В христианских блогах активно обсуждаются слова Джона Пайпера о том, что грехопадение Адама и Евы входило в Божий план. Некоторые считают, что арминиане и кальвинисты верят в разных Богов. Что вы думаете по этому поводу?
Для тех, кто не знает, о чем пойдет речь, даю ссылку: на
Заявление о том, что христиане верят в разных Богов, смелое…, возможно даже чересчур. Но неверное. Все возрожденные христиане верят в Единого Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Творца неба и земли. Но степень познания Бога может быть различной, зачастую не вполне достаточной. Иов верил в истинного Бога, но в своих оценках Его действий иногда проявлял невежество. Тем не менее, он оставался чадом Божьим. И его жалкие утешители-друзья, исповедовавшие черно-белую теологию, также были истинно верующими людьми. Но это не помешало им надавать моральных тумаков их страдающему другу. Истинно верующими были апостолы Иаков с Иоанном, хотя именно они однажды захотели безжалостно истребить огнем с неба грубых самарян. Посему я советовал бы братьям и сестрам быть осторожными в оценках друг друга и не заносить имена Божьих детей в списки Его врагов. Если мы будем это делать, сатане можно спокойно отдыхать — мы с успехом выполним его работу. Есть стержневые вещи, за которые нужно сражаться, ибо от их правильности/неправильности зависит вечная участь души – непогрешимость Писания, необходимость рождения свыше, личная святость и любовь к людям.
Теперь о Пайпере. Он – муж Божий, и через его служение много людей пришло к Богу. Я не во всех вопросах с ним согласен, но отношусь к нему с глубоким уважением как к выдающемуся христианину. Он знает больше меня, проповедует лучше меня, и превосходит меня в благочестии. Главная идея Пайпера – Бог контролирует и направляет к славе Своей, как зло, так и добро. Поэтому падение Адама и Евы не могло не входить в Его планы. Внимательный читатель Библии разу заметит, что Божьи действия не спонтанны, но тщательно спланированы. Библия учит, что -
События истории расписаны по времени
Об этом свидетельствуют: рождение обетованного Исаака во время, установленное Богом (Быт. 18:10); предсказание о пребывание Израиля в Египетском порабощении 400 лет (Быт.15:13); пророчество о 70 летнем вавилонском пленении; дате предания Христа на смерть (Дан. 9:25); длительность испытаний святых (Откр. 2:10); количество спасенных язычников (Римл.11:25); указание на семилетнюю продолжительность великой скорби; назначение Отцом дня и часа Второго пришествия Христа (Мф. 23:36); тысячелетнее правление Мессии на земле.
События истории расписаны по месту
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26).
«Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (Втор.32:8).
«И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт.12:7).
«…и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Матф.2:23).
События истории расписаны по ролям
В плане Божьем записано, что еврейский народ будет играть центральную роль в истории, что он будет постоянно изменять Богу (Втор. 31:29), а вавилонская империя сменится мидо-персидской, а та в свою очередь сменится греческой, ей на смену придет Римская империя (кн. Пр. Даниила)
Христа родит дева, Его предадут за 30 сребреников, Он «в определенное время» умрет нечестивых (Рим.5:6), будет похоронен в саду богатого человека, но воскреснет и узрит потомство долговечное (Ис.53 гл).
Наше появление на свет, цвет глаз, форма ушей и носа, количество волос на голове, профессия, (не)семейное положение, количество лет жизни – все предопределено Богом.
События истории расписаны по жанрам
На сцене театра истории мрачная трагедия сменяется ярким и светлым периодом, а затем – нескончаемой серой «мыльной оперой» будней. И это повторяется снова и снова на протяжении веков.
«Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?» (Исх.4:11).
«Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу» (Иов.42:11).
«Ибо так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо, какое Я изрек о них» (Иер.32:42).
«Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач.3:37,38)
Таким образом, план Божий относительно всемирной истории величественен, во многом непостижим, всеохватен, детализован, заключен во временные рамки. Чтобы он исполнился в нужное время и в нужном месте, в цепи событий должно быть строго определенное количество необходимых Богу звеньев. Необходимых, но не обязательно Ему приятных и угодных. Для Бога приятно добро и всегда отвратительно зло. Он не желает смерти грешника, но все же посылает ее. Он обращает зло во благо, как человек использует страшную ядерную реакцию для производства полезной энергии. Если Бог что-то не контролирует, то Он не Бог.
Однако механизмы Божьего предопределения различны. Он все планирует, повелевая чему-то быть, допуская чему-то случиться, препятствуя чему-либо произойти. При этом Он способен направить все к Своей славе, не устраняя выбора людей или бесов, не пачкаясь о зло. Поэтому нельзя утверждать, что если грехопадение было включено в план Божий, то Бог его и произвел. Нет и нет! Автором греха является сатана, Бог же предопределил допустить зло, дабы извлечь из этого допущения Cебе и нам пользу. Однако мы еще не доросли, чтобы эту пользу разглядеть. Рассуждая по-человечески, мы так и рвемся посоветовать Богу спланировать нашу историю иначе – без змея в Эдеме, (почему бы его сразу в тартарары не упечь?), тогда мир не знал бы потопа, войн, голода, нищеты, болезней, скорбного Креста, либерализма, смерти, холокоста и Беслана страшного озера огненного…
Но как Бог решил, так оно и произошло, и ничего нельзя изменить. Как не рви на себе волосы и не заламывай руки, история не знает слов «если бы». Бог установил во вселенной порядок испытания на верность и подверг ему ангелов, людей и своего Сына. Не все нам понятно в этой Божьей идее, но она существует! Вера каждого человека испытывается на предмет бескорыстия: даром ли мы богобоязненны или верим ради Божьих даяний. Богу приятно, когда мы, подобно Иову, исповедуем Его суверенность: «Бог дал, Бог взял, да будет имя Его благословенно!»
И последнее. Ни кальвинизм, ни арминианство не отвечают на вопрос Достоевского о смысле допущения свободы воли или предопределения, когда есть неискупленные слезы затравленного помещиком ребенка. Достоевский не дожил до гулагов и бухенвальдов, а то бы его вопрос прозвучал еще острее. Мы должны просто верить, что в Божьих планах нет ни малейшего недосмотра или изъяна. Его премудрость оправдается пред небом, землей и преисподней. В вечности верующие будут вершить справедливый суд над виновником наших бед сатаной и его сторонниками. У них будут знания и способности для вынесения справедливого вердикта. Бог за Себя ответит, а вот как ответим мы?
Учение о промысле Божьем дано нам для утешения в дни испытаний, дано нам для опоры нашей вере. Но только не для оправдания зла или пассивности. Мы должны молиться так, будто все зависит от Бога, и действовать так, как будто все зависит от нас.
В заключении приведу слова одного человека, упомянутого всуе некоторыми людьми:
«…в Своей всесильной вседержавности Бог избирает не осуществлять абсолютный контроль над делами людей. В противоположность идее Божественного детерминизма, наподобие ультракальвинизма, Божие благовествование благого должно с верой быть принято слушающими Его. Только одностороннее или небиблейское богословие складывает все на Божьей стороне или на стороне человека. Для совершения спасения Божия незаслуженная благодать требует положительного отклика у человека. Неотъемлемой частью Божьего вечного плана спасения есть человеческая вера в послушании. В, пожалуй, самом сжатом и прекрасном заявлении Евангелия Иисус сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Вы согласны с ним? Тогда не удивляйтесь, что его зовут Джон Мак-Артур. Оказывается и он с нами согласен! Отдадим же Богу — богово, а человеку — человеческое!
Виктор Семёнович, спасибо за доступность и глубину с которой Вы отвечаете на такие сложные вопросы.
Богу слава!
Благодарю за такую панорамную и в то же время четкую статью!
Я получила хорошие краткие ответы на тревожащие меня вопросы:
1. Всевластие Бога и ответственность человека:
«Для совершения спасения Божия незаслуженная благодать требует положительного отклика у человека».
2. Сущность молитвы:
«Мы должны молиться так, будто все зависит от Бога, и действовать так, как будто все зависит от нас».
Виктор Семенович, благодарю за Ваше тактичное, корректное отношение к Пайперу и Мак-Артуру, которых я уважаю, слушаю и читаю.
Иногда кажется, что Господь специально дает некоторое заблуждение (или перегиб) великим мужам Божиим, чтобы мы, не очень великие (и даже не мужи ), полагались не на человеков, а только на Бога, чтобы не творили кумиров из людей.