Послесловие к Рождеству: что показал праздник?
По данным МВД в праздновании Рождества Христова в 140 миллионной России приняло участие 2,5 миллиона человек. В столице святой Руси – Москве, в 260 храмах присутствовало 80 тысяч человек. Если православное население столицы составляет 8 млн, тогда всего 1% христиан пришел прославить Господа. В основном это женщины и чиновники. Для сравнения: в праздновании Курбан-Байрама при ничтожно малом количестве московских мечетей принимало участие 70 тысяч человек. В основном мужчины. Приверженцев ислама в городе около двух миллионов, и они показали куда большую активность. Люди молились на прилегающих к мечетям улицах. Исламское духовенство советовало своим приверженцам из-за недостатка места молиться на территории православных храмов. Какая удивительная толерантность! А может и намек на тесные обстоятельства…
Нужно ли доказывать, что праздники – это статистика, это демонстрация количества и качества веры? На праздник приходят все, кто сознает свою принадлежность к ней, в ком теплится религиозное чувство. Праздник Рождества показал, что практикующих христиан в стране не более 2%. Это просто ужасно! Мы нехристианская страна! Несмотря на миллиардные вливания государственных и частных денег христианство в России все еще пребывает в хилом состоянии. Оно сверкает куполами, но не огненными исповедниками. Оно – соль, теряющая силу. Оно становиться все более не конкурентоспособным не только относительно поп-культуры, но и относительно ислама, который, не имея столь мощной господдержки, показывает лучшие результаты в работе с верующими.
Российский народ, особенно молодое поколение, не проявляет к христианству серьезного интереса: непонятные литургические действия видятся ему магией, годной для приземленных целей: поставить свечку ради успеха на экзаменах или ради блага души умершего от передозировки друга. Черные одеяния священнослужителей, напоминающие о необходимости покаяния и смирения, их неулыбчивые, строгие лица, представляют христианство пессимистической религией. Религией, соответствовать требованиям которой практически невозможно! На сайте
«Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост». И далее дается план обязательных постов на 2011 год:
Великий Пост с 7 марта — 23 апреля
Петров Пост с 20 июня — 11 июля
Успенский пост с 14 — 28 августа
Рождественский пост с 28 ноября по 6 января 2012 года
Однодневные посты
Среда и пятница В течении всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.
Крещенский сочельник 18 января
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября
Воздвижение Креста Господня 27 сентября
Сплошные седмицы
Святки с 7 января до 18 января
Мытаря и фарисея с 13 — 19 февраля
Сырная (масленица) с 28 февраля — 6 марта
Пасхальная (Светлая) с 24 — 30 апреля
Троицкая с 13 — 19 июня
По моей грубой прикидке от православного человека требуется поститься почти 200 дней в году! Такого не знали даже апостолы!
Другие сайты дают пояснение о том, как следует поститься: «…истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой»
Разве не создастся у человека представление о христианстве, как о религии невозможного? Как о религии одиночек? Как о религии потустороннего мира? Религия, ориентированная на аскетов, плохо приспособленная к миру простых людей, не может их обновить. Христианство в России проигрывает битву за молодое поколение. Оно параллельно молодежному миру фейсбуков, контактов, твиттеров, айфонов. Религиозные чиновники думают путем преподавания основ православной культуры христианизировать Россию. Однако не образование создает христианина. В.В. Розанов писал: «Я хочу сказать и хочу, наконец, пожаловаться, что на так называемом «Законе Божием» нас учат чему угодно, но не слову Божию, а слово Божие точно держат от нас в карантине. Как это мудрецы распорядились — я не знаю, но знаю еще и второй факт, что оканчивали курс мы в гимназии сплошь лютыми безбожниками. Насчет безбожия я не о себе одном говорю, а о всем нашем товариществе: не было для нас большего удовольствия, как поглумиться над верой, приблизительно с четвертого и до восьмого класса гимназии».
Только дачник радуется, наступив на грабли второй раз: «Смотри-ка, не украли за зиму!». Обрадуемся ли мы, наступив на грабли религиозного воспитания? Не наплодит ли оно нам новых ленинов и сталинов, имевших пятерки по закону Божьему в аттестатах, но лютую ненависть к нему в сердцах?
Кто-то скажет: чего это евангелист обеспокоился православной верой? Сидел бы в своем углу и читал бы себе проповеди! Чего ему лезть со своим уставом в чужой монастырь, в своем бы навел порядок! Вот почему мне есть дело: за христианство обидно! Так уж случилось, что христианство в России представлено на официальном уровне только православием. Наш голос тоньше писка. Наше влияние ощутимо в стенах наших церквей, ребцентрах и интернете. Только православные богослужения широко и умело показывают по телеканалам. Только православные службы удостаиваются присутствия народных избранников. Остальные христиане – баптисты, пятидесятники, харизматы, методисты, лютеране, католики – безблагодатные, отсеченные ветви, агенты западного влияния, секты, извращающие, пародирующие, выхолащивающие, рационализирующие христианство. Их гуманно терпят, не гонят, не закрывают, пусть и за то спасибо скажут! Если вы хотите узнать, что есть истинное христианство, пойдите в храм Христа Спасителя или посмотрите на праздничные службы по телевидению. Такое однобокое представление христианства, такая критика христианских конфессий со стороны православных священников в СМИ оттеснили на периферию религиозного поля активную часть евангельского сообщества. И место этих активных игроков заполнили другие – исламские экстремисты, восточные культисты, язычники, нацисты. Случилось то, в чем упрекал Христос фарисеев: сами не входите и других не допускаете.
Праздники показали все как есть. На самых людных местах построены храмы. Ожидали, что народ в них повалит. Однако не повалил. Не стоял на прилегающих к церквам улицах и не молился. Народ показал, что он еще языческий по существу и ему дела нет и до христианства и до того, кто из элиты присутствует на службах. Народ одобряет чиновников не по религиозному признаку, а по ценам на хлеб и молоко и порядку на улицах. И будь тот чиновник хоть индусом, но если он даст дешевых хлеба и зрелищ, то будет и он хорош, и его религия.
Я жду, когда придет понимание того, что авторитет Божьего Слова выше авторитета традиций. Все, что записано в Писании – непреходяще и обязательно. Все, написанное и решенное святыми людьми, может быть принято лишь как полезное и желательное. И когда христианин будет свободен решать — поститься ли ему пять дней в году или 250, его пост будет иметь силу и отсутствие поста никого не соблазнит.
Необходимо ясное провозглашение со стороны РПЦ: «Кто исповедует Иисуса Христа Господом и Спасителем, тот нам брат, сестра и матерь. У нас могут быть разные традиции, но не разная вера!». Перед лицом множества идеологических и нравственных угроз и малой численности христиан в России, важно сплотиться не на догматическом, а на представительском уровне и перестать поливать друг друга грязью.
Я рад инициативам патриарха Кирилла по оживлению христианского сознания, я рад, что он открыто поздравил протестантов и католиков с Рождеством. Я жду, когда он скажет, что христианские конфессии должны видеть себя союзниками, а не соперниками в борьбе за духовное обновление России.
Если бы еще лет двадцать назад решили бы светлые кремлевские головы не силой одной конфессии обустраивать Россию, а силами многих, то не свалилось бы теперь вся ответственность за духовную апатию населения на одну чашу весов. И было бы больше христианского влияния в стране и было бы больше здравой соревновательности между христианскими конфессиями и они были бы чище и более приспособленными к потребностям времени.
Для сравнения: «по данным организации Gallup, за последние два года число людей, посещающих церкви в 2010 году в США, немного возросло. В последнем отчете 43,1% американцев указали, что они еженедельно или почти еженедельно посещают церковь, против 42,1% в 2008 году». (
Вас впечатляют эти цифры? 2% у нас, и то по праздникам, и 43% ежевоскресно у них? Да, я понимаю, в США не было 70 летнего плена атеизма, христианство не было гонимым. Однако не это главное! Христианство там никогда не было государственным, как, например, в Европе или России, где когда-то заставляли верить.
Когда у церквей нет государственных привилегий, но есть свобода для служения, тогда они будут уповать не на нефтяные скважины, не на лакомые статьи госбюджета, а на силу Святого Духа и творческую работу с людьми. Чем меньше правительство заботиться о церкви, тем лучше для церкви и государства. Возвышаясь над всеми деноминациями и предоставляя им одинаковые условия существования, государство не проигрывает, а выигрывает. Оно тогда всем религиям мать родная. Потому 83% населения США религиозно и патриотично. И потому нет евангеликов или мусульман или иудеев или мормонов, недовольных религиозной дискриминацией.
Я так же убежден, что возрождать Россию нужно проповедью Божьего слова. Но эта проповедь должна быть не на языке 18 века, а на языке, понятном современному человеку. Она должна обращаться к насущным проблемам личности и показывать их разрешение в свете Писания. Нужно призывать людей к сознательному принятию Иисуса Христа и сознательному ученичеству. Нужно не запугивать людей гневом Божьим и не расслаблять их сладкими речами о добреньком и беспринципном боженьке, но вернуться к здравому апостольскому учению, к нормам церковной жизни, заповеданным в евангелии. Христос сказал, что Его иго благо и бремя Его легко. С помощью Божьей каждый настоящий верующий эти требования может исполнить, тем более что они касаются не столько постов, литургий, сколько жизни по Евангелию, сколько живого христианского общения и благотворительности.
Хотелось бы, чтобы в следующие праздники у нас был повод говорить о пробудившейся от греховного сна России, о переполненных народом церквах, о христианах, истово молящихся на улицах, площадях и стадионах. О, если бы это случилось!… Господи! Спаси Россию!
Уважаемый брат, приветствую вас! Есть мнение среди христиан, что Бог не любит грешника, а лишь изливает на него Свой гнев. Пожалуйста, объясните на основании Библии: любит ли Бог грешника?
Ответ на ваш вопрос опубликован здесь: http://ryagusov.ru/725
Приветствую Виктор Семёнович.Хорошие размышления,высказанные слова,важные замечания.Согласен,что мы проигрываем, когда не слышим слов Иисуса «вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.». Мы молимся за Росийский народ.
Ну вот, как всегда. Очередные мечты спасти мир (в данном случае — Россию), да еще, главное: КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ.
Почему современные духовно жаждущие люди, так хорошо знакомые с ширпотребом и попсой, так редко задумываются, КАК ОПАСНО пытаться сделать таковой и свою духовную жизнь?
За охотой за «популярностью» Христа можно вообще-то и самого Христа потерять.
Догматы не с потолка взялись. За подавляющее их большинство очень дорого заплачено самыми лучшими людьми всех времен и народов христианства. Да, и в самых строгих (а потому и самых НАДЕЖНЫХ) ветвях христианства: Православии и католичестве, — имеются догматы или каноны, вызывающие сомнения. Как правило, это те, что были приняты как раз-таки НЕДОРОГОЙ ценой, слишком поспешно, без реальной проверки жизнью. Но это только исключения, а исключения, как известно, лишь подтверждают правило. И именно эти исключения очень ярко показывают: в решении духовных вопросов НЕЛЬЗЯ торопиться!
Очень любят, замечено, рассуждать о ненужности догматов те, кто практически не знаком с их ИСТОРИЕЙ. И кому так важно «побыстрее и полегче» «насадить» христианскую веру в как можно большее количество душ.
Да, христианского проповедничества в России не хватает. Катастрофически. Ну, так это естественное явление, с учетом, что 70 лет проповедь по-настоящему была запрещена. Именно наши, пост-советские священники, и страдают неумением проповедовать.
Но ведь надо же понимать, что это явление временное. Потихоньку, помаленьку эта способность возродится ЕСТЕСТВЕННЫМ образом. Тем более, что ее требует сама жизнь.
А вот хвататься сразу за первого встречного проповедника, умеющего с видом знатока громко разглагольствовать о том, чего сам не знает, — не стоит торопиться. Быстрая и легкая дорога редко бывает верной. Верные дороги всегда долги и трудны.
Именно сейчас, именно из-за нашего естественного духовного голода, — надо быть особенно осторожными в выборе проповедников. И тем более особенно осторожными в осуждении знаний, добытых огромным трудом и проверенных жизнью десятков, если не сотен поколений наших духовных предков.
Уважаемый Александр! Спасибо вам за ваш интересный комментарий! Разделяю ваше опасение по поводу несбыточных планов поскорее спасти всю Россию. Это дело не одного десятилетия и без помощи Божьей его не осилить. Согласен и с тем, что догматы, имеющие библейское основание, очень важны и стоили иногда их исповедникам жизни. И поддерживаю вас в том, что не всякому проповеднику нужно верить.
Моя боль была о другом. О том, что двадцать лет религиозной свободы не освободили наш народ от суеверий и язычества. О том, что мы, российские христиане, пока еще не то, чем должны быть. Процветает религиозный снобизм, вражда, религия сращивается с государством. Церковь стала самым богатым собственником в стране. А где богатство, там и сеть искушений. Интернет сообщает о священниках пьяницах и насильниках. Интеллигенция отворачивается от церкви. «Раньше чаши были деревянные, да попы золотые, теперь чаши золотые, да попы деревянные», — говаривал наш народ. Все это напоминает Римскую церковь средних веков. И это печально!
Я вижу, вы уповаете на время – мол, оно вылечит нашу беду. Священнослужители научаться проповедовать и дело сдвинется с мертвой точки. Я был бы рад и сему варианту, только видится он мне нереальным.
Духовное пробуждение народа происходит от горячей проповеди Евангелия. (Об этом повествует книга Деяний Апостолов). Суть же евангелия в спасении по благодати через веру в заместительную смерть Христа. Разве это главнейшее Божье свидетельство возвещается на улицах и площадях, в книгах и телепередачах? Разве этому учат в церквах? За более чем двадцать лет религиозной свободы в России эта весть так и не была донесена до сознания людей! Кто из священнослужителей РПЦ ее неустанно провозглашает? Я таковых не знаю! А ведь чтобы человек нечто по настоящему услышал, ему нужно двадцать раз об этом сказать! Однако никто о Евангелии благодати не говорит, хотя возможности для благовестия у РПЦ огромные! И если она не делает этого сейчас, где гарантия, что она сделает это завтра?
Зато известен упор на чудотворные иконы, мощи, благодатный огонь. Здесь СМИ горазды их расписывать! Писатель Борис Колымагин в связи с этим очень верно заметил: «…сегодня мало кто может вспомнить, как жаждущим чуда, так и делающим на него информационную ставку соотечественникам, что в христианской традиции на первом месте стоят совсем иные вещи, более того — что путь привлечения людей к вере посредством чуда отвергается спасителем как одно из искушений, предложенных ему сатаной. Все евангельские чудеса происходят с уже уверовавшими, с уже решившимися изменить свою жизнь людьми. Но в очереди за крещенской водой или к привезенным ненадолго в Россию мощам того или иного святого гораздо чаще царит иное настроение. И о Том, Кто был и остается источником всякой святости, говориться и думается в связи с этим слишком мало — если вообще говорится». Какое неутешительное свидетельство! Что же нам ожидать после него?
Проповедовать евангелие так же чисто, как проповедовали апостолы, опасно для церкви, которая учит спасению по делам, а не по благодати. Но именно дела для обретения спасения благодать отвергает. Апостол Павел показал, что одно исключает другое: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:5-6). Если к этим словам Павла серьезно отнестись, то придется пересмотреть некоторые церковные практики. А это вызовет церковные нестроения. Так что ради мира церковного предпочтительней остаться в русле устоявшейся традиции, которая не предполагает упора на благовестие Христа распятого и вновь грядущего.
Вот об этом, уважаемый Александр, я переживаю больше всего! В дорогой мне России Христу места нет! И пока евангелие не проповедуется, оно и не появится!
В середине 18 века в Англии царило повальное пьянство, блуд, неверие. Но когда переживший реальное обращение ко Христу англиканский священник Джон Весли стал проповедовать евангелие, моральный климат в стране изменился. Фактически этот человек своей огненной проповедью спас Англию от революции. Он стал отцом весьма плодотворного методистского движения, оказавшего положительное влияние на весь мир.
То же самое происходило в России в середине 19 века, когда духовное пробуждение прошло по ее просторам. И если бы не гонения со стороны РПЦ, а затем Советской власти, наша страна была бы святой страной…
Я понимаю, что в одну и ту же реку не входят дважды, что люди, подобные Весли, рождаются раз в сто лет, но все таки проповедовать евангелие – первейший христианский долг. И горе нам, если нами он не исполняется! Иисус говорил: «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мар.13:10). Апостол Павел свидетельствовал: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).
Дорогой Александр! Да поможет и вам Господь верить в евангелие, спасаться евангелием и свидетельствовать о нем! Лучше зажечь маленькую свечу, чем проклинать великую тьму. Лучше спасти одного грешника, чем ни кого! Делаете ли вы это? Я, например, стараюсь… Божьих вам благословений! В.С. Рягузов