11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. 12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? 17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. 18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:11-23).
В прочитанном нами тексте мы обнаружим шесть важнейших обязанностей верующего относительно в союзе с Христом.
1. Постоянно принимайте решение пребывать в союзе с Христом!
Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Все важные события в жизни, как-то покаяние, крещение, образование, брак, работа, служение начинаются с решения. Этих решений никогда бы не было, если бы Сам Бог не призывал бы людей к ним: искать Его, пока можно найти, служить Ему, пока есть время. Вот один из ярких побудительный призывов Бога:
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19).
Решение задаёт определённое направление движению жизни. Некто сказал: «Сначала мы направляем наши решения, а потом положение меняется, и уже наши решения направляют нас»
19 летний Джонатан Эдвардс принял однажды решения, которые помогли ему стать и величайшим богословом и отцом духовного пробуждения в Америке:
- Решено делать все, что максимально послужит Божьей славе…
- Решено, если что-либо начинает тешить мою гордость или подогревать тщеславие, немедленно отбрасывать это прочь.
- Решено стараться находить тех, кто нуждается в милостыне и благотворительности.
- Решено не испытывать ни капли гнева по отношению к неразумным созданиям.
- Решено ни о ком не говорить плохо и не принижать ничью репутацию ни в малой степени, если только для этого нет по-настоящему веских причин.
- Решено жить так, чтобы после смерти не сожалеть об этом.
17 летний Юрий Грачев, жаждавший духовного подвига, принял решение ответить на Божий призыв посещать ссыльных и заключенных верующих, написал матери:
. «Дорогая мама, Господь позвал меня на дело, «был в темнице и посетили меня». Я оставляю все и знаю, что, потеряв жизнь ради Христа и Евангелия, я приобрету ее. Оставляю все свои интересы, оставляю тебя, мама, и родных. Я прошу тебя помолиться обо мне и верить, что Отец Небесный поведет так, как Ему угодно. У тебя было пятеро детей, считай, что осталось четверо. Считай меня умершим для этой жизни…»
Благодаря этому решению он стал образцом для многих поколений верующих. Как эти молодые люди мы так же должны ежедневно принимать решение пребывать в союзе с Христом.
Слова «почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» означают «вменять, считать, думать» о союзе с Христом как свершившемся факте, с которым так же нужно считаться, как считаются новобрачные с регистрацией брака. Апостол призывал: считайте себя живыми для Бога. Это говорит об активном нашем участии в союзе со Христом. В чем оно заключается?
- Быть живым для Бога значит быть открытым для общения с Ним в молитве
Наш Бог есть Бог общения. Ему нравится иметь дело с нами, выслушивать наши благодарности и нужды. Не будьте же молчунами! Следуйте призыву Писания «изливать пред ним сердца», то есть совершенно искренне рассказывайте Ему все, что вас беспокоит. Сосредоточенность на Боге, общение с Ним убережёт вас от сосредоточенности на грехе!
- Быть живым для Бога значит быть открытым для Его руководству
Юрий Сергеевич Грачев не вставал сразу с колен, но прислушивался – не скажет ли что Бог. Он любил повторять: «на сердце ясно созрело…» и эта созревшее решение было Господним руководством. Вот как описывает он одно из многих проявлений Божьего руководства:
«Поезд подходит к Чапаевску. В этом городе он никогда не был. Он вспомнил, как ему рассказывали, что там, на одной улице, на окраине, живет один брат, вернувшийся с фронта, больной туберкулезом: Алексей Иванович Шапошников
Кто-то даже говорил ему, что хорошо бы посетить больного. Но разве ему до посещения? Ведь он абсолютно не устроен в жизни. Чем порадовать больного, если жизнь полна невзгод? Вот устроюсь, тогда, возможно, и поеду.
Поезд замедляет ход, останавливается на станции Чапаевск.
А ведь хорошо все-таки посетить больного!
Но, с другой стороны: ведь билет куплен до Куйбышева. И если он слезет здесь, билет пропадет, а со средствами у него так скудно… Что делать?
— Да, нужно ехать домой… Он стал прислушиваться к своему сердцу, и какой-то голос говорил ему: ведь посетить больного — посетить Меня. Ты столько для Меня и шел и неужели так ослабел, что не хочешь сделать маленькое доброе дело?
Лева поднимается, делает несколько шагов к выходу, но чувствует усталость, опускается на скамейку и мысленно произносит: «Не могу! В другой раз…» И опять какой-то внутренний голос говорит:
— Неужели ты не посетишь Меня?
Поезд трогается, Лева вскакивает, бежит, спрыгивает с вагона и рвет билет. Сразу на сердце стало легко. Он пошел искать ту улицу, где был дом больного брата.
Поднялся на крыльцо. Дверь оказалась незапертой. Он вошел. Слышались звуки фисгармонии. Он вошел в комнату. За фисгармонией сидел бледный, худой человек. Когда он взглянул на Леву, глаза его просияли и он протянул руку гостю.
– Вы, вы, вероятно, брат Лева?
– Да, это я. Откуда вы узнали? — спросил Лева, приветствуя Алексея Ивановича, которого видел тоже в первый раз.
– Я вас ждал, я много слышал о вас и молился, чтобы нам свидеться…
Голос его дрожал, на глазах были слезы.
— Если я пришел, то Господь прислал меня — это не моя воля. Они возблагодарили Бога.
- Быть живым для Бога значит просить Его о поддержании свежести в отношениях с Ним
Возможно, и существуют люди стабильные в своих отношениях с Богом, однако большинство верующих не таковы. В сильных искушениях или суете они утрачивают непосредственность и свежесть во взаимоотношениях с Богом. Между ними и Богом возникает некая стена отчуждения. Иногда они чувствуют себя безразличными и холодными. И вот тогда они прибегают к молитве об оживлении своих отношений с Богом:
«Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему» (Пс.118:25)
«Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему» (Пс.118:10
«Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою» (Пс.142:11).
С Богом нельзя практиковать модные ныне «открытые взаимоотношения», где муж или жена свободно заводят себе романы на стороне. В этом случае ничего общего со Христом душа не имеет. Чем крепче наш союз со Христом, тем меньше у нас интереса к мирскому и тем меньше у греха возможности навредить нам.
2. Не позволяйте греху снова взять власть!
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды,
Эти слова Павла звучат как строгое повеление. Мы не имеем права расслабиться, потому что враг души всеми силами стремиться снова поработить нас греху. Он знает, что сказано в Писании: «если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2 Пет.2:21).
Неимоверно трудно снова выбираться из трясины греха. Воля человека к победе оказывается сломленной, а сердце опустошено. От веры в Божью милость остаётся лишь пепел и потому душе нечем ухватиться за Божии обетования и она отчаивается. Вот почему сатана усердно старается заманить в сети греха души. Вот почему нельзя отдавать тело в царство греху. Его нужно изгонять тут же, как он проникает в нас. Помните, что грех, позванный как гость, непременно становится хозяином.
Сложность еще и в том, что грех не приходит один. Христос предупреждал, что изгнанный из человека бес возвращается с семью злейшими себя и занимает пустоту человека. Так и один грех приводит с собой десятки других.
Один душепопечитель проиллюстрировал это примером с грехом порнографии.
«Мы знаем, что увлекшийся порнографией согрешил грехом похоти, но это далеко не все. С похотью вторгаются в жизнь ещё минимум, восемь грехов.
- Грех идолопоклонства.
Любой грех – это идолопоклонство, то есть попытка найти радость и удовлетворение не в Самом Боге, а в том, что Бог запретил (Исх. 20:3-6).
- Грех прелюбодеяния.
В 5-й главе Евангелия от Матфея Иисус проводит четкую связь между похотью и прелюбодеянием: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28).
- Грех обмана.
Порнография неминуемо производит стыд, который человек будет стремиться скрыть, завуалировать, в котором он не захочет признаваться.
- Грех воровства.
Когда вы обращаете свой взор на порнографию, скорее всего вы смотрите материалы, которые были украдены и участвуете, таким образом, в воровстве.
- Грех алчности.
Из жадности, алчности и корысти человек использует другого человека для своих низменных целей.
- Грех лени.
Лень – это нежелание правильно распоряжаться временем. Это использование драгоценных часов на причинение вреда, а не на помощь другим людям, на потакание, а не уничтожение греха, на затухание, а не рост, на следование за идолом, а не живым Богом.
- Грех насилия.
Иногда слабые люди за деньги соглашаются на унижения, снимаясь в скверных фильмах. Смотрящий на эти унижения является соучастником, несущим на себе вину за происходящее на экране.
- Грех против Святого Духа.
Увлеченный порнографией подавляет в себе голос Святого Духа, предупреждающий о недопустимости совершения греха. Противодействие Духу – это серьезный проступок против Святого Бога».
С грехом нельзя заигрывать, ибо он ожесточает сердце и лишает общения с Богом.
Джон Пайпер очень хорошо сказал: «Писание требует не безгрешности, но смертного боя с грехом. Ставки в этой битве очень высоки. От исхода этой битвы зависит, попадем мы на небо или в ад».
Каким же образом мы можем преодолеть или казнить в себе дела плоти? Пайпер отвечает: только верой! «Вера — это уверенность в том, что путь Бога лучше, чем путь греха. Его воля мудрее. Его помощь надежнее. Его обетования драгоценнее. А его награда приятней. Если присутствием и обетованиями Христовыми утоляется моя жажда радости и страстных чувств, значит, грех утратил власть надо мной».
Грешить со всех сторон невыгодно: теряется чистота совести, радость спасения, Мир с Богом, благословения. Быть святым – одно удовольствие!
3. Посвятите себя служению!
но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
Борьба с грехом будет намного успешней, если мы посвятим себя служению Богу. Один из оппонентов евангельского движения однажды написал жалобу на имя директора ФСИН: «не пускайте в колонии и тюрьмы протестантов. Протестанты в российских тюрьмах не сидят». Что ж, он сказал правду о евангельских верующих. Их отличие от сидящих за решеткой религиозных людей заключается в том, что евангельские верующие серьёзно посвятили себя Богу.
Их статус обязывает к этому! Писание называет верующих «царями и священниками». В цари и священники посвящали только тех, кто восходит к их потомкам. Они должны были вести особый образ жизни — заниматься управлением страной, предстоять с жертвами людей пред Богом, учить народ.
Эта занятость не позволяла им предать себя иной деятельности – пастушеству, ремеслу, торговле, земледелию. На все эти дела у них просто не оставалось ни времени, ни сил, ни желания. Точно так же обстоит дело и в сфере борьбы с грехом. Занятость духовным служением играет защитную роль. Апостол Павел, говоря о праздности богатых вдов, писал: «…они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно».
Какой же совет дает Павел вдовам? Молиться? Больше читать Библию? Ходить в церковь? Многие удивятся, услышав слишком «земной» совет великого апостола:
«Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:11-14).
Занятость служением семье – служила вдовам лучшей профилактикой от грехов болтливости и хождения по чужим домам! Именно поэтому Лютер советовал страдающему депрессией взять телегу с навозом и разбросать его по полю. Занятость избавит от непрошенных мыслей.
4. Дорожите благодатью!
Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. 15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
В свете поднятой темы борьбы с грехом Павел не мог не сказать о благодати. Какова связь между благодатью и победой над грехом? Апостол напоминает, благодать освободила верующих от ига закона. Иго закона заключалось том, что он справедливо проклинал всех преступников, а преступниками же были все. Жизнь под законом приносила душевные страдания. Люди сознавали, что не дотягивали до нужных стандартов и не могут угодить Богу. Жить под законом было то же самое, что жизнь в тюрьме в ожидании сурового приговора.
Жизнь по благодати это радостная жизнь на свободе. Благодать явилась к нам в лице Иисуса Христа. И потому тот, кто посвящает себя Христу, посвящает себя благодати. Благодать – единственное наше прибежище и наше все.
Ибо благодать: оправдывает пред Богом, изменяет характер, удерживает от греха, наделяет дарами служения, помогает в трудах, утешает в скорбях, дает уверенность в вечной жизни.
Если лишиться благодати, что остается взамен? Апостол Павел предупреждал: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:15-17).
Мы обязаны бережно обходиться с даром благодати, ибо она наша защита от греха.
5. Будьте ревностными!
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? 17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. 18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые.
Павел напоминает римским верующим, что они предали себя апостольскому образу учения. Наличие учения говорит о разумности христианства. Христианство здраво учит о Боге, о грехе, о пути спасения, о жизни в Духе. Особо важное место в христианском учении занимает наставление о ревностном посвящении на служение.
Ревностное служение это такое служение, на которое мы не жалеем сил, делаем его старательно, прилежно, исправно.
Именно такой была ревность римских верующих:«Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности».
Быть рабом праведности, значит проявлять к ней ревностное отношение, иметь голод по ней. И как иначе, если целью Христова подвига было то, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14).
Как иначе, если апостолы отличались ревностью в служении: «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» (2Кор.5:9).
Как иначе, если церкви апостольского века имели это качество с избытком: «ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих» (2Кор.9:2).
Где точки приложения ревности?
участие в богослужениях
дела милосердия
личное благовестие
молитва
общение со словом Божьим
Остывшим христианам Господь повелевает: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр.3:19)
Мерой ревности апостол ставит силу темперамента:
«Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые».
Люди различаются между собой в этом отношении: есть очень подвижные натуры, есть более спокойные. В силу этих различий люди грешат с разной силой : кто-то грешит рьяно, как Савл, кто-то намного спокойней. В любом случае, христианская ревность не должна быть менее интенсивной, чем греховная. Вспомните, как много времени, сил и денег вы отдавали сатане. Такую же как минимум ревность окажите и Спасителю Иисусу Христу.
6. Имейте надежду на вечную жизнь!
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.21 Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.6:11-23).
Верующие – удивительные люди. Они стыдятся своего прошлого — столько было потрачено сил тела и души на греховные мерзости! Сколько было убито драгоценного времени и средств!
Конечно, Павел думал прежде всего о себе. Он стыдился того, что гнал церковь Божию, заставлял людей хулить самое славное имя на свете. Когда человек стыдиться плохого, этим он показывает, что в нем жива совесть и он объективно оценивает себя.
Однако стыд за прошлое не это был главным содержанием веры христиан.
Несмотря на горькое сожаление о прошлом, они радовались своему преображенному настоящему. Люди, взирая на их святую жизнь, удивлялись ей, ибо никто из них не мог достичь такого уровня благочестия, чтобы не участвовать в греховном распутстве, пьянстве, ценить рожденную жизнь, брачные отношения, быть готовыми отдать за Христа жизнь.
Однако эта потрясающая духовность не являлась самым главным их чаянием.
Самое главное заключалось в том, что у них была чудесная перспектива: они имели надежду на вечную жизнь: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Вечная жизнь придает смысл и раскаянию и святым поступкам. Она не является заслугой за добрые дела, а Божьим даром верующему. А дар, как известно, только принимают.
Дар вечной жизни включает в себя Бессмертие в славных воскрешённых телах, наслаждение общением с Богом и спасёнными людьми, непрерывную занятость каким-то выдающимся служением.
Если бы не было вечной жизни не было никакого бы смысла бороться с грехом и стремится к святости.
Но ради обладания Вечностью стоит бороться, стоит трудиться, стоит за это жизнь всю отдать.
Итак, советы Павла для победы над грехом сводятся к следующему:
1. постоянно принимайте решение пребывать в союзе с Христом!
2. не позволяйте греху снова взять власть!
3. посвятите себя служению!
4.дорожите благодатью!
5. будьте ревностными!
6. имейте надежду на вечную жизнь!
Вклад верующих в союз со Христом