Слово Христа грешному человеку

Христос и Самарянка Мы прочитаем евангельскую историю, повествующую о разговоре Иисуса с великой грешницей. Этот разговор раскрывает перед нами замечательные черты характера Спасителя, в частности, Его отношение к грешным людям. Когда перед нами встает вопрос «Как общаться с такими людьми?», на ум сразу приходят суровые предостережения и угрозы, либо вообще возникает желание держаться подальше. Но Бог не всегда говорит с грешной душой сурово. Его грозные обличения обращены к тем, кто знает истину, но отказывается жить по ней. Но Господь не скрывает Лица Своего от огорченных, от тех, кто сам не рад своим грехам. Его обращение к таким людям полно сострадания и желания помочь.   

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? 28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?30 Они вышли из города и пошли к Нему….

…39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 (Иоан.4:5-42)

Знаменательный разговор Христа с самарянкой состоялся в полдень, самое жаркое время суток,  во время Его отдыха у сихарского колодца. В это время люди обычно не работали, а отдыхали в тени. Христос не отдыхал — Он свершал труд спасения человека.

Слова Христа были обращены не только к этой безымянной грешнице-самарянке. Через века они звучат для каждого из нас и несут обильные благословения.

 1. Христос желает общаться с грешниками! 

  7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

            Этот шаг Христа к общению с самарянкой должен приятно изумить нас. Обычно общение зиждется на родстве душ и общности интересов.  Что могло быть общего у Спасителя и этой грешной женщины?  Кажется, н-и-ч-е-г-о!

            Во-первых, общению противостояли  гендерные различия, игравшие в той культуре огромную роль. Иисус был мужчиной, самарянка — женщиной. В иудейской культуре раввин не стал бы на людях разговаривать даже со своей женой, тем более – с посторонней женщиной. А с женщиной с плохой репутацией – ни за что на свете! Так Симон фарисей был возмущен, что Христос позволил грешнице плакать у Его ног. По его мнению, это была недопустимая вольность для пророка.

            Однако, нарушая человеческие традиции,  Иисус начинает  разговор с женщиной. Он не счел это для Себя унизительным, ибо женщина — творение Божие, которым нужно дорожить! Какая радостная весть слышна в этом отношении Христа к грешному человеку! Как бы мы низко не пали, в каких бы не запутались мерзких пороках, мы остаемся Божьим творением, которое Иисус пришел взыскать и спасти.

            Во-вторых, Христа и самарянку разделяли национальные отличия, однако Он не придал им серьезного значения. Это особенно изумило самарянку: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

            Самаряне — это потомки от связей иудеев с халдеями. У.Баркли поясняет:

«Около 720 г. до Р. Х. ассирийцы вторглись в Северное Царство — Самарию, захватили и подчинили его себе. Они поступили так же, как в то время поступали все завоеватели — они увели практически все население в Ассирию (4 Цар. 17,6), а в этот район привели других жителей из Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваим (4 Цар. 17,24). Но все же невозможно было увести в рабство весь народ: кое-кто из жителей Северного царства остался. Они начали вступать в браки с вновь прибывшими иноземцами и, тем самым, совершили непростительный для иудеев грех — потеряли свою расовую чистоту.

            В строгой иудейской семье еще и поныне если сын или дочь сочетается с браком с язычником, проводятся их символические похороны. Такой человек умер в глазах ортодоксального иудаизма. Итак, большинство жителей Самарии было уведено в рабство в Ассирию. Они уже никогда не вернулись назад, а ассимилировались с населением их новой родины; это — потерянные колена. А те, кто оставались в стране, смешались с пришедшими чужеземцами и потеряли право называться иудеями».

            Вот почему иудеи  чуждались  сесть с самарянами за один стол, обсудить какой-либо вопрос и даже поздороваться. Те платили им ответной ненавистью. Однако Христос проявил неожиданное дружелюбие. Порой легче что-то дать неприятному человеку, чем попросить его о чем-то или принять от него что-то.  К удивлению женщины Христос попросил ее дать Ему воды,чем выразил желание общаться с человеком презренной этнической группы.

            Христос не делит нации на лучшие и худшие. Все нации сотворены Богом и равны в своих правах на жизнь, свободу, процветание. В свое время это откровение взволновало сердце апостола Петра: «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:34,35).

            Вы можете считать себя недостойными обращаться к Богу. И это на самом деле абсолютная правда. Но правда заключается также и в том, что Святой Бог ищет встречи с вами! Для этого Он послал в мир Иисуса Христа. Для этого говорит с вами через Него! (Евр.1:1,2)

            В-третьих, Христа и самарянку разделяли религиозные отличия.  Самаряне отвергали книги Иисуса Навина, Судей, Неемии, Ездры, Иова, Псалмы, Притчи, Екклесиаста, Царств,  Пророков. Они признавали Священным Писанием только пятикнижие Моисея. Отвержение значительной части Писания -  серьезнейший грех! К этому греху следует прибавить грех поклонения Богу в неположенном месте — на горе Гаризим, -  и грех учреждения своего священства. С точки зрения иудеев  самаряне были злостными еретиками и отщепенцами, которых следует презирать. Христос пренебрег  и этими изъянами. Хотя самарянка была человеком иной веры, Он начал с ней разговор!

            Дорогой друг, разве это не ободряет тебя? Твои представления о религии могут быть ошибочными, ритуалы неверными, но несмотря на это, Христос ищет с тобой общения!

            В-четвертых, между Христом и самарянкой возвышался нравственный барьер. Она была непорядочной женщиной -  меняла мужчин как перчатки. Ее шестой мужчина жил с ней в незарегистрированных отношениях. За распущенность  ее презирали сограждане, поэтому она ходила за водой в жаркий полдень, когда люди скрывались от зная в своих домах.

            Христос знал ее непорядочность лучше, чем люди, ибо грех не приходит один, он берет с собой семь злейших. Можно предположить, что самарянка была сварливой и неуживчивой, искала своих выгод в отношениях, а не Божьих целей.

            Кажется, для сердцеведца Христа именно эта причина была бы достаточной, чтобы сказать Себе: «С этой мегерой Я общаться не буду! Найду более подходящих собеседников!». Но радость евангелия заключается в том, что Бог ищет недостойных грешников, чтобы преобразить их через познание истины. Он обращается с грешником так, словно ничего не знает об его ужасном послужном списке, словно он добропорядочный человек.

            Святой Христос говорит тебе: «Дорогой друг,  Я знаю о тебе все, однако все равно хочу с тобой общаться!» В поисках общения с Господом нам следует опираться на это Божественное «хочу», а не на наши слабые потуги.

            В-пятых, между Христом и женщиной пролегала глубокая интеллектуальная пропасть. Он — кладезь божественной мудрости, она — худший образец бездарности и глупости. Мудрая женщина не будет разваливать свой семейный очаг. Не будет осквернять мужчин. Не будет собирать позор на свою голову. Вся книга Притч была  самарянке обвинительным приговором. Что общего у света со тьмою, у мудрости и глупости? Но Христос говорит о своем желании  общаться с грешницей. У Него есть удивительная способность снизойти на наш уровень и говорить с нами на понятном нам языке милости, не утратив при этом ни капли Своей мудрости, достоинства, святости.

            Это  послание  Христос  шлет и тебе:  Он здесь, Он хочет встретиться с тобой! Не убегай от Него, хотя у тебя множество пороков и проблем. Он не отвернется от тебя такого, как есть! Колодец, у которого Христос ждет тебя — твоя комната, твое сердце: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:6). Осуществи этот совет Христа и ты получишь от Него помощь!

 2. Христос обещает послать грешнику величайший дар благодати!

 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

             Христос удивил женщину словом о воде живой, навсегда утоляющей жажду. Он говорил о живой воде Духа Святого, в которой нуждается каждый человек. Когда Христос сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять»,  Он имел в виду все земные удовольствия, которыми человек пытается утолить жажду души — карьера, хобби, материальные накопления, плотские наслаждения. Земные удовольствия подобны морской воде, которая вызывает тем большую жажду, чем больше ее пьешь. В литре морской воды содержится 35 граммов соли. Она хороша для плаванья, но опасна для приема внутрь.

Но куда более опасны попытки удовлетворить духовную жажду счастья и смысла жизни мирскими утехами.

            Главной проблемой самарянки была жажда опустошенного сердца. Ее не наполнял Дух Божий. Она пыталась заполнить мужским вниманием то, что мог бы заполнить только Он. Грешница не была одинокой в своей опустошенности.  Властитель молодежных дум 50 годов прошлого века философ Альбер Камю признавался: «У меня внутри ужасная пустота, какое-то безразличие ко всему, которое меня убивает». Он обрел всемирную славу и понял, что за ней скрывается пустота.  В речи по случаю вручения Нобелевской премии в 1957 году он говорил,  что галера его времени, в которой он гребет, взяла неверный курс.

            Блез Паскаль, гений физики и христианства, верно оценил трагедию неверующих:  «Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но еще не чувствуют пустоты той новой потехи, которая их притягивает».

            Если вам знакома проблема опустошенности, то знайте: ее решение лежит не в руках проповедников или психотерапевтов, не в руках супруга или супруги, не в руках ваших друзей. Она в руках Святого Духа, дающего сердцу  неоценимые блага: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).   Дух Святой нужно просить у Христа. “Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

 3.  Христос обличает греховность людей!

 16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у  меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

             Сначала самарянка поняла слово Христа о живой воде Духа Святого в материальном смысле. Она просила Господа  устроить  колодец в ее огороде, чтобы не приходить за город черпать воду.  И вот тогда Христос предлагает ей тест на искренность: позови мужа твоего и приди сюда. Это очень важный тест! Библия говорит: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (Пс.17:26,27).

            Женщина могла бы  привести своего сожителя и представить мужем. Но она проявила честность — первый хороший поступок за долгие годы жизни в грехе.  Божий закон, который она знала, и совесть, которая знала ее, обличали женщину в преступлении против седьмой заповеди. Общение с Иисусом пробудило и заставило громко  заговорить совесть. Самарянка отчетливо осознала, что сожительство — это не брак. Брак есть союз с одного мужчины с одной женщиной, заключенный добровольно и принародно для служения друг другу, пока смерть не разлучит их. Грешница искала себе слугу или попутчика, но не мужа, которого следовало бы любить и слушаться.

            Христос одобрил ее честность и деликатно подтвердил, что живет она в незаконном союзе: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

            Какой бы великой не  была любовь Христа, она никогда не назовет черное белым, не оправдает грех, не унизит значимость Божьего закона,  запрещающего прелюбодеяние и блуд. Однако обличая женщину, Христос не стирал ее в порошок, не смешивал с грязью… Я думаю,  Он еще сказал нечто такое о ее грехах, что знала только она. Это открыло ей, что перед ней пророк, который открывает грехи, чтобы люди от них отвернулись раз и навсегда.

            И как только свершился этот поворот от лжи к правде, сразу же в душе самарянки  забили источники духовных устремлений.  Она стала спрашивать о том, как правильно поклоняться Богу.  Как прав был Лютер, заметивший, что у души два глаза и ими она не может смотреть одновременно. Один глаз видит духовный мир, другой чувственный. Когда открыт плотской глаз, закрыт духовный. Когда открыт духовный — закрыт плотской.

            О, да не оставляет нас  «благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит.2:11,12). Пусть на место греха водворится святость, а на место ненависти — любовь!

 4. Христос учит   правильному поклонению!

 19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

             Самарянка поняла, что имеет дело с пророком. И она задает Ему, как эксперту, важный вопрос о поклонении Богу. Она разрывалась между двумя точками зрения о месте поклонения: мнением ее отцов и мнением иудеев. Кто из них прав?

            Ее очень хорошо поняли бы наши современники. В своих представлениях о богопоклонении они чаще всего руководствуются  традициями своих отцов, выбирая  веру, которую избрали некогда они.

Если родители исповедовали ислам, их потомки принимают ислам. Если буддизм, то буддизм. Если Православие, то православие. Если баптизм, то баптизм. Этот выбор неверен. Предки наши — такие же грешные люди, как и мы. Не в них свет истины. Христос сказал, что способ поклонения Богу не должен быть связан с выбором отцов,  ритуалами, священными местами. В поклонении Богу важны два фактора: дух и истина.

            И сегодня эти два фактора являются определяющими в поклонении. Поклонение должно происходить при содействии Духа Святого и Божьего слова. Они взаимосвязаны и не действуют один без другого.

            Когда я вижу эмоциональное поклонение, нарушающее принцип Писания «…только все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:40), то не могу к нему присоединиться душой. Не могу присоединиться и к сухому поклонению, в котором нет веянья Духа Святого. Поклонение в Духе показано апостолом Павлом в послании к Коринфянам: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1Кор.14:24,25). В таком поклонении мы нуждаемся!

 5.  Христос дарует грешнику спасительную веру!

 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30 Они вышли из города и пошли к Нему. ….39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

             Духовный интерес самарянки разгорался. Она вспомнила пророчество о Мессии, Который скажет последнее слово, поставит последнюю точку в вопросе спасения. И, глядя ей в глаза, Господь произнес: «Я и есть Мессия!». Самарянка поверила  слову Иисуса Христа,  и эта вера раз и навсегда изменила ее жизнь. В великой радости она поспешила поделиться открытием со своими согражданами. И весь город уверовал, что Иисус — Спаситель мира.

            Часто спрашивают: вера является даром или заслугой человека? Она дар, потому что проистекает от слышания Слова Божьего, а не от человеческих умствований. Ответственность людей — не отвергнуть этот дар, но посвятить себя чтению, размышлению и исполнению слова. К сожалению, многие люди подражают иудеям Антиохии Писидийской, которые «противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян.13:45,46).

            Как ты обойдешься со словом Божьим, дорогой читатель? Придешь ли с покаянием к Христу и станешь поклонником в духе и истине или будешь  продолжать жить так же, как жил — без Христа и без надежды на вечную жизнь?

            О, помни и не забудь: Христос ищет общения с тобой, желает даровать тебе Святого Духа, очистить от греха, помочь в поклонении Богу и в вере Ему. Не препятствуй Ему все это произвести в тебе!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

3 Комментариев к тексту “Слово Христа грешному человеку”

  1. Виталий:

    Спасибо за хорошие комментарии.Слава Богу!!!

  2. Виталий:

    Слава Богу за комментарии!!!

  3. Антон:

    Прочитал, думаю что судь понял. Но для полного яснения мне еще расти

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ