Баснописец И.А. Крылов был мудрым человеком. Прошло почти 170 лет со дня его смерти, а его произведения изучают в школе и нередко цитируют. Среди его нравоучений меня поразили своей актуальностью иронические заметки о верных способах безвозвратно терять драгоценное время. «Время убивается двояким способом: или проводится оно в бездействии, или в таких упражнениях, которые на душе нашей никакого по себе следа не оставляют, и оттого-то в старых телах видим мы часто молодые души, хотя казалось, что люди, в которых примечается это явление, были во весь их век чрезвычайно заняты. Какой великий предмет для благородного человека — убивать то, что все убивает! преодолевать то, чему ничто противустоять не может! …мы тратим равнодушно время, зная, что воротить его не в силах. Великий Тит плакал, говорят, о том дне, который проводил, не сделав доброго дела, но мы — о, пример истинного великодушия! — мы проживаем лет по пятидесяти по-пустому и ни разу о том не поплачем».
Однако же мудрый баснописец не в силах был дать единственно верный совет, как успешно распорядиться временем. История знает талантливых людей, дороживших каждой минутой, но все равно посвятившим свою жизнь пустым и недостойным целям – изобретению вечного двигателя или раздуванию пожара мировой революции. Каждый новый день – это жизнь в миниатюре и кто умеет правильно прожить один день, тот с пользой проживет и всю жизнь. С уст такого человека никогда не сорвется горькое и циничное заявление:«нет особой разницы, что ты режешь утром в июле, апельсины или вены…».
«Когда же настал день, Он, выйдя [из дома], пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедывал в синагогах галилейских» (Лук.4:42-44).
Чтобы успешно прожить день, нужно сначала честно ответить себе на вопрос, кому он принадлежит – вам или Богу? Если вы считаете новый день своей собственностью, то сами будете пытаться определять его содержание. Если вы уверены, что ваш день принадлежит Богу, то доверите Ему управлять всеми предстоящими дела и событиями. Христос сознавал, что каждый день — Божий, а Богу нужно отдавать Богово. Один день из жизни Христа учит нас серьезно относиться к жизни.
I. Узнайте Божий план о предстоящем дне
Когда же настал день, Он, выйдя [из дома], пошел в пустынное место
Прежде, чем разговаривать с людьми, Христос разговаривал с Богом. У Него не было своего угла для молитвы, и в поисках уединения Он искал пустынные места и нередко восходил на гору совершать там ночные бдения. По следам Спасителя идут многие христиане, у которых нет подходящего места для молитвы. Они живут в окружении неверующих и не имеют права раздражать их показным благочестием. Молитва есть нечто личное, тет-а-тет с Богом, поэтому их молитвенным прибежищем становится ванная комната, чердак дома, сарай для дров, подвал или набитый «под завязку» утренний трамвай. Бог слышит молитву, возносимую где угодно: в дикой пустыне, в тяжком рабстве, в бедствиях и болезнях, в разъяренной морской стихии, в гуще воинского сражения, в собрании праведных, на смертном одре. Божьей способности слышать каждого в многомиллионном молитвенном хоре планеты стоит удивляться! Ни одна искренняя молитва не пропадает впустую!
Чем же была наполнена молитва совершенного Сына человеческого? Мы этого не знаем, ибо нам не дано проникнуть в святое святых Его взаимоотношений с Отцом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать, что Он не просил о прощении грехов или о помощи в преодолении плотских соблазнов. Святой Сын Божий в этом не нуждался. Он не просил Себе средств на пропитание и исцеления язвы желудка. Его молитва была возвышенной беседой с Небесным Отцом, поиском Его воли и Его планов на предстоящий день. Он говорил: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Иоан.5:19). «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Иоан.5:30). Вот почему Иисус Христос не потерял напрасно ни единого дня Своей жизни!
Иисус Христос оставил для нас пример правильного отношения к одному дню жизни! А мы легко и бездумно транжирим драгоценное время! Когда-то наш народ сложил поговорки: «Не торопись, сперва Богу помолись! Пораньше просыпайся, да за Бога хватайся! С Бога начинай и Господом кончай!». Теперь эти правила мало кто знает, и уж вовсе единицы руководствуются ими. А нужно! Нам следует, подобно Христу, с раннего утра искать лица Божьего.
Многие относятся к Богу, как к слуге – корыстно и непочтительно. Нередко молитвой людей движет нужда: «как тревога, так до Бога», а нет тревоги — и Бог не нужен. А Он как любящий отец, жаждет заключить нас в объятья, жаждет учить нас духовной премудрости: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор.8:5).
О, как часто наше представление о Боге не совпадает с библейским! Мы склонны воображать Бога святым, недоступным и вечно гневающимся на нас. Совесть приводит нам на память вольные или невольные грехи и стращает оробевшую душу: «Бог отвернулся от тебя. Ты не заслуживаешь общения с Ним! Ты — грязная свинья и не имеешь права ступить в Его тронный зал»…
Но библейский Бог не такой! Он стремится к общению со Своим творением и готов принять всякого приходящего к Нему. Иначе он не произнес бы потрясающих слов: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице» (Ис.65:2,3)?
Когда вас оскорбляют, вы загораетесь негодованием, говорите обличительные слова, отворачиваетесь в гневе и уходите прочь. Вы порываете навсегда отношения с обидчиком. А всемогущий и святой Бог терпит ежедневные оскорбления от грешников, но все так же простирает к ним руки любви и общения! Воистину, Он — неподражаемый Бог! Он никогда не сокроется от ищущих Его и нуждающихся в Нем! Библия говорит: «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих» (Ис.64:5). Помните об Его желании общаться с вами, и это придаст энтузиазм вашей молитве!
Если нам трудно подражать несравненному Богочеловеку, будем подражать человеку – псалмопевцу Давиду. Он не мог сравниться святостью, мудростью и силой с Сыном Божьим, но все же проявлял завидное стремление к утреннему общению с Богом.
«Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной».
Какая тоска по общению с Богом! Давид был гоним своим сыном Авессаломом. Его искали убить. Давид страдал от ночного холода и дневной жары, ему недоставало воды и пищи. Однако он искал не земных благ, но общения с Богом! Что же хотел получить Давид от Него в пустыне? Безопасность? Хлеб и воду? Верных друзей? Возможно, он не отказался бы от всего этого, но его главным желанием было «видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь». Он желал в пустыне переживать такое же воодушевляющее, личное общение с Богом, как и в храме! Бог был для него превыше всех земных благ! «Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в [ночные] стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня» (Пс.62:2-9).
В нашем утреннем предстоянии будем благодарить Бога за доброту к нам, будем просить об Его водительстве в наступившем дне, о силе свершить Его планы. Мы Его слуги, а не сами себе господа!
Мы живем в реальном мире, и наши жизненные планы определены на месяцы вперед нашими обязанностями в школе или университете, на работе или в церкви. Новсе же, начиная день, прислушаемся к тому, что подскажет нам Святой Дух: о ком помолиться, кому написать письмо, кого посетить, что исследовать в Писании…Молитва — это, главным образом, не информирование Бога о наших нуждах, а получение откровения о Его планах на предстоящий день.
II. Отражайте искушение отклонить полученный от Бога план !
и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан».
Когда вы решите жить по Божьему плану, вас непременно постигнут искушения изменить свое решение. На ваше время, силы и способности найдутся претенденты, которые попытаются обратить их на свою пользу. Тут нужно быть очень осторожным. Христос не раз переживал давление людей, желавших поставить на службу себе Его способности. Евангелист Лука сообщает, как ранним утром люди предъявили свои права на время и внимание Христа. Им хотелось оставить Его в Капернауме и продолжить фестиваль знамений и чудес. Возможно, они говорили Христу, что Капернаум самый подходящий город для организации Теологического университета, который станет более знаменитым, чем Иерусалимский. Или пообещали Господу построить виллу на берегу Галилейского моря для отдыха после напряженных служений…Его ознакомили с печальной статистикой по заболеваниям капернаумцев и умоляли позаботиться о тех, кто не успел и не смог прийти на исцеление…
Поток людских просьб и планов хлынул на Господа. Слабого человека он сбил бы с ног. Христос же устоял. Он не позволял никому и ничему управлять Собой – только Богу. Поскольку Бог не поручал Иисусу Христу открывать к Капернауме теологического университета, не поручал основать там Свою резиденцию, но повелел Ему проповедовать Евангелие Царства в городах и селах Палестины, Он отказал делегации в прошении. «Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан»
Как мы не похожи в этом отношении на Христа! Наши молитвы — это не прошение «что повелишь мне делать, Боже?», а выдача Богу ценных указаний: «Благослови, исцели, защити, помоги, направь…». Мы позволяем внешним воздействиям занимать наше внимание и отвлекать наше время и силы на пустые, а иногда и вредные вещи. Христос предупреждал нас о злоумышленниках, посягающих на нас :«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук.21:34).Чувственные наслаждения и стремление к материальному преуспеванию – вот основные пожиратели времени и сил.Не могу не упомянуть в этой связи социальные сети — разрушители нравственности, интеллекта, здоровья, семьи, общения с Богом. Статистика оповещает, что 23% детей проводят в них 7-14 часов в неделю, 57% — 14-12 часов, а 20% более 21 часа. Снова становятся актуальными слова старой христианской песни:
Милосердный Отец!
Слаб и немощен я;
Как несчастный слепец,
Я хожу без Тебя!
Дай, чтоб весь целиком
Я Твоим был рабом,
Чтоб меня не увлек
Этой жизни поток!
Чтоб хранил я душой
Огнь Божественных слов,
Чтоб на призыв святой
Я всегда был готов!
Если вы получили в молитве от Бога уверенность в том, что должны исполнить какое-либо дело, то непременно скоро появятся и «диверсанты», которые постараются сбить вас с принятого курса. Следуйте примеру Христа –бодрствуйте и не поддавайтесь на провокации!
III. Исполняйте дело, порученное Богом!
И проповедывал в синагогах галилейских
Тема проповеди Христа была простой и волнующей – возвещение наступления долгожданного Царства Божия. Люди устали от произвола земных царств – хитрого и бесчестного царя Ирода и жестокого наместника императора Понтия Пилата. Иудеи знали библейские пророчества о царстве Мессии и страстно ожидали его наступления. Им была нужна надежда на новую жизнь, которая сияла в словах Христа.
Христос провозглашал, что поиск царства Божьего должен стать главной целью в жизни: «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:31,33). Царство Божие — это правление Бога в сердце человека, его нужно брать усилием покаяния и веры: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). Кажется парадоксальным, что не порядочные книжники и фарисеи шли в авангарде завоевателей царства, а мытари и блудницы (Матф.21:31)! В Израиле поднялась невиданная ранее волна духовного обновления. Царство сатаны сокрушалось царством Бога: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Матф.11:5).
Чтобы царство Божье было доступно каждому человеку, Христу пришлось идти из города в город, из села в село, претерпевать усталость, голод и жажду. Он использовал все имеющиеся возможности: проповедовал в синагогах, в домах и на открытом воздухе. Он сталкивался с возрастающим противодействием книжников и фарисеев и знал, что Его подвижнический путь завершится на позорном кресте. Но это был Божий план, и, как бы ни высока была цена за его исполнение, Он был полон решимости ее заплатить. Он не желал праздно проводить время и от начала до конца исполнил волю Отца Небесного!
О, как нам недостает огненного усердия в претворении в жизнь Божьих планов, особенно если их осуществление сопряжено с неудобствами для «горячо любимого себя»! Стоит ли удивляться, что жизнь без подвига становится жизнью без результата?
В послании к Фессалоникийской церкви апостол Павел вспоминает об их замечательном отклике на благовестие: они приняли проповедь как слово от Бога, обратились от служения идолам к служению Богу живому, слава об их вере распространилась по всей Малой Азии. Они были активны в благовестии и стойки в страданиях. Апостол Павел объяснял этот успех тем, что апостолы действовали не по обстоятельствам, а по Божьему плану: «но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом». Благовестие с великим подвигом в изобилии рождало людей, способных на подвиг.
Давным — давно, еще в советские годы, было написано стихотворение, чрезвычайно актуальное по сути. Оно не порадует любителей словесности изящным слогом, но заденет за живое и подтолкнет переосмыслить отношение к жизни любителей Бога.
Я хотел в прошедшем году,
Быть подобным Христу моему,
Но когда тот год пролетел,
Я увидел, что только хотел.
Я хотел больше братьев любить,
Своим ближним любовью служить,
Огорчать я не мало умел,
А любить их лишь только хотел.
Всех больных я хотел посещать,
Утешать и в нужде помогать,
Но как редко у них я сидел,
Как печально, что только хотел.
Я хотел еще ночью вставать,
Иисуса Христа прославлять,
Сладкий сон я нарушить не смел,
И молиться лишь только хотел.
Я хотел быть примером для всех,
Чтобы не был во мне виден грех,
Но стыжусь многих сделанных дел,
Быть примером я только хотел.
Я хотел говорить о Христе,
На работе, соседям, везде,
Но в молчанье на них я смотрел,
Говорить о Христе лишь хотел.
Благодарным хотел быть всегда,
За все милости Бога — Отца,
Но я в ропоте сильно черствел,
Благодарным быть только хотел.
Так я много и много хотел,
Но так мало и мало успел.
Перед кем оправдаться теперь,
В том, что часто я только хотел?
Мой Спаситель меня оправдал,
За меня на кресте умирал,
Но печальный мой был бы удел,
Если б это Он только хотел.
Милосердный Отец помоги,
У меня еще год впереди,
Чтоб не только я много хотел,
Но все это исполнить сумел!
Однажды мое внимание привлекла юмористическая картинка: под деревом валяется опрокинутая скамейка, рядом с ней в прямом смысле слова «рухнул с дуба» мужик с петлей на шее, а другой конец веревки, обрезанный чем-то острым, свисает с ветки. Незадачливый самоубийца испуганно и удивленно смотрит вслед смерти с косой, гордо удаляющейся от него с презрительными словами: «Иди, работай, тряпка!». Полезное напоминание! Нечего уходить от проблем, нечего стенать о безвозвратно ушедшем прошлом! Давайте с Божьей помощью будем исполнять наше предназначение – каждый день жить по Божьему плану!
да аминь!