Научи нас молиться

Господи! Научи нас молиться публично!

Евангелист Лука повествует: «Он в одном месте молился, и перестал»… (11:1). Христос молился не только наедине, но и прилюдно. Он не стеснялся показать свою зависимость от Небесного Отца. Обычно Христос был краток в общественных молитвах. И в этой молитве Он не был пространен — «молился и перестал». Не сказано, что Господь молился и не мог окончить, как иногда случается у некоторых набожных христиан (когда, кажется, после продолжительного перечисления благодарностей и прошений они, приблизились к заветному «Аминь», вдруг пришедшая на ум новая нужда или благодарность отправляет их на второй или пятый круг). Когда Христос завершал Свою общественную молитву, ни у кого не вырывался вздох облегчения: наконец-то окончил! Слушателям хотелось бы слушать и слушать бесподобно глубокую и живую молитву.

Немало христиан стыдится молиться вслух. Особенно этим страдают мужчины. Одни стесняются своей неспособности складно выражать мысли, другие боятся показаться слабыми, прося что-либо у Бога (мол, настоящие мужчины все делают сами!), третьи вообще не испытывают к молитве каких-либо побуждений.

Лучший способ победить этих великанов страха и безразличия – молиться. Своим примером Христос показал, что молитва – самое что ни на есть мужское занятие и в нем нужно преуспевать. Во времена земной жизни Иисуса Христа мужское лидерство обуславливалось не столько духом патриархальной культуры, в которой мужчины играли ведущую роль, сколько библейским духом. А согласно Библии мужчине — глава Христос, с Ним и должна работать у мужчин прямая и устойчивая связь.

Все мужчины, чем- либо прославившие Бога, были молитвенниками. Отец веры Авраам был человеком ходатайственной молитвы. Ему под стать оказался его сын Исаак, двадцать лет молившийся о жене, чтобы она стала матерью. Молитвенником был Иаков, сын Исаака, и его слова — «не отпущу, пока не благословишь меня» (Быт.32:26), стали молитвенным девизом многих верующих. Псалмы плача и хваления были написаны мужчинами -Моисеем, Давидом, Соломоном, Асафом, сыновьями Корея. В Новом Завете Павел повелевает мужчинам молиться в церкви, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим.2:8).

Мужчина должен быть лидером не только в материальной сфере, но и в духовной. Материальная деятельность придает широту его натуре, молитва же дарует ей глубину. Если стихает мужская молитва, сохнет сердце мужчины, за ним увядает семья, увядает церковь. Мужчины! Пусть вашей тайной молитвой станут слова Давида: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою!» (Пс.50:17). А вашей явной молитвой пусть будет краткая молитва в церкви!

Когда тот ученик просил Христа научить молиться, он, несомненно, имел в виду и публичную молитву. Место публичной молитвы — это, прежде всего, ваш дом. Ваши домашние должны слышать вашу молитву. Молитесь с вашей женой и вашими детьми. Когда вы садитесь вкушать пищу, отправляетесь на работу, завершаете день — сопровождайте это публичной молитвой.

Также место публичной молитвы – дом молитвы, домашняя группа, больничная палата, общение верующих на лоне природы, тюремная камера. Ю.С. Грачев, автор книги «В Иродовой бездне», не отпускал без молитвы ни одного гостя. То же самое делал мой незабвенный друг Иван Адамович Тоги, написавший «Прощение освобождает». Когда я бывал у него в гостях, мы, как правило, завершали наше общение продолжительной, коленопреклоненной молитвой. Чем больше публичных молитвенников, тем богаче церковь!

Господи! Научи нас молиться, переживая общение с Тобою!

К небу возносится невообразимое число бестолковых молитв. Так было и во дни Христа: язычники молились бестолково, ибо рассматривали молитву как заклинание. Фарисеи молились бестолково, ибо надеялись быть услышанными за свою праведность.

Подобное происходит и в наши дни. Множество христиан молятся бестолково, потому что сомневаются в Божьих обетованиях и Божьем милосердии.

Спрашиваю как–то одну женщину:

- Вы верите, что Бог простил вам грехи?

- У меня их слишком много, захочет ли Бог простить?

– А молитву «Отче наш» знаете?

– Кто же ее не знает! Каждый день ее произношу.

- А для кого же Спаситель поместил прошение: «оставь нам долги наши», если не для нас? Если бы Бог не хотел прощать, стал бы Он учить нас этой молитве?

Хуже всего (о, неуемная религиозная изобретательность!) когда молитву делают средством наказания. Так в сентябре 2009 года «Новая газета» опубликовала статью о Вале Перовой, послушнице, сбежавшей из Свято-Богословского монастыря. Корреспондент пишет:

«Вале скоро 17, но выглядит она как 13-летний подросток. Я спрашиваю, чем бы она хотела заниматься, когда окончит школу? Валя отвечает: «А я не знаю. Понимаете, я себя совершенно не знаю. Нам в монастыре говорили: «Вот вы думаете, что вы хорошие? А вы — твари и должны молиться о прощении…».

В монастыре жить было трудно, наказывали очень строго, почти ни за что. Посмотришь не так, воспитателю не понравится, может дать очень много поклонов земных, тысячу без отдыха делать, поставить на неустойчивый стул на всю ночь молиться. Спокойно могут лишить еды на день или на три дня. Бьют ремнем с пряжкой до синяков. А если в комнату зайдешь без Исуповой молитвы, то тысячу раз заставят открывать и закрывать дверь и при этом читать молитву. Ходим на службу каждый день, хочешь ты или не хочешь, все равно заставят идти. Стоять было очень тяжело, службы длинные по 4 часа, а стоять надо, не шелохнувшись. Из-за этого у многих девочек больные ноги и у меня тоже. Врач запретила стоять больше 30 минут, но мы все равно стояли.

Летом мы работали на поле, а поле большое — 4 гектара (это детское поле). Работало нас немного, 20 человек девочек. Работали с 6-ти утра до 8 вечера. Уставали очень сильно, нас постоянно подгоняли, а ночью поднимали в 12 часов, и мы полтора часа вместе всей группой молились, а кто засыпал стоя, тех выгоняли в коридор на всю ночь молиться. Мне и еще одной девочке, Веронике Суриной, все надоело, и мы решили сбежать с монастыря».

Как явствует из рассказа, молитва в монастыре из средства общения с Богом была превращена в средство наказания. Худшего применения молитве вряд ли можно найти: после такого «обучения» открывается прямая дорога в «Союз воинствующих безбожников»! Если бы воспитатели руководствовались Библией, они поступили бы по — другому!

Согласно Библии, молитва есть самая желанная на свете встреча — встреча человека с Богом. Именно ощущение встречи с Богом рождает умиление, а умиление производит молитвенные слова, согретые жаром сердечной любви.

Этой встречи с Богом постоянно искали пророки. Давид просил: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя в святилище» (Пс.62:2,3).

Пророк Исайя взывал: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» (Ис.26:9).

Шотландский проповедник 18 века Роберт Макчейн был молодым человеком, однако, уровень его молитвенной жизни был необычайно высок. Его друг писал о нем: «…этот человек…вступил в тайные места пребывания святости Божьей, и поэтому в его словах «святой Отец» слово «Отец» включало в себя целый мир! Бог являлся Отцом этого человека. По тому, как произносилось это слово, вы могли увидеть и почувствовать, что этот человек – сын Бога!.. Но, кроме всего этого, какие звучали прошения! Как они были богаты, полны и духовны. Каждая фраза и слово были библейскими, а вся молитва, казалось, была новой главой из Библии…».

Пастор Макчейн был продвинут в молитве по той причине, что просил Господа научить его молиться и боролся за чистоту своего сердца. В 23 года он писал: «есть ли в моем сердце желание сделаться полностью святым? Нет ли там греха, который я хотел бы утаить? Господи, Ты знаешь все – Ты знаешь, что я ненавижу всякий грех и хочу стать похожим на Тебя!».

Господи! Научи нас молиться действенной молитвой!

Молитва Христа также мощно воздействовала на сердце человека, как и проповедь. Безымянный ученик был так впечатлен молитвой Иисуса, что взмолился о том, чтобы научиться молитве. Настоящая молитва никого не оставляет равнодушным и не бывает тщетной.

В течение первых четырех столетий христианская церковь была сильна молитвой. Ириней Лионский, крупнейший богослов второго века писал:

«Они [еретики] не могут воскресить мертвого, как воскрешали Господь и апостолы своей молитвою или как часто случалось, что когда среди братьев возникала нужда, то вся поместная Церковь пребывала в посте и усиленной молитве, и душа умершего возвращалась: человек был дарован по молитвам святых».

Когда христианская церковь стала государственной во временя Константина, этот огонь молитвы почти погас, сменившись формальным произношением молитвы священниками. Во времена духовных пробуждений огонь действенной молитвы вспыхивал вновь, вызывая неподдельный интерес людей.

Когда полковник царской армии Василий Александрович Пашков узнал, что его жена пригласила в дом благовестника лорда Редстока, он небрежно заметил: «Какая пошлость! И охота людям слушать бессмысленного болтуна!». Однако во время молитвы этого благословенного мужа Божьего Пашкову открылось его состояние пред Богом. «Был день в моей жизни, — писал позже В.А. Пашков в письме русскому послу в Париже,- когда я увидел себя осужденным пред престолом суда святого Бога, ненавидящего грех. Слово Его при действии Духа Святого достигло меня и пробудило мою совесть».

Этот человек впоследствии много сделал для развития евангельского движения в России, за что был изгнан из страны по указу императора. Однако дело Божие не встало: искренние молитвы верующих продолжали приводить людей к спасению.

Ныне существует опасность угашения пламени молитвы как в церкви, так и в наших домах через обольщения суетой или незаконными наслаждениями.

Один известный актер на время съемок фильма о священнослужителе воздерживался от алкоголя и никотина, потому что ему нужно было войти в роль. Некоторые христиане следуют этому методу, «освящая» себя перед воскресным днем или перед хлебопреломлением, а в остальные дни живут, как язычники. Как может пребывать дух молитвы в их сердцах?

Нам нужны мужчины и женщины, которые начали бы усердно просить: «Господи! Научи нас молиться действенной молитвой, чтобы слыша молитву Твоего Духа в нас и через нас, люди испытывали бы Твое целительное прикосновение!».

Господи! Научи нас молиться под Твоим руководством!

«…научи нас молиться…» (Лк. 11:1). Ученик не знал, как самостоятельно взойти на вершину молитвы и просил о руководстве в этом важном деле. Он сослался на опыт Иоанна Крестителя: «Если Иоанн научил своих учеников, почему бы Тебе не научить нас?» Мы могли бы перефразировать эту просьбу: «Господь! Столько людей ты сделал молитвенниками, неужели не можешь приобщить к ним и меня?»

Научить молиться под руководством Божьим – значит, молиться о побуждению и руководству Святого Духа, когда Он дает молитве вдохновение, тему, слова и сверхъестественное влияние, чтобы она несла наставление, утешение и обличение и молящемуся и слушающим его.

Когда в начале 20 годов И.С. Проханов выступил на православном съезде с воззванием от имени евангельских верующих, многие священники обратились к нему с просьбой переписать произнесенную им молитву, потому что она им очень понравилась. В ответ Иван Степанович развел руками: никак не могу помочь — молитва была дана Богом, а не выучена наизусть.

От молитв, дарованных Богом, не устанешь, ибо они пронзают сердце и вызывают желание молиться.

Все это ученик понял, слушая молящегося Христа. Его сердце зажглось желанием научиться молиться, и он сказал об этом Христу. Ответил ли Христос на это желание? Несомненно! Кажется, Он только и ждал этой просьбы и ныне миллиарды людей на всех континентах молятся по данному Христом образцу. Нельзя не согласиться с епископом Райлом: «И хотя мы не знаем, кто был тот ученик, весь мир будет помнить о том, что он сделал».

Благоговейно прочитаем эту молитву молитв!

«Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». (Лук.11:2-5)

Возможно, ученики ожидали услышать от Иисуса Христа о каких-то неведанных ранее молитвенных методиках. Однако Он высказал идеи, которые были в некоторой степени уже им знакомы. Культурно-исторический комментарий Нового Завета сообщает: «Иудеи обычно обращались к Богу в молитве со словами: «Отец наш небесный», хотя изредка были и такие нежные обращения как «Авва» (папа; см. коммент. к Мк. 14:36). Одна из типичных еврейских молитв того времени (каддиш) начиналась словами: «Да прославится и святится Его… имя… да грядет Его царство».

Господь показал, что суть молитвы не сводится к определенной формуле. Этому нашлось бы, по крайней мере, три причины.

Прежде всего, формулы легко превращаются в магические заклинания, как у язычников. Вышеупомянутый комментарий сообщает: «Греки в своих молитвах перечисляли как можно больше титулов божества в надежде, что это привлечет его внимание. Молясь, язычники обычно напоминали о своих добрых делах и принесенных жертвах, пытаясь заставить божество исполнить обязательства, предусмотренные взаимным договором».

Далее, застывшие формулы не отражают сути отношений с Небесным Отцом, наполненных импровизацией, нежной любовью и непосредственной искренностью.

И, наконец, одна и та же молитвенная формула никак не охватит весь спектр человеческих переживаний. Разве вы станете читать молитву «Отче наш», отправляясь в церковь или на ответственную встречу, или у гроба любимого человека?

В своем поучении Христос оставил принципы, которые должны быть положены в основу молитвенной жизни. Это как в музыке: вы можете без знания музыкальной грамоты научиться играть «Собачий вальс» или «Чижик — пыжик». Но это не значит, что вы играете настоящую музыку. Настоящая музыка неизмеримо богаче. Ее можно сыграть, усвоив принципы музыкальной грамоты под руководством опытных педагогов.

Молитва как главное дело жизни, как средство Божьего влияния на мир, как источник укрепления и утешения, тоже является результатом верного применения принципов, данных Иисусом Христом.

(Продолжение следует…)

 

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ