Смерть оканчивает все дела и заботы человека в мире живых. Родственникам остается исполнить последний долг — предать тело земле. В этом печальном дейвстве по определению не может быть никакого благословения. Однако не так было со смертью и погребением Христа. Они были чудесны, как и Его жизнь. У Божьего Сына не могло быть иначе!
«Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Иоан.19:31-42).
Смерть и погребение Иисуса Христа произвели два удивительных свершения — возвеличили Писания и трусов сделали героями.
1. Смерть и погребение Христа возвеличило Писанине
На протяжении всей жизни Христос неустанно возвеличивал авторитет Писания, показывая его мудрость и применимость ко всем жизненным ситуациям. Он называл его словом Божьим и заверял, что все написанное в нем до самой незначительной буквы, непременно исполнится. Удивительнее всего было видеть, как Писание возвеличилось через врагов.
Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
Простолюдины не имели свобожного доступа в резиденцию Пилата. Туда могли войти только начальственные особы — первосвященники или их представители. В своей просьбе они руководствовались повелением Писания: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор. 21:22,23)
Римляне не имели обыкновения в тот же день снимать распятых с крестов. Ради устрашения народа они позволяли телам оставаться на древе долгое время. Так после подавления восстания Спартака все взятые в плен рабы, около 6000 человек, были распяты вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Древне римский полководец Красс так и не отдал приказ снять тел со столбов. Однако Пилат, не уступивший иудеям в изменении надписи на кресте, без всякой проволочки соглашается приказать ускорить смерть казненных и похоронить их.
Сами того не желая, иудеи и Пилат спсобствовали исполнению слов Христа, что Он пробудет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:40). Если бы Христа не сняли в пятницу, Его слова оказались бы недостоверными. Бог бодрствует над Своим словом!
Далее, Писание исполнилось и через жестоких римских воинов, которые и не догадывались об этом. «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили».
Воин выступил в роли патологоанатома, удостоверив копьем смерть Христа. Он понял, что Иисус умер и потому не перебил у Него голени. Однако почему-то ему пришло в голову проткнуть копьем Тело Иисуса в области сердца. Истекшие кровь и вода неопровержимосвидетельствовали о смерти. Медики объяснили бы, что в результате неимоверных мук у Господа произошел разрыв сердца и кровь вылилась в околосердечную сумку и со временем расслоилась на сыворотку и кровяной сгусток.
Какими смешными в свете этого факта видятся утверждения некоторых неверующих, полагавших, что Иисус не умер, а впал в глубокий обморок и пришел в Себя в холодной пещере. Мол, в мире мало свидетельств об оживших в морге «мертвецах». Воин посмеялся бы такому выводу: «После того, что я проделал с Галилеянином, Он не смог бы ожить!». Таким образом, Бог позаботился представить достоверное доказательство смерти Своего Сына, ведь реальность смерти есть необходимая предпосылка реальности воскресения. Одно связано с другим!
Но это не все! Апостол Иоанн усматривает еще исполнение косвенного и прямого пророчеств о Мессии. Так пасхальный агнец, кровь которого в ночь исхода из Египта спасала еврейскую семью от ангела- губителя, прообразно представлял Христа, Кровью которого верующие должны быть избавлены от рабства греху. Бог заповедал в Исх 12:46 не ломать костей пасхального ягненка и Он же сохранил кости Небесного агнца от сокрушения римским молотом.
Помимо того, через воина исполнилось и прямое пророчество Писания: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10).
Захария пророчествовал о пронзенном Мессии. Христа действительно пронзили гвоздями и копьем и от этого факта никуда не уйти. Придет время и еврейский народ обратится к отвергнутому Мессии и горько оплачет свое неразумие. Это будет долгожданное возвращение Израиля к Богу. Апостол Павел писал: «…ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Рим.11:25-27).
Наконец, Писание исполнилось через учеников Христа. Согласно знаменитому пророчеству Исайи о страданиях Христа, произнесенному за 700 лет вперед «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9). Это пророчество исполнилось в точности:
« После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.
Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Иоан.19:31-42)
В древнем мире было обычным делом заготавливать себе место для погребения. Состоятельные люди высекали в скале склепы, где находили пристанище представители их фамилии. Богатый Иосиф Аримофейский предоставил для погребения Иисуса свою новую усыпальницу, исполнив тем самым пророчество Исайи: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9). Никакие вражеские силы не смогли помешать исполниться этим провидческим словам. Смерть и погребение Христа превознесли достоверность и надежность Писания. Отсюда следуют практические выводы:
Во-первых, мы должны доверять обетованиям Писания, чтобы ими питаеть нашу веру. Вот какие обетованияя особенно важны для нас:
- обетование прощения грехов (2 Пар. 7:14; Ис.16:18; Деян.10:43)
- обетование жизни вечной (Иоан.3:16; 5:24; 6:40)
- обетования поддержки в испытаниях (Пс.90:14-16; Ис.41:10; 1 Кор. 10:13; Евр. 13:5)
- обетования ответов на молитвы (Иер. 33:3; Пс.49:15; Лук.11:9)
Во-вторых, мы должны доверять учению Писания относительно всего, чему оно учит о Боге и Его качествах, о шестидневном творении, всемирном потопе, истории Израиля, о жизни и искупительном подвиге Христа, о церкви и ее установлениях, о святости мыслей, чувств и поступков верующих, о правильном отношении к людям, выраженном в любви, молитве, прощении, терпении и вразумлении.
В-третьих, мы должны доверять предупреждениям Писания, чтобы остеречь себя от опасностей.
- «…кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»(1Кор.10:12)
- «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9,10).
- «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14).
Нам следует всемерно дорожить Писанием, как дорожила им одна китаянка, о которой рассказывал миссионер евангельского альянса из Гонконга. В 32 года из-за веры во Христа она была пожизненно приговорена чистить сточные ямы. Ее судили на огромном стадионе. Судья сказал: «Если вы откажитесь от Иисуса, можете сейчас же идти домой». Однако молодая христианка отказалась отречься от Иисуса. Через три десятка лет ее посетил пастор из Гонконга. Он вручил ей чемодан с одеждой, немного денег и Библию. Она же не посмотрела на одежду, не стала пересчитывать деньги, а лишь крепко прижала к себе Библию и, сияя от счастья, говорила: вот мое истинное богатство! О, если бы Писание, возвеличенное в жизни и смерти Иисуса, было возвеличено и у нас!
2. Смерть и погребение Христа помогли робким ученикам Иисуса стать бесстрашными
Иосиф Аримофейский и Никоддим были очень состоятельными и добродетельными людьми своего времени, не смевшими подобно апостолам, открыто следовать за Иисусом Христом. Страх потерять авторитет и высокое положение в обществе держал их в своих оковах.
Однако Христос не отвергал и боязливых учеников. Он льна курящегося не угашал и трости надломленной не переламывал. Он уделял боязливым людям внимание и пользовался их услугами.
И вот в самый неподходящий момент, когда храбрые ученики Христа струсили и разбежались, когда один из апостолов отрекся, а другой повесился, когда их злые коллеги по синедриону праздновали победу над плотником их Назарета, они открыто выступили за Христа. Они сознавали, что проявление озабоченности о теле Христа будет стоить им места в парламенте, возможно, лишение богатства, однако они решились на этот шаг.
И это было чудом Божьей благодати. Бог подвел их к той точке, в которой они бросили вызов страху. Кто сделает работу, которую только они могли сделать — набальзамировать Христа, положить Его не в братскую могилу, а в новый гроб? Они слишком многим были обязаны Христу, чтобы ничего не сделать для Него в тот скорбный час. Слабость, которую не преодолела жизнь Христа, победила Его смерть.
Как это подкрепляет нас! Ведь и у нас есть временные слабости, с которыми мы пока не можем справиться. Они гнетут нас, лишая мира и радости. Но пример Никодима и Иосифа Аримофейского убеждает нас, что Христос не отвергает слабых учеников, Он рано или поздно приведет их к победе. Возможно сегодня для вас, дорогой читатель, так же наступил хороший повод покончить с какой -то греховной привязанностью или слабостью. Бог сильнее вашего «не могу» и «не знаю как». Доверьтесь Ему всем сердцем! Если Его смерть могла произвесьт чудо избавления, тем более Его славная жизнь! Молитвенно поразмышляйте над призывами апостола Павла:
«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1). «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:1-3).
Доверюсь Господу! Меня
Он выведет из чащи боли
И благости откроет поле,
Блаженства расплеснет моря!
Я с Божьей волей в каждом дне
Свою солью — весь ожиданье:
Какую радость и страданье
Он ныне приготовил мне?
Каких я удостоюсь встреч,
Каких прощаний и какого
В дыханье вплавленного слова,
Чтоб стала музыкою речь.
Доверюсь Богу и тогда,
Когда покроет Он печалью
Удачу, легкую вначале,
И вдруг приблизится беда.
Ведь даже в боли благодать,
Коль это промысел Господний,
Спасибо! Завтра, как сегодня,
Не перестану повторять.
И я любви не умалю
К Тому, Кто знает, что мне надо,
И высшую дает отраду,
Взамен столь призрачных в миру.
Псалмом да обернется вздох,
Прорвашись сквозь земные грозы,
И сквозь нахлынушие слезы
Тебя увижу я, мой Бог!
Лев Болеславский