Библия о комплексе неполноценности

Как помочь?

Комплекс неполноценности Многие люди в той или иной степени страдают комплексом неполноценности, рождающимся от сопоставления себя с другими. Больные, сравнивая себя со здоровыми, говорят: «Я — несчастный инвалид!».  Некрасивые, сравнивая себя с симпатичными, говорят: «Я — страшилище!». Неудачники, сравнивая себя с успешными, говорят: «Я — тупая посредственность!». Хилые, сравнивая себя с атлетами, говорят: «Я — ошибка природы!».

Да, значимость человека познается в сравнении, но такое познание чаще всего рождает скорбь. Соглядатаи, вернувшиеся с осмотра земли обетованной, говорили: «…там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их»  (Чис.13:34). После такого шокового сравнения народ зарыдал, потом возроптал на судьбу и затем поднял восстание против Бога и Моисея…

Вывод напрашивается однозначный:  комплекс неполноценности больше вредит, чем помогает. Избавиться от него трудно, потому что всегда найдутся люди более удачливые, разумные и красивые. Каждый человек неизбежно достигает пика своих возможностей, дальше которого не запрыгнуть. «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают» (Ис.40:30). А что касается советов по  преодолению этой проблемы, то они носят отвлекающий характер и сводятся  к известному лозунгу: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Легко сказать: «Перестаньте сравнивать себя с более успешными, богатыми или умными!» — глаза все равно сравнивают.
Легко сказать: «Не говорите о себе строгим голосом своих родителей» — воображение не радиоприемник, у которого есть  кнопка «выкл».

Легко сказать: «Наметьте конкретные планы для достижения  успеха в “слабой” области». Когда нет связей или искры таланта, успеха все равно не будет.
Легко сказать: «Поговорите о своей жизни с хорошим психотерапевтом». Хороший психолог стоит хороших денег, а плохой загонит в депрессию. Чаще всего их советы  –  мертвому припарка.

Говорит ли что-нибудь Бог об этой проблеме или замалчивает ее? Считает ли Он комплекс неполноценности пустяковой проблемой? Чуждается ли Он охваченных ею людей? Ответы на эти вопросы мы найдем в Божьем Слове. Обратимся к первым 8 стихам из 56 главы книги пророка Исайи:

 1 Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. 3 Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». 4 Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — 5 тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. 6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, 7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. 8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других (Ис.56:1-8).

 

 Бог знает Свой народ в полноте: «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс.138:4). От  него не сокрыты переживания  страдальцев. Он не отвергает и не стыдит их. Он понимает, как непросто на этой земле быть человеком. Он знает, что их комплексы возникли не на пустом месте – на это были серьезные основания.

Бог обращается к верующему язычнику и верующему евнуху, как к двум крайним полюсам, между которыми заключена вся сумма страданий  верующих.

Уверовавший в Бога язычник оценивает себя  с точки зрения систематического богословия. Разве не оно — истина в конечной инстанции? Не его ли называли в древности «царицей всех наук»? Однако эта оценка оказывается для него разрушительной: «Господь совсем отделил меня от Своего народа».

Вот как мог звучать его горестный монолог: «Бог суверенен и Он избрал не меня, а Израиль быть Его народом. Так говорит Библия, которую я читал: «Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; но только отцов твоих  Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне [видишь]» (Втор.10:14,15). Ктоможет оспорить Божье решение? Кто может сказать Ему, что Он  неправ?Я не по своей инициативе отделен от Божьего народа — это сделано Богом! Он   назначил мне родиться  в семье язычников. Он решил, что в моих жилах  будет течь языческая, а не  Авраамова кровь.Бог навсегда провел различие между мной и Его народом: «…кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?» (Еккл.7:13).

Бог сделал так, что я не имею  права быть таким же близким к Нему, как евреи. Вон тот обманщик, Шлома, свободно входит во двор храма и общается со священником, а я под страхом смертной казни должен довольствоваться двором язычников… Я никогда не стану не то что священнослужителем, но даже дворником в храме! «Господь совсем отделил меня от Своего народа».

О, если бы это отделение произвел человек, у меня была бы надежда уговорить его переменить решение, сделать для меня исключение. Я бы заплатил за это присоединение любые деньги, но Бог неподкупен! Я не имею права породниться с евреем, ведь он даже есть со мной за один стол не сядет. Я — человек третьего сорта! Почему я  родился язычником!?»

Прошло две тысячи семьсот лет, однако подобные стенания (правда, в несколько измененном виде) продолжают звучать от детей Божьих. Одни жалуются:«Господь совсем отделил меня от успешного народа. За что я не возьмусь, все валится из рук. Меня обманывают, держат на вторых ролях. Мне сложно зарабатывать на жизнь, приобрести жилье. Боже, ты сделал меня человеком третьего сорта!»

Другие стенают: «Господь совсем отделил меня от духовного народа.Меня не приглашают стать дьяконом, никто не обращается ко мне за советом, я не умею связать двух слов».

Третьи плачут: «Господь совсем отделил меня от счастливого народа.Кто-то видит Христа и ангелов, кто-то, не успев сказать «аминь», получает от Бога ответ. А я… не слышу райских голосов, не сподобляюсь пророчеств. Боже, лучше бы меня вовсе не было!»

Но есть и другой полюс несчастья, представленный евнухом. Мне очень жаль таких людей, которых оскопляли в детстве самым драконовским способом. Кастратов брали  надзирателями в царские гаремы, поэтому они были материально обеспечены. Иногда евнухи занимали высокие государственные должности. Однако у них были серьезнейшие проблемы, и никакое материальное изобилие, никакая престижная деятельность ее не решала: я — сухое дерево! Сколько трагизма вложено в это сравнение! Сухому дереву никто не радуется, оно не дает утомленному путнику  приятной тени,  не подкрепляет вкусными   плодами. Такое  дерево годится только для огня…

 Видя жениха и невесту, евнух думал: «Я никогда не устрою свою личную жизнь, меня никто не полюбит и не сделает нежных признаний».

Видя гордого отца, окруженного молодыми сыновьями, евнух  горько вздыхал: «Я — сухое дерево! Я навсегда лишен счастья отцовства!  Я  — бесполезное существо»!

И снова скажу: подобные горести продолжают удручать людей. «Мне уже за сорок, — думает девушка, — мне никогда не стать матерью».  «Я одинок и болен, — думает молодой человек, мне не потянуть создание семьи — почему именно мне так не повезло?»

Как видим, проблема одиночеств очень серьезна.  Что же думает об этом Бог? Что Он скажет страдальцам?  Ответ Бога можно сформулировать так: «Перестаньте  раздирать ваше сердце самосожалением! Ваше высшее призвание — быть святыми в том положении, в котором вы оказались!»

Бог не отрицает значимости поднятых людьми проблем. Он знает, что им действительно тяжело сражаться с самими собой. Более того, Он Сам в Сыне Своем Иисусе Христе был на их месте.  Иисус с полным правом мог сказать: «Господь совсем отделил меня от Своего народа». Его возненавидели, безосновательно обвиняли в безумии,  одержимости, безнравственности, политическом экстремизме.  Его жизнь оценили в 30 сребренников. Казнили среди двух разбойников. Он был отделен от всех. 21 псалом передает Его чувства: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Пс.21:7-9).

Христос, как никто из людей, испытал проблему «сухого дерева». Из тьмы, сгустившейся на Голгофе, Он возопил: «Боже мой, Боже мой! для чего Ты оставил меня?». Христос был очень мужественным человеком, но этого недолгого одиночества Он безмолвно снести не мог! Однако в этих ужасных условиях Христос явил беспримерную святость!  Главным для Христа был не земное счастье, а святость!

Если вы дитя Божие, вы уже не человек второго сорта, хотя, возможно, какими-то обстоятельствами Бог отделил вас от Своего народа или допустил судьбу сухого дерева. Именно в этих условиях Бог дает вам величайшее поручение стяжать святость. Святость выражает себя в трех конкретных вещах:

  • Святость есть справедливость во взаимоотношениях

сохраняйте суд

 Основанием справедливости не могут быть человеческие мнения или традиции, или политическая целесообразность. Основой справедливости является Божье Слово: «И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые» (Неем.9:13).

В еврейском языке «справедливость» и «прямота» передаются одним словом. Справедливый не юлит, не изворачивается, он определенен и ясен. Бог  призвал людей соблюдать справедливость во всех сферах жизни: «…выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (Втор.1:16).

Когда Божье слово перестает быть мерилом справедливости, общество или человек обречены на наказание. «Горе тем, которые постановляют несправедливыезаконы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похититьправа у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатствоваше?» (Ис.10:1-3)

В середине прошлого века генерал В.С. Абакумов был не только главой МГБ СССР, но и изобретателем некоторых видов зверских пыток, с помощью которых можно было добиться нужных признаний от невинных людей. Когда же он был арестован по обвинению в государственной измене, к нему применили его изобретения. Что человек сеет, то и жнет. Несправедливость будет наказана!

Святой человек стремится быть справедливым в оценке себя и людей. Он взвешивает все явления на весах Божьей правды, не принимает обвинения на ближнего без свидетелей и не поступает в угоду людям. Этого качества следует  достигать всем христианам. Иногда из-за давления обстоятельств, это дается непросто. Апостол Павел вспоминал о своем столкновении с Петром в борьбе за справедливость:

«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.  Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2:11-14). Апостол Павел помог брату по вере восстановить потерянную в сложных обстоятельствах справедливость.

  • Святость есть верность завету

2 Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения

Суббота была знаменьем завета Бога с Израилем, и человек, соблюдавший субботу, этим показывал, что он дорожит Божьим заветом больше, чем своим хозяйством или бизнесом. Перед Своими страданиями Иисус Христос заменил завет субботы на Новый завет в Его крови, в который имели право войти не только евреи, но и язычники.  Верность Новому Завету — это не регулярное участие в вечере (что крайне важно!), но всецелое упование только на искупительную жертву Христа.

  Его святой крови завет

  Хранит меня в потоках бед;

  Когда все рушится кругом,

  Я нахожу опору в Нем.

  Когда ж со славой Он придет,

  Пусть верным Он меня найдет,

  Одетым в праведность, святым,

  Чтоб без пятна предстать пред Ним.

Песнь Возрождения  229

К сожалению, далеко не все верующие  придерживаются этого убеждения. На одном христианском ресурсе я прочел: «Михаил Архангел каждый год 21 ноября запускает свое гигантское крыло в ад, в преисподнюю, чтобы вытащить оттуда наших вымоленных родственников и доставить их на небо, в Небесные обители. Вот смысл поминальных суббот — чтобы Господь по ходатайству Церкви простил грехи умерших. Такие права и полномочия Он предоставил воинствующей земной Церкви Христианской, такое дал нам право».

 Откуда это взято? Где этому учит Писание?  Разве не ясно сказал Христос: «…не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан.3:36)? Неужели не ясны категоричные угрозы   апостола Павла: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21)? Кто не дорожит заветом Христа, не может иметь вечную жизнь!  Быть верным завету значит полагать надежду спасения только в жертве Христа!

  • Святость есть воздержание от зла

 и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла

 Кажется странным, что современные христиане ратуют за насилие, если нужно  защищать свои ценности от посягательств неверующих. При этом они ссылаются не на Христа, а на Иоанна Златоуста. Они любят цитировать его неудачные слова, забывая, что они не Священное Писание: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом…»

Христианин — тот, кто подражает Христу. Христос не ударил ни одного человека, хотя часто испытывал от людей оскорбления и хуления. Он запретил ученикам истребить самарян, не принявших их на ночлег: «Сын человеческий пришел не губить души, но спасать». Христиане должны быть проводниками добра. К их рукам не должны липнуть чужие вещи. Они должны с радостью жертвовать своим добром ради блага ближних.

Стяжание святости будет вознаграждено Богом. Он есть Бог праведного воздаяния. Земная святость ценится дороже небесной,  хотя по качеству она  хуже. Не трудно быть святым на небе, облеченным в святое тело и в окружении ангелов. Трудно быть святым на земле в окружении демонов, языческой культуры, при физических недостатках, и каких-то лишениях. Вот что обещал Бог борцам за святость:  «Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, -тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится».

По закону евнухи не могли участвовать в храмовом богослужении, но за святость они получат привилегию быть  в святилище небесном. Они обретут сокровища лучшие, чем сыновья и дочери. Их имена не будут преданы забвению, они будут знамениты в Божьем царстве.

Не будут обделены славой и верующие язычники: И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.

На земле верующие иноплеменники были лишены возможности входить во святилище, наслаждаться храмовым служением, приносить жертвы. Однако все изменится на небе, где все соделаны царями и священниками и имеют равный доступ к благам вечной жизни.

Здесь на земле верующие имеют отсроченное счастье и потому должны жить не темным настоящим, но чудесным будущим, о котором с необыкновенной уверенностью говорил от имени святых апостол Павел: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, -  то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:1-10).

Как не согласиться после этих великих, пронзающих сердце слов, что главное в жизни — святость и ничто иное?

Вам так же может быть интересно:

Один Коммент. к статье “Библия о комплексе неполноценности”

  1. 1
    ФЕДОР ХРИСТЕНКО говорит:

    Аминь!Перед Своими страданиями Иисус Христос заменил завет субботы на Новый завет в Его крови, в который имели право войти не только евреи, но и язычники. О велика Тебе благодарность и поклонение, честь и слава наш Господь и Бог Иисус Христос за Новый завет в Твоей Драгоценной Крови! Благодарим Вас Виктор Семенович за истины.

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ