Прошло почти 600 лет со времени написания книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу», оказавшей сильное влияние на многих христиан Запада. Среди них были великие служители методизма — Джон Уэсли и Джон Ньютон — автор песни «О, благодать, спасен тобой». Книга вызвала подъем духовности христиан, пробудив горячее желание подражать Христу. Современное христианство нуждается в подобном пробуждении, ибо оно стало слишком себялюбивым и человекоцентричным. Да поможет нам Господь пересмотреть нашу жизнь и направить ее по пути подражания Ему!
«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф.14:23-33).
В повествовании о хождении апостола Петра по воде содержится три важных наставления.
1. Взращивайте в себе стремление подражать Христу!
«Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. 29 Он же сказал: иди».
До этого драматического события Апостол Пётр уже шёл путём подражания Христу: оставил все мирские занятия, дом и родных, принял жребий апостола, проповедовал евангелие, исцелял больных, изгонял бесов. Все это он делал успешно. Когда представилась возможность подражать Христу в хождении по воде, он ею незамедлительно воспользовался. Возможно, Петр сказал себе: «Пусть другие боятся и сидят в лодке, наблюдая за идущим по морю Христом, а я пойду к Нему по воде! Если смог Христос, смогу и я»!
Кто-то сказал: «Два человека смотрели сквозь прутья тюремной решетки: один видел грязь, а другой — звезды». Так и здесь: собратья Пётра видели только бушующее море, а он видел возможность подражания.
Порывистый Петр ухватил самую суть христианского призвания — поступать как Христос. Только такая жизнь есть настоящая жизнь, за которую не стыдно. Все остальное — имитация жизни. Народная поговорка «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом» работает и в христианстве: «плох тот христианин, который не мечтает подражать Христу». Подражание Христу является насущной необходимостью для верующего, и просить о нем – хорошо и правильно. Именно поэтому Петр без задержки получил от Господа одобрение своей просьбе о подражании: «иди».
Мэттью Генри справедливо замечает: «Христос мог бы осудить его намерение как безрассудное и поспешное, больше того, как гордое и самонадеянное: «Ты, Петр, претендуешь на то, что делает твой Учитель?» Но Христос знал, что порыв Петра исходил из искренней, глубокой привязанности к Нему, и поэтому великодушно отнесся к нему». Спаситель одобрил рвение апостола: «Иди!». Это слово «иди!» мы должны ясно услышать: иди подражать! Не сиди на месте, удобно сложив руки! Господу не нравится, когда мы заслуживаем хлесткого определения «ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса». Ему нравится, когда мы дерзаем о большем! Наше призвание не в том, чтобы подражать Христу в творении чудес или хождении по воде. Он ждет от нас подражания Его нравственным качествам: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Иоан.2:6).
Ю.С. Грачев, когда попадал в тюремную камеру, занимал место у параши. И на недоуменные вопросы сокамерников отвечал: «Христос не искал лучшего места, и я его не ищу. Мое лучшее место в небесах». Кто из нас так подражает Христу? Если бы апостол Павел знал все о нашей жизни, он вновь бы с горечью воскликнул: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19)
Христос не может не очаровывать. Его характер безупречно совершенен. Лютер говорил, что христианская жизнь — вседневное покаяние. Христу не в чем было каяться. Он не ошибался и не грешил. Он разрывал небиблейские шаблоны, к которым люди привыкли и считали их боле значимыми, чем Писание. Он исцелял в субботу, прикасался к мертвым и прокаженным, превозносил Писание, очищал храм от храмовой мафии.
Он был безраздельно посвящён Богу, Его пищей было творить волю Отца. Он не только говорил об истине и добре, Он их творил. Это отличало Его от религиозных деятелей, не делавших того, к чему они призывали других. Он проявлял удивительную мудрость в проповедях и беседах с людьми. От Него текли реки благодати.
Все это Он явил для нас, чтобы мы могли Ему подражать. Он призывал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30). Он давал людям покой прощения грехов и примирения с Богом. Таков наш Христос, характер которого должен отобразиться в нас!
Лютер писал: «мы должны быть Христами друг для друга». И в этом он не ошибался! Если бы мы стали Христами друг для друга, не было бы конфликтов в церкви и семьях. Если бы мы были Христами друг другу, мир уверовал бы в Евангелие! Пусть в нашей жизни станет реальностью опыт Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:26)!
В 1569 году голландские власти приказали схватить проповедника-меннонита Дирка Вилена. Дирк бежал от погони по замёрзшей реке. Вдруг он услышал крик о помощи. Обернувшись, он увидел своего преследователя, провалившегося в полынью. Дирк незамедлительно поспешил к утопающему и помог ему выбраться из воды. Тронутый жертвенной любовью проповедника, преследователь хотел отпустить его, но бургомистр, стоявший на другом берегу, приказал схватить Дирка. Несколько недель спустя Дирк был казнен. Что заставило проповедника повернуть назад и спасти гибнущего врага? Только одно: он всю жизнь стремился подражать Христу, умершему за врагов на позорном кресте.
Взращивайте в себе это качество и проявляйте его к людям! Если вы поставите пред собой эту цель и будете старательны в ее достижении, то Бог даст вам увидеть успех.
2. Будьте готовы к трудностям!
«И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать…»
Не все в процессе подражания Христу пойдёт гладко. Обязательно возникнут трудности, как возникли у апостола Петра. Сначала он смело шагнул за борт лодки и некоторое время шел по воде. Его вере и решимости завидовали друзья. Они с восторгом смотрели на его победное шествие, и, чем дальше он от них удалялся, тем более возрастал его авторитет в их глазах. Возможно, они говорили друг другу: «Теперь все споры о том, кто из нас больше, окончены раз и навсегда: кто сможет превзойти Петра?».
Но случилось неожиданное: «видя сильный ветер, испугался и, начав утопать».
Апостолы не верили своим глазам: их друг Петр тонул! Тонул вместе со своими рейтингами, избранием, проповедями, исцелениями, апостольским чином, тонул, навеки оставляя друзей, жену и любимую тещу. Хотя Петр был хорошим пловцом, это не могло его спасти. Счёт отчаянной борьбе за жизнь шёл на секунды…
Если для Петра попытка подражания чуть было не окончилась гибелью, что сказать о тех, кто гораздо слабее? Сколько мужчин и женщин, юношей и девушек, пасторов, проповедников и певцов утонуло в волнах житейского моря! Кто-то утонул в заботах житейских, кто-то в погоне за земными благами, кто-то в семейных неурядицах, кто-то в порнографической, алкогольной или компьютерной зависимостях, кто-то в обидах, кто-то в лжеучениях, кто-то в разочаровании о церкви.
Разочарование в церкви — самое тяжелое! Ведь церковь — единственное место на земле, где по определению все должно быть свято и чисто! О, если бы это было так! По словам профессора ленинградской духовной академии Георгия Митрофанова: «В церкви Христос становится ненужной, непозволительной роскошью. Мы проповедуем о чем угодно, только не Христа».
Сперджен писал: «Я знал некоторых, которые с силой проповедовали Евангелие, но жили совершенно не по-евангельски. Я знал других, которые выполняли обязанности диакона или пресвитера с большим усердием, впоследствии давали волю своим низменным страстям. О некоторых из них я думал как о святых людях. В то время, когда они молились, меня возносило к самим небесным вратам, если кто-то сказал бы что придет день, и они впадут в тяжкие грехи, я бы не поверил. Я бы скорее поверил, что это может быть со мной. Те, которые казались сильнее, чем мы, но упали, то почему не мы?». Только что христианский мир потрясла новость: пастор Джошуа Харрис, наставник молодежи в вопросах добрачных отношений, развелся с женой и объявил, что он не христианин…
Почему хорошие люди тонут? Почему те, кто мог бы стать героями, ими не стали? Тому есть несколько причин.
- Недостаток навыка
У Петра не было навыка хождения по воде. Редко кто не ошибался, делая что-то в первый раз.
- Страх
Апостола испугали сильный ветер и огромные волны. Страх и сомнение остановили чудо победного шествия по воде. Подобное случилось с Израильтянами, утонувшими в неверии Моисею из-за страха. Он возвещает им наступление избавления от тяжкого рабства, а они «…по малодушию и тяжести работ» не поверили ему. У Давида в мгновения страха проявлялись чёрные сомнения: «В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих» (Пс.30:23).
• Сомнение в Божьем Слове
Петр засомневался в действенности Божьего Слова «иди!». Огромные волны швыряли его, словно мячик, из стороны в сторону! Чувство страха превозмогло упование на Христово «иди!». Здравый смысл подсказывал, что законы физики все ещё действуют, и вода — это не твёрдая дорога, по которой можно бодро идти.
Пророк Иона тонул в физическом и духовном смысле из-за недостатка доверия слову Господню. Ему казалось, что Бог был неправ, давая повеление проповедовать в Ниневии.
Во времена гонений особенно много верующих тонут от страха, забывая обетования Писания о блаженстве изгнанных за правду. Сомнение может поразить любого верующего!
Оно представляет собой яд мгновенного действия. Человека убивают не трудные обстоятельства, а сомнения в Боге. Ожидайте трудностей, но пасуйте пред ними!
• смещение взора с Христа на трудности
В какой-то момент Петр увел свой взор от Христа и, устрашенный огромными волнами Галилейского моря, начал тонуть. Как опасно терять Господа из виду! Однажды всегда жизнерадостный пресвитер церкви «Преображение» Вениамин Александрович Нестеров пришел домой печальным. «Что с тобой случилось»? –участливо спросила жена. Он стал рассказывать ей о давлении властей и других проблемах. «Веночка, а тебе запрещают проповедовать Христа?» — спросила жена. «Нет, не запрещают!». «Вот и хорошо! Ты не лишен самого главного дела – проповедовать Христа! Занимайся этим, остальное пустяки!».
Самое главное — не потерять из вида Христа. Это имел в виду автор любимого верующими гимна:
О, странник, к небу ты на пути,
Глаз не своди с Иисуса!
Рукой любви будет Он вести:
Глаз не своди с Иисуса!
Когда приблизится грех к тебе,
Глаз не своди с Иисуса!
Стремись вперед по святой тропе,
Глаз не своди с Иисуса!
Не видишь света ли пред собой,
Глаз не своди с Иисуса!
Он Сам сказал: «Буду Я с тобой»,
Глаз не своди с Иисуса!
Долиной смерти когда пойдешь,
Глаз не своди с Иисуса!
С Ним в радость вечную ты войдешь,
Глаз не своди с Иисуса!
3. Обращайтесь за помощью к Христу в неудачах!
«начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих».
Многие предпочитают барахтаться в волнах искушений и бед, но не молиться. В книге пророка Даниила есть скорбное признание: «Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою». Петр не совершил этой ошибки!
«…и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
Ничто так не раскрывает милосердный характер Христа, как наша нужда или падение. Три качества Господа вдохновляют нас держаться за Него.
Во-первых, Христос мгновенно оказывается рядом с тем, кто Его призывает. Как только Петр воззвал, Иисус оказался рядом и поддержал апостола. Он позволил «утонуть» страхам и сомнениям, но не Своему ученику. Господь рядом с теми, кто призывает Его имя. Он ответит на молитву, даже если в ней всего три слова!
У Петра не было возможности подробно объяснить Христу, какой высоты волна накрыла его, как сильно он переживает за свою жизнь и семью. Он не мог объяснить Господу, почему ему страшно и что он уже не в силах бороться с грозной стихией… Всего три слова спасли его от гибели!
Так бывает всегда! Пять слов к Господу вернули зрение слепому (Мр.10:47), шесть слов мольбы освободили больного от проказы (Мр.8:2), семь слов ввели разбойника в рай (Лук.23:42). Хорошо молиться долго, но и немногие слова могут свершить многое, потому что их слышит и на них отвечает Господь! Сила молитвы не в количестве слов, а в их качестве.
Твоя беда, твой срыв не новость для Господа. Он знает заранее все, что произойдёт с тобой. Он всегда готов прийти на помощь, предоставить новый шанс, — только не молчи!
«Помилует тебя по голосу вопля твоего», — говорится в Библии.
Во-вторых, драгоценный Спаситель не читал нотаций тонущему Петру. Он не сказал: «Ты заслуженно тонешь за свои сомнения. Участь боязливых в озере огненном! Ты не мой ученик! Увидимся на страшном суде!». Нет, не мог Христос произнести таких слов! Он пришёл спасать, а не губить души. Он скажет, завершая земной путь: «…тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Иоан.17:12).
В-третьих, Христос указал на причину неудачи, чтобы Петр более не повторял своих ошибок: «маловерный! зачем ты усомнился?». Сомнение может поразить любого верующего. Оно — яд мгновенного действия. Как только Петр засомневался, он тотчас же начал тонуть. Как только человек усомнится в Божьей благодати, он тотчас же оказывается в топи уныния. Как только засомневается в достоверности Писания, теряет к нему интерес. Поставив под вопрос авторитет учения церкви человек оказывается в шаге от того, чтобы ее покинуть.
Нередко сомнение приходит под маской интеллектуальной честности. Именно это стало аргументом для богословов времен Дарвина принять теорию эволюции. Иногда сомнение одевает маску сожаления. В неудачах мы часто жалеем, что стали христианами и взялись за труд: «зачем я столько сил и времени потратил на эти проекты?». Нет, никогда не жалей, что дерзнул на подвиг веры. Если была воля Господня для тебя принять служение, то даже неудача послужит во благо. У Бога все под контролем! Он умеет горькое делать сладким, зло обращать в добро. Прошли века, а происшедшее с Петром все ещё учит, обличает и ободряет нас! Так что происшедшее с ним считать неудачей нельзя. Завершая рассказ о провале Петра, Матфей говорит, что Петр и Христос вместе вошли в лодку: «И, когда вошли они в лодку, ветер утих». Это значит, что Петр с помощью Христа шел по бушующим волнам Галилейского моря и дошел. Буря длилась столько, сколько захотел Господь: до окончания испытания. Он не посылает испытаний сверх сил и не бросает нас в минуты провала.
Если вы чувствуете, что в вашей жизни все рушится, распадается, взывайте к Христу, Он не откажет в поддержке! Это пережил Петр и многие последователи Христа! Подражать Ему нам приходится вовсе не в тепличных условиях, а в жизненных бурях житейского моря и трудно найти радость большую, чем радость проявления характера Христа в нашем характере! Когда в японском концлагере умер чемпион мира по бегу и миссионер в Китае Эрик Лиделл, один заключенный сказал: «Среди нас жил Иисус Христос, и вчера Он умер…». Дай Бог, чтобы и о нас сказали нечто подобное!