Библейское учение о гневе Божьем

Как помочь?

Гнев Божий Знаменитая книга Джона Буньяна «Путешествие пилигрима в небесную страну» начинается с описания переживаний человека, охваченного сильной тревогой. Он прочел в Библии страшную для себя новость, с которой поделился с семьей:

„О, милая моя жена и возлюбленные дети, я, друг ваш, вне себя от горя, от тяжелого бремени, которое сильно меня гнетет. Притом я узнал достоверно, что наш город будет сожжен небесным огнем, и мы все погибнем неминуемо, если не найдем пути, которого я пока еще не знаю, но по которому только и возможно спастись от ужасной смерти».

Домашние «пытались заглушить его расстроенное воображение разными жесткими упреками, потом старались рассеять пустой болтовней; там опять принимались его бранить и, наконец, стали избегать всякого с ним сообщения».

Этот человек решил бежать из дома, но не знал,  в какую сторону направиться, пока евангелист не указал путь к спасению.

Необходимость спасения от Божьего гнева дала импульс для развития драматического сюжета о путешествии пилигрима в небесную страну. Отнимите этот импульс, и книга рассыплется: будет непонятно, для чего страннику понадобилось претерпеть столько бед. Да и не только знаменитая книга Буньяна окажется непонятной, но и Библия, и наша земная история с ее страшными катаклизмами.

По сути, Божий гнев — одна из главных тем Библии, каждый человек должен помнить о нем и стремиться спастись от него. Гнев Божий грядет, и горе тому человеку, который не найдет от него избавления! Такому лучше не родиться!

Многим людям кажется, что гнев не свойственен Богу, исполненному любви, мудрости, красоты и силы. Они думают, что гнев портит красоту Божьего лика, словно синяк под глазом.  По их мнению, как океан спокойно принимает  в себя   бросаемые людьми камни или мусор, так  Бог спокойно принимает человеческие чудачества. Ведь в сравнении с громадной вселенной, тем более в сравнении с Богом люди — едва приметная пыль на ее задворках. Стоит ли беспокоиться о ней, когда есть дела поважнее?

Этой конфеткой можно было бы утешиться, если бы факт Божьего гнева не был провозглашен Библией и не установлен человеческой историей. Разрушение Иерусалима, рассеяние евреев, падения тиранов, смерть, с которой мы постоянно сталкиваемся при чтении   новостей или посещении траурных мероприятий, громко говорят, что мы живем под гневом Бога.

Замалчивать гнев Бога так же преступно, как преступно замазывать знаки, предупреждающие людей о смертельных опасностях. Гнев Божий сгущается над планетой, и  без осознания его неотвратимости  не возникнет в сердце спасительного желания его избежать

Мы поговорим о четырех гранях этой темы: характеристиках, причинах,  проявлениях Божьего гнева, а также о том, как  его избежать.

 I.    ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЖЬЕГО ГНЕВА

У гнева Божьего четыре характеристики.

Во-первых, Божий  гнев абсолютно справедлив. Именно это имел в виду псалмопевец: «Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня» (Пс.118:75). Если бы Бог не наказывал мир, Он бы уже давно превратился в ад.

Во-вторых, Божий гнев контролируем. Не гнев управляет Богом, а Бог управляет им: «Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей» (Пс.77:38). Всякий грех вызывает Божий гнев, но Бог не всегда выражает его.  Он проявляет к нам колоссальное терпение.

 В-третьих, Божий гнев вынужден

Как преступник сам идет к наказанию, так и грешник, зная о гневе Бога, тем не менее сам избирает его поражающее воздействие. «…по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5).

Трудно найти в Писании слова, которые так же передавали бы сожаление Бога о людях, подвергших себя наказанию: «Вот, слышу вопль дщери народа Моего из дальней страны: разве нет Господа на Сионе? разве нет Царя его на нем? — Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными?» (Иер.8:19).

Божье «зачем?» показывает, что Ему  не доставляет удовольствия карать людей. Он не хочет смерти грешника. Человек сам избирает для себя страшную участь пить чашу гнева Божьего.

4. Божий гнев в вечности нестерпимо ужасен

Книга Откровения не скрывает:

«И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:15-17).

Люди пожелают принять любые муки и самую страшную смерть, лишь бы избежать Божьего гнева, ибо  он — самое страшное, что только есть на свете. Но это им не удастся.

Характеристики Божьего гнева должны изгнать из наших умов лукавые  помыслы о «жестокости» Бога. Мы можем радоваться, что имеем  дело с Богом, любящим добро и справедливость.

Ужасно иметь дело с антиподом Бога — дьяволом, который неизменно стремится обмануть, украсть и погубить. В своей гибели человеку придется обвинять только себя!

Однажды один молодой человек решил наловить рыбы с помощью электричества. Для этого он набросил провод на высоковольтную линию и опустил его конец в воду. По трагической случайности он сам попал в свою ловушку вместо рыбы – подвергся воздействию тока и погиб. Но я не слышал, чтобы кто-нибудь  обвинил электросети  в смерти юноши. Нет! Винили молодого человека. Электричество давно уже стало необходимостью для людей: оно несет свет и тепло, оживляет бытовую технику.  Однако если обходиться с ним небрежно, оно  становится смертоносным.

Так и гнев Бога поддерживает в мире порядок, и потому свят и благословен в глазах церкви и небожителей. Но он смертоносен для тех,  кто «замыкает» его на себя своими грехами.

Нельзя обвинять Бога за гнев, как нельзя обвинять электричество за его силу и тело за иммунитет.

II.    ПРИЧИНЫ БОЖЬЕГО ГНЕВА

Я приведу библейские примеры, показывающие, на что гневается Бог.

Пусть Дух Святой укажет вам, нет ли в вашей жизни причин для Божьего гнева, дабы вы избавились от грозящей опасности.

 1.    Пренебрежение священным

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18).

Словом «нечестие» в древности обозначали отсутствие почтения к  — Богу или религиозным святыням.  Так Бог  «поразил жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим. И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?» (1Цар.6:19,20).

Бедой жителей города было легкомысленное отношение к святыне Израиля – ковчегу завета. Даже язычники, захватившие его, не дерзнули заглянуть в него, а народ Божий не удержался от греховного любопытства.   Гнев Божий вновь научил их чтить святыни.

Мы должны знать, что в падшем и грешном мире есть святыни Божии, к которым мы должны относиться с уважением, чтобы не навлечь на себя неприятности:

  •  Святая Троица

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7).

Напрасно — значит для связки слов, для подчеркивания своей набожности, для ложной клятвы. Имя Бога следует произносить только при поклонении, чтении Писания, молитве и свидетельстве.

Мы не имеем права также искажать образ Бога неверным суждением об Его качествах и деяниях, как это сделали три друга Иова.

«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов.42:7).  

Елифаз и его друзья сгущали краски, рисуя образ Бога. В их представлении Бог — всем недовольная личность:   «Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его» (Иов.15:15). «Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его (Иов.25:5).  «Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?» (Иов.22:2,3).

На самом деле, Бог доверяет святым, радуется о Своем творении, и получает удовольствие, когда видит Своих детей, ходящих  в непорочности.

Если бы художник, рисуя ваш портрет, исказил бы некоторые пропорции лица, сказали бы вы ему за это спасибо?   Будем же осторожны в наших рассуждениях о Боге, чтобы не исказить Его характер и не навлечь на себя Его гнев.

  • Священное Писание 

Царь Иосия только в восемнадцатый год своего царствования в возрасте 26 лет впервые взял в руки Писание. Прочитав его, он впал в отчаяние: «…велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему написанному в книге сей» (2Пар.34:21). Он понял, что пренебрежение этой святыней навлекло на него и на народ великий гнев,  и даже его успешная борьба с идолопоклонством не отменяла сурового возмездия. Как обстоят дела с Писанием у нас? Не пренебрегаемая ли это святыня?

  • Человеческая личность

«…кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6).

Христос сказал, что даже унижение человека словом «дурак» приговаривает любителя неизящной словесности к геенне огненной. Но стоит взглянуть, в каких выражениях общаются некоторые христиане в социальных сетях,  то создается впечатление, что они и не собираются на небеса, ибо с такой лексикой там делать нечего.  После отпусков они без малейшего стыда размещают на своих страничках фото самих себя… слегка одетых, то есть в весьма откровенных купальных костюмах… Неужели они думают этим угодить Богу?

  • Церковь

«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы» (1Кор.3:17).  Пренебрегать церковью  — значит не посещать богослужения, не участвовать в ее жизни или, еще хуже, — творить разделения. Все это вызывает гнев Божий.

Пророк Аггей провозгласил, что между засухой и небрежным отношением к дому Божьему прямая связь: Это «…за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому».   (Агг.1:9-11).

Каково наше отношение к дому молитвы, который был посвяшен Господу и является Его собственностью? Не прогневим ли мы Создателя, если превратим его в место мирских по духу развлечений?  Он должен быть домом молитвы, а не домом моды или танцулек.

  • Господни установления — молитва, крещение, хлебопреломление, материальное служение

Царь Езекия, возобновивший служение в храме, наставлял людей: «Теперь у меня на сердце — заключить завет с Господом Богом Израилевым, да отвратит от нас пламень гнева Своего. Дети мои! не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему» (2Пар.29:10,11).

  • родители

«Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем» (Лев.20:9).

        Слово «злословить» имеет широкий диапазон значений: унижать, презирать, пренебрегать, проклинать. Молодежь, вы не имеете права унижать родителей  за то, что они непонятливы или не могут предоставить вам вожделенные жизненные блага. Вы не имеете права пренебрегать заботой об их душевном и материальном благополучии, если не хотите иметь дело с гневом Бога!

  • супружество

«Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). Слово «честен» имеет значение  почтение. Мы должны чтить Брак, как святыню, как Божье изобретение.  Чтить брак — значит хранить верность своей половинке.

Бог ненавидит внебрачные отношения и развод. Он ненавидит ссоры и отчужденность между супругами!  О, сколько гнева собрали люди на свои головы, опошляя и разрушая брак!

  • Дети

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева»

(Пс.126:3). К детям следует относиться как к Божьей драгоценности.

«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали»

(Кол.3:21). Не раздражать — означает не доводить до гнева и уныния своей руганью, придирками, наказаниями по любому поводу.

  • государственная власть

«…существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1,2).

Не всегда власть творит дела, угодные Богу. Но, тем не менее, любая власть – это Божье установление, и должна почитаться нами. Христиане не должны погружаться в дебри политики или записываться в штурмовые отряды.

Вот какие святыни мы имеем. И когда ими распоряжаются безответственно — игнорируют или уничтожают, это вызывает Божий гнев.

С нечестием, отрицанием священного, связан и другой грех, упомянутый в тексте — неправда, означающий «несправедливость, неверность, беззаконие, вред, ущерб».

Когда у человека нет в душе ничего святого, он способен на любое преступление. Об этом красноречиво свидетельствует перечень ужасных грехов, которым предавались люди, в конце первой главы послания к Римлянам. Все они представляют собой сплав  несправедливости, неверности, беззакония,  ущерба.

Продолжение следует…

Вам так же может быть интересно:

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ