Кто не может видеть Бога?

Кому не открывается Христос?

Если кто-либо войдет в зал для богослужений в нашей церкви, то  в поле его зрения сразу окажется библейский текст, написанный на фронтальной стене: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (Исаии 55:6). Выбор этого текста обусловлен не дизайнерской задумкой или простой прихотью, но огромным желанием  побудить людей искать Бога.

Мы призываем людей искать Бога, потому что это нравственная обязанность человека. Она намного важнее даже святой обязанности чтить отца и мать. Как невозможно назвать человека порядочным, если он не заботится о своих престарелых родителях, так  невозможно назвать порядочным того,  кто пренебрегает поисками Бога!

Мы призываем людей искать Бога, потому что Бог — единственный Спаситель от власти греха и ада. Он предлагает ищущим Его вступить с Ним в завет, в котором  берет на Себя обязательство быть Пастырем души до самой вечности.

Я читал в христианском журнале «Миссионер» об одном преподавателе биологии, который настолько спился, что был уволен с работы. Бедняга с высшим образованием мог найти себе только работу дворника в том же институте, где раньше преподавал. Случайно он встретил друга, который пригласил его на богослужение. Там вместе с женой, тоже преподавателем, он покаялся. Началась новая жизнь – трезвая и духовная… Директор института, увидев, что дипломированный дворник вновь приобрел человеческий облик, предложил ему научную работу. С этой работой он справился блестяще и, более того, написал и защитил диссертацию, став впоследствии профессором. Он любил говорить: «Вы видели, чтобы профессор становился алкоголиком? — Да! — А чтобы алкоголик профессором?» Мы приглашаем к Богу людей не для того, чтобы они стали учеными (хотя не имеем ничего против этого!), но чтобы человек пережил спасение!

Мы призываем людей искать Бога,  потому что нашедший Его обретает жизнь с избытком. Он входит в семью Небесного Отца – церковь – и находит в ней много возможностей для служения. Вышеупомянутый профессор стал впоследствии миссионером в Алтайском крае. Служить Богу намного лучше, чем вести научные исследования или защищать диссертацию. Ведь плоды служения – не тленные почести и научные звания, а спасенные для вечной жизни души людей.

Мы призываем людей искать Бога, потому что Он обязательно откроет Себя ищущим, ибо Он – Бог любви и милосердия. Он не отказал ни одному человеку в Своем внимании и помощи.

Эти простые причины побудили нас тридцать лет назад написать  на фронтальной стене дома молитвы призывный  текст. Кто посмеет усомниться в благородстве и верности мотивов этого призыва?  Никто! Но сейчас я приведу утверждение, способное в первое мгновение смутить и заставить усомниться в его справедливости: некоторым искателям Бога никогда не удастся Его найти!

Чтобы рассеять недоумение, обратимся к Евангелию от Луки, 9:7-9.

«Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал [Иисус], и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его».

Вот вам потрясающая история: царь Ирод ищет Христа, однако Христос не ищет Ирода и не хочет открыться ему. Тот, кто пришел взыскать и спасти погибших, «отказывается» от Своего призвания! Тот, Кто провозгласил «придите ко Мне все, труждающиеся и обремененные», «не желает» снять бремя вины с великого грешника!  Откуда это противоречие между словом и делом?..

Еще одно обстоятельство озадачивает: Христу представилась удивительная возможность встать под царское покровительство и благодаря этому заставить завистливых фарисеев и книжников сложить оружие, а Он от этой возможности отказывается!  А вдруг бы Ирод еще и покаялся, тогда вся страна  склонилась бы у ног Христа! Разве Библия не рассказывает об обращении к Богу царей? Разве не повествует она о духовном пробуждении всей нации? Однако Христос демонстративно пренебрегает  встречей с царем.   И на это у Него было, как минимум, три серьезных причины.

1. Христос не открывается тем, кто хочет использовать Его в эгоистических целях.

А именно по этой причине искал встречи с Христом хитрый царь Ирод Антипа!   Но поскольку в народе говорят: «Какова хата, таков и тын, каков отец, таков и сын», сначала посмотрим, что за человек был его отец, Ирод Великий. Библейский словарь В.П. Вихлянцева дает следующую справку: «Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 в. по РХ. В 47 г. до РХ после смерти Антипатра он был назначен  Юлием Цезарем прокуратором Иудеи  и вторгся туда с римскими войсками. В 37 г. до РХ он взял Иерусалим, изгнал Хасмонеев (последнюю династию  еврейских правителей) и сделался царем Галилеи и Иудеи. Он основательно перестроил храм  (точнее, н ачал его перестройку, которая продолжалась до времени Христа и позже (Ин 2.20)), стремясь привлечь симпатии ненавидевших его иудеев, но в то же время построил амфитеатр и ристалище (беговой круг), чтобы угодить римлянам. Это был грубый и жестокий человек. Он имел 10 жен, одну из которых убил вместе с двумя ее сыновьями. Еще одного из сыновей он убил перед самой своей смертью, а буквально за несколько дней до смерти в 3 г. до РХ собрал во дворец многих знатных людей со всего царства и дал тайный приказ убить их всех в день своей кончины, чтобы «не умереть не оплаканным» (этот приказ не был выполнен). Он умертвил всех детей в Вифлееме в возрасте до двух лет в попытке убить Младенца Христа (Мф 2.16). После смерти Ирода Великого все его царство было разделено между его сыновьями Архелаем, Антипой  и Филиппом».

Яблочко от яблони недалеко падает… Сын, Ирод Антипа, унаследовав от отца ¼ часть Палестины, унаследовал и многие его пороки. Христос назвал Ирода лисицей за стремление из всего извлекать для себя выгоду. Идя на поводу у похоти, он развелся с законной супругой и женился на Иродиаде,  жене своего брата Филиппа, проживавшего как частное лицо в Риме.

Чтобы не выслушивать гневных нотаций жены из-за обличительных речей Иоанна Крестителя, осуждавшего его новый брак, он посадил пророка в тюрьму.  Правда, он создал для него там сносные условия — его  могли навещать ученики и сообщать ему о делах  Иисуса Христа. Чтобы прослыть мудрым правителем, Ирод часто призывал Крестителя на беседу  и нередко следовал его советам (Мар.6:20).

Ради ублажения  непомерного тщеславия Ирод любил устраивать роскошные пиры и на одном из них в пьяном угаре пообещал приемной дочери Саломии исполнить любое ее желание. Он обещал это при всех участниках приема, и когда Саломия по совету матери попросила обезглавить Иоанна, царь чуть не потерял дар речи, – он и предположить не мог, какую награду попросит танцовщица. Однако чтобы не быть осмеянным за слабохарактерность, он повелел воину убить величайшего из святых.

Вот такой человек-выгода  искал встречи с Христом! Искал не ради спасения своей души,  но чтобы восстановить в глазах народа свою репутацию, безнадежно разрушенную казнью Иоанна Крестителя. Если бы Христос согласился прийти к царю, Он тем самым признал бы Ирода достойным человеком, а казнь Иоанна досадным недоразумением: «кто не ошибается?».   Христос не захотел быть участником греховной сделки и потому план Ирода не осуществился.

Однако судьба преподнесла через год с небольшим приятный сюрприз царю:  в страстную пятницу по приказу Понтия Пилата воины привели к нему Иисуса для разбирательств обвинений первосвященников и книжников. Царь обрадовался неожиданной встрече и задал Спасителю множество вопросов, но ответом на них было молчание. Тогда Ирод принялся издеваться над Иисусом, а затем решил использовать появившуюся возможность помириться с проконсулом Пилатом. И здесь он не мог упустить своей выгоды!  Ироду как политически, так и экономически было нецелесообразно ссориться с Римом.  Лука замечает: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лук.23:12).

Христос не заигрывал с властью. Как всеведущий Бог, Он знал, что политический Олимп – слишком грязное место для чистой души. Сами политики Ирод и Пилат показали это своими делами.

И по сей день воз остается все там же! Французский ученый 19 века Пьер Буаст писал: «…если насилие – это правая рука политики, то хитрость — ее левая рука. Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь».

Карл Маркс, идейный наставник большевиков, писал: «В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим дьяволом; нужно быть только уверенным, что ты проведешь дьявола, а не дьявол тебя».

Рональд Рейган, президент США в 80-х годах прошлого века, иронизировал: «Есть две самых древних профессии. Вторая – политика. Ее сходство с первой не вызывает сомнений».

Так будет до тех времен, пока Христос не установит Свое царство на нашей планете. Поэтому Христос никогда не пытался склонить власть на Свою сторону. Он признавал, что даже коррумпированная власть установлена  Богом и будет держать ответ на страшном суде за свои дела (Иоан.19:11)

Отказ Господа встретиться с Иродом богословы обозначили бы как «небрежение» о грешнике. Это значит, что Бог попустил нечестивому царю все более и более запутываться в любимых им грехах, но не позволил  ему манипулировать Божьей благодатью. Христос и сегодня Тот же. Он не откроется, тем, кто хотел бы использовать Его для своих корыстных целей. Проверим себя, не пытаемся ли мы делать то же самое?

Мы используем Бога, когда

-      не хотим жить по Его заповедям, но не отказываемся есть Его хлеб и пить Его воду;

-       не служим Ему, но просим Его о помощи и защите;

-       домогаемся Его даров ради удовлетворения наших амбиций

-      полагаемся на Его обетования, но не исполняем Его волю.

o       призываем Его наказание на тех, кто нам не угодил.

o       используем церковные деньги для увеличения собственного благосостояния

Все эти проявления Иродовых хитрости и лукавства особенно ненавистны Христу: «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему».(Прит.12:22) Хитрость делает человека похожим на сатану: «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе».(2Кор.11:3) Апостолы убегали от хитрости, как от гремучей змеи: «Но, отвергнув скрытные постыдные [дела], не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом».(2Кор.4:2)

Давайте подумаем вот о чем: не заражены ли мы какой-либо хитростью? Хитрить — значит лукавить, обманывать, вводить других умышленно в ошибки. Апостол Павел строго предупредил: «чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали».(1Фесс.4:6)

Не пытается ли кто-нибудь из нас использовать Бога для своих целей, вместо того, чтобы смириться и просить Творца: «Используй меня для Твоих целей»? Не Бог должен служить нам, а мы Богу, Он и без того творит нам много добра! Пусть опыт, выраженный автором древнего христианского песнопения, научит нас смиренному и бескорыстному отношению к Богу:

 

Дух Святой! Тобой, как силой, я стремился обладать.

Сердце жаждало, просило, как подарок, благодать.

Но моленья были тщетны, я, как прежде беден был;

И тогда, как Друг заветный, Ты со мной заговорил.

 

«Я един с Отцом и Сыном; Я твоей души Творец;

Кто же будет властелином: Я иль ты, земной гордец?

Пробудися в раскаяньи и, смирясь, молись опять,

Чтоб твой Царь, придя в сиянье, мог тобою обладать».

 

И в груди зажегся пламень, пал я, с трепетом дыша,

И растаял в сердце камень, и молилася душа:

«Я всего себя всецело, Дух предвечный, отдаю;

Будь царем души и тела, утверди в них власть Свою».

 

И Дух вечный в те мгновенья светлый лик мне Свой явил;

И Он снял венок мученья, радость в сердце мне вселил.

И с тех пор Он помогает мне, как Друг, в беде земной,

А в печали подкрепляет, как Утешитель благой.

 

Как Учитель, наставляет Он на истину меня,

Как Хранитель, избавляет от греховного огня.

Если враг мой наступает, Он приходит в тот же миг,

Силой дух мой исполняет для побед Его святых.

Воистину, Бог открывается смиренным!

 

2. Христос не открывается тем, кто не принимает обличений.

Царь Ирод унаследовал от отца не только имя и гены, но и отвратительные наклонности. Он сделал в жизни много ошибок. Но две из них были особенно трагичны – прелюбодейный брак и убийство невинного пророка из-за прихоти приемной дочери. Бог видел это и не молчал. Он обличал нечестивого царя.

 

Бог обличал Ирода через праведного человека.

Никто не смел сказать ни слова о грехах нечестивого царя. Первосвященники как воды в рот набрали, хотя их долг заключался в обличении греха.  Они прекрасно понимали, что попытка обличить Ирода может обернуться не только потерей положения,  но и самой жизни.  Однако Иоанн Креститель не смолчал! «Ты не должен иметь жену брата твоего»! – бесстрашно заявил он царю. Обличение было личным и конкретным, как говорится, не в бровь, а в глаз. Иоанн не говорил намеками, не краснел от стыда, с трудом выдавливая из себя: «по моему, ваше величество, вы изволили немного ошибиться… Нет ли у вас возможности чуточку исправиться? Нет? Ну, тогда подождем…» Иоанн был гласом Божьей истины и называл грех преступлением, а не «проблемой» или «временной слабостью».

К сожалению, царь больше прислушивался к голосу своей сожительницы Иродиады, чем к голосу Бога.

 

Бог обличал Ирода через Слово Божие.

Обличая Ирода, Иоанн высказывал ему не свое мнение относительно его брака, но учение Священного Писания.   Однако Ирод пытался заставить Слово Божие замолчать, хотя оно возвещало ему «не прелюбодействуй!», хотя угрожала ему смертью за этот вопиющий грех.  И по сей день Писание является важнейшим средством в обличении греховного поведения человека, которым ни в коем случае нельзя  пренебрегать! «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Человек, отвергающий Писание, не может рассчитывать на встречу с Христом.

 

Бог обличал Ирода через совесть.

Когда слух о чудесах Христа достиг царя, он встревожился, подумав, что Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Совесть вновь напомнила ему о свершенном грехе убийства пророка. Епископ Райл замечает: «Совесть от рождения есть у каждого человека. Не забывайте об этом. И хотя все мы приходим в этот мир падшими и безнадежно нечестивыми, Бог позаботился о том, чтобы оставить свидетельство о Себе в нашей душе. Совесть без Святого Духа — это слепой проводник, она не может никого спасти, не может привести ко Христу, но она может «сжечь» и растоптать своим каблуком. Она есть у каждого, обвиняющая или извиняющая. Писание и опыт доказывают это (Рим. 2:15)». К сожалению, Ирод подавил эти обличения совести,  и его жизнь  потекла в прежнем направлении – все к большим грехам.

 

Бог обличал Ирода через несчастия.

Оскорбленный отец первой жены – царь Арета —  нанес военное поражение Ироду. И это произошло не без Божьего содействия. Иосиф Флавий пишет об этом так: «Некоторые иудеи считали, что разгром армии Ирода был следствием вмешательства Бога и, совершенно справедливо, наказанием за то, что он причинил Иоанну, которого называли Крестителем. Спасло Ирода только то, что он призвал на помощь римлян…». И снова со стороны Ирода не последовало никаких извинений.

Здесь очень важный урок для всех: если мы пренебрегаем обличениями, наше сердце ожесточится и утратит способность к осознанию греха и раскаянию в нем. «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».(Евр.3:13) Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, «доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». (Евр.3:14,15)

Исповедание греха, сокрушение о грехе, борьба с первыми признаками ожесточения – необходимое условие сохранения нашей духовной жизнеспособности. Если вы жалуетесь на духовную засуху, на то, что Господь в Духе не является вам, возможно, причина в том, что вы пренебрегаете Его обличениями. Писание многократно увещевает нас правильно относиться к ним:

«Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Пр. 15:5).

«Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Пр. 19:20).

«Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых» (Ек. 7:5).

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Пр. 3:11).

«отвергающий обличение блуждает» (Пр. 10:17).

«кто ненавидит обличение, тот невежда» (Пр. 12:1).

«Отвергающий наставление нерадеет о своей душе»; (Пр. 15:32).

«Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления» (Пр. 29:1).

 

3.Христос не открывается тем, кто медлит с покаянием.

Правильные обличения требуют правильного отклика – покаяния! Однако ничего подобного со стороны Ирода не последовало! Царь прекрасно знал, что виновен во многих грехах, но не раскаялся ни в одном из них! Он с удовольствием слушал Иоанна, но так и не принял решения начать новую жизнь…

Он не обличал себя в конкретных грехах: «Зачем я искал во всем своей выгоды? Зачем я отбил у брата  жену? Зачем пренебрег словом Божьим? Зачем  посадил в тюрьму пророка Иоанна? Зачем злоупотреблял алкоголем? Зачем  был столь тщеславен? Зачем любил танцы?»…

Он не сказал в сокрушении: «Как же я запутался в своих беззакониях! Господи, помоги мне оставить грех!»

Он не произнес с надеждой: «Если это воскрес Иоанн, я буду просить у него прощения»…

 

Ефрем Сирин верно говорил: «Но если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что ты знал, как оно хорошо, и предпочел ему грех. Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанинской к Богу, Отцу Своему»

Каждый находит свою причину, чтобы не торопиться с покаянием: «еще успею, когда достаточно нагрешу покаюсь, чтобы за семь бед дать один ответ», «еще не созрел», «боюсь, что не устою», «каяться нужно основательно». Все эти отговорки неприемлемы для Бога. Вы не имеете права медлить с покаянием, ибо Бог повелел всем людям повсюду покаяться.

Неужели вам не в чем каяться? Разве вы любите Бога всем сердцем? Разве готовы с радостью отдать за Него жизнь? Разве любите ближнего, как самого себя? Разве достойно святите день Господний? Разве почитаете, как должно, отца и мать? Разве не убивали словом или ненавистью? Разве не прелюбодействовали, взирая с вожделением на женщин? Разве никогда не присваивали чужое и не лгали? Разве не желали чужого? Увы! Большинство из живущих виновно по всем пунктам и имеет серьезные причины для покаяния! Однако они медлят из года в год, из месяца в месяц, из недели в неделю, изо дня в день… И потому им никак не открывается Христос, и потому оказываются для них недоступными блага этого откровения.

Тот, кому открывается Христос, становится новым человеком, – грехи его прощаются и удаляются так, что и следа от них не остается!  Святой Дух поселяется в душе, производя в ней чудесный плод радости и мира. Человек становится чадом Божьим, наследником вечной жизни.

И, напротив, нет слов, чтобы описать несчастие грешника, которому  не открылся Христос! История Ирода  наглядно убеждает в этом самого недоверчивого скептика.

Несколько лет спустя Ирод со своим другом Понтием Пилатом устроил гонения на апостольскую церковь в Иерусалиме. В Писании сказано, перед падением возноситься сердце человека. Это и произошло с Иродом. Евангелист Лука сообщает: «Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от [области] царской. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: [это] голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось» (Деян.12:20-24). Вот она, Божественная ирония: Ирод позорно умер, а Слово, которым он пренебрегал, живет и побеждает. О, если бы люди уразумели эти суровые уроки и начали искать лица Божьего не ради приобретения каких-то благ, а ради того, чтобы стать послушными и добрыми слугами Иисуса Христа! От таких искателей Он никуда не скроется, но непременно даст им найти Себя!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ