Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд смело определял сознание греховности, как один из видов невроза. Казалось бы, самое удобное объяснение… Но оно голословно, поскольку психоаналитик не доказал отсутствие Бога и не объяснил, как возникло творение без Творца. Кроме того, разум и совесть грешника неумолимо напоминают ему о бесчисленных злых делах, и заставить их замолчать не так-то просто. От себя никуда не уйдешь! Кто отрицает свою греховность, тот, скорее всего, неосознанно прячется от ответственности пред Богом.
В двадцать восемь лет Сергей Есенин находился в зените славы. Господь щедро одарил его красотой, обаянием и поэтическим талантом, но поэт распорядился этими дарами не лучшим образом. Его жизнь сопровождали многочисленные любовные связи, разводы, пьяные скандалы. Строки, написанные Есениным за два года до смерти, обнаруживают притаившийся в глубине грешного сердца отчаянный страх предстать перед святым Богом. Поэт пытается укрыться от неминуемого возмездия за иконами.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,—
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Заветное желание поэта не исполнилось — он покончил с собой в ленинградской гостинице «Англетер». В пустом холодном номере не было ни икон, ни друзей… Поэт умер, так и не получив прощения от Бога… Умереть во грехах, отвергнув путь спасения — самая ужасная трагедия, самая глупая смерть и самое наглое оскорбление благодати.
Грехи могут быть прощены и навсегда забыты Богом!
В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении [больных], — вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его [в дом] и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне. После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. (От Луки 5:17-27)
Прощение грехов – главная тема прочитанного повествования: «но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Спаситель желал, чтобы люди не только поняли учение о прощении грехов, но и обрели его. Прощение дарит человеку невыразимое счастье: « Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (пс.31:1,2). Прощенный человек — дитя Божие и наследник вечности.
1. Прощение грехов необходимо каждому!
Царю Соломону, необыкновенно мудрому и наблюдательному человеку, принадлежат слова, с которыми трудно поспорить: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). Все мы, без исключения, творим не только добро, но и зло. И как ложка дегтя портит бочку меда, так и свершенные грехи безнадежно испортили содержание жизни, придав ей отвратительный привкус. В очах Бога «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его»? (Иер.17:9). 23 стих 3 главы послания к Римлянам звучит как обвинительный приговор человечеству: «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:23).
Из этого правила нет исключений! Мы развращены и опозорены грехом, мы виновны и достойны адского пламени! Не смотрите, пожалуйста, на всеобщую греховность мира глазами близорукого и наивного гуманизма, которому грех видится простительной слабостью или досадной ошибкой. Не успокаивайте себя, что добренький бог охотно стерпит все, что натворят милые грешники. Ни в коем случае! Если оценивать грех по шкале человеческого правосудия, можно смело ставить его в один ряд с самыми тяжкими и омерзительными уголовными преступлениями!
Смотрите на грех глазами Библии! Бог воспринимает грех как бунт против Его святости, как флирт с Его заклятым врагом — дьяволом, как личное оскорбление Его царского величия. Мы склонны недооценивать серьезность своих прегрешений, считая себя вполне порядочными созданиями. На самом же деле по нас давно уже «плачет» топор Божьего правосудия: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф.7,19).
И чтобы никто никогда не думал легкомысленно о грехе и не сомневался в том, что Бог не бросает Своих слов о наказании на ветер, Библия с беспощадной честностью поведала о проступке нашей праматери Евы.
Задумайтесь: а что, собственно, совершила Ева? В чем ее проступок? Может быть, богохульство? Пьянство? Разврат? Кража? Клевета? Аборт? Развод? Нет! Она просто-напросто съела запретный плод, причем в тот момент могла найти много оправданий своему поступку. Запретный плод удовлетворял всем ее потребностям: был хорош для пищи, приятен для глаз, привлекателен для ума, ибо давал знание. Однако с Божьей точки зрения она отсекла себя от животворящей благодати, лишилась невинности, вступила на скорбный путь познания добра и зла.
И поныне сатанинская тактика проникновения греха в судьбу человека остается той же. В 99% случаев грех приходит к человеку под видом какого-либо наслаждения. Наслаждение богатством, внебрачными отношениями, алкоголем, музыкой, карьерой, силой, славой. Суть греха в превознесении личных интересов человека над Божьими. Именно это и губит душу!
Подумайте: единственный раз Ева нарушила заповедь Бога и лишилась бессмертия, рая, здоровья и семейного счастья. Всего один грех праматери заставляет нашу землю вот уже 6000 лет стонать от тяжкого владычества дьявола и смерти. Воистину, грех пришел к человеку гостем, но вскоре сделался в нем хозяином!
Если бы Ева знала, что склонность к греху она передаст своим потомкам и из-за этого миллионы ее сынов поднимут руку друг на друга с ненавистью и жестокостью!.. Если бы Ева знала, что миллионы ее потомков широкой рекой устремятся в вечный ад, она бы в ужасе отпрянула от предложения вкусить запретный плод! Увы! От нас сокрыты отдаленные последствия греха, потому вначале он видится безобидным и даже вполне поправимым делом: «Я согрешу, а потом покаюсь и Бог простит»,- так рассуждают не тысячи, а миллионы! Они не знают, что грех неотделим от возмездия за него – смерти. Впустить грех очень легко, а избавиться от него невозможно! Библия говорит: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер.13:23).
Согрешили все, и потому в прощении нуждается каждый. Вот почему первые слова Спасителя расслабленному были словами о прощении грехов.
2. Прощение грехов возможно!
Между нуждой и возможностью ее удовлетворения иногда пролегает великая пропасть. Мы можем испытывать отчаянную нужду в друзьях, в здоровье или хорошей работе, — и годами терпеть их отсутствие. Тем более, можно представить себе, какая страшная пропасть была между Святым Богом и грешным человеком, между нуждой в прощении грехов и возможностью его получить! Но Господь проложил надежный мост через эту пропасть. И апостолы, и народ, и враги Христа услышали, что Он их единственный Спаситель.
«В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима…»
Лука не напрасно упомянул среди первых слушателей фарисеев и законоучителей. Эта сборная команда духовных деятелей Израиля прибыла в Капернаум, чтобы проверить, правильное ли учение Христос проповедует, Божья ли сила действует в Нем? Христос знал, что из-за духовного невежества они сделают неверные выводы о Нем и Его учении. Однако Он не побоялся представить на их суд Свои дела. Лука пишет: «и сила Господня являлась в исцелении [больных]».
Духовные лидеры Израиля видели мощное проявление силы Божьей в той области, где они были совершенно бессильны. В те времена медицины, как науки, не существовало, и помощь больным сводилась к минимуму. Богословы и священники ничего не могли возразить против гуманнейшего дела Христа. В Его учении они также не обнаружили ничего подозрительного — Он объяснял Писание. Кажется, можно было спокойно отправляться домой с вердиктом о признании Христа истинным пророком.
Однако, неожиданно для всех, Иисус по собственной воле подал повод к обвинению Его в богохульстве! Он внятно сказал больному человеку, что прощаются его грехи, а затем объявил принародно, что имеет власть прощать людям грехи. Это прозвучало так же вызывающе, как если бы Он сказал: «Я –Бог Саваоф»! Не обо всех истинах Христос говорил открыто. О некоторых Он говорил только с учениками, о некоторых только с Небесным Отцом. Однако истину о прощении грехов Он провозгласил при множестве людей и так громко, что ее услышал мир.
Учение о Божьем прощении было знакомо религиозным вождям Израиля. Они знали из Писания
• что Бог любит прощать — Мих.7:18.
• что Бог прощает и малые великие согрешения -Неем. 9,17.
• что подлинное прощение – не взыскивать с виновного никакого долга — Вт.15,2.
Их возмущало, что плотник из Назарета взял на Себя функции Бога! Они еще не знали, что Бог поручил Иисусу Христу прощать грехи! «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоанн.5, 22).
Имея такие полномочия от Отца Небесного, Христос приглашает всех труждающихся и обремененным грехом прийти к Нему за прощением и успокоением.
3. Прощение грехов важнее исцеления тела!
Несомненно, друзья расслабленного принесли своего товарища к Иисусу для исцеления, а не для трогательного утешения. Они не сомневались, что ищут самого лучшего для своего больного друга. Сколько препятствий они преодолели! «Ну что за народ: ни совести, ни жалости к больному! — говорили они друг другу.- Никто не расступился перед носилками, так и придется разбирать крышу. А ты, дружище, потерпи немного, скоро поставит тебя Христос на ноги»!
Однако Христос начал не с исцеления тела, а с исцеления души: «И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои».
Спаситель преподал важный урок о том, что здоровье души намного важнее физического здоровья. В перечне постоянных нужд человека прощение грехов должно стоять на первом месте, все остальное на втором. Человек не имеет права успокоиться, пока не получит прощения. В одной христианской песне поется: «Как твой борец, твой раб Иаков, не отступлю, пока душой я не приму спасенья знаков, что я навек спасен Тобой».
Когда мы поздравляем с днем рождения наших родных, друзей или сослуживцев, то никогда не забываем со всей искренностью добавить: «а самое главное, желаю вам крепкого здоровья». И разве кто-нибудь протестовал против этих добрых слов? Здоровье почитается самым великим земным благом. Иероним справедливо заметил: «Какое благо в здоровье – показывает болезнь». Однако здоровье тела дается лишь на время, рано или поздно недуги возьмут вверх. Душа же не умирает. И если она уйдет в вечность больной грехом, эта болезнь будет мучить ее вечно. Здоровье души — важнее здоровья тела!
Христос никогда не проповедовал о здоровом образе жизни, о правильном питании или физических упражнениях, зато Он много говорил о важности души
Христос учил :
• Богатства и слава мира ничего не стоят в сравнении с ценностью души
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою»? Матф.16:26
• Душа по значимости больше тела.
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды»? Матф.6:25
• Лучше иметь телесное увечье, чем изуродованную грехом душу.
«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Матф.18:8 -9
• Душа не умирает вместе с телом
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Матф.10:28
• Душу можно спасти от вечной погибели
«Терпением вашим спасайте души ваши». Лук.21:19
Мир думает о душе иначе. Он вознес на пьедестал плотские потребности, зато попрал и забыл потребность души в Боге и в святости. Мир устраивает конкурсы красоты и спортивные соревнования тел, но не чистых и красивых душ. Производители косметики, модной одежды и средств для похудения наперебой рекламируют свою продукцию, создавая культ красивого и здорового тела, а о здоровье души не говорится ни слова. Обложки модных журналов пестрят фотографиями звезд шоу-бизнеса и спорта, а их поклонники готовы отдать последние деньги, чтобы стать похожим на своего кумира. Красивое тело становится предметом гордости, средством наживы и воспламенения похоти. Люди не задумываются, что красота – не их заслуга, а проявление художественного вкуса Творца и Его любви к Своему творению.
Так поступает мир. А каковы наши, христианские, приоритеты? Что мы выставляем на показ — телесное или духовное? Джон Мак Артур писал: «Женщина, сосредоточенная на поклонении Богу, будет тщательно обдумывать, как одеваться, потому что ее сердце будет диктовать то, какой должна быть ее одежда и внешний вид». Что диктует нам наше сердце? Уделяем ли мы достаточно времени заботе о душе? Пастор небольшой церкви, где все друг про друга всё знают, говорил мне: «Мои бабушки очень современные: поддерживают свое здоровье – ходят в бассейн и на шейпинг». Забота о здоровье – хорошее дело, но если душе уделяется меньше внимания, чем телу, — тогда это плохо! Здоровье души должно быть нашим приоритетом!
4. Прощение грехов дается по вере!
Дом, принявший Христа, вероятно, был не настолько велик, чтобы в нем поместилось толпа народа. Часто на Востоке дома строились таким образом, что внутри их был обширный двор, перекрытый легкой крышей. В таком дворе было прохладно и просторно.
Сообразительные друзья парализованного раскрыли крышу и опустили своего товарища перед Иисусом Христом и, затаив дыхание, ожидали, что Он скажет. Наверняка они ждали от него слов сочувствия бедственному положению парализованного… Не исключено, что в глубине души они надеялись, что Христос одобрит их любовь к своему товарищу или их предприимчивость. Однако Он обратил внимание на веру, а не человеческие достижения или переживания.
Писание многократно свидетельствует, что Христос обращал особое внимание на веру. «В Израиле не нашел я такой веры»,- сказал Он о римском сотнике. «О женщина! Велика вера твоя»! – похвалил Он язычницу.
В деле прощения грехов наши моральные достоинства или переносимые несчастья не играют особой роли! Вся наша праведность – как запачканная одежда! Глупо сказать: «Боже, прости мои грехи, потому что я сирота, и сегодня никого не обидел»… В деле прощения грехов важнейшее значение имеет вера.
Вера — это выражение смирения и покорности, с которыми мы приходим к Богу за милостью. Это белый флаг капитуляции, который мы выбрасываем пред Господом. А покорную голову меч не сечет! Это строитель, восстанавливающий разрушенные грехом взаимоотношения с Богом. Недаром Христос называет паралитика нежным словом: «Чадо»! Для Него приходящий с верой – самый родной человек. Ему Он никогда не бросит в лицо: «Эй ты, злосчастный грешник»!
Вера чрезвычайно приятна Богу. Блудный сын поверил, что отец примет его в наемники и эта вера повела его в родные края. Еще издали заметил его отец и понял, что сын верит в его милосердие. И отцовское сердце дрогнуло от нежности и сострадания…
Будем помнить не только о необходимости, возможности и важности прощения, но и том, что оно обретается только верой. К сожалению, многие этого не понимают и привносят человеческие элементы в евангельское учение о прощении. Вот образчик такого понимания, который я встретил на одном из сайтов:
«Почему для прощения грехов нужен священник? Недостаточно, прочитав книгу, в молитве покаяться перед Богом. Некоторые люди мне говорят: «Зачем исповедоваться? Я и так каждый день вспоминаю грехи, прошу прощения у Бога». Тогда я задаю им такой вопрос: «Как вы узнаете, что ваши грехи прощены? Ведь чувства могут нас обманывать. Например, когда мы сидим в неподвижном поезде, нам иногда кажется, что он трогается, на самом же деле едет поезд, который мы видим за окном. Впечатления в этой жизни обманчивы». Так и здесь. На земле есть люди, которым Богом дана власть прощать грехи, лечить и исцелять души людей.
Эти люди священники. Когда человек приходит на исповедь с верой в Бога, то через священника, каким бы он ни был, действует Сам Бог. Не священник прощает грехи, прощает грехи Бог. Священник является посредником между вами и Богом. И без посредника, который скажет: «Бог простил тебя», который это засвидетельствует и в день исповеди, и на Страшном Суде, невозможно получить прощение грехов. Невозможно точно об этом знать. Если человек живет где-то в пустыне и рядом нет священника, Бог может простить ему всё и без исповеди. Но если рядом есть храм, если есть специальный, поставленный для этого Богом человек, а вы им пренебрегаете, – как вы можете получить прощение грехов?»
С этим мнением невозможно согласиться, поскольку оно противоречит библейскому учению о покаянной молитве. Христос заповедал просить «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», без каких либо дополнительных условий, будь то храм, служитель или священное изображение. Приходится выбирать одно из двух: либо вовсе не молиться, пока не придешь к священнику, либо молиться, веруя в прощение без всяких посредников.
Еще один важный вопрос: способен ли человек вспомнить перед служителем все грехи? Конечно, нет! То, что он исповедует Богу — лишь капля в море. Пророк Давид не преувеличивал, говоря: « постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей» (Пс.39:13). Если пророк видел свою неимоверную греховность в свете праведности Божьей, что же сказать о нас? Если грехи отпускаются только по исповеди, то после нее человек уходит практически с той же ношей грехов, как и прежде, ибо он не рассказал священнику и десятой доли из содеянного.
Бог не поставил священников на место единого посредника между Богом и человеками Иисуса Христа и не поручил им быть рядом с Ним. Всякий верующий в Иисуса как личного Спасителя является чадом Божьим и потому имеет право обращаться к Богу Отцу без посредников.
Я не отвергаю необходимости в исповедании грехов, когда они сделаны против человека. Также если человек не может преодолеть какой-либо грех, он может обратиться за помощью к душепопечителю. Однако все это особые случаи, исключение из правил. А правило таково: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.
(1Иоан.2:1,2). Верой следует держаться за Христа.
5. Прощение грехов даруется Христом!
Религиозные начальники были глубоко возмущены словами Христа: «Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»
Иисус знал, что непредубежденному человеку трудно поверить Его заявлению. Любой скажет: « Это бездоказательные слова! Наобещать можно все, что угодно! Ведь грехи – невидимая материя, невозможно проверить, прощены они или нет!»
Фактически речь шла о подтверждении достоверности Христовых слов. И Господь решил помочь зарождению живой веры в сердцах людей: «Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?»
Понятно, что труднее всего сказать «встань и ходи», ибо речь пойдет об осязаемых фактах и реальной власти слова. И если слово Христово способно исцелить болезнь, оно способно изгладить грехи. В представлении людей того времени грех и болезнь были двумя сторонами одной медали. И если уходила болезнь, значит, прощался грех. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога».
Сила слова Христова была наглядно доказана! Только у Бога изреченное слово сразу становится делом: «Ибо Он сказал и сделалось; Он повелел — и явилось» (Пс.32:9).
Прощение грехов может быть реально пережито человеком. Если мы способны ощущать тяжесть греха, то почему не можем ощущать и освобождение? Бесчисленное множество прощенных грешников помнят радостное ощущение Божьего прощения. Его прекрасно выразил Ю.М. Лермонтов в стихотворении «Молитва»: «С души как бремя скатится сомненье далеко, и верится и плачется и так легко, легко»! Не только эмоциональный опыт прощения говорит о его реальности. Слово Христа не только дарит прощение, но изменяет жизнь. Исцеленный человек «пошел в дом свой, славя Бога». Всем было видно, что он стал другим человеком.
Спержден писал: «Веришь ли ты, что грехи твои прощены и что Христос полностью очистил тебя от них? Тогда каким же радостным христианином должен ты быть? Как должен ты возвышаться над обыденными искушениями и заботами мира сего! Если твой грех прощен, может ли иметь какое – то значение то, что происходит с тобою сейчас? Лютер говорил: «бей меня, Господи, бей, ибо грех мой прощен; если Ты простил меня, бей меня так сильно, как угодно Тебе». Нечто подобное можете сказать и вы: «Пошли мне болезнь, бедность, потери, крест, гонения, как угодно Тебе: Ты простил меня, и душа моя веселиться»
6. Прощение грехов дается только на земле!
Не все собравшиеся в тот день услышали дивные слова «Прощаются тебе грехи», но лишь один расслабленный. Он был самым несчастным из всех и более чем кто-либо нуждался в Божьей милости. Он не сказал Господу: «У меня не было грехов, я нуждаюсь не столько в прощении, сколько в исцелении». Он согласился с Господом, что прощение — самая нужная вещь на свете! Бог предсказуем в Своих решениях: алчущих Он исполняет благ, а богатящихся отпускает ни с чем. Он гордым противится, а смиренным дает благодать. Прощением больного Он побудил к покаянию здоровых.
Также спасение ограничено рамками времени и места. Спаситель всегда был очень точен в словах. Он сказал, что Его власть прощения грехов ограничена временем земной жизни человека. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи»…
Он говорил о людях, ушедших с этой земли непрощенными, как о безвозвратно погибших. Он не сделал ни одного намека на возможность изменения вечной участи умерших.. Он не повелел церкви или особенно одаренным служителям молиться об их помиловании. Писание бескомпромиссно провозглашает: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Иоан.8:24).
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». (1-е Коринфянам 6:9-11)
Это обстоятельство возлагает на нераскаянного человека серьезную ответственность не откладывать вопрос прощения грехов «на потом», но искать Господа, пока можно найти Его и призывать Его, пока Он близко. Бог никогда не советует грешнику покаяться «завтра», Его повеление однозначно – «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших»!
Аминь! Прощение грехов-самая важная и необходимая вещь на свете.Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты!
Христос заповедал просить «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», без каких либо дополнительных условий, будь то храм, служитель или священное изображение. Какое это священное изображение??? Попахивает идолопоклонством! ДУМАЙТЕ что пишите!
Конечно, грубовато, вы Дмитрий отозвались, будто я с мозгами распрощался. Как раз против идолопоклонства я и выступаю! Молитва связана только одним условием — с чистосердечной верой в Иисуса Христа. Бог слышал христиан первых веков у которых не было икон, крестов, храмов, мощей и прочих реликвий. Христиан нынешних плохо слышит, и,скорее всего, потому что затемнили обрядностью условие молитвы — живую веру.