Картина Голгофы

Величие Голгофского подвига

У всякого подвига свои параметры. Спортсмены измеряют свои достижения покоренными в прыжках метрами, взятым весом,  секундами преодоленной дистанции,  забитыми голами. Бизнесмены измеряют победу прибылью, а политики победами  на выборах, маршалы обилием военных трофеев. Есть измерение и у Голгофского подвига. Апостол Павел горячо молился, чтобы верующие в Ефессе «…могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф.3:18-19).

Павел не объясняет, что означают эти четыре измерения подвига Христа. О них ефесяне знали из его предыдущих наставлений. Нам такие разъяснения были бы также необходимы. Глубокое и яркое измерение значимости Христова подвига мы находим в 53 главе книги пророка Исайи.

«Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.(Ис.53:1-12).

Исайя предсказывал страдания Мессии за 700 лет вперед. Интересно отметить, что,  за небольшим исключением, глаголы, описывающие подвиг Христа, поставлены в прошедшем времени, что  свидетельствует  об уверенном характере пророчеств – все, что сказал Бог,  как бы уже исполнилось. Этот очевидный факт является сильнейшим доказательством истинности Писания и, одновременно, строгим напоминанием относиться к Божьей книге серьезно, что значит  подчинять  жизнь  ее требованиям.

53 глава пророка Исайи открывает четыре измерения подвига Спасителя.

I. Первое измерение Голгофской жертвы — всеохватность

Это значит, что Христос умер за  всех грешников.    Хотя каждый грешит на свой манер, все же можно разделить грешников на пять групп. И мы без труда обнаружим себя в какой-либо из них. С одной стороны, это  для нас может быть неприятно – о себе всегда хочется хорошо думать, но с другой стороны, оно  спасительно. Ведь нам не трудно признать: Он страдал и за меня!

1. Христос пострадал за  равнодушных

Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Христос всегда был героем дня: Он был молод, красив, умен, духовен. Он исцелял больных, кормил голодных, воскрешал мертвых, учил простых, блестяще побеждал в диспутах. Люди с восхищением смотрели на Него и ждали дня Его воцарения над Израилем.

Однако в страстную пятницу неизменно сопутствовавшая Ему слава неожиданно оставила его.  Обезображенный ударами палачей, Он представлял Собой жалкое зрелище. Изуродованное лицо. Иссеченное плетьми тело. Шатающаяся походка. И непонятное покорное молчание перед произволом религиозных и светских властей. Толпа волновалась: «Разве такой может быть героем? Куда подевались Его чудодейственные способности? Где могущество Его слова? Он не оправдывает наших надежд! Он нам просто не интересен!»  «…и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему». Презрительное равнодушие – вот чем воздает толпа Своему благодетелю:  «И стоял народ и смотрел» (Лук.23,35).

Как тяжело переносить этот вид отверженности! У нас в ответ на подобное отношение очень легко возникает горечь, мстительность, ожесточенность. В сердце же Христа была только любовь. Он нес грехи тех, к кому обращены слова следующей христианской песни:

Иль тебе все равно, что Спаситель страдал? Все равно, все равно, тебе все равно. Равнодушно глядишь, как Он кровь проливал, И тебе все равно, тебе все равно?  Смотришь ты на Страдальца в смертельной тоске, На чело Иисуса в терновом венце, На пронзенные руки и скорбь на лице — И тебе все равно, тебе все равно? За тебя на кресте ведь Господь умирал, А тебе все равно, тебе все равно? И твой грех на Себя добровольно Он взял, А тебе все равно, тебе все равно…

Христос умирал за равнодушных!

2. Христос пострадал за  ненавидевших Его

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое».

Выражение «презрен и умален» передает идею ненависти. Можно понять жгучую ненависть людей к маньякам или врагам на поле боя. Но чем объяснить ненависть к Человеку  скорбящему и больному? Обычно таких жалеют. Христос не удостоился жалости. Как понять ненависть к Человеку, оказавшему столь много благодеяний больным, голодным, одержимым и грешным?  Обычно таких не трогают. Христа же избили жесточайшим образом.  Действительно, в грехе есть что-то противоестественное и сатанинское. Разве не об этом свидетельствовали дела иудеев? Они усиленно злословили умирающего Христа: «Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Лук.23:35-37). В мире принято говорить  о покойнике либо хорошо, либо ничего.  Но об умершем Христе  враги  говорили: «тот обманщик» (Мф. 27:63). Такое могли сказать только ненавистники. И  все же за таких людей умирал Христос!

3. Христос  пострадал за неблагодарных

«Он был презираем, и мы ни во что ставили Его».

Король Лир справедливо заметил:

«Больней, чем

быть укушенным змеей,

Иметь неблагодарного ребенка!»

Ни один человек не вспомнил, что сделал для народа Иисус, хотя в толпе наверняка были люди, облагодетельствованные Им!  Грешник — это крайне неблагодарный человек. Бог греет, питает, терпит его, он же платит Ему равнодушием, а то и презрением. Как это ранит сердце Господа! Однако Христос не исключил  подобных людей из числа тех, за кого Он умер.

4. Христос пострадал  за  заблуждавшихся

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.  Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились».

Христос страдал ради спасения людей. Однако из-за своего духовного невежества  они видели в  муках Христа божественное наказание. Вот печальное свидетельство  греховной извращенности разума человека! Нет нужды  отправляться за моря в поисках более убедительных  примеров! И печальнее всего то, что не только грешный мир неверно судит о Христе. Множество людей, считающих себя христианами, заблуждаются в оценке подвига Христа. Признавая иных ходатаев пред Богом и полагаясь на их заступничество, они обесценивают значимость искупительного подвига Иисуса. Ведь если к подвигу Христа следует прибавить человеческие свершения, то он недостаточен. Однако Библия не знает соискупителей, она призывает верить только в одного Искупителя.  Конечно, это христианское невежество оскорбительно для Бога-ревнителя, но Христос решил умереть и за таких людей!

5. Христос  пострадал  за  развращенных.

«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас».

Овцы отбиваются от стада, увлекаясь поиском лучших кормов. При этом они теряют и своего пастыря и становятся добычей хищных зверей. Так и люди  отправились на поиски различных удовольствий и оставили  Бога. При этом у каждого своя дорога блужданий — одному нужна свобода, другому чувственные удовольствия, третьему деньги, четвертому карьера. Но результат всех греховных путей одинаков – сатанинский плен и неминуемая гибель. Христос не отказался умереть и за таких людей!

Разве кто из грешников может сказать, что за него не умирал Христос? Именно потому, что Христос умирал за всех, всем дается возможность  спастись. И если человек погибнет, то только из-за собственной нерассудительности и упорства.

II. Второе измерение Голгофской жертвы – добровольность.

Христос пострадал за людей добровольно. Об этом говорит седьмой стих 53 главы: «Он истязуем был, но страдал добровольно». Никто не принуждал Иисуса Христа к страданиям. Он мог бы их с легкостью избежать. Евангелист Иоанн сообщает: «Итак Иуда, взяв отряд [воинов] и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого (Иоан.18:3-9).

Евангелиста Иоанна дополняет Матфей:  «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Матф.26:52,53).

Получается, воины ничего не могли сделать с Иисусом без Его на то позволения.  Христос мог запросто умолить Отца об избавлении от врагов, либо об их немедленном наказании, но вместо этого добровольно предал Себя в их волю.

Христос добровольно принял истязания.

Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» дает некое представление об ужасе этой бесчеловечной экзекуции. Во время этих истязаний Христос молчал, а молчаливые страдания – самые тяжелые на свете: «Немая боль сжимает сердце и может разбить его», — заметил В. Шекспир.  Наш Господь добровольно избрал Себе такую долю.

«и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».

Он молчал также о вопиющих нарушениях правосудия. Его не заключали в тюрьму  на время проведения следствия, и суд не установил вины, достойной смерти. Все это предсказывал пророк Исайя: « От уз и суда Он был взят».

Христос не жаловался на тупость людей.    «народ Его нечего так и не понял» — так еще можно перевести слова «но род Его кто изъяснит»?

Христос добровольно принял самый ужасный вид казни – распятие:

«ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь».

Такая жертвенная добровольность была приятна Небесному Отцу: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан.10:17-18).

Какое значение имеет добровольность Христа для нас?

Добровольность Христа свидетельствует о Его безграничной любви к нам.  В одном из христианских гимнов совершенно правильно говорится, что любовь Христа превыше любви матери. Мать любит свое дитя естественным образом и готова пожертвовать своей жизнью за него. Христос полюбил  нечестивых людей сверхъестественным образом, поэтому Он не может отказать  им в милости и прощении, Он даст им все, необходимое для жизни и благочестия.

Добровольность Христа должна  зажечь в нас стремление добровольно посвятить себя Ему. Готовы ли мы добровольно трудиться для Христа и добровольно страдать за Него?

III. Третье измерение Голгофского подвига Христа – предопределенность.

Мы не живем в мире случайностей. Хотя на земле вовсю кипит зло, Бог контролирует его «температуру» и ядовитые выбросы.

Христос пострадал не случайно, но по Божьему промыслу. Крест был предопределен до создания мира – 1 Петра 1,20;  Откр.13,8  Исайя говорит об одной детали, свидетельствующей о  Божьем промысле.

В 53 главе три действующих лица –  народ, Христос и Господь Бог. Бог в этой истории  руководит всем,  Ему принадлежит первое  и последнее слово. Никто не может отменить принятого Им решения. Пророк предсказывал: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению»

Пророчество исполнилось буквальным образом. Враги истины хотели похоронить Христа в общей могиле со злодеями, однако член синедриона Иосиф Аримафейский, человек их среды,  неожиданно перепутал их планы. Евангелист Матфей повествует: «И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, — пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мар.15:42-46).

Конечно, иногда промысел Божий оказывается  очень  трудноисполнимым. Исайя пророчествовал, что Богу было угодно поразить или разбить, сокрушить Христа, предать Его мучению. Однако не мучения сами по себе были угодны Богу, а  благой результат, к которому они привели – спасению миллионов грешников.

Обычно мы радуемся такому промыслу Бога, который наделяет нас видимым успехом, уважением, благосостоянием. Однако трудный для понимания промысел Господа принесет гораздо большее благословение. Апостол Петр писал верующим: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:19-20) .

Петр усматривает наличие промысла Божьего даже в несправедливых страданиях. Он дважды упоминает «угодно Богу» в связи со страданиями христиан.  Как правило, незаслуженные страдания воспринимаются нами как самые горькие и разрушительные.

  • Недавно один добрый служитель поделился со мной своим горем:  от него ушла неверующая жена. Ее третью неделю нет дома. Разве справедливо переносить подобные лишения?
  • Школьница-христианка просила церковь молиться за свою учительницу, которая по невежеству считает баптистов «сектантами» и своими высказываниями ранит сердце верующей девочки. Разве это заслуженное поношение?

Лучом  света в этом мрачном лабиринте переживаний является последующее наставление Петра. Апостол говорит, что мы учимся познавать Христа, учимся быть христианами, перенося без ропота и зла  несправедливые страдания.

«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному».

Однако незаслуженные страдания Христа обернулись величайшим благословением для миллиардов людей: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1Пет.2:21-25).

Таким образом,  благой Божий промысел осуществляется не только в добром и радостном, но и в несправедливом и жестоком. Для Христа после Голгофы наступило славное воскресение из мертвых, для Его врагов короткий и злой триумф сменился вечным посрамлением.

Итак,  неизменно доверяйте как легкому, так  и непонятному промыслу Божьему!

IV.Четвертое измерение Голгофского подвига Иисуса Христа – эффективность.

Христос пострадал не напрасно. Пророку Исайе  были открыты четыре важных результата Голгофского подвига.   Вот они:

1. У Христа будут славные потомки

«когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное».

Умилостивительная жертва Христа не только покрыла грех людей, но стала основой для их нравственного преображения.  Он узрит потомство, т.е. детей.   Благодаря возрождению от Святого Духа некогда равнодушные, ненавидящие, неблагодарные,  невежественные, ищущие удовольствий люди становятся детьми Божьими. Они стаовятся таковыми не на время, а навсегда. Именно на это указывают слова  «узрит потомство долговечное».

2. Христос будет успешным правителем

«и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его».

Крестные страдания сделали Христа вождем спасения (Евр.2:10), способным успешно провести  церковь через  крутые перевалы земной истории. В назначенное время Он установит на земле Свое царство. И то, что не удавалось ни одному правителю, удастся Христу – Его  царство будет царством мира, изобилия и святости. А в восхитительной вечной жизни Христос и Его невеста Церковь произведут суд над согрешившими ангелами и отвергнувшими Его милость людьми и будут успешно управлять будущей вселенной.

3. Христос будет радоваться Своему  подвигу

«На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством».

Как жених с восхищением и радостью смотрит на свою невесту,  так и Христос с радостью смотрит на людей, искупленных Его Голгофским подвигом. Если Он не стыдился их убожества, когда проливал за них драгоценную кровь,  как может Он стыдиться их, когда они будут облечены в славные тела, когда их разум станет совершенным, а в сердцах будет пылать неугасимая любовь к Жениху? «Как  жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис.62:5).

4. Христос разделит блага вечной жизни с искупленными

Исайя пророчествовал о многих, кто уверует во Христа и получит оправдание:

«чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет». Именно с ними Христос разделит Христос блага вечности.

«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:1-12).

Благодаря Голгофскому подвигу, мы будем в вечности великими и сильными. Подобными, хотя  и не равными Христу.

Однажды я посетил престарелую сестру. «Приветствую вас,  дорогая сестра», — сказал я. «Не называйте меня дорогой,  я больше не дорогая сестра», — с печалью в голосе возразила она. «Почему»? – удивился я.

«Я теперь бесполезная для Бога! Больше не могу петь в хоре, посещать собрания, чем-то служить Ему. Вот поэтому я больше не дорогая сестра»…

Какое опасное  убеждение! К сожалению, оно способно захватить и детей Божьих. Это происходит тогда, когда они  живут  тем, что они делают для Господа – свидетельствуют, помогают нуждающимся, молятся, исполняют церковное служение. Но когда их дела по объективным причинам прекращаются, их вера надламывается. Ведь она утверждала себя на песке человеческих заслуг.  Господь же призвал верующих  жить заслугами Голгофского подвига Иисуса Христа.  В этом случае ничто не сокрушит их веру и не отнимет спасения!

Вот почему так актуальна для нас 53 глава пророка Исайи!

Виктор Семенович Рягузов г.Самара

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

3 Комментариев к тексту “Картина Голгофы”

  1. ФЕДОР ХРИСТЕНКО:

    Уважаемый Виктор Семенович! Благодарим Вас за труд изложения и передачи столь значимой для нас истины искупления и спасения совершенного Господом Иисусом Христом! Да благословит Вас Господь!

  2. ВС Рягузов:

    Спасибо за добрый отзыв! Да благословит вас Бог!

  3. Алексей:

    Дорогой брат во Христе, я с удовольствием читаю проповеди о Голгофе, в том числе и эту. Думаю, описанные вами четыре измерения хороши, но без привязки к Еф.3:18,19. Я не увидел конкретики в отношении «долготы», «глубины» и «высоты».
    А как взгляд проповедника на Ис.53гл. прочитал вашу проповедь с интересом и что-то для себя отметил.
    Обильных благословений в вашем труде!

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ