Проблема разводов в церкви

Развод Эмоциональная и физическая отчужденность супругов — симптом тяжелой болезни, которая зачастую заканчивается разводом.   Развод — это трагедия, в которой зачастую виновны, пусть в разной степени, обе стороны.  Некто сказал: «Абсолютное большинство браков разваливается из-за женской глупости. Из-за мужской глупости они создаются».  По данным Единой межведомственной  информационно-статистической системы «в 2021 году в России распалось 70 % браков, в 2020 году 73 %. Для сравнения, 30 лет назад данное соотношение было равным 42 %, а 70 лет назад распадалось всего лишь 4 % брачных союзов.  На первом месте среди причин развода  стоит бедность – 33% опрошенных; взаимное непонимание — 15%; неверность одного из супругов — 10%. Далее идут отсутствие общих интересов и отдаление друг от друга; разногласия в вопросе распределения домашних обязанностей; проживание на одной территории с родственниками мужа или жены, а также их активное вмешательство в жизнь молодой пары; сексуальная несовместимость; нежелание или невозможность иметь детей; домашнее насилие; зависимость от алкоголя, наркотиков, азартных игр».

                Какими бы ни были причины развода, он продолжает оставаться трагедией, за которую придется ответить пред Богом. Этой болезненной теме апостол Павел посвящает свое наставление. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;  13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7: 8-16)

                 Расторжение брака нужно оплакивать, как оплакивают потерю любимого дитяти, как победу сатаны над любовью. К сожалению, мир смотрит иначе.  26-летняя Екатерина из Петербурга поделилась с читателями в соцсетях, как прошел у нее развод: «В этот день я взяла отгул, хорошо выспалась и рванула в другой город – разводиться. Отношения сошли на нет, но мы продолжали дружески общаться. Муж встретил меня в аэропорту с букетом роз и огромной мягкой игрушкой, серым волком (его Сергеем зовут). После оформления документов мы с друзьями отправились за город на шашлыки. На песчаном берегу провели фотосессию и сняли видеоролик в стиле Trash the Wedding Dress («Выбрось свадебное платье»). Мы дурачились, катались по песку, раскрасили друг друга бутафорской кровью. Когда стемнело, сожгли свадебные наряды на костре и запустили в небо два шара в форме сердца. В знак того, что наши сердца свободны для новой любви. Мне этот день понравился больше, чем наша свадьба».  Так легкомысленно смотрит на развод человек. Совсем иной взгляд на это у Бога.

 1. Развод противоречит воле Бога

 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей.

                  Прежде всего  Апостол Павел ободряет неженатых и вдов: не беспокойтесь по поводу одиночества! Верующие объективно не одиноки, ведь с ними Господь! Сам Павел не умер от одиночества. Одинокие могут сделать больше полезного для Господа и церкви, нежели обременённые  заботами  семейные пары. Но если кто-то влюбчив, если кто-то испытывает натиск желаний, то им в обязательном порядке нужно вступать в брак. Вступившим в брак Павел напоминает о Господней воле хранить его нерушимость и не поддаваться искушению его расторгнуть. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,  … и мужу не оставлять жены своей.

                Во времена Павла  в греко-римской культуре разводы случались часто. По свидетельству Сенеки «Некоторые знатные и благородные женщины считают свои годы не по числу консулов, а по числу мужей, и разводятся, чтобы выйти замуж, а выходят замуж, чтобы развестись». Этот дух мира пытался заразить церковь, и ему следовало бы противостоять!

                Брак — это подарок Божий человеку. Он умножает число не только граждан земли, но и граждан Неба. Развод бесславит Бога и приносит страдания родным, друзьям и особенно детям. Дети воспринимают развод тяжелее чем похороны и несут эту травму через всю жизнь. Одна девушка призналась: «Мой отец оставил нас. Я испытываю проблемы в взаимоотношениях с противоположным полом, ибо боюсь, что меня так же обманут». Как Господь может одобрить развод, если  тот несет с собой страдания людей и бесславие Его имени?

                В евангелии от Матфея 19 главе Иисус сказал, что Моисей разрешил израильтянам развод из-за их жестокосердия. Новозаветные верующие не должны быть жестокосердными,  им заповедано любить даже врагов. Есть две причины для законного расторжения брака — прелюбодеяние и нежелание неверующей половины жить вместе. Прочие причины не идут в счет:  разлюбили друг друга, мало денег на красивую жизнь, разные характеры. Все это преодолевается духовным способом, а не разводом.

                Если милосердный Господь повелевает супругам не оставлять друг друга, значит, это для Него важно. Даже проблемный брак может принести благословение. Подумайте о браке Авраама и Сарры, который апостол Петр ставит нам в пример. Не все у них было благополучно. Сарра, потеряв надежду на материнство, посоветовала мужу завести ребенка от служанки Агари и усыновить. Он вопреки Господу согласился. Потом беременная служанка стала презирать госпожу за бездетность, в ответ Сарра устроила ей репрессии. При этом досталось и Аврааму: «…в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою». Служанка убежала от «духовной» госпожи, что было преступлением в те времена, однако ангел вернул ее в семью и жизнь продолжалась на нервах. Как только Измаил подрос, он стал насмехаться над меньшим сводным братом Исааком, что привело Сарру в гнев и она потребовала от Авраама невозможного — изгнать рабу с сыном куда глаза глядят… К этим проблемам можно прибавить конфликт с племянником Лотом, волнения из-за покушения на красоту Сарры, нападение пяти царей…  Всякое случалось в семье Авраама, но ни он, ни Сарра не подавали на развод. Они знали: у Бога есть план для их семьи. Она должна стать родоначальницей великого народа, и поэтому супруги не смели пойти против воли Господа. Божий план существует для всех семей. Поэтому они должны дать простор Богу для его осуществления.

 Что делать, чтобы избежать развода?

 Верно говорят, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому профилактика болезни развода — это главное.

 1.1 Проверяйте себя: стараетесь ли вы жить по Писанию?

                 Основные требования Писания к супругам: мужу быть любящим лидером, жене — верной и покорной помощницей, ведущей святую жизнь. Одна женщина рассказала мне: «Я часто обижалась, не разговаривала с мужем, вот Бог и отнял его у меня — он ушёл к другой женщине». Проверяйте себя, как вы любите Господа, тактично ли разговариваете, преданно ли заботитесь о «второй половине», спокойно ли выясняете отношения. Я бы не советовал вступать в брак мужчинам, которые не желают принимать на себя ответственность, и девушкам, не помышляющим повиноваться. Вы не созданы для брака!

 1.2 Исключите навсегда из ваших мыслей возможность развода.

                 В семейной жизни могут  происходить конфликты, которые вызывают эмоциональную боль и возмущение. В такие минуты дьявол может подсунуть мысль о разводе. Если вы будете программировать себя на развод, вы его совершите в минимальном варианте — например, уйдёте заночевать к другу или подруге или, если есть такая возможность, — на кухню или другую комнату. Считайте, что вы отрепетировали развод. Остаётся ждать начала спектакля.  Когда Ева присмотрелась к плоду с дерева познания добра и зла, она не удержалась от того, чтобы вкусить его.   В конце концов, христианская жизнь — это следование в небо узким путём страданий. Никто не может быть счастливым во всех сферах. Счастье верующих — это прежде всего Христос, а не красивый и богатый муж и супруга-Барби.

1.3 Не пытайтесь переделать характер другого

                 Бог сказал, что может из камней воздвигнуть себе детей. Он может взять сердце каменное и дать плотяное. Не беритесь за работу,  которая по силам только Богу — вы надорвётесь! Бог может исправить характер вашего супруга, если найдёт это нужным. Но чаще он попускает человеку оставаться несовершенным, чтобы научить нас носить бремена другого и являть  ближнему благодать.

1.4 Не сравнивайте свою половину с другими  людьми.

                 Вполне возможно, что есть мужья и жены, более красивые,  умные и проворные, чем ваша половина. Слава Богу, что не у всех так плохо, как у вас. Но высказывания, подобные: «А вот мой папа всегда зарабатывал денег столько, что мы могли себе позволить то и это…» или «А вот моя мама никогда не заходила перекусить в кафе и умела экономить на всём» — неуместны.  Сравнение — это проявление недовольства, замаскированное желание поменять партнера. Оно никогда не улучшит отношения. Одна женщина — специалист по семейным делам — писала: «…я разговаривала на эту тему с бесчисленным количеством мужчин — и абсолютное большинство признавалось мне, что они уходили от своих возлюбленных, как только переставали чувствовать себя нужными. Им просто больше не нравились эти отношения».

1.5 Спешите делать добро!

                 «Благотворите ненавидящим вас!» — учил Христос. Автор книги «Пять языков любви» Гарри Чапмен рассказывал такую историю: «К психологу пришла женщина:

— Я хочу развестись с мужем, — сказала она, — и я хочу сделать ему как можно больнее.

— В таком случае, — посоветовал ей психолог, — начните делать ему комплименты. Когда он почувствует, что вы ему необходимы, и решит, что вы его любите, — тогда подавайте на развод. Так вы сделаете ему очень больно.

Несколько месяцев спустя женщина вернулась и сообщила, что следовала предложению психолога.

— Прекрасно! — отвечал он. — Пора подавать на развод.

— Какой развод? — сказала женщина возмущенно. — Никогда! Я его люблю».

Поменяйте язык критики на язык комплиментов, и вы никогда не задумаетесь о разводе!

1.6  Принимайте решения не в порыве чувств, а на основе размышлений

                 Социологи заметили, что в наше время, в отличии от минувшего, пары тратят меньше времени на попытки примирения перед тем, как идти в суд. И напрасно! Когда-то министр иностранных дел СССР Андрей Громыко говорил: «Лучше 10 лет переговоров, чем один день войны». Так и в браке: лучше подольше поговорить, чем побыстрее развестись. Я прочел поучительную историю, как муж пришёл домой под утро пьяным. «Она не сказала ни слова. Он проснулся и не обнаружил на пальце обручального кольца. «Это я его сняла…», — начала было она, но он вспылил и, мгновенно одевшись, выскочил из дома. Она звонила несколько раз на мобильный, но он гордо не поднимал трубку. Он ушёл жить к матери и ни разу не позвонил ей. Он подал на развод, и через месяц они встретились в суде. Она была абсолютно спокойна и бледна, как смерть.

— Причина развода? — спросила судья.

— Жена сама сняла с меня кольцо, как с покойника! — воскликнул он.

— У него были разбиты в кровь руки. Они начали отекать, и палец с кольцом посинел. Я едва смогла стащить кольцо, чтобы Он не лишился пальца!

Узнав об этом, муж принялся просить прощения на коленях».

 1.7 Не говорите, как глубоко несчастны вы с вашим партнером.

                 Кто-то сказал: «…женщина, которая намеренно ждет, чтобы ее сделали счастливой, становится для мужчины обузой». Господь сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».  Соломон говорил: «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Пр. 11:25).

 1.8 Предпринимайте серьезные шаги по восстановлению брачных отношений

                  Некоторые супруги взрываются при попытке второй половины выяснить отношения и с обидой воспринимают самые корректные замечания. Поговорить вечером нельзя — сон испортишь, утром нельзя — день испортишь, в обед нельзя — дети мешают. И так тянется из года в год. А что говорит Писание? «Солнце да не зайдёт во гневе вашем». «Когда вспомнишь, что брат имеет против тебя, пойди примирись с ним».  Не уклоняйтесь от обязанности примирения, ибо затянувшийся конфликт пролагает путь к разводу. Обратитесь к инструкциям о браке — Священному Писанию, книгам, видеосеминарам, встретьтесь с душепопечителями. И не забывайте признавать свою вину.

2. Развод верующих обрекает их на безбрачие

                Как ни печально, все же развод может произойти даже у верующих. Апостол Павел писал: «если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим». Конечно, Павел имел в виду законную причину для развода, а не каприз: прелюбодеяние или отказ второй половины исполнять брачные обязанности. Если это первая причина — прелюбодеяние, — и супруг или супруга в грехе покаялись, но вторая половина не может покрыть и забыть этот проступок и принимает решение о разводе, то вступать в новые брачные отношения она не имеет права. Супруги должны жить поврозь или примириться. Такой совет даётся Павлом в надежде, что  если супруги верующие, то они открыты для исцеляющего действия благодати и могут когда-то примириться.

                Одни пожилые ранее овдовевшие верующие нашей церкви решили связать свои судьбы. Не прошло много времени, как обнаружилось разительное несходство их характеров. Некогда она состояла в двух браках с покладистыми мужьями, которые с нее пылинки сдували, а он имел кроткую жену, ни разу не повысившую на него голос. Оба привыкли к деликатному обхождению. Однако в новом союзе возникли противоречия: он не умел сдувать пылинки, она не умела подчиняться. Он рассказывал: «Утром мы встали, спели псалом, помолились, и я пошел за молоком. Принес молока и сказал: “Вот тебе молоко!” Она взорвалась: “Это не мне молоко, а тебе! Я тебе кашу из него должна приготовить!”». Церковный совет принял решение рекомендовать им попросить прощения друг у друга и жить поврозь.  Их характеры закостенели и уже не поддавались корректировке. Конечно, они не оформляли юридический развод, просто жили поврозь. Так с печалью о трагедии они и ушли в мир иной.

                Мы живем во времена, когда стандарты святости у верующих резко снизились.  Когда раньше можно было бы услышать, что пастор баптистской церкви в США убил жену на глазах троих детей и застрелился? Что жена баптистского пастора наняла киллера, чтобы убить мужа и выйти замуж за любовника? Что профессор богословия той же конфессии имел любовницу втайне от семьи и при этом проповедовал Библию? Что баптист-сенатор отстаивает право женщин на аборт? Если это имеет место в лучшей из конфессий, что творится в прочих? Пусть дух времени, вымораживающий любовь в сердцах, не одолеет нас в решимости угождать Богу в браке!

3.  Развод неверующих  с верующими делает верующих свободными

 12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;  13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? 17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам

                 Апостол Павел говорит о случаях, когда один из супругов пришёл к вере во Христа и должен жить бок о бок с неверующей половиной. В этом случае брак не теряет своей законности, хотя напряженность может возникнуть по причине разных мировоззрений и антагонизма духов — духа греховного мира и Духа Христа. Павел пишет: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;  и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его».

                Смешанный брак вовсе не смешной! Он также имеет ценность пред Богом. И если неверующая половина согласна на совместное проживание, ее желание не может быть отвергнуто!

Здесь нужно пояснить, что означает выражение «согласен жить». Иногда это понимают неправильно. У одного брата неверующая жена постоянно пьянствует и не хочет работать. Она очень даже согласна жить с мужем, пользуясь тем, что он готовит, стирает, убирает в доме, зарабатывает деньги… Однако ее согласие паразитическое.  Вошь с радостью соглашается жить на теле хозяина и пить его кровь. Но кто удовлетворит желание паразита?

                Вновь напомню библейскую оценку согласия жить вместе: «Если он (отец) обручит её сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей. Если же другую возьмёт за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития. А если он сих трёх вещей не сделает для неё, пусть она отойдёт даром, без выкупа» (Исх.21:9-11). Тут речь идёт о проданной в рабство девушке, которую господин отдает в жены своему сыну. Бог говорит, что хозяин должен относиться к ней, как к дочери. Она не должна быть лишена трёх вещей: пищи, одежды, супружеского сожития. Если в чем-либо из этого ей будет отказано, она имеет право уйти.  Таким образом, хотеть жить вместе означает вносить посильный вклад в дело созидания семьи. Библия не поддерживает и не заповедует паразитический брак. Ее закон «кто не работает, тот и не ест», относится и к браку, а не только к деловым отношениям.

                В браке согласия неверующий супруг и дети находятся под освящающим влиянием молитв, слов и примера верующей половины. В будущем это может привести их к Господу. Я знал одну симпатичную пару,  жившую некогда неподалеку от нас. Он был инженером, она архитектором.  Вначале уверовала она, а потом ее муж. Я спросил его: «Что сподвигло тебя прийти к вере?». Он ответил: «Когда моя жена уверовала, она стала другой: умиротворенной и наполненной духовным содержанием. И я понял, что теряю ее, потому что не соответствую ее уровню. Я не хотел, чтобы духовно мы были разобщены, и стал посещать богослужения. И когда был призыв к покаянию, я понял, что это призыв ко мне, и покаялся. Мы стали едины с ней теперь и духовно!».

                Однако не всегда неверующая половина желает жить в браке с верующей. «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь». Бракоразводная инициатива неверующего мужа может принести с собой немало проблем материального или психологического плана. Верующая сторона может чувствовать себя отвергнутой и оскорбленной.  Павел утешает оставленных указанием на действие Божьего провидения: «к миру призвал нас Господь». Господь освобождает верующую сторону от конфликтной жизни и в дальнейшем позаботится об ее нуждах.  И в самом деле, у неверующего мужа непременно возникает недовольство, когда жена отказывается участвовать в языческих обрядах и пьяных вечеринках, на которые зовет ее муж. Недовольство может перерасти в желание взять развод. Верующая половина не обязана всеми силами цепляться за брак. Она может сказать: «Бог призывает меня к миру от постоянных терзаний и конфликтов».

                Имеет ли право оставленная верующая половина   на повторный брак? Двести лет назад известный толкователь Библии Мэтью Генри писал «злонамеренное оставление мужа или жены так же нарушает брачное обязательство, как и смерть.  …оставленному супругу или супруге предоставляется больше свободы, он может вступить в повторный брак (как я предполагаю при условии, если были предприняты все возможные средства разубедить желающего развестись)».

 Мы должны молиться Богу о духовном пробуждении в церквах, ведь проблемы брака уходят корнями в формальное исповедание христианства.  Бог может возжечь потухшее пламя любви, может победить духовный формализм. Пророк Иезекииль видел в видении поле мертвых костей. И вот по приказу Бога кости зашевелились и начали сближаться друг с другом, потом они обросли плотью, и когда дух вошёл в это тело, оно ожило. Если Бог может восстановить и оживить нацию, тем более может восстановить распавшийся брак.

                Поэт-символист Иннокентий Анненский написал в 1908 году стихотворение, в котором изобразил взаимоотношения между мужчиной и женщиной как взаимоотношения между скрипкой и смычком. Вначале между ними царила разобщенность — каждый жил сам по себе.

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? довольно…»

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

Так и с браком: если Бог возьмёт в руки смычок и скрипку — мужа и жену, — они запоют от счастья!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ