В послании к Евреям 7:22 апостол Павел называет Иисуса необычным словом: «поручитель». Поручителем называется человек, добровольно взявшийся отвечать по обязательствам другого. Так, если имеющий поручителя, взял кредит в банке и оказался неспособным его выплатить, то вместо него долг выплачивает поручитель. Или поручитель может ходатайствовать за подозреваемого в преступлении, что тот не скроется от следствия. Если поручитель авторитетен, суд может пойти навстречу и не лишать подозреваемого свободы.
После дела майора Дениса Евсюкова, в 2010 году устроившего стрельбу в супермаркете, МВД России решило, что кандидат на службу в органах внутренних дел должен иметь поручителей, которые гарантировали бы его порядочность. Так что поручительство нормальная практика и нет ничего странного в том, что Иисус принял его на Себя. Хорошей иллюстрацией к Его поручительскому служению является история из жизни сыновей патриарха Иакова.
Я напомню ее суть. В семье патриарха Иакова родилось 12 сыновей от разных матерей. Старшие братья вели себя нечестиво и по своей ненависти к меньшему брату Иосифу продали его в египетское рабство. Бог устроил так, что проданный брат с течением времени занял высокий пост в Египетской империи и во время тяжелого семилетнего голода снабжал хлебом египтян и окрестные народы. К нему-то через пятнадцать лет разлуки и попали на прием родные братья. Они не узнали Иосифа, зато он узнал их и решил испытать их сердца, чтобы видеть, произошли ли там добрые изменения. Он приказал положить в мешок с зерном младшего брата Вениамина чашу, а затем послал слуг задержать «вора».
Во время разбирательства, Иосиф решает оставить младшего Вениамина в рабстве, а прочих братьев отправляет домой. Вот тут и состоялся диалог Иуды, поручителя Вениамина, с Иосифом, который иллюстрирует важность разбираемой нами темы.
«18 И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон. 19 Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: есть ли у вас отец или брат?20 Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и [у него] младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один от матери своей, и отец любит его. 21 Ты же сказал рабам твоим: приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него. 22 Мы сказали господину нашему: отрок не может оставить отца своего, и если он оставит отца своего, то сей умрет. 23 Но ты сказал рабам твоим: если не придет с вами меньший брат ваш, то вы более не являйтесь ко мне на лице. 24 Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему, то пересказали ему слова господина моего. 25 И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи. 26 Мы сказали: нельзя нам идти; а если будет с нами меньший брат наш, то пойдем; потому что нельзя нам видеть лица того человека, если не будет с нами меньшого брата нашего. 27 И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов; 28 один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан; и я не видал его доныне; 29 если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб. 30 Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, 31 то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. 32 Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе [и не поставлю его пред тобою], то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. 33 Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: 34 ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» (Быт. 44:22-34).
Вовсе не случайно Иуда, сын Иакова, послужил в этой истории прекрасным прообразом поручительства Иисуса Христа. Его избрал Господь Бог родоначальником мессианского колена. « Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина», — писал апостол Павел (Евр. 7:14). Об Иуде патриарх Иаков произнёс удивительное пророчество: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт49: 8-10).Так что мы по праву применяем поручительство Иуды к Иисусу Христу. Отметим три важных его характеристики.
1. Поручитель хорошо понимает суть взятого на себя обязательства
32 Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе [и не поставлю его пред тобою], то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни.
Иуда взял на себя перед отцом обязательство сохранить жизнь и здоровье брата Вениамина и возвратить его в дом отца. Он хорошо понимал свою обязанность: не упускать брата из виду, заботиться о его здоровье и удобствах. В этом он был похож на Христа, Который так же взял на себя обязательство сохранить для вечности врученных ему Отцом людей: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан.6:37-39)
«Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Иоан.17:12).
Если Иуда, давая поручительство, не представлял всех сложностей, с которыми столкнется, то Христос знает о них наперед.
Во-первых, Он знает все о нашем несовершенстве, тупости и слабостях, которые могут помешать нам достигнуть небес. Он не надеется на нашу «платежеспособность».
Я все чаще встречаю выражение «Бог верит в человека» и категорически не могу с ним согласиться. Бог не является верующим существом. Он знающий. Он знает, что всякий человек лжив и ненадежен. Он не напрасно сравнивает свой народ с овцами. Овцы не выживут без пастыря. У них плохое пространственное зрение, они могут наесться отравы, если упадут — сами не встанут, если заболеют – не вылечатся. Они нуждаются в Его заботе. Христос им нужен как воздух.
Поэтому Господь не надеется на человека и нам запрещает это делать: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис.2:22). Наш поручитель призывает надеяться только на Него одного: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер.17:5-8).
Во-вторых, Небесный поручитель знает коварство сатаны, которому попущено охотиться за Его овцами. Сатана — не нарисованный на картинке или ковре лев. Он реальный злой и хитрый противник верующих. Он успевает вредить очень многим! Чаще всего Он вредит через людей, ловко пользуясь их слабостями.
Иисус взял на себя поручительство сохранить нас от погубления дьяволом, Он победил его на Голгофском кресте. Поэтому апостол Павел уверенно пишет римским верующим: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим.16:20).
Зная все о наших слабостях и коварстве сатаны, Иисус Христос взял, тем не менее, пред Небесным Отцом обязательство сохранить всех порученных Ему людей. И это обязательство Он выполнит!
2. Поручитель хорошо понимает последствия неисполненных обязательств
18 И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон. 19 Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: есть ли у вас отец или брат? 20 Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и [у него] младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один от матери своей, и отец любит его
В тексте упоминается о двух последствиях неисполненного поручительства. Первое – невыносимая скорбь отца. В своей речи к Иосифу Иуда замечает: «отец престарелый». На востоке е старым людям всегда проявлялось искренне уважение. Стариков нельзя было расстраивать. Если бы Иуда не исполнил своих обязательств, это погубило бы отца.
Иуда хорошо знал, как сильно умел любить отец. А чем сильнее любовь, тем сильнее боль разлуки. Иаков не посчитал тяжёлым бременем семь лет отработать за невесту Рахиль. На его месте иной жених решил бы иначе: «Земная жизнь коротка, и тратить семь лет на отработку за невесту слишком расточительно. Девушек вокруг много и любви у меня хватит, чтобы устроить семейную жизнь поскорее». Однако подобная мысль Иакову не приходила в голову. Он полюбил один раз и навсегда и готов был платить любую цену за это! Любовь к дорогой Рахили Иаков сохранил и после ее смерти. Он воздвиг в ее память гробницу, уцелевшую до сих пор.
Так же Иаков особенно сильно любил меньших сыновей, рожденных ею - Иосифа и Вениамина. И когда он лишился Иосифа, краски жизни для него поблекли, он оказался словно заживо погребенным. Его утешали сыновья, но безуспешно. Его не утешало, что у него осталось ещё одиннадцать сыновей, что он — любимец Бога и через него благословятся все племена земные. Не утешал его опыт встречи с Богом в Пенуэле, когда в борении и плаче он умолял Его о благословении и получил просимое. Скорбь о потере Иосифа была огромной и невосполнимой.
Только одна ниточка держала его на плаву: любовь младшему сыну – Вениамину, в которого он старался вложить все, чему научился от Бога.
Зная о любви Иакова, Иуда ужасно переживал: если Вениамин останется в заложниках, это перервет нить жизни отца и сведёт в могилу. Три раза он напоминал об этом страшном последствии неисполненного поручительства.
21 Ты же сказал рабам твоим: приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него. 22 Мы сказали господину нашему: отрок не может оставить отца своего, и если оставит отца своего, то сей умрет. 23 Но ты сказал рабам твоим: если не придет с вами меньший брат ваш, то вы более не являйтесь ко мне на лице. 24 Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему, то пересказали ему слова господина моего. 25 И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи. 26 Мы сказали: нельзя нам идти; а если будет с нами меньший брат наш, то пойдем; потому что нельзя нам видеть лица того человека, если не будет с нами меньшого брата нашего.
27 И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов; 28 один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан; и я не видал его доныне; 29 если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб. 30 Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душой которого связана душа его, 31 то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб.
Разве мог Иуда не бороться за свое поручительство, когда знал, к каким тяжким последствиям приведет его неисполнение? Ведь душа его отца связана с душой сына. И что произойдет с сыном, то произойдет с отцом.
Иуда выразил мысль, которая чрезвычайно важна для понимания Христова поручительства: отношения Бога с его земными сыновьями скреплены более сильной любовью, чем любовь Иакова к Вениамину. Увы! Как мало мы знаем о силе Божьей любви к нам! Как часто рассуждаем о ней, как о любви, бессильной справиться с нашей немощью и грехами, как о любви, которая держится от нас на большом расстоянии, до которой нужно докричаться, которую нужно заслужить.
Кто-то верно сказал: «Бог любит всех, хотя не от всех в восторге». Душа Бога связана с нашей душой, и наша потеря была бы для Него ужасным событием. Как Он допустит такую потерю?! Писание говорит:
« Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:31-39).
Второе последствие провала поручительства – мучительная вина за неисполненное дело.
Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе [и не поставлю его пред тобою], то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни.
Иуда осознавал, если он потерпит фиаско в своём поручительстве, то стыд перед отцом и перед самим собой станет его постоянным спутником. Его репутация покроется несмываемым позором, он навсегда попадёт в разряд неудачников. Жить с этим тяжким грузом стыда было бы невыносимо!
В отличие от Иуды, который мог бы постыдиться, Христос не может постыдиться во веки! Он успешно завершит все порученные Ему планы и исполнит все данные обещания. Потерять по дороге Своих овец было бы для Него позором, потерей квалификации пастыря, представленную Им в известной притче: «…кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:3-7)
Смотрите, как профессионально действует пастырь: он проверяет число вверенных ему овец и дорожит даже одной из ста. Он знает, куда идти на поиски, Он с торжеством несет пропавшую домой и безмерно радуется ее обретению. Добрый пастырь Христос не скажет отцу в смущении и стыдом: «Этого барана Я не мог найти, эту овцу не смог вылечить»… Он подобно Воозу «не останется в покое, не кончив сегодня дела».
3. Поручитель готов пожертвовать собой ради исполнения взятых обязательств
Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: 34 ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего.
Ради освобождения брата Вениамина Иуда был готов отдать себя в заложники, был готов забыть свою жену и детей, пожертвовать свободой и стать пожизненно рабом в Египте, терпеть унижения и побои. Однако ему не пришлось принести столь великие жертвы. Иосиф не выдержал эмоционального разговора, громко зарыдал и открылся братьям.
Зато Христос принес Себя в великую жертву за нас. Он вместо нас взошел на крест и испытал на себе лютость Божьего гнева.
Дорогие друзья! Как хорошо, что у нас есть великий поручитель Иисус Христос! Благодарим ли мы Его за это? Проявляем ли Ему послушание? Писание говорит, что Он «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:9). Сознаем ли, что только благодаря Ему продолжается наша жизнь? Некоторые ошибочно полагают, что в потусторонней жизни Бог обойдется с ними хорошо, потому что они ничего плохого Ему не сделали. Они не понимают, что грех скрывается не только в зловредных делах, но и в бездействии в отношении добрых дел: «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:45,46). Пока еще время благоприятное, доверим наши души Небесному поручителю. Он знает, как их сохранить и как за них ответить!