Множество разнообразных факторов влияют на нашу судьбу — состояние здоровья, умственные способности, экология, родители, учителя, политики, друзья, враги, несчастья. Однако все же не они является самыми главными. Пальма первенства принадлежит греху, благодати и нашей воле. О том, как они влияют на жизнь, повествует пятая глава евангелия от Иоанна.
1 После сего был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по -еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов: 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды;
4 ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?7 Больной отвечал Ему: так, Господи: но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний.
10 По сему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота: не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, который сказал тебе: «возьми постель твою твою и ходи»? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек тот пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу (Иоан. 5:1-16)
В судьбе больного человека показана, прежде всего,
1. Разрушительная работа греха
Священное Писание определяет грех не только как ошибку или преступление, но и как отвратительную злую диктатуру, укорененную в глубинах человеческого естества. Подобно раковой опухоли, она проникает во все жизненно важные органы и истощает их силы.
Вся беда в том, что человек не боится своего врага и, более того, охотно отдается ему, ибо считает его другом. Точно так же люди слепо доверяются «целителям», продавцам «чудо-средств» и другим мошенникам, расплачиваясь за это в лучшем случае кошельком, а иногда и жизнью.
Грех любит прятать свою злую сущность под маской добра. Хрестоматийный пример тому — учение Карла Маркса. Он утверждал: чтобы жить в свободе и достатке, нужно силой оружия ниспровергнуть власть капитала и после справедливо разделить все блага между рабочими и крестьянами. Однако прежде народ должен отказаться от веры в Бога и в незыблемые нравственные абсолюты, потому что они сковывают революционную энергию масс. По мнению марксистов, нравственным считается все, что содействует успеху революции. даже если придется пойти на обман, грабеж, убийство. Погоня за призрачным счастьем коммунизма стоила жизни миллионам людей.
Эта стратегия обольщения призрачным добром успешно работает по сей день. Рабы греха ради свободы самовыражения отказываются от вековых норм чистоты и верности, вступают в половые отношения с кем попало, ради нового увлечения бросают семью и детей, ради острых ощущений рискуют жизнью или бездумно прожигают её.
Жизнь парализованного человека, о котором рассказывает прочитанный нами текст из Священного Писания, точно так же была сломана под корень неумолимым грехом. Еще в молодости, прикинувшись другом, он обольстил его какими-то выгодами, но вскоре забрал у него все, что только можно было забрать. Такова природа греха: он даст временное удовольствие, но потом заставит заплатить за него в миллион раз больше.
Грех — это наглый шулер, сначала заманивающий наивного игрока легким выигрышем, а потом обирающий его дочиста.
Маргарита Коломийцева точно подметила:
Отчаянно грех манит,
Мой разум мирскими красками,
Двоякими, как магнит,
Живыми и безобразными.
А запахи развлечения,
Как запахи свежей выпечки.
Но вкусишь – и вкус растления,
Смердящий до неприличия.
Суть разрушительной работы греха заключается в том, что он лишает человека дарованных Богом праздников, а взамен заставляет его в избытке хлебнуть полынной горечи земных, а затем потусторонних вечных страданий.
-
Грех отнял радость поклонения Богу
Праздник — это возможность радостно поклоняться Богу. В те времена такую возможность имела лишь горстка людей из числа живущих на земле – иудеи, те, кто знал Бога Израиля. Они приходили на праздники поклонения в Иерусалим.
Апостол Иоанн не пояснил, какой праздник отмечался в столице. Но поскольку Иисус пришел его отметить, праздник был значимым. Комментатор Писания епископ Райл считал, что этим праздником была Пасха. Спаситель охотно чтил библейские праздники и освящал их Своим присутствием. В тот день многие иудеи участвовали в храмовом поклонении. Они пели псалмы радости о славе Божьего величия, открывали Богу свои желания в молитвах, общались друг с другом.
Поклонение возвеличивает не только Бога, но и человека. Истинный поклонник — не раб вещей и обстоятельств, он сын великого Бога, дитя вечности.
Однако горемычный больной и множество его собратьев по несчастью не имели возможности с народом поклоняться Богу в храме. У них на первом месте стоял вопрос выживания. О высоких материях помышлять не было ни сил, ни времени, ни возможности.
Таких несчастных лишенцев в нашем грешном мире миллиарды. Они не знают радости поклонения Богу, вся их жизнь вращается вокруг незначительных вещей — еды, питья, одежды, плотских удовольствий. Главное для них стало третьестепенным, а третьестепенное главным. По мнению гениального Паскаля греховное «воображение увеличивает мелкие предметы до того, что они всецело наполняют нашу душу, и по безрассудной дерзости, уменьшает великие предметы до своих собственных размеров, говоря, например, о Боге».
Будет ли человек поклоняться всей душой такому маленькому, удобному, «карманному богу», который всегда под рукой, чтобы потребовать от него удовлетворения своих эгоистических запросов? И если человек видит себя великим, как ему устоять от соблазна поклонения своему разуму или чреву? Увы! Большинство людей на планете лишены праздника поклонения! И это дело греха!
-
Грех отнял радость здоровья
Праздник — это когда у тебя ничего не болит, и ты ощущаешь каждой клеточкой тела радость жизни. Грех отнял у человека это ценное благо. Болезнь — его неизменная спутница.
Правда, не всякая болезнь обусловлена грехом (см. 9 гл. Иоанна). Болезнь может быть горнилом испытаний, в котором душа очищается от плотских примесей.
Однако в данном случае абсолютно ясна причина болезни — грех, свершенный в юности. Из-за него бедняга 38 лет проводит на постели! Какое горе! Как тяжело быть зависимым от чьей-то доброты или капризов!
Нам может показаться, что Бог слишком суров, наказывая за прегрешения молодости. Так и хочется считать, что в красивых и сильных юношах и девушках больше невинности, чем порока. К сожалению, это не так. Библия утверждает: «Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21). Если бы молодые не грешили, они бы не болели и не умирали! Мудрый Соломон верно отметил, что «детство и юность суета» ( Екл. 11:10).
Воспоминание о грехах юности тревожило самых праведных людей. Иов говорил Богу: «Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей» (Иов.13 :26). Давид молился: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (Пс. 24:7). Августин со стыдом признавался, как ребенком он крал груши в соседском саду. Грех крадет у людей здоровье души и тела. Вот почему на их улицах нет праздника!
-
Грех отнимает друзей
Праздник — это когда у тебя есть близкие и друзья, с кем можно провести время и поделиться проблемами.
Грех лишил человека и этого праздника. Парализованный признался Христу: «не имею человека, кто опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода». Грех не дал ему создать семью и не позволил приобрести друзей в доме милосердия.
В больничных палатах люди на малое время становятся друзьями: заботятся и ободряют друг друга. Но такого не наблюдалось в доме милосердия. Там царил принцип «каждый за себя», немилосердная конкуренция за право первым войти в воду для обретения желанного исцеления.
Во времена дефицита продуктов и других товаров наши сограждане стояли в очередях, писали списки и номера на ладошке, чтобы соблюсти принцип справедливости: кто раньше занял очередь, раньше и получит. Здесь же кто успевал первым войти в воду, тот и получал исцеление.
В доме милосердия никто никого не жалел. Зависть и соперничество владычествовали в нем. «Человек человеку волк», и посему никакой жалости к слабым и нерасторопным! Кто знает, не потому ли ангел Господень так редко сходил возмущать воду в купальню?
Не только в те времена, но и в наши у многих «в старости из сердечных друзей остается только валидол» (Александр Грачев). Это работа греха.
-
Грех делает человека нищим
Праздник — это когда у тебя есть крыша над головой, одежда и любимая пища. Все что имел больной — легкая циновка, на которой он спал. И редкие подачки от милосердных людей, чтобы не умереть с голоду. Нищета была его печальной расплатой за грех юности.
Разве вы знаете людей, которых грех сделал нищими? Они имели квартиру, машину, дачу, однако роковые пристрастия лишили их всего, превратив в лиц без определенного места жительства или отправив на кладбище…
- Грех обременяет душу виной
Праздник — это когда у тебя чистая совесть. Но откуда взять её грешному человеку? Есть люди, утверждающие, что они не совершали ошибок и им не о чем жалеть. Кто ни о чем не жалеет, у того либо короткая память, либо сожженная совесть. Порядочный человек всегда найдет, за что себя осудить. Грех заставляет ошибаться, и это порождает чувство вины. Чувство вины довлело над больным все тридцать восемь лет. Оно лишало его праздника общения с Богом.
О, коварная стезя греха, как же ты ужасна, если обольщаешь миллиарды людей приводишь на праведный суд Божий, где нет и не может быть оправдания?! И если здесь на земле грешник не испытает всех лишений, что испытал этот паралитик, то за гробом грех отнимет у него абсолютно все радости бытия и ввергнет в ужасные мучения. История любителя пышных пиров и моды, описанная в 16 главе евангелия от Луки, предупреждает всех: бойтесь грешить! Грех неизменно будет наказан!
2. Созидательная работа божьей благодати
Слава Богу, что в тексте речь идет не только о разрушительной силе греха. Здесь речь идет о благости Господней, восстанавливающей разрушенное.
4 ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?7 Больной отвечал Ему: так, Господи: но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
Созидательной работе Христовой благодати мы обязаны нашей надеждой и счастьем!
- Христос ищет грешников
В этот праздничный день Христу было куда пойти и было на что посмотреть в Иерусалиме. Однако Он избрал объектом посещения Вифезду, где было так много душевной и физической боли, ропота и зависти.
Среди великого множества людей Спаситель нашел больного старика, познакомился с ним и заговорил о житье-бытье. Почему Он не обратил внимание еще на кого-нибудь? Почему не даровал радость исцеления всем?
Господь желал преподать урок милостивого отношения к самому жалкому человеку. При всеобщем исцелении такого бы не произошло. Вероятно, больному было за шестьдесят, и в те времена он считался уже ненужным дряхлым стариком.
Старость сама по себе — непростое время для жизни.
Софокл говорил о ней: «Старость одинокая всем бедам беда» Ларошфуко называл её» преисподней для женщин». Но реалистичней всего описал старость Н. В. Гоголь:«Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» — но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости».
Жалкий старик, отягощенный инвалидностью, не смог бы самостоятельно найти Иисуса Христа. Христос Сам нашел его, встреча с ним была подарком благодати.
И если Христос был столь милостив к старому человеку, неужели Он не поможет тем, кто еще только вступает в жизнь? Господь любит и молодых! Он избрал в ученики молодых, еще не женатых(кроме Петра)людей. Он принимал детей и молился за них. Христу близки и дороги люди любой возрастной и социальной категории. Он ищет и находит нуждающихся в Его помощи!
- Христос общается с грешниками
Уровень нравственного развития общества и личности определяется отношением к обездоленным. Ни один человек на земле не заботился о них больше, чем Иисус Христос. Он много времени и сил отдал им.
Несомненно, Христос поступил по библейской заповеди уважения к старцам: «пред лицем старца вставай». Он дружелюбно поприветствовал больного, спросил его давно ли он лежит здесь, кто за ним ухаживает и посочувствовал его горю.
Если мир изо всех сил избегает общения с больными стариками, то Христос был исключением из этого позорного правила. Он задал больному необычный для нашего времени вопрос: хочешь ли быть здоров? В наше время старики в ответ на робко высказанное желание об улучшении самочувствия слышат от докторов: «вам сколько лет? Чего вы хотите?»
Однако Спаситель не осудил старика за желание быть здоровым. Он не сказал: «пожил, друг, и хватит — дай пожить и другим»! Он желает старцам благословенной старости, описанной в Пс 91,13.
Даже враги не могли не заметить славную черту характера Христа: Он любит есть и пить с мытарями и грешниками. Он был для отверженных самым сердечным, общительным Другом! Только самое каменное сердце не способно ответить взаимностью на Его доброту!
- Христос исцеляет грешника
Мечта больного стать здоровым сбылась в один миг по слову Христа:»встань, возьми постель твою и ходи». Если бы мир принял Христа, многие нуждающиеся испытали бы ту же радость чудесного исцеления. Не было бы ни больниц, ни аптек, ни тюрем, ни армий, ни сирот, ни ранних смертей. Отвергнув Иисуса Христа, люди отвергли свое счастье. Лишились праздника вечной жизни. Какое невыразимо ужасное горе!…
Щедрая благодать Господа и поныне приносит радость там, где её ждут и принимают! Но в большей мере она приносит духовное исцеление от власти греха и бессмысленного существования. Библия говорит: «ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, в ожидании блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Титу 2:11-13). Миллионы людей сегодня являются свидетелями этой исцеляющей благодати.
3. Важность человеческой ответственности
Самой большой ошибкой для человека, испытавшего милость Божью, станет жизнь в свое удовольствие, безделье и ложная уверенность в безопасности. Наоборот, милость Христа побуждает человека жить ответственно.»ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5:14). Эта ответственность проявляется в следующих делах:
- Послушание слову Христа
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний.
Исцеленный сделал все так, как сказал ему Христос:
Его необычное поведение сразу привлекло к себе внимание: По сему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота: не должно тебе брать постели. Он отвечал им: кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
Исцеленный не вел теологических дискуссий о законе или традициях. Он просто ссылался на слово Христа. Этого подхода следует держаться и нам — только слово Христа и ничего кроме этого слова! Однако людям всегда хочется свои пустые слова поставить на место слов Христа и восхищаться ими. Не станем подражать им! «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал. Но слово Господне пребывает вовек» (1 Пет. 1:24,25).
Его спросили: кто Тот Человек, который сказал тебе: «возьми постель твою твою и ходи»? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Правящая верхушка Израиля получила новое доказательство о мессианстве Христа и должна была его внимательно рассмотреть и принять Его своим царем. Свершенным чудом Он стучался в их черствые сердца. Однако они не захотели их открыть.
- Благодарное поклонение Богу.
14 Потом Иисус встретил его в храме
Исцеленный имел здоровье лучшее, чем у молодых и мог бы поспешить поиграть в футбол или послушать концерт храмовых гуслистов. Тридцать восемь лет он не приобщался к миру спорта или искусства. Однако он пошел в храм воздать славу Богу за исцеление.
Он был слишком беден, чтобы принести Господу материальный дар, но принес Ему благодарное сердце.
- Бодрствование
14 Потом Иисус встретил его в храме
и сказал ему: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Духовные реалии таковы: каким бы впечатляющем не было бы обращение, грех может снова пойти войной на душу. И если человек поддастся ему, последствия будут горше, чем были вначале. » Ибо, если избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее для таковых бывает хуже первого. Лучше бы им не познать путь правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет.2:20,21)
Вот почему Христос, найдя человека в храме, строго предупреждает его: «не греши больше, чтобы не случилось чего хуже».
С какого типичного греха начинается падение помилованного человека? С греха самоуверенности!
Книга Джона Буньяна «Духовная война» повествует, как после воцарения Эммануила в городе души, там завелся диаволец под именем Самоуверенность.
«Во время царствования Диаволоса он поощрял жителей к возмущению против Царя Шадая, но когда Эммануил победил город, он сильно хлопотал, чтобы жители покорились Царевичу. По природе нахал, он воспользовался своим поверхностным знанием законов и деяний Эммануила, чтобы часто беседовать об этом с жителями. Он начал с того, что хвалил силу и власть души с таким преувеличением, что уверял, что город теперь непобедим; он так же превозносил вождей, начальников города и утверждал, что отныне по обещанию Царевича, город будет благоденствовать вечно. Заметив, что его слушают со вниманием, он стал переносить подобные речи из дома в дом, с одной улицы на другую. Жители, находя речи его сладкими, вскоре заплясали под его дудку и чуть было не стали сами такими же самоуверенными, как он сам. Пошла пустая болтовня между ними, от болтовни перешло к пирушкам и т. д. … Не только жители города, но даже городской голова Разумение и князь Свободная Воля, и новый летописец Опытность пришли в заблуждение от коварных речей Самоуверенности, забыв, что Эммануил неоднократно внушал им остерегаться лукавых речей диавольцев, и власть и сила города зависят не столько от его укрепления, сколько от присутствия самого царевича в замке.
Однако жители города так обезумели от учения Самоуверенности, что едва заметили, что царевич покинул их. Они даже перестали вспоминать о нем».
Город души опять повергся атаке дьявола с горькими для себя последствиями.
Христос предупреждал учеников и нас: «А что говорю вам, говорю всем: бодрствуйте!». Так же апостол Павел
остерегал святых: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть!» (1 Кор.10:12). Бог охраняет от греха святых, но не тех, кто предается греху.
- Благовестие
15 Человек тот пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
В своей святой наивности исцеленный желал содействовать уверованию иудеев и поспешил засвидетельствовать им о Христе. Его благовестие не послужило их спасению, зато он не понес вины за их гибель и вошел во всемирную историю как человек, пытавшийся спасти бесценные человеческие души. Дай Бог и нам нести слово свидетельства о Христе, несмотря на то, что многие его отвергнут. Но ведь кто-то может и принять! Разве не стоит ради блага последних приложить усилия?
Роль воли в жизни спасенного человека огромна. Мы не запрограммированы на добро, но обязаны каждый день принимать решение жить достойно полученной благодати. Да поможет нам Бог!
Благодарим вас брат Виктор за эту проповедь,пусть Вас Бог благославит в даре слова Божьего,пожалуйста опубликуйте вашу проповедь о Преображении Христа.
Спасибо Руслан за добрый отзыв! К сожалению не смогу опубликовать размышления о Преоражении Христа, так как нахожусь в поездке.
Уважаемый брат Виктор Семенович! Благодарим Вас за проповеди Вечных Истин Слова Божьего!Ваши проповеди назидают, утешают, радуют и приносят пользу для моей души. Слава Иисусу Христу!
Слава Богу!
Самой большой ошибкой для человека, испытавшего милость Божью, станет жизнь в свое удовольствие, безделье и ложная уверенность в безопасности.
ТЕПЕРЬ Я ПРЕДАЛАСЬ БЕЗДЕЛИЮ И ЖИЗНИ ЧТО И КОГДА ХОЧУ ДЕЛАЮ
что теперь гибель
я не знаю как обратиться что б вновь испытать милость Божию, пол шага делаю а потом даже не стою
ничего теперь не выходит да и не реально
я понимаю где то чтонужно жить свято и я очень каменна горда и интерисуюсь третестепенным а душу как будто потеряла
мне страшно((((
Слава Богу, что я могу знакомиться с вашими наставлениями. Благослови Господь Вас и дальше, сколько будет Ему угодно, трудиться во славу Бога.
Но вот в одном месте, найду смелости, не согласиться с Вами. Вы пишите:»Кто ни о чем не жалеет, у того либо короткая память, либо сожженная совесть». Я другого понимания относительно «совести». Совесть может быть изнасилована или отвергнута, но никак не исчезнуть, умереть или сгореть. Именно в этом ее предназначение, как откровения Бога относительно греха — беспокоить, укорять, преследовать, возбуждать чувство вины, а при противлении — и осуждать, сжигая человека изнутри (1Тим.4:2), пока не настал час суда конечного.
Храни Вас Господь.
Статья замечательная, не понятно только почему этот человек — старик. Вроде бы речь идёт о 38 летнем человеке..