Размышления о Евангелии от Луки

Евангелие от Луки Сорок лет тому назад Юрий Сергеевич Грачев, известный нынешнему поколению христиан как автор книги «В Иродовой бездне», начал собирать материалы для написания  комментария на Евангелие от Луки. Неожиданная болезнь не позволила ему значительным образом продвинуться в этом направлении. Он просил меня, начинающего проповедника, продолжить его работу. Шли годы, а я не находил в себе сил заняться ею. Не хватало опыта, знаний, вспомогательного материала. Когда  я принялся проповедовать в церкви на Евангелие от Луки, у меня начал накапливаться некоторый материал, и я подумал: не пришло ли время исполнить просьбу дорогого брата, которому 15 ноября 2011 года исполнилось 100 лет со дня его рождения?

Перед вами не богословский комментарий, а размышления о практическом применении евангельских истин к полной искушений и забот нашей жизни. Именно в таком ключе задумывал Ю.С. Грачев свою книгу. Пусть поможет вам Господь, дорогие читатели, использовать ее для собственного назидания и для работы в малых группах. Не все в ней совершенно, но если она даст импульс к размышлению и пробудит в вас интерес к Слову Господню, я буду считать свой долг перед братом Грачевым исполненным.

Честь провозглашать Евангелие

Людям свойственно делиться новостями. Чем значительнее новость, тем больший пробуждает она энтузиазм к ее распространению. Врач Лука, будучи образованнейшим человеком, своим усердием и талантом мог бы сделать блестящую карьеру и нажить огромное состояние. Однако он посвятил свой талант исследователя написанию биографии Иисуса Христа. Для такого дела должны быть основательные причины и подлинное, глубокое вдохновение. Как честный и скрупулезный историк он сообщает о них во вступлении к одноименному Евангелию.

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лук.1:1-4).

В немногих словах Лука ясно объяснил, что побудило его потратить время и силы для написания Евангелия. И эти побудительные причины вполне могут стать и нашими, ибо мы испытываем необходимость в таком поощрении.  Пыл свидетельства о Господе в грешном мире часто истощается из-за слабого отклика на него. Люди отвергают Евангелие по многим причинам: для кого-то оно — выдумка дельцов от религии, для кого-то — одна из интерпретаций духовности, для кого-то — оторванный от реальности сборник рассказов о чудесах. Если отвергается Евангелие, отвергается и сам вестник. А это порождает в его сердце печаль, горечь, ропот и блокирует желание свидетельствовать. Нам необходимы святые стимулы, которые разблокировали бы наше сознание от комплекса неудачника и помогли проникнуться мудростью, красотой, значимостью Евангелия.

Провозглашайте Евангелие — Оно весьма захватывающе!

«Как уже многие начали составлять повествования»…

Составлять повествования в ту эпоху было затратным делом: писчие материалы стоили дорого, и переводить их на чепуху не было никакого смысла. И если  многие, не считаясь со временем и материальными тратами, начали составлять повествования о жизни Иисуса Христа, значит весть Евангелия чрезвычайно важна и захватывающа!

Составлять Евангелия было вдобавок опасным делом. Последователи Христа становились врагами государства, ибо не воздавали императорам божеских почестей, считали другие религии заблуждением. Из-за массовых обращений людей в христианство художественные ремесла, посвященные прославлению многочисленных богов и богинь, приходили в упадок — некому было покупать этих идолов.

Э. Ренан был отчасти прав в своих выводах: «…(христиане) действительно разрушали Римскую империю. Они высасывали ее силу, брали из круга должностного сословия, в особенности из армии, лучших людей. Как ни уверяй человека, что он добрый гражданин, потому что платит налоги, подает милостыню, соблюдает порядки, мало от этого пользы, когда он в действительности гражданин неба и земное отечество считает лишь тюрьмой, где он сидит на цепи, рядом с негодяями. Отечество — дело земное, и кто хочет быть ангелом, всегда плохой патриот. Религиозная восторженность во вред государству». Хотя на самом деле христиане не считали земное отечество тюрьмой, все же, возрождая в людях высокую нравственность, они разрушали безнравственное язычество, отнимая у него последователей. Вот почему христиан считали атеистами, врагами культуры и религии Римской Империи. Их повсеместно преследовали и предавали мученической смерти. Преследовались также писания и труды христиан. Однако, пренебрегая собственной безопасностью, они все же писали о жизни Иисуса Христа и проповедовали о Нем.

Такой потрясающей и такой нужной вести мир никогда прежде не слышал! Таких бесстрашных и красноречивых вестников, готовых отдать жизнь за веру, мир не видел.

Некто из ранних историков сообщал о женщине, бежавшей с детьми в сторону Колизея, в котором должны были казнить христиан.«Ты куда  торопишься»? — спросили ее.«Спешу умереть за Христа, пока есть возможность»,- слышалось  в ответ.

Если религии мира для умилостивления божества требовали от людей  паломничеств, ритуальных омовений, жертвоприношений, молитв, и при этом не гарантировали вечной жизни, то евангельская весть предлагает людям верой принять свершенное Богом через Христа спасение и чрез это стать причастником вечной жизни.

Удивительной для мира была перемена образа жизни уверовавших.Христиане становились трезвыми, честными, совестливыми людьми. Они больше не следовали расхожим лозунгам того времени — «хлеба и зрелищ!», «будем есть и пить, ибо завтра умрем!». Они подбирали на помойках брошенных младенцев и принимали их в свои семьи. Христиане приводили в порядок заброшенные могилы и помогали оказавшимся в нужде. Они молились за больных, и те исцелялись. Они приказывали бесам оставить тела одержимых, и бесы повиновались. Но главное, что замечали люди, христиане не уставали проповедовать Иисуса Христа. Они говорили о том, что Бог возлюбил мир и послал в Него своего Единородного Сына, поэтому каждый человек может жить Богом и для Бога, и лишь  такая жизнь  является ценной значимой.

Человек, отвергающий евангелие, живет бесцельно  и безвозвратно губит себя. Это было верным 2000 лет назад, верно и теперь. «Замкнутым» на себя людям иного не дано.

Френсис Шеффер писал: «Американский художник Джексон Поллок (1912-1956)  на последнем этапе своего творчества разбросав холсты на пол, брызгал на них как придется краской. Потрудившись в этой «технике» некоторое время, он понял, как приелся ему вероятностный метод живописи. Дальше двигаться было некуда, и он покончил жизнь самоубийством».

Чтобы избежать абсурда, человек должен принадлежать Богу и исполнить заложенное в его судьбу Божье предназначение. Евангелие повествует о людях,  которых Бог использовал в Своих удивительных планах. Лука назовет имена этих героев: Захария и Елисавета, Дева Мария, Симеон Богоприимец, пророчица Анна, Иоанн Креститель, апостолы. При знакомстве с такой содержательной жизнью, невозможно удержаться от молитвы: «Господи! Вот как должен жить настоящий человек! Вот как должен жить я! Сделай и меня святым!»

…Я был подростком, когда впервые взял в руки Евангелие, чтобы  познакомиться с ним. Это Евангелие принадлежало моему умершему отцу. На титульном листе была надпись «Сталинград, 1926 год». Многие стихи были подчеркнуты  красным и синим карандашом. Видно было, что книга читалась весьма усердно.  Я читал рассказы о Христе, Его речах, исцелениях и многого не понимал. Одно было ясно: в Евангелии показана несравненно лучшая жизнь, чем проживаемая мною, грешным подростком. Это была жизнь сверхъестественная — жизнь святости и духовного подвига. Как я хотел обладать ею! Я не знал тогда, что точно такое же открытие сделали до меня и другие люди.

А.П. Чехов признавался: «Главное, что почерпнул из Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести. Благодаря Евангелию я вышел из состояния прозябания и начал сознавать себя человеком. Право на это сознание я переносил и на других. Евангелие научило меня верить не только в Бога, но и в человека. Эта вера воспитывает в нас великодушные чувства и побуждает уважать и любить каждого человека. Каждого! А это важно!»

Подумайте, какой мощный стимул имеете вы в провозглашении Евангелия! Вам нечего стыдиться его. Оно потому и захватывающе, что дает ясный ответ на  самые насущные вопросы человеческого бытия: Кто я? — Творение рук всемогущего Бога! Зачем я? — Прославить Бога! Куда я? — В вечную жизнь с Богом!

Провозглашайте Евангелие — Оно абсолютно достоверно!

Когда речь идет о возвещении Евангелия, вполне правильно задаться вопросом – а достоверно ли оно? Распространять пусть даже хорошие вымыслы, выдавая их за правду, безнравственно. Безнравственно призывать к отречению от плотских удовольствий ради бездоказательного небесного счастья. Безнравственно призывать жертвовать собой ради лжи. А самопожертвования Евангелие как раз и требует! Либо оно право, и ему необходимо следовать, либо оно лживо, и его следует изобличить. Чем больше я читаю евангелие, тем более убеждаюсь, что оно право. В.Г. Белинский удивительно точно подметил: «Евангелие отличается тем, что оно равно убедительно, равно ясно и понятно говорит всем сердцам, всем душам, всем умам, искренне жаждущим напитаться его истинами; его равно понимает и царь, и нищий, и мудрец, и невежда».

Один инженер-компьютерщик, прочитав евангелие, сказал своей верующей жене: «Человек не мог написать такой книги, ибо она противоречит его коренным интересам. Разве нормально отвергать себя? Или подставлять правую щеку, когда ударят по левой? Или не глядеть на красивых женщин?»

Известно, что власть имущие любят переписывать историю под себя. Поэтому мы знаем отредактированную историю человечества. Иное дело Евангелие – в нем мы имеем дело с истиной, облеченной в факты. Лука писал «о совершенно известных событиях», т.е. о жизни, смерти, воскресении Христа. Этим событиям было достаточно много свидетелей: «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Это не в углу происходило, как скажет потом апостол Павел царю Агриппе.

Евангелие весьма аккуратно обходится с фактами. Известный комментатор Нового Завета У. Баркли писал: «Примером тщательности Луки приведем датировку появления Иоанна Крестителя. При этом он ссылается, ни много ни мало, на шесть современников. «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря (1), когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее (2), Ирод был четвертовластником в Галилее (3), Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахотнитской области (4), а Лисаний четвертовластником в Авилинее (5), при первосвященниках Анне и Каиафе (6), был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лук. 3,1.2). Несомненно, мы имеем дело со старательным автором, который будет придерживаться максимально возможной точности изложения».

В сравнении с евангельской достоверностью жутким бредом представляются россказни о языческих божествах. Апологет христианства Мануций Феликс высмеивал греческих мифотворцев: «А каковы священные торжества в честь Юпитера? Коза — его кормилица, и он, младенец, похищается от жадного отца для того, чтобы он не пожрал его; корибанты производят шум кимвалами для того, чтобы отец не слышал крика младенца. А когда Цибела Диндимская, стыдно говорить, не могла склонить к прелюбодеянию с ней своего несчастного любимца, потому что была некрасива и стала стара как мать многих богов, то оскопила его, чтобы сделать бога-евнуха. Вот почему галлы и евнухи чтут ее искажением своего тела. Но это уже скорее мучения, а не священные обряды. Что же сказать о формах и внешнем виде ваших богов? Не выражается ли в них безобразие и отвратительность ваших богов? Вулкан — бог хромой и немощный; Аполлон столько веков безбородый; Эскулап с огромной бородой, несмотря на то, что сын юного Аполлона, Нептун с глазами светло-зелеными, Минерва с голубыми, Юнона с бычачьими глазами; Меркурий с крылатыми ногами, Пан с копытами, Сатурн с кандалами на ногах; Янус с двумя лицами как бы для того, чтобы ходить задом, Диана -высоко подпоясанная охотница, Диана Ефесская имеет огромные груди, а Диана Тривия три головы и много рук… Вот басни и заблуждения, которые наследовали мы от невежественных отцов; и что всего тяжелее, они составляют предмет наших занятий, нашего изучения, особенно же песнопений поэтов, которые весьма много повредили истине своим авторитетом».

Теперь никто не верит этим языческим басням, зато миллионы находят в Евангелии  «слова истины и здравого смысла» (Деян. 26:25).

И еще одно важное обстоятельство, подтверждающее достоверность евангелия — его «передали  бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Служители слова — это апостолы и проповедники. Они в прямом смысле отвечали головой за свои слова. Они кровью запечатлели истинность Писания. Невозможно сознательно жертвовать собой за придуманную ложь.  Мы возвещаем достоверное Евангелие!

Провозглашайте Евангелие — Оно разумно!

«…то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил». За этим скрупулезным трудом историка-исследователя незримо присутствовало водительство Духа. О как это поучительно для нас! Ведь мы по невежеству считаем водительством Духа только экстраординарные вещи — озарения, побуждения, повеления, откровения, пророчества и, когда их нет, жизнь видится нам серой и бездуховной, мы с тревогой вопрошаем: что случилось со Святым Духом, где Он дышит и говорит теперь? А между тем, Он говорит и дышит в смиренной работе разума, занятого размышлениями о жизни Христа или принимающего богоугодные решения.

Лука посвятил свое произведение достопочтенному Феофилу, высокопоставленному чиновнику Римского правительства, человеку дисциплинированного ума, умеющему ценить упорядоченную и ясную информацию.

Христианство призывает не к прощанию с разумом, но к его обновлению (Рим.12:2), к его активному использованию (Рим.14:5).  Мы не должны бояться принимать решения на основе разумного анализа ситуации и верить, что Бог найдет способы поправить нас, если мы невольно ошибаемся. Так было с Иосифом,  решившим отпустить Марию с разводным письмом и  вразумленным Господом принять ее  как жену.

Нет нужды рекламировать удивительную мудрость Евангелия, его речения говорят сами за себя:

  • «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.(Лук.3:8).
  • «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук.3:14)
  • И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;  (Лук.5:37)
  • Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. (Лук.5:24)
  • Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.(Лук.6:9)
  • И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними  (Лук.6:31).
  • Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; (Лук.6:37)
  • Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лук.6:42).
  • А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит Лук.7:47).
  • Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лук.8:17).
  • ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лук.9:48).
  • Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лук.9:56)

Разумное Евангелие приятно возвещать. Многим людям отвратительно безумие и желанна мудрость. Когда вы покажете им разумность Евангелия, то они, по крайней мере, если и не примут его, то проникнутся уважением к нему: «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лук.2:47). «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?»(Матф.13:54). Провозглашая людям Евангелие, побуждайте их к размышлениям! Не стесняйтесь задавать им вопросы, как это часто делал Христос:

…  Как вам кажется?  (Матф.18:12)

…в законе что написано? как читаешь? (Лук.10:26)

…что больше: золото, или храм, освящающий золото? (Матф.23:17)

…если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? (Матф.22:45)

…если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? (Иоан.5:47)

Многие люди еще не распрощались с привычкой отвечать на вопросы и,спрашивая, вы побудите их размышлять и, таким образом, истина проникнет в их сознание и будет в нем действовать.

Провозглашайте Евангелие — Оно спасительно!

Это самый мощный стимул для благовестия! Душа человека — самое ценное во вселенной и нет большей радости, чем спасение этого сокровища от вечной гибели. Феофил был спасен Евангелием. И Лука описывает во всех подробностях жизнь Христа, чтобы тот «…узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Феофил должен был узнать, что  только на Евангелии — и ни на чем ином! – должна утверждаться его жизнь. Как дом ограничен фундаментом, так и жизнь дитя Божьего должна протекать в границах Евангелия. Тогда она вынесет любые испытания. Христос учил: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне» (Лук.6:47,48).

Евангелие воистину спасительно! Оно возвещает о множествах примерах спасения, чтобы читающие могли дерзать: «Если они спаслись, спасусь и я!» Среди спасенных были религиозные учителя, рыбаки, мытари, блудницы, одержимые бесами…Их жизнь кардинально изменилась.Политик, журналист, умнейшая голова России ХIХ А.И. Герцен писал: «Солнце взойдет — оживает природа, хорошую книгу прочтешь — просветляется ум. Прочитаешь главу из Евангелия — оживает душа. Не помню, чтобы когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством; во всяком возрасте, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость в мою душу».

И напротив, нет спасения тем, кому границы Евангелия слишком узки, и чья жизнь построена за пределами Евангелия. Одна женщина писала водном из номеров журнала «Spectrum»: «Я благочестива, люблю Христа, но я лесбиянка». Трудно вообразить более чудовищное заблуждение, нежели это – быть «шире» Христа! Разве Он не учил, что брачные отношения должны отражать Божий порядок в творении: «…оставит человек (мужчина) отца своего и мать и прилепится к жене и будут двое одна плоть»?  Непокорных евангелию ожидает весьма страшный конец: «…А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Лук.6:49).

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

3 Комментариев к тексту “Размышления о Евангелии от Луки”

  1. Alona:

    Gospodnich blagoslowenij. Propowedi ochen wdochnowljayschie.

  2. михаил:

    Основательно, просто, понятно, впечатляет. Спасибо и да поможет тебе Господь.

  3. Света:

    Дай Бог озарения и милости Божией людям, пребывающим под влиянием лжерелигий!

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ