Исполнять правду Божью
Празднуя какое-либо событие из жизни Христа, мы должны спрашивать о том, в чем его смысл и какую ответственность возлагает на нас праздник. К сожалению, люди подходят к праздникам меркантильно и спрашивают: «Какую я могу извлечь из праздника выгоду?» И потому стремятся побольше набрать святой воды, но не святого образа жизни, стремятся этой водой освятить квартиру, вместо того, чтобы освящать ее молитвами и прославлением Бога.
Русский писатель Николай Лесков писал в своем дневнике: «2-го марта 1845 года. Три года прошло без всякой перемены в жизни. Домик свой учреждал да занимался чтением отцов церкви и историков. Вывел два заключения, и оба желаю признавать ошибочными. Первое из них, что христианство на Руси еще не проповедано; а второе, что события повторяются и их можно предсказывать. О первом заключении говорил раз с довольно умным коллегой своим, отцом Николаем, и был удивлен, как он это внял и согласился. «Да, — сказал он, — сие бесспорно, что мы во Христа крестимся, но еще во Христа не облекаемся». Значит, не я один сие вижу, и другие видят, но отчего же им всем это смешно, а моя утроба сим до кровей возмущается».
Что изменилось со времен Лескова? По моему ничего! Но стоит ли успокаивать себя этим? Конечно, нет! Лучше всего вникнуть в смысл праздника и извлечь из него добрые уроки.
Событию крещения Иисуса Христа предшествовала пробуждающая души проповедь Иоанна Крестителя. Она была обращена ко всему Израилю и несла важное послание: «Покайтесь, ибо приблизилось пришествие Мессии! Будьте готовы к встрече с Ним!».
Многие евреи каялись искренне и в знак серьезности своего поступка принимали крещение. Некоторые же, чтобы на них не показывали пальцем, как на недругов Мессии, принимали крещение формально. Среди них было немало фарисеев и книжников. Иоанн очень смело обличал их: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния».(Матф.3:7,8) Вот так усердно приготавливал Иоанн людей к приходу Спасителя.
Сам Креститель был человеком чрезвычайно кротким. Он носил одежду смирения – из колючей верблюжей шерсти. Он был скромен в пище — ел саранчу и дикий мед. Он был смиренен в жилье - обитал в пустыне. Он был великим аскетом, отказавшимся от невинных радостей и от права создать семью. Иоанн предал себя заботе Бога и искренне желал быть только Его голосом. Еще от чрева матери он был исполнен Духом Святым. В целом мире не было и не будет человека, подобного ему в смирении и силе.
Этот святой человек, обративший к Господу тысячи и тысячи людей, с напряженным вниманием ожидал встречи с Мессией. Он спрашивал у Бога: «как я могу узнать его?». И Господь ответил: «На ком увидишь Духа Святого в виде голубя, тот и есть Мессия». И вот наступил день, когда один Человек вышел из толпы и направился креститься к Иоанну. И неожиданно Дух Божий сказал: «Это и есть долгожданный Мессия!». Так Иоанн впервые увидел Иисуса.
Пророк подумал, что Иисус изменит ход церемонии и предложит ему креститься от Него. Иоанн бы с радостью исполнил это повеление! Однако Мессия попросил: «Пожалуйста, крести меня!». Иоанн сильно озадачился: зачем крестить безгрешного человека? Грешников – да, но святого?… И пророк стал удерживать Христа от крещения. Иисус мягко положил конец его препирательствам: «Оставь теперь! Так надлежит нам исполнить всякую правду!». Как только Иоанн услышал о правде, он немедленно подчинился просьбе Христа. Перед Божественной правдой он не мог устоять. Он привык радостно покоряться ей, потому что любил правду всеми фибрами души… Что это была за правда, которую нужно было исполнить?
Исполнить правду Божью означало для Христа отождествление с грешным человечеством.
Иорданские воды входило множество грешных людей, и Христос пошел тем же путем. Он не попросил грешников удалиться на пушечный выстрел и не ждал, пока оскверненная ими вода утечет в Мертвое море. Он вошел в ту же воду, в какую входили все грешники, и тем показал Свое желание и Свою способность входить в наше положение. Он не пришел быть над нами, но пришел быть вместе с нами!
Христос посвящал Себя на прохождение земного поприща без каких-либо исключений. Его жизненный уровень был значительно ниже жизненного уровня многих людей. Христос сказал о Себе: «Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сыну Человеческому негде голову преклонить». Так приобщился Христос к жизни усталых и бездомных скитальцев.
Христос прожил земную жизнь, не имея никаких исключений, даже в отношении страданий. Он знал тяжесть морального страдания от неверующего окружения не по наслышке. Его братья не веровали в Него и думали, что Он сошел с ума. Спаситель говорил народу: «О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?»
Христос испытал так же, что значит жить среди врагов. Они следовали за Ним по пятам, выискивая какой-нибудь повод обвинить Его в опрометчивости или конфузе.
Пожалуй, самым тяжелым приобщением для безгрешного Сына Божьего был опыт приобщения к человеческой греховности. Как невыразимо тяжко страдал Он на кресте! Только в этом отношении Христу все же было сделано особое исключение: Он пострадал больше всех. Библия по праву называет Его «мужем скорбей, изведавшим болезни». Пророк Исайя замечает, что «Его лик был обезображен паче всех сынов человеческих». Муки самого страдающего на земле человека ничтожны в сравнении с муками Христа.
Что касается нас, то мы не хотели бы приобщиться к крайностям земной жизни. Не захотели бы терпеть грехи других и тем более страдать за них. В глубине души мы претендуем на исключительность: ведь мы все-таки дети Божии и разве не имеем право на материальное процветание, на здоровье и душевный покой?
Для Христа не было сделано никаких исключений. Он полностью приобщился к материальной и духовной нужде человечества. Для этого Он вошел в Иорданские воды.
Если мы идем по следам Христа, то для нас Божественной правдой должно стать приобщение к человеческой боли и нравственной немощи. И как Христос мы должны исполнить эту правду – терпеливо нести немощи грешных людей.
Исполнить правду Божию означало для Христа стать слугой
Иисус сказал: «Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». Все его дела - насыщение голодных, исцеление больных, воскрешение мертвых, проповедь Слова — были служением людям. Он уставал в этом служении. Однажды Он присел отдохнуть у колодца, но вдруг грешная самарянская женщина пришла за водой. И вместо желанного отдыха Спаситель стал беседовать с ней о том, как ей обрести постоянную духовную удовлетворенность. Ночью же, когда все отдыхали, Христос часто молился. Ему была необходима сила свыше для дневного служения. Он и теперь молиться о мне и о вас.
Готовы ли мы исполнять Божью правду в служении? Меня задевает слово Христа о том, что некоторые люди трагическим образом недооценивают практическое служение людям. «…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.(Матф.25:31-46)
Скорее всего, для этих отверженных более важным делом было достижение земных почестей и преимуществ, исцеления и изгнания бесов, посещение влиятельных религиозных общин, чем служение раздетым, больным, гонимым и голодным. О, если бы Господь преобразил наше от природы господское сердце в сердце слуги!
Исполнить правду Божию означало для Христа стать примером
Если мы входим в крещальные воды, чтобы обрести личное благословение, право быть членом поместной церкви, то Христос входил в Иордан не получить нечто от Бога, но отдать Ему Себя на служение и оставить нам пример для подражания. Подражание Христу заключается не в чудотворных действиях, но в радостном, беспрекословном и полном подчинении святой воле Бога. Апостол Павел писал: « Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:5-8).
На такую бесподобную посвященность Сына всякой правде Небесный Отец ответил благословляющими словами: «Ты сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». На такую посвященность ответил Святой Дух излиянием чудесного помазания силы.
Быть примером непросто! Когда на вас смотрят сотни испытывающих глаз, когда ставят под вопрос вашу праведность и компетентность, вы чувствуете себя довольно неуютно. Вам захотелось бы тот час сбежать с пьедестала, сохранив личную неприкосновенность. Все праведники – Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид, Соломон, Илья, Исайя проявляли слабость и согрешали. Христос никогда и ни в чем не подвел своего Небесного Отца. Как не ухищрялся дьявол соблазнить Иисуса прервать сорокодневный пост, как ни сулил отдать Ему все царства земные за единственный поклон, он ничего не добился. Иисус был тверд как скала в Своей решимости угождать только Богу. Как не пытались книжники и фарисеи уловить Христа в сети каверзных вопросов, они не вынудили Его согрешить. Христос обращал к славе Бога все искушения. Он проповедовал ради славы Отца, творил чудеса ради славы Отца и принес Себя в жертву на Голгофе ради славы Отца. Он с чистой совестью сказал Отцу: «Я прославил Тебя на земле». Будут ли таким итог нашей жизни?
Благодаря примеру Христа мы познаем наше несовершенство и изживем гордыню. Одна женщина говорила мне: «Я всегда делала людям добро, мне каяться не в чем» Я ответил: «Все познается в сравнении. Если ваша жизнь не похожа на жизнь Христа (а это очевидно!), то в очах Бога она негодная, грешная жизнь. И потому у вас есть повод для сокрушительного покаяния. Мы должны жить не по гороскопу, а по единственному вопросу: поступаю ли я как поступил бы на моем месте Христос?».
Сравнивая свою жизнь с Его жизнью, испытываешь стыд. Хочется вместе со Львом Болеславским сказать:
Я скоро жизнь мою земную
Закончу. Господи! Прости:
Я ныне плачу и тоскую,
Немногое в моей горсти.
Мне были заданы уроки –
Не выполнил уроков я.
Душа не уложилась в сроки
Дарованного бытия.
Не вызрела в горниле боли,
Застыла меж добром и злом.
Прости в земной недолгой школе
Я был плохим учеником.
На страсть истратил слух и зренье.
А где желаниям предел?
Прости, терпенью и смиренью
Я научиться не сумел.
Прости меня. Прости хотя бы
За то, что, стоя на краю,
За эту жизнь цепляюсь слабо,
Я горькой правды не таю.
Если вам близки покаянные слова поэта, значит, душа ваша не очерствела, значит, она еще способна воспринимать правду. Сосредоточьте же ваши усилия на подражании Христу! Только тогда вы поймете, насколько для вас важно читать евангелие и молиться. Евангелие открывает характер Христа, а молитва дает силы Ему подражать. Пусть пример Христа будет для нас путеводной звездой, которая не даст нам сбиться с пути истины. Именно для этого Господь Иисус Христос входил в Иорданские воды!
Спасибо за сильную проповедь!