Давайте!

давайте!  Мало кто из наших современников мыслит в духе  русской поговорки: «Дай Бог подать, не дай Бог брать»?  В основной массе людям хотелось бы больше получать: «На то даны руки, чтоб брать». В лихие девяностые с помощью хитроумных махинаций с ваучерами в один миг лучшие земли и  средства производства были «прихватизированы» партийно-производственной элитой или криминальными авторитетами, которые распорядились ими вовсе не для блага людей. В самом начале этого процесса было обещано, что один ваучер будет равен стоимости двух автомашин. Потом ваучеры непонятным  образом стремительно обесценились. Хорошо спланированные и безнаказанные многомесячные задержки зарплаты вынуждали людей продавать ваучеры за кусок хлеба. Таким образом, организаторы этого грабежа без особого труда на законных основаниях  стали собственниками предприятий  и  колхозов. Каждый знает, что они сделали с бывшим советским хозяйством: часть разбазарили, часть продали втридорога, часть превратили в торговые центры… Народу, созидавшему богатства, ничего не досталось. В основе этого неслыханного обмана миллионов людей лежала жадность. За нее еще придется ответить пред Богом.

Среди преступников бытует выражение «жадность фраера сгубила». Но на ее счету гибель также и процветающих корпораций, и целых стран. Мне пришлось как-то разговаривать с консультантом по предотвращению банкротств. По ее мнению, нередкая их причина — алчность руководителя.  Для приобретения земли, дорогой недвижимости и крутых авто, для отдыха на заморских курортах и развлечений он назначает себе неоправданно высокий оклад,  берет займы под огромные проценты, задерживает сотрудникам зарплату, чтобы прокрутить деньги в банке. Из-за этого он теряет ценных специалистов, надежных клиентов и со временем становится банкротом. «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». (Махатма Ганди).

         И разве только грешный мир повинен в этом грехе? В нем могут быть повинны и верующие люди. Бог говорил через Малахию: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня» (Мал.3:8-10). Израиль, получая от Бога множество благ, не  желал поддерживать служение священников и не  жертвовал десятину со своих доходов.

 Иисус Христос, отдавший Себя Самого на крестные муки,  желал, чтобы Его последователи были свободны от порока жадности. В нагорной проповеди Он призвал их к даянию:

 «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:38,39).

 Рассматривая это повеление, мы поговорим о масштабе даяния, его характере и последствиях.

  1. Масштаб даяния

        Христос  намеренно не указал, кому давать и сколько давать. Даяние должно быть всеохватным — без законнической регламентации. Но все же можно указать  четыре области, в которых мы должны активно практиковать даяние.

  •  Давайте церкви!

 Библия призывает нас материально поддерживать ее служение. «Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду»  (Фил.4:15,16). Павла считали врагом государства и, опасаясь притеснений, церкви  не поддерживали его миссию. Отрадным исключением  оказались верующие в Филиппах — они активно поддержали служение Павла материальными пожертвованиями.

Если вы знаете церковь, которая занимается провозвестием евангелия, миссионерским служением, реабилитацией зависимых, помощью бедным — жертвуйте на ее проекты. Помогая ей, вы участвуете в расширении царства Божьего на земле!

  •  Давайте вашим близким!

 Эти слова являются самыми суровыми в Писании, и к ним следует отнестись с должной серьезностью: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Увлекаясь служением, мы не имеем права  забыть о ближних. Не имеем права заявить: ближние — неверующие, с  ними не о чем говорить и о них не обязательно заботиться. Наше добро должно коснуться их в первую очередь!  Однажды верующая женщина  обратилась к благовестнице Руфи Шаленко с вопросом:  можно ли ей развестись с неверующим мужем, которого, кроме телевизора, ничего на свете не интересует. Руфь дала весьма мудрый и тактичный совет: «Тебе не нужно разводиться. Когда он смотрит телевизор, ты сядь к нему поближе. Тебе не обязательно смотреть, что там показывают. Ты возьми себе какое-нибудь рукоделие и занимайся им. А муж пусть чувствует, что ты рядом и в нем нуждаешься!». Впоследствии та женщина благодарила миссионерку за совет. Муж изменил отношение к ней, и жизнь их наладилась. Такое простое проявление доброты, как внимание, принесло в семью примирение. Ваши ближние — второй приоритет в даянии.

  •  Давайте нуждающимся!

 Библейские советы на эту тему настолько понятны, что не нуждаются в разъяснении:

«Если же будет у тебя  нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор.15:7,8).

«…ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим.15:26).

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?  И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:34-40). Помните, что давая бедному, вы одалживаете самому Господу Богу, а Он, в силу Своего непревзойденного благородства, в долгу не окажется (Пр. 19:17).

  •   Давайте всем!

 «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал.6:10). Нам так легко ограничить даяние кругом своих. Но как дети Божии, мы должны подражать Небесному Отцу, Который распространяет Свои даяния на праведных и неправедных, злых и добрых.  Благодаря нашим добрым делам мир узнает Христа и прославит Бога своим обращением (Мф.5:16).  Примером добродетельного христианина является для нас доктор Гааз. В Википедии о нем записано всего лишь несколько скупых фактов: «Ф. П. Гааз, член Московского тюремного комитета и главный врач московских тюрем, посвятил свою жизнь облегчению участи заключённых и ссыльных. Он боролся за улучшение жизни узников: добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных; упразднения в Москве  железного прута, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных. Боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных. На благотворительность ушли все его сбережения». Русский адвокат А. Ф. Кони, написавший биографию о святом докторе, повествует, какие изнурительные моральные битвы он вел с чванливыми русскими чиновниками  ради облегчения участи несчастных. Девизом его жизни были слова: «Спешите делать добро!».

2.  Характер даяния

  •   Давайте щедро!

 Бог является самым великим даятелем, с Которого нам следует брать пример.

Он дает людям место для проживания (Вт.4:40), благоприятные погодные условия (Мф.5:45; Деян. 14:17), силу и мудрость создавать материальные и духовные ценности (Екл. 6:2),  детей (Деян. 17:25,26), правителей (Дан. 2:21). Но самое великое даяние Бога — Иисус, радость и слава Божия. Именно  Его пожертвовал Бог ради нашего спасения (Иоан.3:16). Затем следуют дары покаяния и прощения (Деян. 11:18),  сыновства (1 Иоаню3:1), благодати Святого Духа (Иоан.4:14), Слова Божьего (Иоан. 17:8), мира в сердце (Иоан.14:27), ответов на молитвы (Ион.15:16). Действительно, Бог по-царски щедр в Своих даяниях! Под стать Ему действовал Его Сын Иисус Христос, отдавший  людям Свое время, внимание, целительную силу, мудрость и саму жизнь.

  •  Давайте великодушно!

 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак.1:5).

 Бог не уклоняется от даяний. Он дает  всем просителям без исключения необходимые блага. Он понимает, что «всякое дыхание любит даяние». У Него нет ничего общего со священником и левитом из притчи Христа, прошедшими мимо израненного человека. Он похож на милосердного самарянина, который не пожалел внимания, времени, сил и средств для избитого разбойниками человека. Такими нужно быть и нам! Слово «просто» можно передать, как искренно, с простой душой. Бог дает нам блага с радостью, не упрекая нас за наше несовершенство и надоедливость.

  • Давайте разумно!

Апостол Петр призывал верующих показать «в добродетели рассудительность» (2 Пет. 1:5). В книге Дидахе, адресованной новообращенным, есть совет: «Да запотеет рука твоя, пока дашь милостыню». Этот совет не утратил за века своей мудрости и актуальности.  Как грех есть промах мимо цели, так и добро, оказанное без рассудительности, не достигнет цели и станет грехом. Когда благочестивый царь иудейский Иосафат  предпринял неудачную попытку помочь израильскому царю Ахаву в битве,  пророк Ииуй обличил его: «следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня» (2Пар.19:2). Так что не всякое даяние может оказаться добрым. Приведу два случая из моей жизни, в которых рассудительность помогла мне избежать зла.

Однажды у входа в магазин  я столкнулся с благообразной старушкой, просящей милостыню. Первым побуждением было помочь ей, но я поинтересовался: «Разве вы не получаете пенсию, что стоите здесь? Моя мать тоже пенсионерка, но она даже одалживает нам денег…». Старушка ответила: «Да, сын у меня алкоголик. Вот для него и прошу!». Конечно, я не мог дать на эту нужду…

Было и такое: после служения ко мне обратился мужчина. Он представился братом, показал фотографию своего крещения и бракосочетания и рассказал, что его обворовали и ему нужны деньги на дорогу домой. Я сказал ему, что постараюсь связаться с пастырем его церкви и получить гарантию, что деньги нам вернут. В ответ «брат» стал стыдить меня: «Я думал вы настоящий пастырь, а вы  наемник! Вы не верите брату во Христе!». Я все же дозвонился до пастыря церкви, и он поведал, что этот человек, проведший немало времени в «местах не столь отдаленных», два года назад бросил семью и скитается по церквам, собирая деньги с легковерных.

Помогать нужно, но прежде следует убедиться, что ваша помощь действительно пойдет на добро. Ведь средства нам не принадлежит — они Божии средства!

3.  Результаты даяния

 и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам

          В людском сознании давать — значит потерять. Согласно Христу — давать, значит приобретать. Напомню, «благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит.19:17). Из всех существ Бог является самым благодарным. Когда Он воздает, то воздает с непревзойденной щедростью. В этом  убеждают многие тексты Писания. Их стоит внимательно прочесть! Я упомяну лишь некоторые.

 «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:27). Никто не будет обойден Божьим воздаянием. Никакое доброе дело не будет забыто! Как это должно мотивировать нас творить добро!

«…нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мар.10:29,30). Воздаяние во сто крат — вовсе не слабое воздаяние! Оно с лихвой оправдает все потери.  Наша беда, что мы не помышляем об этом и не горим желанием отдавать ради Господа наши силы, время и средства. О, как мы обедняем свою вечность!

 «Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук.14:12-14). Вот почему принцип «ты — мне, я — тебе» является неприемлемым и убыточным для души.  Правильным будет следование иному принципу: «Я — тебе, а Бог — мне».

«Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» (Лук.12:42-44). Бог делает верного раба управителем всего! Какое доверие и любовь!

 Однако важно отметить, что в библейском даянии существует важная последовательность, нарушать которую нельзя: вначале мы должны отдать себя Господу, а что у нас имеется — людям. Апостол Павел писал о святых Македонии: «…они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией» (2Кор.8:5).

Что значит отдать себя Господу? Я думаю, лучше всего ответить на этот вопрос строками письма благовестника Ю.С. Грачева: «Дорогая мама, Господь позвал меня на дело, «был в темнице и посетили меня». Я оставляю все и знаю, что, потеряв жизнь ради Христа и Евангелия, я приобрету ее. Оставляю все свои интересы, оставляю тебя, мама, и родных. Я прошу тебя помолиться обо мне и верить, что Отец Небесный поведет так, как Ему угодно. У тебя было пятеро детей, считай, что осталось четверо. Считай меня умершим для этой жизни…» Последняя фраза многозначительна. Она выражает суть посвящения Господу: умереть для себя и жить только для Христа и для Его славы.

         К сожалению, многие христиане живут так, как описала христианская поэтесса Маргарита Коломийцева:

 Мы все свою судьбу хотим вершить.
Всего хотим попробовать немного.
Немного христианства для души,
Себе немного, и немного Богу.

Мы все немного удобряем жизнь,
Приятным, незаметным компромиссом.
Слепая верность – чистый фанатизм.
Совсем быть чистым – что-то тут не чисто.

Мы все немного в двух мирах живем,
Хотя, конечно, больше в мире нашем
Где сами правим. А потом поем,
Что нет для сердца Иисуса краше.

Мы все немного тут, немного там,
Немного в баре и немного в храме.
За истину – вперед по головам,
За Господа – война бесчинным хамам!

И хлеб разломим и отточим меч,
А судит бой публично суд присяжных.
Смиряться на земле не стоит свеч.

А вечность… ну, конечно это важно!
Немного христианства для души.
Себе немного, и немного Богу.
Мы все немного жизнь хотим вершить,
Да, что немного… много, очень много.

Описанный поэтессой образ жизни верующих просто ужасен и заслуживает осуждения: «Но, как ты тёпл и не горяч, ни холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:16). Как без полного посвящения супругов настоящего брака, так и без полной отдачи сердца Христу нет христианства.

Полная отдача Господу покоится на осознании факта искупления: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19,20). Мы не принадлежим себе не потому, что у нас особое чувство принадлежности Господу и не потому, что мы достигли пика высочайшей духовности. Мы принадлежим Христу, потому что 2000 лет назад Он приобрел нас Себе  тяжкими страданиями. И все, что нам необходимо делать на основе этого факта  — не похищать себя у Господа.

Как правило, это происходит во времена страданий и сильных искушений. Именно тогда некоторые считают себя свободными от  труда для Господа. Подобное происходило с самыми искренними верующими времен сталинских гонений.

И вновь цитата из «Иродовой бездны»: «Казалось, что все дороги в будущее закрыты. И невольно многие, даже совсем молодые, видели перед собой только один открытый путь — перейти в небо, к Господу и успокоиться у Него…

Эти настроения глубоко тревожили Леву и некоторых его близких друзей. Они понимали, что все для них закрыто, что мир полон ненависти к искренне верующим. Знали также, что скоро собрания закроются, что Библии будут отбираться и нигде не услышишь ни Слова Божия, ни слова о Спасителе, но уходить, просить, чтобы Господь взял туда, на небо, разве можно? Ведь кругом такой мрак, столько гибнущих, и мы, может быть, последние искорки света, последние христиане в нашей стране, и мы должны быть здесь, — так думал Лева, и очень хотел, хотя бы немного быть светом Христовым».

Юноше было тогда семнадцать лет. Эту посвященность Господу он сохранил, несмотря на жесточайшие испытания, до конца своих дней. Вернувшись с последней евангелизационной поездки, он сказал своим близким: «Я отдал Господу последнее, что имел — свое здоровье». Через два месяца его не стало…

Дай нам Бог быть не берущими, но дающими, какими были наши предшественники!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ