружающими. К сожалению, Коринфяне этого не делали. Они были наполнены трепетной любовью к себе и видели себя с наилучшей стороны. Они не осуждали себя за стремление к мирской мудрости, деление на фракции, пренебрежение крестом, духовное младенчество, одобрение блуда, сутяжничество, пренебрежение бедных, злоупотребление духовными дарами. Они подобно лаодикийской церкви успокаивали себя: я богат и ни в чем не имею нужды. Последствия не замедлили сказаться: Богу пришлось прибегнуть к суровым мерам, чтобы поставить на место грешников церкви. Эти средства: физическая и духовная слабость, болезни и смерть. Богу не доставляет удовольствие наказывать нас, но если мы пренебрегаем обличениями, Он прибегает к наказанию. Гораздо полезнее судить себя, чем быть на позитиве: ну и что, что я грешу? Все равно я прощен! Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
Достойно участие предполагает самоиспытание: стою ли я вере? борюсь и побеждаю ли грех? имею ли радость спасения? нахожусь ли в мире с братьями и сестрами? служу ли церкви? Испытание себя никогда не бывает с положительным результатом. Никто не скажет: я тверд в вере, всегда побеждаю грех, радуюсь все 24 часа в сутки, люблю всех, как самого себя, достойно служу церкви. Когда король проповедников Сперджен испытывал свое служение, он молился: прости мне беззаконие моих святых дел! Его современник пастор Энгельс, через которого 200 лет назад было пробуждение в Нюмбрехте (Германия) писал: «Хочу считать суетным всякое высокомыслие о себе. Ах, что такое я! (Пс. 93,11)». Самоиспытание неизбежно приведет нас к самоосуждению, самоосуждение к покаянию, покаяние к прощению. Покорную голову меч не сечет: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Наказание Господне серьезное, но спасительное. Посредством плохого — болезни и смерти - Бог избавляет своих детей от худшего - осуждения с миром. Наказание является для нас дополнительным доказательством сыновства Богу. «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12: 8).
Однажды новый сотрудник спросил коллегу:
Как долго вы работаете в этой компании?» Тот ответил: «С тех пор, как босс пригрозил меня уволить!». Так и с нами: наказание отрезвляет нас и побуждает усердно трудиться для Христа. Да поможет нам Господь участвовать в вечере в духе мира и любви, с сердцем, вмещающим всех, с благодарностью за искупление и со смиренным и сокрушенным сердцем!