1 июня 2003 года, в день 266-летия города Тольятти, на одной из его улиц был торжественно открыт «Памятник преданности». Он представлял собой полутораметровую фигуру пса, ожидающего своего хозяина. История этого монумента такова: в 1995 году на обводной дороге в автокатастрофе погибла молодая семейная пара. Пес, ехавший с ними, чудом остался жив и не оставил места, откуда его хозяев увезли в морг. Он «прописался» на месте аварии и в любую погоду ожидал их возвращения. Люди пытались приручить пса, но он никому не давался, а только принимал из их рук пищу. По это причине ему дали имя Костя, т.е постоянный. Сердобольные граждане построили ему конуру, чтобы он не мерз на морозе. В 2002 году пёс умер.
Народ, полюбивший эту немецкую овчарку, воздвиг на месте его пребывания мемориальный щит с надписью: «Псу, научившему нас любви и преданности».
Позже по инициативе общественности города собаке поставили памятник и молодожены сделали его посещение обязательным для себя ритуалом. Сложилась традиция: чтобы жить долго и счастливо, нужно потереть кончик носа собаки. От этого он стал отполированный.
В этом печальном повествовании меня задело то, что люди восхищаются верностью пса, который ничего полезного для них не сделал, натирают ему нос, чтобы жить счастливо, но не преклоняются перед верностью Иисуса Христа, хотя ей они обязаны своим существованием. В городах мира вы найдете памятники, крокодилу, быку, слону, лошади, зайцу, медведю, корове, страусу, пиявке, пчеле, картошке, шоколаду, тушенке, книге, канцелярской скрепке, зубу, молотку, тапочкам, но не найдете памятника Христовой верности!
Прав был святой Павел: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:25). Верности нам следует учиться не у собаки, а у Господа Иисуса Христа. Он назван в Писании «верным и истинным». Ему должна принадлежать наша жизнь.
«Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе. Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух» (Иоан.18:12-27)
Если и были святые дома в Израиле, то дом первосвященника должен относиться к их числу. В нем должна совершаться непрестанная молитва Богу за 12 колен Израиля, из него должная направляться работа священнического корпуса во благо народа. Однако в страстную пятницу дом первосвященника стал самым ужасным домом в стране. В нем неправедно судили Божьего Сына — надежду Израилеву. Пребывая в самом ужасном доме и у самого великого богоотсупника Христос проявил Себя верным Другом, Наставником и Спасителем.
1. Христос — верный Друг
19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. 20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. 21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
Мы уже не раз говорили о том, что религиозное правосудие Израиля было самым справедливым в мире. Если смертный приговор единодушно одобрялся, его отменяли как несправедливый, ибо отсутствовало необходимое сострадание. Перед тем, как окончательны вынести приговор все члены синедриона постились. Так же они не имели права искать обвинений против подозреваемого. Бремя доказательств возлагалось на обвинителей.
Однако вот в доме первосвященника наблюдалось чудовищное попрание всех процессуальных норм. Вначале Христа привели к престарелому первосвященнику Анне. Анна возглавлял храмовую мафию, нещадно обиравшую народ. Некоторые богословы считают, что именно он расплачивался с Иудой за предательство. Анна в первую очередь был заинтересован увидеть не пропали ли деньги зря: взяли галилейского пророка или его двойника. Ведь тогда не существовала фотография и не снимали отпечатки пальцев. Идентификация личности происходила по опознанию. Анна с удовлетворением отметил, что взят именно Иисус Христос.
Анна был чрезвычайно зол на Него, ибо пару дней назад Христос учинил погром в храме: опрокинул лавки и столы продавцов и менял и выгнал их из храма. Мафия понесла финансовые потери. Анне, как почетному первосвященнику по сану было положено первому допросить Христа, а расправу оставить своему зятю. Анна не сомневался, что Киафа хорошо исполнит это дело, ибо сам подал эту идею на заседании синедриона: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Иоан.11:50).
Анну особенно интересовали ученики Христа — их количество, имена и фамилии, должности и адреса. Вопрос казни Иисуса был для него решенным и он смотрел дальше — как расправиться с Его последователями: ересь должна быть с корнем вырвана из общества. Память о Назарянине должна быть изглажена
Анну интересовало так же учение Христа. Ему доносили, что «никогда человек не проповедовал, как этот человек». Однако ему хотелось услышать Иисуса не для того, что бы оценить глубину и мудрость Его слов, но чтобы найти какой-либо предлог для оправдания расправы. Чем больше рассказал бы Иисус об учениках и об учении, тем больше могло оказаться зацепок у первосвященника для новых обвинений.
Христос знал, что Анна не имел права на правду. Он использовал бы ее во вред людям. Верный Христос не мог поставить под удар своих друзей. Он мудро защитил их. Он не сказал первосвященнику: «Никогда не скажу тебе правды! Ты ищешь повода погубить моих учеников».
Эти слова были бы оскорбительными для представителя власти. Он предложил первосвященнику спросить у людей о том, чему Он учил. Спаситель знал правила судопроизводства — бремя доказательств лежало на свидетелях, а не на обвиняемом и Он этим воспользовался. Вместо того, чтобы говорить об учениках и учении, Христос, попросил первосвященника поступать по закону.
Христос показал Себя верным другом, не выдавшим персональные данные своих друзей, не осложнившим их жизнь. Мы должны подражать Христу в этой верности друзьям по вере. «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья». (Прит.17:17) Когда в годы репрессий гонители Христа спрашивали наших братьев о верующих, они отвечали: « друзья нам не поручали рассказывать о себе». Когда предлагали сотрудничество, они говорили: «Я должен спросить у Господа — поручает ли Он мне сотрудничать с вами».
Верность друзьям будет хранить нас от причинения им зла. Мой друг И.А. Тоги вспоминал, как угрозами и пытками его заставляли подписать ложные показания на верующих друзей. «Если бы дело касалось только меня, я, возможно, и подписал бы показания. Но речь шла о моих друзьях. Они могли бы пострадать из-за меня».
Как обстоит дело с нашей верностью церкви? Стремитесь ли вы посещать богослужения и малые группы? Поддерживате ли ее работу материально? Причиняют ли ваши слова и дела урон ее авторитету? Верность настолько ценное качество, что даже верный в малом над многим будет поставлен. Подражайте Христу!
2. Христос — верный наставник
Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? 23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
Секретарю первосвященника, приготовившемуся записывать имена и адреса апостолов, не понравилось, что он остался без работы. И он поступил так, как сегодня поступают силовики — применил физическое насилие. Это был первый удар, который Господь получил от грешников.
Несомненно, слуга хотел выслужиться перед начальником и потому проявил такую прыть.
Иисус не напрасно носил звание наставника. Он все годы был верен своему призванию наставлять людей на путь истинный и обличать их греховные поступки. В доме первосвященника Он не изменил Себе. В ответ на оскорбительную, противозаконную выходку, Христос не воздает тем же. Он мог бы сказать: «да одеревенеет твоя мерзкая рука!» И рука бийцы мгновенно бы повисла как безжизненная плеть. Он не наградил раба первосвященника презрительным прозвищем, как это часто делают обиженные люди. Он не пригрозил ему адскими муками. Не накричал на него. Господь не одобрил физического насилия. Более того, Он его ограничил простым вопросом: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Прежде чем применять необходимое наказание необходимо установить вину. Если бы этот вопрос Господа почаще вспоминали работники силовых структур! Как часто они применяют физическое насилие над невинными. Бить человека, сотворенного по образу и подобию Божьему — тяжелый грех и за него они будут отвечать пред Богом!
В обличении раба первосвященника проявилась Христова любовь. В книге Откровения Спаситель сказал незабываемые слова: «Кого люблю тех обличаю и наказываю». Он знал, что этого человека еще можно вразумить, ибо совесть в нем не была окончательно убита.
Господь оставил нам добрый пример верного наставника и обличителя. Во- первых, нам следует наставлять друзей по вере: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13).
Во-вторых, мы призваны наставлять противников Евангелия: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим.2:24-26).
На первый момент наставление может быть отвергнуто ими, но в дальней перспективе оно все же сработает. Так через много лет после преступления против Иосифа его братья вспоминали: «…точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие. Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается» (Быт.42:21,22). Воспоминания о словах Иосифа и его поведении привели к покаянию этих строптивых мужчин. Кто знает, не использует ли Бог и наши слова для обращения людей?
3. Христос — верный Спаситель
В тот день ученики Христа переживали самый тяжелый период своей жизни — кораблекрушение в вере. Они сполна нахлебались горьких сомнений. И в этой ситуации Христос не оставил их без помощи. Он исполнил Свой долг Спасителя.
«За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. 16 А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.
Конечно, в первую очередь мы думаем о падении Петра, ибо он позорно отрекся от Господа. Но в его падении есть вина Иоанна. Я думаю, Иоанн не раз пожалел, что ввел Петра в двор первосвященника. Епископ Райл справедливо замечает: Петр оказался во дворе первосвященника, по «ошибочной, но искренней доброте Иоанна. Иоанн думал, что Петру будет хорошо и полезно попасть в дом первосвященника. Как же он ошибался и, сам того не подозревая, послужил еще одним звеном в цепи событий, приведших к падению Петра. Так из лучших побуждений мы способны причинить вред другим». Несмотря на непреднамеренную серьезную ошибку, Иоанн не лишился права быть учеником Иисуса. И за него Христос ходатайствовал пред Небесным Отцом!
Теперь о Петре. О своем старшем друге Иоанн говорит подробно не для того, чтобы его унизить, но чтобы показать, верность Христа к тяжко согрешившим людям. «Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет».
Это отречение можно было бы счесть спонтанным. Петр не ожидал коварного вопроса и с испугу сказал неправду. Ложь как бы сама собою вылетела из уст. Так согрешила от неожиданности жена Авраама Сарра, сказавшая ангелам, что не смеялась известию о своем скором материнстве. Но как быть с последующими отречениями? «Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся». Казалось за это время (а прошло около часа!) Петр мог осмыслить происшедшее и раскаяться в нежданном грехе. Однако он этого не сделал. Грех повторился еще дважды и потому случайным его не назовешь! «Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух».
Петр попал в мощный водоворот греха. На тайной вечере Господь предупреждал его: «Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу». О, если бы он остергся! Но он так крепко верил в свою порядочность, что не заметил грозящей опасности. Отречение Петра было не только результатом его первоначальной самонадеянности, но и следствием сатанинского влияния. Петр оказался игрушкой в его руках…
О, как много бед случается, когда к природной немощи святых прикладывает свою руку сатана! Сатана отнял имущество, здоровье, мир в семье праведного Иова (гл1, 2), побудил царя Давида сделать перепись в Израиле (1Пар.21:1), вложил в сердце апостола Иуды мысль предать Христа, искушает верующих аморальностью (1 Кор.7:5), чрезмерной строгостью к согрешившим (2 Кор.2:11), принимает вид ангела света, чтобы обмануть ложными учениями (2 Кор. 11:14), чинит препятствия служителям (1 Фес.2:18), надмевает гордостью новообращенных (1Тим.3:6,7) инициирует гонения и казни Божьих детей (Откр2:10,13). Поддаться на его уловку то же самое, как сорваться в глубокую пропасть или оказаться в болотной трясине. И если человек не разбивается об острые камни пропасти и не затягивается безвозвратно трясиной, то это не потому что пропасть греха была неглубока или трясина не вязка, а потому что его спасла ходатайственная молитва Христа.
Евангелист Лука добавляет важные подробности: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лук.22:61,62). Взгляд Господа говорил, что Он не отрекается от горемычного друга. Он призывает его к покаянию. «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17)
Однажды Наполеон Бонапарт во время проверки караулов обнаружил спящего на посту часового. По уставу и законам военного времени часовой должен был бы предстать перед судом и расстрелян, ибо нет пощады солдату, который, постыдно заснув на посту, ставит под угрозу жизнь своих товарищей, но Наполеон принял неожиданное решение: подняв ружье спящего часового, вскинул его себе на плечо и занял оставленный утомленным солдатом пост. Прибывший через некоторое время со сменой сержант увидел, что часовой спит, а император стоит на посту. Говорят, что после этого случая, о котором узнали все солдаты, они готовы были идти в бой с ним и умирать за него с небывалой смелостью и отвагой.
Задолго до Наполеона наш Спаситель занял наше место. Он проявил себя верным другом, верным наставником, верным спасителем…
Какие выводы мы сделаем из этого факта?
1. Верность Христа должна побудить нас прийти к Нему.
Он не бросает слов Своих на ветер, не может изменить Своим обещаниям. Он призывает людей: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30).
2. Верность Христа должны побудить нас вполне доверить Ему все вопросы нашей жизни:
«Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1Пет.4:19).
3. Верность Христа должны побудить нас проявлять Ему верность
Христиан апостольского века по праву называли «верными». «Проходя же по городам, они предавали [верным] соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Деян.16:4).
«Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Еф.1:1). Верный не изменяет и не предает своего друга.
4. Верность Христа должны побудить нас отказаться от всего греховного:
«Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным» (2Кор.6:15).
5. Верность Христа должны побудить нас служить Ему:
«Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение» (1Тим.1:12).
«Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12).
6.В свете верности Христа будем считать проявление неверности Господу тяжелым грехом.
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).
«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго» (Евр.3:12).
«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8)
…Верный Наставник, Друг и Спаситель — вот какую память о Себе на крестном пути оставил Христос. Такая ли память останется о нас?
Слава и благодарность Тебе наш Господь за Твою верность, любовь и благодать!