Горе смеющимся!

Как помочь?

Горе смеющимся Некоторые крайне принципиальные верующие утверждают, что смех дома или на улице так же неприличен, как и на похоронах. Они ссылаются на мудрого Сираха: «Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их, и не показывай им веселого лица твоего» (Сир.7:26). Они не забывают упомянуть повеление апостола Павла: «Смехотворство неприлично вам» (Еф. 5,4). По их мнению, христианство должно быть религией постных лиц и черных покрывал. Однако Христос никогда и нигде этому не учил. Он обещал плачущим смех и веселие в Царстве Отца (Лук. 6:21), где не  ходят с пеплом на головах и не поют скорбных песен. Было бы прекрасно, если бы иногда райское настроение скрашивало наши печальные будни!
Смех вовсе не физическая судорога, как полагают неисправимые пессимисты, он есть признак Божьего благословения. Надеждой на радостные перемены в жизни ободряли друзья страдальца Иова: «Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием» (Иов 8:21). Поэтому прекрасно, когда мы слышим смех наших детей, когда можем искренне, от души смеяться сами.
«Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица». (Виктор Гюго). Весна пришла к Аврааму, когда он не удержался от смеха, услышав от Господа, что его жена-старушка Сарра станет матерью: «И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит»? (Быт. 17:17).
Чистый смех вовсе не грешен. Более того, он полезен. Это понимали и отцы церкви. Климент Александрийский, в частности, писал: «Можно отпускать остроты, но прилично и мило, из остроумия не делая шутовства. Но и в смехе, который остроумием возбуждается, следует соблюдать меру в известных границах его себе позволяя, можно обнаружить соблюдение тонких приличий, но тот же смех, если он переходит границы, может свидетельствовать и о разнузданности нашего нрава. Что человеку самой природой устроено, того запрещать ему не следует, но и в этом, нам свойственном от природы, необходимо соблюдать правую меру, благовременность и целесообразность. Нельзя же на том основании, что человеку смеяться естественно, все делать предметом смеха. И лошадь, ведь, которой ржать естественно, не на все ржет».

Так что если у вас есть святая причина для смеха и улыбки,  не давите их в себе, ведь у нас без того так мало поводов для радости.  Мы должны чуждаться другого смеха,  наносящего непоправимый ущерб душе. Его имел ввиду Христос в третьем горестном провозглашении.

«Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лук.6:25),

1.    Горе тем, кто смеется над Божьим Словом!

Христос в первую очередь говорил о тех, кто стремился превратить свою безбожную жизнь в сплошной праздник и высмеивал Его поучения. Это еще ужаснее, чем просто отвергать его. Ведь Христос учил самому главному — как прожить жизнь так, чтобы не было стыдно предстать пред Богом. Когда человек высмеивает Слово Божие, он ожесточает свое сердце настолько, что не оставляет шанса на покаяние. Клайв Льюис вложил заявление по этому поводу в уста многоопытного беса Баламута, наставляющего своего племянника, бесенка Гнусика, как довести человека до вечной погибели: «Однако развязный смех лучше всего. …Он не стоит особых усилий. Только умный человек способен умело пошутить о добродетели. Но любого развязного пошляка можно научить добродетель высмеивать. Среди развязных людей всегда предполагается, что кто-то из них сказал что-то остроумное и смешное, хотя никто ничего такого и не говорил: каждый серьезный предмет они обсуждают так, как будто в нем уже нашли смешную и нелепую сторону. Устойчивая привычка к развязному смеху прекрасно защищает от Врага (т.е., Бога — ВС). Между развязным смехом и радостью — огромное расстояние. Развязность притупляет, а не проясняет разум и отнюдь не сближает предающихся ей» (К.С. Льюис, «Письма Баламута»). Справедливость наблюдений Льюиса подтверждают современные сатирики и пародисты, продающие смех за деньги. Нередко этот смех отдает пошлостью и явно отвергает Христову мораль.  И далеко не всякий, кто покупает этот смех, по-настоящему весел.
Если задуматься серьезно, как мы живем, то на ум приходит песня  Игоря Талькова:
А вокруг как на парад,
Вся страна шагает в ад
Широкой поступью.
Родина моя,
Скорбна и нема…
Родина моя,
Ты сошла с ума.
Если бы Родина понимала, куда она идет, она бы плакала о своих грехах. Но, увы, плача нет, да и радости на лицах людей не видно…

2. Горе  смеющимся над физическими недостатками человека!

           Большая компания подростков сопровождала пророка Елисея издевательскими насмешками: «иди, плешивый! иди, плешивый»! (4 Цар. 2:23).В стародавние времена, когда  уважением к старшим было непререкаемым правилом в обществе, это поведение выглядело ужасным и свидетельствовало о невероятной распущенности, царившей в их семьях. Ведь яблоко от яблони недалеко падает.  Бог произвел суд над детьми и над их родителями, чтобы потомки помнили, что смеяться над недостатками человека великое преступление. «…И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар. 2:24).
Смех над недостатками присущ человеку с детства.  Дочь психолога Льва Выгодского Гита вспоминала: «Очень нравилось нам, детям, когда к отцу приходил Б. Г. Столпнер. Был он очень близорук и, несмотря на толстенные стекла очков, видел очень скверно. Был ли он к тому же рассеян, судить не берусь. …Так, помню, собираясь домой, он тщетно старался напялить на свои огромные растоптанные ботинки маленькие женские галоши на высоком каблуке, да еще стоящие задом наперед. Мы с Леонидом получили массу удовольствия и еле сдерживались, чтобы не захохотать в голос.
Папа страдальчески (да, да, именно так) посмотрел на нас, и мы присмирели. Потом, с обычной своей деликатностью, он сказал: «Борис Григорьевич! Мне кажется, это не Ваши галоши», на что Столпнер ответил: «Нет, Лев Семенович, я хорошо знаю свои галоши». Отец пытался очень тактично добавить, что ему кажется, что это женские галоши, но Столпнер продолжал терзать их, пока не убедился окончательно в негодности попытки надеть их. В другой раз он спутал дверь в туалет и ломился в запертый бельевой шкаф. Стоявший рядом отец робко говорил ему: «Мне кажется, Борис Григорьевич, Вы не ту дверь открываете», на что Столпнер ответил: «Нет, Лев Семенович, я отлично знаю Вашу дверь».Папа предусмотрительно посмотрел на нас, и мы сдержались.
После ухода Столпнера папа позвал нас. Он был очень огорчен. Он сказал нам, как это неблагородно и жестоко смеяться над чужими недостатками. Он сказал, что надо всегда быть добрым к людям и стараться помочь им, а не выискивать их недостатки. Он добавил, что ему очень грустно оттого, что мы сами этого не понимаем. Он не требовал ни наших объяснений, ни извинений, ни обещаний на будущее. Просто он встал и вышел из комнаты. До сих пор помню, как мне было стыдно. Весь день я ничем не могла заняться и только и думала об этом разговоре и мечтала, чтобы что-нибудь случилось такое, чтобы я могла показать папе, что я не такая уж злая».
Если грешный человек так остро реагировал на детские шалости, что же сказать о святом Боге? Если назвать человека глупцом достойно ада (Мф.5:22), то разве меньшее возмездие должно ожидать насмешников? И все же многие считают за доблесть этим заниматься!..

3. Горе смеющимся над потерпевшими жизненное крушение!

        «Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье — к несчастному», утверждал моралист Франсуа Ларошфуко. Однако в случае с Иовом все было не так. Он был счастливым человеком — имел богатство, детей, дружных между собой, пользовался огромным авторитетом у сограждан, был в почете у Бога. Однако не было человека, который бы претерпел за короткое время столь много бед, как праведный Иов: в один день он потерял все имущество и десятерых детей. Прошло немного времени, и страшная проказа покрыла его с головы до ног. Его постоянно терзали нестерпимые боли и ночные кошмары. Он был изгнан из общества, а его слава бесследно испарилась. Он опротивел жене, и она предложила ему похулить Бога и отправиться в ад. Ему казалось, что некогда любивший его Бог обратился в неприятеля и припоминает ему  грехи юности… Не было на свете столь великого страдальца, как Иов.И вот к этим скорбям добавилась еще одна: «…ныне смеются надо мною младшие меня летами» (Иов 30,1).
Эти люди придумали собственное объяснение злоключений Иова: «Бог наказал его, лицемера и обманщика, за тайные грехи. Над таким не грех посмеяться!»  И они радовались не только «правосудию» Всевышнего, но и страданиям бывшего «олигарха». У Иова были все основания сетовать на эту гнусность, ибо она доставляла ему новые душевные страдания. Он предвосхищал страдания невинного Христа, над несчастьем которого  глумилась злая толпа.
Через похожие испытания прошел и пророк Давид: «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими» (Пс.34:11-16).
Увы, злопыхательство живет в сердце человеческом, и горе тому, кто дает ему место!

4. Горе смеющимся над  родителями!

Человеческая натура настолько испорчена, что поводом для насмешек может избрать самых близких людей: «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» (Пр. 30:17). К старости родители могут неадекватно ориентироваться в изменяющемся мире, принимать неверные решения или просто выжить из ума. Но это не повод относиться к ним с презрением. Самым ярким примером подобного зла является насмешливое отношение Хама к оказавшемуся в неприличном положении своему отцу. С тех пор слово «хамство» стало синонимом наглости, грубости, бескультурья. Мудрый Сирах не напрасно советовал: «Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека — от чести отца его, и позор детям — мать в бесславии. Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его.  Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир.3:10-16).

5. Горе смеющимся над малыми детьми!

«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт.21:9,10).

Типичная семейная история: старший брат высмеивает младшего. Часто этому не придают значения — со временем пройдет! Однако с точки зрения Бога насмешка над ребенком является тяжелым преступлением против личности, сотворенной по образу и подобию Божьему.
Увы, этот грех живуч и распространен. Одна женщина жаловалась в соцсетях: «Ребенка постоянно высмеивает учитель перед всем классом. Жаловались директору. Ей сделали выговор, но она опять продолжает это делать. Сегодня довела его до слез, глаза у него покраснели, стал красный как мухомор. Он ведь во втором классе. Что делать?»
В 2012 году матери решили судиться с радиоведущими  «Маяка», за то, что они насмешливо говорили в прямом эфире об их малышах, страдающих  смертельным муковисцидозом.
Под давлением негативной оценки, насмешек и критики ребенок начнет считать себя недотепой, в его душе сформируется устойчивый комплекс неполноценности или агрессии. Ему будет трудно найти свое место в жизни и построить собственную семью. Горе тем, кто разрушает насмешками психику ребенка!

6. Горе смеющимся над несчастьем  врага!

«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Прит.24:17,18).

Ничто так не радует людей  мира, как  беда врага. Однако среди верующих не должно быть места злопыхательству. Авдий обращается с грозным пророчеством к потомкам Исава — Едому, обвиняя его в подавлении чувства родства к родному брату Израилю. Хотя отношения Едома и Израиля были всегда натянутыми, все же радость Едома о бедствии Израиля вызывала гнев Бога, и Он обещал за это преступление  уничтожить Едом: «В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия.  Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (Авд.1:11-15)
Имея это в виду, не будем радоваться несчастиям  наших врагов. Будем оплакивать их, как оплакивал Давид погибель гонителя Саула (2 Цар.1:17-27), как оплакивал Павел врагов креста Христова (Фил.3:18-19).

7. Горе смеющимся над  грехом!

«Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение. (Пр. 14:9)

Смех над грехом — это извращенный смех и не что иное, как отзвук дьявольского хохота. Он звучит повсюду — достаточно прослушать взятое наугад выступление любого юмориста. Однако с библейской точки зрения грех нужно обличать, его необходимо оплакивать, как величайшее несчастие души.
Пророки несли трудную обязанность изобличения грехов народа, но ответом на это был смех. Так  Исайя укорял народ
•    в пропаганде безнравственности: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3:8,9).
•    в  разорении бедных: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис. 5:8).
•    в пьянстве: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис. 5:11,12).
•    в  неверии в реальность Божьего правосудия: «Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» (Ис.5:18,19).
•    В извращении истины: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис.5:20).
•    в интеллектуальной гордыне: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Ис. 5:21).
•    в  спаивании людей алкоголем: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» (Ис.5:22).
•    В коррумпированности судей:«…которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!» (Ис.5:23).

Эти обличения  не были приняты, а Слово Божие предупреждало: «Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет [ему] исцеления» (Прит.29:1). Смех над грехом обратился плачем об утраченной родине и смерти множества людей.
Когда мы сравниваем обличения пророка с нашей действительностью, то обнаруживаем поразительную живучесть пороков. Они в полной мере присущи и нашим дням. Поэтому нужно помнить, что греховный мир ожидает наказание, превосходящее Божьи суды прошлого. Бог нелицеприятен. Он продолжает оставаться судьей мира. Горе смеющимся над грехом!

8. Горе смеющимся над  святыми!

Мир никогда не любил святых. Он смеется над их верой: «Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его» (Пс. 13:7), над их свидетельством «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13).Мир высмеивает  труды праведников: «И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: будем строить, — и укрепили руки свои на благое [дело]. Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? уже не думаете ли возмутиться против царя?» (Неемия 2:18,19).
В глазах мира, контролируемого дьяволом, праведники не обладают какой-либо значимостью: «…мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне» (1Кор.4:13). Поэтому он позволяет смеяться над ними, как это было во время сталинских гонений:

Вот сектантская «головка»…
К ней не очень ты спеши.
Догола разденут ловко
За «спасение души»
Смотрят ласково-понуро
Голос мягкий, словно шелк,
Но пока овечьей шкурой
Лишь прикрылся злобный волк!

Стоило ли удивляться, что расплатой за насмешки над святыми страна заплатила разрухой и миллионами жизней во время самой ужасной второй мировой войны? Горе смеющимся над святыми!

9. Горе смеющимся над Богом!

          Апостол Павел, характеризуя эпоху Нового Завета, подчеркнул ее важную особенность: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:1,2). Это обращение Бога через Сына  было самым значимым с тех пор, как существует мир. Однако грешники осмеяли и отвергли его. Пожалуй, то был самый отвратительный и кощунственный смех, который когда-либо звучал на земле. Ему суждено завершиться громким и вечным плачем.
Евангелие повествует о перенесенных Божьим Сыном Иисусом Христом язвительных насмешках фарисеев. Когда Иисус сказал людям, собравшимся в доме Иаира«не умерла девица, но спит», враги принялись смеяться над Ним (Мф.9:24). Они не извинились за свою злобную выходку, когда девица воскресла. Высмеивались праведные обличения Господа: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним (Лук. 16:13-14).
Люди высмеивали царское достоинство Христа:«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» ( Мф. 27:29). «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лук. 23:8-11).
Враги высмеивали Его спасительную любовь: «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:других спасал, а Себя Самого не может спасти». Они безжалостно высмеивали Его крестные муки: «если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Насмешками было осыпано Его упование на Бога Отца: «уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын»  Мф. 27:41-43).
Даже после Голгофы насмешки над Богом не умолкли. Один из христианских апологетов 2 века писал: «Дионису поклоняются, потому что он научил людей пьянству, но они насмехаются над истинным Спасителем и Господом всех, Который научил людей трезвости».
…Верно замечено: хорошо смеется тот, кто смеется последним. Право посмеяться последним останется за Богом: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение» (Пс.2:4,5).
Свое детство я провел на тихой улице Ялтинской.  Помню, на Пасху дети ходили по домам и провозглашали «Христос воскрес»! Некоторые молодые мужчины в ответ на это приветствие  высмеивали воскресение Иисуса Христа. Впоследствии их жизнь завершилась плохо! Действительно, «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет!» (Гал.6:7). Горе смеющимся неправедным смехом!

Вам так же может быть интересно:

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ