У меня до сих пор сохранилась небольшая книга Торрея «Дух Святой, Его сущность и действия», подаренная моим пастором Андреем Евтихиевичем Клименко пятьдесят с лишним лет тому назад. Она написана простым языком и излагает библейское учение о Святом Духе и о том, как быть наполненным Им. Торрей рассказывал, как Дух Святой помогал ему в проповеди, в душепопечениии, в перенесении смерти дочери, в бессоннице и прочих жизненных ситуациях. Я узнал, что Дух Святой — это не безликая сила, наподобие электричества, а Божественная личность, обладающая разумом, чувством и волей.
Вскоре после прочтения этой книги молодежь церкви посетила небольшую церковь в Оренбургской области, где я пересказал понравившиеся мысли Торрея о личности Святого Духа. После меня на кафедру взошел старец и принялся убеждать слушателей, что Дух Святой никакая не личность, а просто Божия сила. Я понял, что идеи Торрея слишком необычны для российской глубинки.
Теперь мы живем в то время, когда нам доступны лучшие книги по систематическому богословию, и мы можем с их помощью осмыслить и принять библейский взгляд на сущность и дела Святого Духа.
О самом важном деянии Святого Духа, без которого не было бы церкви, апостол Павел говорит в 12-13 стихах 12 главы. Всего два предложения, но их важность трудно переоценить!
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
Первое послание к Коринфянам 12:12-13
Святой апостол говорит о четырех составляющих удивительного дара крещения Духом.
-
Крещение Духом Святым — план Иисуса Христа
«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
Эти слова «так и Христос» указывают на Того, Кто задумал крещение Духом Святым! Спаситель решил стать глубоко причастным к искупленным Своей Кровью. Он мог бы их просто спасти и отослать от себя в рай, как врач, спасший больного, отправляет его домой или в санаторий. Однако Он решился на великое - связать Себя с нами так же крепко, как члены тела связаны друг с другом посредством мышц, связок, нервов, сосудов. Это связь не механическая, но живая, органическая. Мы не беспомощные протезы на теле Христа, но приращенные к Нему через крещение Духом живые члены.
Бог редко свершает важные события внезапно. Обычно Он возвещает о них через пророков. Так и здесь о крещении Духом Святым впервые начал говорить Предтеча Христа — Иоанн Креститель. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;» (Мат. 3:11). Крещение водою, производимое пророком Иоанном, было незабываемым для людей, ибо сопровождалось глубоким волнением от исповедания грехов, слезами и последующим умиротворением в сердце! Покаяние словно очистительная гроза освежала атмосферу души, прибивала в ней пыль суетных желаний, насыщала влагой радости.
Однако крещение Духом — более значимое событие, чем крещение покаяние. Оно настолько же важнее крещения водой, насколько Христос превосходит Иоанна и Дух Святой превосходит физическую воду. Оно свершается всего один раз в жизни.
Понимал ли апостол Иоанн смысл крещения Духом? Или он только пророчествовал о нем? Я думаю, Иоанн глубоко понимал смысл крещения Духом. В одной из своих проповедей он пророчествовал: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться.» (Иоанна 3:29-30). Под женихом Иоанн имел ввиду Христа, себя же видел его другом. А кто же тогда невеста жениха? Скрывалось ли за этим образом нечто конкретное? Новый Завет открывает нам, что невестой Иисуса Христа является церковь. С ней связал навечно свою судьбу Христос. Во Христа погружает Святой Дух верующих.
- «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.» 2 Кор. 11:2
- «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.» (Еф. 5:25-32)
Но я хотел бы остановиться на удивительном описании Невесты Христа в книге Откровения в 20 главе:
«И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца». Что бы мы приготовились увидеть после слов - покажу тебе невесту агнца? Ослепительной красоты деву, идущую навстречу жениху? Однако вместо ослепительной девы Ангел показывает Иоанну Богослову небесный город. И этим показано, что невеста Христа это собирательный образ сообщества спасенных народов. «И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца».
Символика городской стены с воротами богата смыслами. Во-первых, вход в вечный и славный город контролируется ангелами. Они стоят над воротами. Они не допустят попасть туда чужакам — нераскаянным грешникам. Ангелы рады только покаявшимся. Во-вторых, на воротах написаны имена израильских патриархов. Это говорит о важной роли Израиля в осуществлении плана спасения. Христос сказал: спасение от иудеев. Они избраны, чтобы дать миру слово Божие, от них произошел Спаситель мира Христос, от них пошла церковь. В послании римлянам Павел сравнивает Израиль с благородной, калиброванный маслиной, а язычников с дикой: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,» (Рим. 11:17). Таким образом, через веру во Христа дикие язычники были привиты к святому остатку Израиля на место отпавших евреев. Отсюда важный вывод: древо спасенных одно! Мы не должны думать, что спасенные до потопа — один сорт верующих, после потопа в лице Авраама появился второй сорт верующих, после дня Пятидесятницы третий сорт. У Павла мы видим концепцию одного дерева спасенных, где к евреям привиты язычники, а корнем же этого древа является Иисус Христос.
У Христа одна невеста — верующие всех времен и народов. И это подтверждает символика небесного Иерусалима. 12 ворот на северной, восточной, западной и южной частях города свидетельствуют о множестве спасенных со всех частей света. Иисус подтверждал это: «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.». (Луки13:29). Таким образом, церковь — интернациональное образование. В ней представлены спасенные всех континентов.
У одного толкователя я нашел поэтический взгляд на небесный Иерусалим: пришедшие с востока, где начинается день, это люди в ранние годы жизни познавшие Христа. Северные ворота символизируют тех, кто приходит к христианству через интеллектуальные размышления. Южные ворота могут символизировать людей, движимых чувством любви к Иисусу Христу. На западе заходит солнце и умирает день. Эти ворота могут символизировать тех, кто пришел ко Христу на закате своих дней.
Помимо того Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Основание это то, что полагается первым, на чем зиждется все строение. Казалось, на фундаменте городской стены должны быть написаны имена патриархов, ибо они жили прежде, а на воротах имена 12 апостолов, которые жили столетия спустя.
Но Бог не ошибается. Он показывает, что Евангелие искупления, которое проповедовали апостолы, предшествует всему и является истинным основанием спасения. В Божьих планах Агнец Божий был заклан прежде создания мира. Христос сказал апостолам: «… блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.» ( Луки 10:23-24 ).
Пророки понимали, что благодать является основой спасения, а не закон совести или закон Моисея. Они спасались верой в Христа грядущего.
Обратим внимание на размеры города, где будут жить спасенные. «Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены́ его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела».
Кубический город был громадных размеров — каждая его сторона составляет 2400 километров. Если бы каждому жителю полагалось бы по 50 кв. метров площади, то в нем могло бы свободно поместиться 10 млрд. человек. Эти размеры показывают, что небесная церковь будет огромной по своей численности.
Нам будет приятно находиться в столь великой Божьей семье.
«Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец». Земной храм был местом, который только напоминал о Боге и призывал к поклонению. В небесах такое напоминание излишне, поскольку спасенные будут жить в непосредственном Божьем присутствии и наслаждаться им. Они будут знать Бога так, как Он знает их. Общение церкви с Христом будет почти на равных. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет». Писание говорит, что Бог не нуждается в отдыхе. Он не спит и не дремлет и творит все новое. Поэтому в ночи, как времени отдыха, надобности у церкви не будет. В небесах вечный день и Невеста Христа будет соучаствовать в творчестве Бога.
«И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.» (Откровение 21:9-27)
Подвиг Церкви на Земле не забудется и в небесном Иерусалиме. Все славное и прекрасное будет увековечено. Мы не знаем, как это будет выглядеть, но Бог позаботиться, чтобы ничто не было забыто: «ибо не праведен Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» ( Евр.6:10).
Таким образом, небесный Иерусалим являет собой Невесту Агнца, которая состоит из огромного числа представителей разных народов, имеет своим основанием Евангелие благодати, возвещенное апостолами, и крещена Духом Святым. В этом состоял план Иисуса Христа.
2. Крещение Духом делает верующих членами тела Христа
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело,
Выражение «Ибо все мы» означает, что благодаря крещению Духом все верующие стали частью Христа. У Христа не может быть двух тел — одно крещенное Духом, другое — нет. Крещение Духом происходит во время возрождения свыше и свершается однократно. Кто возрожден Духом, тот и крещен Им. Исключений из этого правила нет. А вот исполнение Духом это повторяющееся событие, которое может сопровождаться или не сопровождаться особыми чувствами.
Каждый крещенный Духом занимает в Теле Христовом уникальное место и несет уникальную функцию. Мы не имеем права судить о значимости кого-либо лишь по внешним проявлениям: тот, кто занят в публичном служении, важнее того, кто в нем не задействован. Павел не напрасно прибегает к аналогии тела, чтобы объяснить этот вопрос.
В нашем теле насчитывается 79 органов, 25 тысяч генов, 30 триллионов клеток. И все они нужны на своем месте. И многие из них невидимы и функционируют без шума и скрипа на благо всего тела. Но как только что-то выходит из строя, организм это сразу ощущает Возьмите, к примеру, барабанную перепонку в ухе. Она невидима глазу и совсем небольшая — около 10 мм в диаметре и 0,1 мм в толщину. Она не просит кушать, как желудок, но если порвется, человек теряет слух. А жизнь без слуха очень тягостна. Или вспомните хрящевую прокладку в коленном суставе, которая обеспечивает скольжение суставных поверхностей. Как только она износится, становится трудно ходить от боли. Еще один пример: мутация одного из невидимых глазу генов приводит к болезни старения детей — прогерии, когда тело превращается в старческое, и подросток умирает в 15 лет от старческих болезней. Поломка всего одного из 25 тысяч генов приводит к такой беде! Выходит, самые важные органы те, которых мы не видим.
Так и в церкви Христовой есть заметные своим служением пастыри, дьяконы, проповедники, учителя воскресной школы, хористы, гедеоновцы и есть скромные и незаметные члены. Они-то подчас наиболее важные. Они словно сухожилия и хрящи в теле, словно эндокринная система, обеспечивающая рост и развитие организма. Мы знаем о значении десятка органов, но не ведаем о значении 69! Только специалисты знают об их важности. Так и подлинная значимость каждого из нас доподлинно известна только Богу, но одно можно с уверенностью сказать: лишних и бесполезных членов в теле Христовом нет.
3. Крещение Духом преодолевает национальные и социальные различия.
Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
Крещение Духом Святым приносит духовную напоенность верующим. Их сердца орошаются Им как Эдемский сад был орошаем паром от Земли. Крещенный Духом человек подобен дереву, посаженному у потоков вод. Эта привилегия дается всем, невзирая на социальные и национальные различия.
Верующий человек — жаждущий Святого Духа человек.
В его душе живут желания, выраженные в песни:
Поток с дарами Бог льет над нами; Его я знаю, Его желаю, Отец! Твое ведь чадо я. Святого Духа так жажду я!
В труде ль, в покое твержу одно я: Нигде нет счастья, везде ненастье, Когда Творца не славлю я; Святого Духа так жажду я!
Мой долг учиться, и грех лениться; Есть долг важнее, — всего сильнее Любить Того, Кто спас меня. Святого Духа так жажду я!
Он — жизнь живущим, ветвям растущим Дает Он соки. О Бог высокий! К лозе Своей привей меня. Святого Духа так жажду я!
Тогда в сознанье блеснет сиянье; Цветы зардеют; Плоды созреют Тому, Кто дал нам шум ручья. Святого Духа так жажду я!
- Дух Святой дает утоление жажды по Богу.
Деяния апостолов повествуют о римском офицере Корнелии. Он страстно искал Бога, молился день и ночь, чтобы утолилась жажда его души о принятии Им. Ему явился Ангел и повелел позвать апостола Петра, чтобы получить наставление. Во время проповеди Дух Святой сошел на язычника Корнилия и его домашних и все они получили спасение и вошли в сладость общения с Богом. Социальные и национальные барьеры были разрушены крещением Духа — еврей Пётр и язычник Корнилий обнялись как братья.
- Дух Святой утоляет жажду по отношениям
Вы помните евангельское описание встречи Христа с самарянкой. Эта женщина пыталась удовлетворить жажду души отношениями с мужчинами. Однако ни в ком не могла найти героя. Все были не такие как надо.
И вот Христос открыл ей, что на самом деле ее главная нужда не в отношениях с новыми мужчинами, а во Святом Духе. « кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.» (Иоанна 4:14).
Женщина пыталась духовную жажду души удовлетворить погоней за физическим счастьем и терпела неудачу. Жажду души по отношениям утоляет только Святой Дух. Евангелие повествует, что падшая самарянка сделала самое лучшее дело для жителей своего города, за которое они были ей признательны, — познакомила их со Спасителем мира Христом. Если ранее она стыдилась людей, то теперь стала их лучшим другом.
- Дух святой утоляет жажду по духовной жизни
У крещенных Духом людей новая миссия — молиться Духом, исполняться духом, поступать по духу, свидетельствовать духом, умерщвлять духом дела плоти, радоваться в духе, пламенеть в духе, устроятся в жилище Божие духом…
Как трава растет после дождя, так и духовный рост происходит от орошения души Святым Духом. Он открывает нам жизненное призвание — нашу роль в теле Христовом, он освящает нас и общается с нами.
Дух Святой напояет нас познанием Христа. Мы знаем, что ради Него нам прощены грехи и дарована вечная жизнь. Он напояет нас истинами Библии о Боге, тайнах духовной жизни, о конечной участи людей. Он напояет нас желанием служить церкви и миру. Он напояет нас желанием освящения и победы над грехом.
Основной отличительный признак христианства — устремленность к духовному, а не плотскому.
«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.» (Римлянам 8:5-9).
Дорогой Друг! Если ты не стал учеником Христа и не крещен Духом, ты не принадлежишь Богу. Более того, ты враждуешь с Ним и Евангелием и движешься навстречу вечной смерти. Твое положение очень опасно. Зачем губить себя? Покайся в грехах здесь и сейчас и тогда Святой Дух крестит тебя в Тело Христа и ты обретешь свое настоящее предназначение.