Пробуждение, нужное России

Пробуждение в России Неисправимые оптимисты утверждают, что Россия переживает духовное  возрождение: многочисленные храмы устремили в голубую высь золотые купола,   начальники умело осеняют себя крестным знамением, 80% россиян причисляют себя к христианам, в университетах открываются кафедры теологии. Хотелось бы верить, что долгожданное возрождение пришло, но навязчивые сомнения не дают приютиться сей светлой надежде в уставшем от ожидания пробуждения сердце…

Не хочу высказывать собственные оценки, дабы не показалось, что я намеренно оскорбляю чьи-то возвышенные чувства. Лучше дам слово эксперту, в честности которого нет повода сомневаться. Протоиерей Дмитрий Смирнов — человек весьма авторитетный в РПЦ, совмещающий несколько важных должностей: председатель отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, проректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института, декан факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, сопредседатель общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата. Вот какую печальную правду о современных христианах поведал он в одном телеинтервью:[www.youtube.com/watch?v=5DBP5fgbc0g]

«Вопрос: Почему в храмах зачастую требуют платить за крещение?

Д.С. Это не плата за крещение, а пожертвование на храм.

Вопрос: То есть это такая не всегда добровольная жертва. Человек подходит и видит прейскурант за ящичком…

Д.С. Со стороны священника — это вот уже тридцать  лет недобровольное дело. Приходится себя заставлять… Так неохота крестить, просто ужас…

Вопрос: А в чем причина, батюшка?

Д.С.: Понимаешь, ты находишься в положении человека, строящего дом, который при нем же сожгут… Бессмысленно… Большинству-то непонятно, зачем они пришли креститься… Хоть деньги дадут… Иначе какой толк-то? И относятся они к этому как к платной услуге. И ничего не понимают и понять не хотят… Тяга души есть — это я фиксирую, — но абсолютно неосмысленная. И осмыслить не хотят. И на это время потратить не хотят. А я должен крестить… А я не хочу! Во мне все сопротивляется! Я двадцать лет промучился — хватит!  Ну, просто мучение…

Но а когда деньги дают, все-таки какие-то отношения, не просто как к псу.  Пса-то хотя бы кормят! Этот человек, которому я крещу ребенка, теперь имеет право его отпевать, если его какой людоед в лес затащит и съест. Ну, он должен за это какую-то благодарность иметь?  Ну, вот он дает в виде пятисот рублей. Разорился за пятьсот рублей? Давай поторгуемся – может, за триста сторгуемся… У них нет ни веры, ни совести, ни чести.  Что мы вам — бесплатный китайский ресторан?

 Я предлагаю:  давай я тебя научу… А он не хочет ходить в церковь: «У меня работа не одна — еще в воскресенье ходить! Потом футбол «Голландия – Финляндия», огороды, лыжи, друзья приехали. Ну, че, я захожу в церковь, свечку поставлю, что еще надо? Евангелие? О, я читал Библию, я читал! Туда и назад три раза прочел…

Врет, конечно, но неважно… Начинаешь спрашивать — так он ничего не читал. Библию он не знает, от словаря Даля не отличит… «Евангелие читал?» -«У меня молитвенник есть». Ты про Фому, а он про Ерему. Поэтому хотя бы денег с него взять…»

 Скульптор по мирской профессии, Дмитрий Смирнов точно отобразил   портрет российского христианина. Он совпадает с оценкой поэта Николая Зиновьева:

Ужасная эпоха!

За храмом строим храм,

Твердим, что верим в Бога,

Но Он не верит нам.

Тут в самый раз взмолиться словами гоголевского героя из «Записок сумасшедшего»: «Матушка, спаси твоего бедного сына! урони слезинку на его больную головушку!» Россия больна неверием, и якобы возросшая религиозность никак не содействует ее духовности. Лешек Кумор еще сто лет назад точно подметил: «Дьявол не может быть безбожником».

 Духовное пробуждение напрямую связано с серьезным отношением к Божьему Слову. Об этом свидетельствует и Писание, и мировой опыт. Когда жизнь идет наперекосяк, нет иного средства ее исправления, помимо Божьего Слова.

 Так было во дни правления царя Иосии, о котором идет речь в 4-й Книге Царств 22 и 23 главах. Пробуждение началось с того, чтов руки иудейского царя Иосии неожиданно попала Тора — самая важная книга на свете. Царь ее никогда не читал. Не читал не от  безграмотности и не потому, что она только что вышла из печати. Просто эта драгоценная книга затерялась в хранилище храма, где ее случайно обнаружил  священник Хелкия. Срок у книги был весьма почтенный  - ей было более пяти сотен лет. И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем.

Как ни странно, Иосия впервые в жизни слышал  книгу закона Господня — самую главную книгу, которую должен был собственноручно прочитать, переписать и постоянно обращаться к ней за советом. Книга закона во время царствования нечестивого Манассии была спрятана священниками от уничтожения, и на целых 70 лет о ней позабыли.

Реакция царя на слово Божие была драматичной: Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои. Он увидел вопиющее несоответствие жизни народа Божьим требованиям. Угрозы о проклятии и наказании виновных поразили его, как молния: он  грешен с головы до пят и виновен пред Богом! И царь принял решения, ставшие для всех поколений верующих примером правильного отношения к обличающему воздействию слова Господня. Оно включало в себя шесть важных элементов.

1. Согласие с Писанием

И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласнос предписанным нам.

Иосия воспринял Писание не как любопытный образчик древней религиозной литературы, но как выражение непререкаемой Божьей воли относительно личной, семейной, общественной жизни. Он не пошел на общеизвестные уловки, дабы не согласиться со словом Божьим.

 Царь не сказал: «Скорее всего, Библия утратила свое значение!  На протяжении 70 лет эту книгу никто не читал, и жизнь не остановилась. Более того, она далеко продвинулась вперед. Стоит ли возвращаться в прошлое?» Царь,  внимательно выслушав чтение найденной книги, понял: Библия устареть не может! Она провозглашает неизменную волю Бога, верно отражает Его совершенный характер и не утратила своей актуальности. Ее советы добры, требования справедливы, а угрозы оправданы.

Царь  не подумал: «Это книга содержит некоторые полезные нравственные советы, и кое-какие из них могут пригодиться». Иосия верно понял, что Писание есть книга закона, а не благих пожеланий. Преступление закона неизбежно приведет к наказанию, и его осуществление — только вопрос времени.

Царь не оправдывался: «Бог не спросит с нас за прегрешения, совершенные в неведении. Ни я, ни народ никогда не читали эту книгу и не могли знать о ее требованиях». Перед Богом неведение преступления не освобождает от наказания. В законе Господнем не существует понятия «прощено из-за неведения».В ней ясно сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;  а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:47,48).

 Царь Иосия не впал в отчаянье: «Нас уже не переделаешь — привычки равносильны  характеру!» Он согласился с Писанием, что Бог есть Бог милости и надежды и ждет приложения  всех усилий для исправления.

Чтобы духовное обновление пришло в душу или общество, необходимо признать абсолютный авторитет Писания. Это отправная точка в пробуждении!

2.  Смягчение сердца

 И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, — жила же она в Иерусалиме, во второй части, — и говорили с нею.

И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, — все слова книги, которую читал царь Иудейский. За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет. А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:  так как смягчилось сердце твое,

 Подлинное согласие с Писанием на первых порах причиняет скорбь. После прочтения Ветхого завета один человек сказал: «Если эта книга права, то мы погибли!». И это нормальная реакция на слова Библии!Эта книга дана не для повышения нашей самооценки и не для расширения культурного горизонта. Она ввергает нас в ужас, разбивает розовые представления о том, что «все к лучшему в этом лучшем  из миров».

Адам и Ева отведали запретный плод и были навсегда лишены рая.

Озия поддержал падающий с телеги ковчег завета и был наказан смертью.

Подростки подразнили пророка Елисея «лысым», и медведица растерзала их всех.

Исайя увидел славу Господа Саваофа и лишился уверенности в спасении.

Анания и Сапфира сказали неполную правду и мгновенно умерли у ног апостола Петра.

Христос сказал: «немногие находят врата, ведущие в жизнь».

Апостол Петр вторит Ему: «праведник едва спасается».

Апостол Павел предупреждал: «страшно впасть в руки Бога живого».

Соприкосновение с библейской правдой сокрушает  гордыню человека. Его сердце смягчается и становится восприимчивым к спасительной благодати, как добрая почва к семени.

Смягчившееся сердце испытывает мучения от осознания своих преступлений и ищет выхода: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян.2:37).

 3. Смирение перед Богом

 и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия,

 Смириться пред Богом – значит, признать Его верховным владыкой мира,  а себя ничтожной песчинкой. «Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он» (Ис.40:15). Эту идею хорошо передал упомянутый выше поэт Николай Зиновьев:

Живёт одна, не хнычет,
В ней плоти – на щепоть.
– Кто нами правит нынче?
– Господь, милок, Господь.
Но я спросил: «А Путин?»
Лоб тронула рукой,
Ответ был полон сути:
«Не знаю, кто такой».

 Смириться пред Богом — значит, согласиться с Его определением, каким бы суровым оно ни было. Услышав от Господа «наведу зло на место сие и на жителей его»,Иосия не возмущается суровостью приговора, не настаивает на его отмене. Он понимает -  не ему учить Бога праведности и истине. И здесь он подражал своему предку царю Давиду, который смирял свое сердце пред Божьим определением. Убегая от Авессалома, он сказал  Садоку: «…возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно» (2Цар.15:25,26).

Многие не соглашаются с тем, что делает Бог и оспаривают Его право испытывать верность людей Святому закону,  право миловать кающихся и отправлять в ад виновных. Оспаривая решения Бога, грешный человек ставит под сомнение Его фундаментальные качества – мудрость, справедливость, благодать.

Иосия верил: Бог всегда поступает справедливо, а перед таким Богом легко смириться!

 4.  Покаяние во грехах

  …и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ (4-е Цар.22:10-20).

Раздирание одежд и слезы Иосии были свидетельством его глубокого раскаяния в грехах. Последующая глава раскрывает, что он осуждал себя  в том, что:

  • не знал и не читал книгу закона;
  • попустил жрецам совершать каждения Ваалу, солнцу, луне, созвездиям и всему воинству небесному и хранить в храме Господнем сделанные для языческих божеств вещи;
  •  не воспрепятствовал блудницам, ткавшим одежды для Астарты, жить в храме Господнем.

Иосия оплакивал отсутствие ревности в отстаивании истины, огорчавшее великого Господа и навлекшее Его праведный гнев.

Покаяние Иосии было библейскими потому принесло добрые плоды. Апостол Павел писал коринфской церкви: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2Кор.7:10,11).

Противоположностью  библейскому покаянию было покаяние Иуды Искариота. Он печалился не столько ради Бога, сколько ради себя. Он не предпринял никаких усилий  обратиться к Богу за милостью. Он не опирался на священные обетования: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:16-19). К нему и его последователям относятся предупреждения Писания: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:5,6). А также: «…возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него» (Пс.108:17).

 5. Обновление Завета с Господом

  И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицом Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет… (4 Цар.23,1-4).

Восстановление разрушенных отношений всегда сопровождается извинениями и обновлением завета. Обновление завета должно совершаться осознанно. Его результат -  возвращение к верности. Через обновление прошел не только царь, но и весь народ. Никто силой не принуждал народ к этому. Страсти не нагнетались обещаниями здоровья и процветания или же ужасами ада. Царь прочел людям книгу закона, в которой была раскрыта непреложная воля Бога относительно жизни подданных, и от их имени заключил с Господом завет жить по Слову Божьему.

Несомненно, обновление сопровождалось эмоциональным подъемом. Люди сокрушались о своем  неведении, просили у Господа прощения за многочисленные прегрешения, но все это проистекало не от услышанных душещипательных историй, а от ясно преподанной истины. Народ поступил по-деловому, и это нравилось Господу.

Он всегда нацеливает людей на исполнение долга, а не на переменчивые желания. Христос учил: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Матф.21:28-31).

Раскаивающийся грешник непременно должен обновить свое посвящение Господу, включающее в себя служение Ему.

 6. Борьба с грехом!

 4 И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и [велел] прах их отнести в Вефиль. 5 И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, — и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному; 6 и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное;  и разрушил домыблудилищные, которые [были] при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты; 8 и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты [пред] воротами, — ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот   (4-е Цар.23:4-9).

Иосия не стал больше мириться с греховными практиками во вверенной ему Богом стране. Он решительно разрушил все места поклонения чужеземным богам. Предал попранию языческие верования. Такое же непримиримое отношение к греху должно сопровождать нашу жизнь. Именно это и является признаком настоящего духовного пробуждения. Апостол Павел вспоминал о Фессалоникийцах: «…вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1Фесс.1:9,10). Какое полное преображение жизни! Какая глубокая посвященность Богу! Как прекрасна страна, где происходит подобное явление! Как счастлив человек, обретший новую жизнь!

В этой связи уместно привести признание великого немецкого поэта Гейне, сердце которого смягчилось, раскаялось и обратилось против греха: «Когда лежишь на смертном одре, становишься очень чувствительным и мягкосердечным и не прочь примириться с Богом и с миром. Признаю: многих я царапал, многих кусал и отнюдь не был агнцем.  …С тех пор как я сам нуждаюсь в милосердии Божьем, я даровал амнистию всем своим врагам… Стихотворения, хотя бы отдаленно заключавшие в себе колкости против Господа Бога, я с боязливым рвением предал огню. Лучше пусть горят стихи, чем стихотворец.

Да, я пошел на мировую с Создателем, как и с созданием, к величайшей досаде моих просвещенных  друзей, которые упрекали меня в этом отступничестве, в возвращении назад, к старым суевериям, как им угодно было окрестить мое возвращение к Богу. Иные, по нетерпимости своей, выражались еще резче. Высокий соборслужителей атеизма предал меня анафеме, и находятся фанатические попы неверия, которые с радостью подвергли бы меня пытке, чтобы вынудить у меня признание во всех моих ересях. К счастью, они не располагают никакими другими орудиями пытки, кроме собственных писаний.

Но я готов и без пытки признаться во всем. Да, я возвратился к Богу, подобно блудному сыну, после того, как долгое время пас свиней у гегельянцев. Были то несчастья, что пригнали меня обратно? Быть может, менее ничтожная причина. Тоска по небесной родине напала на меня и гнала через леса и ущелья по самым головокружительным тропинкам диалектики. На пути мне попался бог пантеистов, но я не мог с ним сблизиться… Это убогое, мечтательное существо переплелось и срослось с миром, оно как бы заточено в нем и зевает тебе в ответ, безвольное и немощное. Обладать волей можно только будучи личностью, а проявить волю можно только тогда, когда не связаны локти.

Когда страстно желаешь Бога, который в силах тебе помочь, — а ведь это все-таки главное — нужно принять и Его личное бытие, и Его внемирность, и Его священные атрибуты, всеблагость, всеведение, всеправедность и так далее. Бессмертие души, наше потустороннее существование достается нам в придачу, точно прекрасная мозговая кость, которую мясник бесплатно подсовывает в корзинку, когда он доволен покупателем».

О, дал бы Бог России такое духовное пробуждение, что было во времена Иосии и во дни апостолов, когда без государственной поддержки, вопреки оппозиции религиозных элит «слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось»(Деян.6:7)!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

7 Комментариев к тексту “Пробуждение, нужное России”

  1. Света:

    Благодарение за проповедь, подкрепляющую в молитве за пробуждение России

  2. Православный:

    Он так не мог сказать,приведите ссылку.Вы что-то всё переворачиваете наизнанку.Вам явно не нравится православные христиане.А вам надо много поучиться у них,хотя бы богословию и духовной жизни.

  3. Эдуард:

    Я не православный, но тоже не сразу поверил, что уважаемый священик мог такое скзать. Поиск занял ровно 30 секунд. Ролик в ютубе называется «Смирнов — Почему в РПЦ крестят за деньги».

  4. В.С. Рягузов:

    Cпасибо, Эдуард за ссылку. Я слушал это интервью на другом сайте. А православному другу скажу, что я люблю всех христиан, стремящихся жить по евангелию. Многие православные священники мне симпатичны. Что касается Смирнова, то я ничего о нем худого не сказал. Он искренний верующий и говорит, что думает. Далеко не со всеми его высказываниями соглашусь, но не могу не отметить его глубоких переживаний за положение дел в РПЦ. В интервью я услышал крик его души и людях, которым нужен не Христос,а обрядность. Здесь я на его стороне!

  5. Женя:

    Если у вас служба в церкви — это оплачиваемая работа с запада,то у православных священников пожертвования с обрядов — это помощь на пропитание. Это давно всем известно,что прихожане сколько могут,столько помогают.Никакой тайны здесь нет.

  6. В.С. Рягузов:

    Евгений! вы говорите неправду. Я подробнее отвечу вам на моем сайте.

  7. Петр:

    Мне очень понравилось интервью. Россия действительно нуждается в пробуждении и пора руководству РПЦ задуматься над этим. Ведь существующее положение православия — не может продолжаться. Отказаться от ересей и преподавать народу чистое Слово Божье. Спасибо!

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ