Можно ли потерять спасение?

Как помочь?

Четвертая крайность: спасение может многократно утрачиваться и возобновляться.

Суть этого взгляда в следующем: человек, обладая свободной волей, может сопротивляться Божьей благодати. Причем это сопротивление может проявиться как в изначальном отвержении призыва Божьего, так и в отречении от благодати и после пережитого спасения. Таким образом,  спасение, хотя оно инициируется Богом, есть незавершенное дело, и человеку дано право определять свою вечную судьбу. Если Бог однократно может изменить Свое отношение к человеку, аннулировав его спасение, то почему Он не может изменить Свое решение и дать спасение вновь?

Для подтверждения возможности погибели детей         Божьих приводятся примеры  отпадения от веры Иуды Искариота, Симона волхва, Димаса, Имения, Филита, Александра и пр. а так же тексты, предупреждающие о возможности отступничества и наказании за отступничество. (См. обращение к церквам книги Откровения, послание к Евр. 3,12; 4,1; 6,4-8; 10,26-29)

Учение о неоднократной утрате и возобновлении спасения просто для понимания и соответствует идее справедливого воздания по заслугам – «что посеешь, то и пожнешь». Оно выводит Бога из обвиняемых в обвинители, ибо Он все сделал для спасения людей, но они не захотели этот дар спасения принять или сохранить.

Такая точка зрения имеет приверженцев как среди простых верующих, так и среди богословов. Однако, несмотря на кажущуюся ясность, она имеет свои слабые стороны.

Во-первых, если спасение может утрачиваться и возобновляться, то возрождение свыше должно свершаться многократно

Возрождение отличает христианство от всех других религий. Религии проповедуют смену курса или в лучшем случае реформацию. Они утверждают: человек  идет опасным путем,  в направлении ада, и все, что нужно ему сделать, это развернуться на 180 градусов и пойти в правильном направлении. То же самое происходит, если спасение понимается как реформирование. Человек низко пал, утратил невинность, приобрел плохие привычки  и все, что нужно ему сделать, это раскаяться в грехах и начать все сначала. Ему вручают кодекс строителя благочестия и говорят: а теперь старайся жить по  этим правилам.

Однако основная проблема человека не в утрате верного курса и не в приобретении скверных привычек, а в отсутствии в нем духовной жизни. Человек может быть очень религиозен, как Никодим, может принять крещение,  как Симон волхв, может быть обучен христианскому служению, как Иуда,  однако оставаться живым мертвецом.  И никакие инструкции по смене курса или преодолению вредных привычек не сообщат ему духовную жизнь. Он, сущий от земли, земной и есть. «Нужно родиться свыше» — сказал Христос.

Способен ли человек возродить сам себя? Есть ли  у него ресурсы для этого? Очевидно, что нет. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день, - учил Христос (Иоан.6:44).

Об этот камень спотыкается так называемая «свободная воля». Библия нигде не говорит о свободной воле человека.  Если все в человеке грех, если он раб греха и дьявола, то  может ли быть у него столь великое благо, как свободная воля? И что это за свободная воля, если, благодаря ей,  еще никто не захотел придти к Богу? Если спасенному человеку при помощи благодати трудно распинать свои страсти и жить по воле Божьей, как может подобное свершить грешная «свободная» воля?

Я слышал объяснение, что в момент Божьего посещения воля человека становиться в нейтральное положение и колеблется между Божьим призывом и сатанинским влиянием, и от того, какой выбор сделает в этот момент воля, будет зависеть спасение или гибель души. Однако разве воля  действует в одиночку? Она действует совместно с разумом и чувствами. Неужели на тот момент греховные  разум чувства очищаются так, что становятся способными избрать или отвергнуть Бога? Разве порочность не являются   неотъемлимым свойством человека, как пятна у барса и темная кожа у эфиопа?

Несомненно, воля в человеке есть. Однако эта воля прислуживает прихотям человека и управляется дьяволом (Ефес. 2,1). И все призывные тексты Писания о послушании заповедям  Бога (например, Втор. 30,19) доказывают не свободу воли, а ее рабство. Собственно, цель закона, с его чудесными заповедями о любви к Богу и ближним заключалась не в том, чтобы невозрожденный человек поупражнял свою свободную волю в добродетели, а чтобы узнал, что он плотян и продан греху (Рим. 7,14) и чтобы возопил:Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?(Рим.7:24).

Библия свидетельствует, что суть спасения в возрождении, а возрождение происходит не от хотения человека, но от хотения Бога! (Иоанн.1,13; Иак. 1,18) Бог наделяет человека новой природой, которая согласно 1 посланию Иоанна любит Христа и верует в Его человечность и божественность, побеждает мир, хранит себя от лукавого, не может предаваться изо дня в день греху, стремится к общению верующих. При этом Бог влияет на душу таким образом, что она добровольно покоряется евангелию и преображается Святым Духом в новое творение.

Возрождение уникальный феномен. Ему нет аналогов во Вселенной. Сперджен выразительно подчеркивает это:  Быть рожденным — больше, чем быть сотворенным; для этого требуется более личное участие Бога, рожденный Богом намного ближе к Богу, чем сотворенный Им. Христос, будучи единородным Сыном Отца, превосходит все сотворенное, так и мы, будучи рождены от Бога, превосходим даже первое, непорочное творение.

Вот почему  мы не находим подтверждения в Писании, что возрождение может свершаться многократно в одном и том же человеке. Если возрождение возобновляется, то должна возобновляться уникальная Божья работа, должно возобновляться крещение, так как оно является свидетельством  возрождения человека. Однако Апостол недвусмысленно заявляет: крещение одно! (Еф. 4,5) Новое рождение происходит всего лишь один раз. Один раз имя человека вписывается в книгу жизни, один раз он запечатлевается Духом Святым.

В это «раз и навсегда» верили наши отцы и вдохновенно пели о нем:

Сняв с нас закона порабощенье, Кровь Христос пролил, вот в чем прощенье; Мучен, истерзан, в язвах Он был, Раз навсегда нас искупил.

Раз навсегда! О, грешник, внемли! Раз навсегда! О, грешник, хвали! Сняв с нас греховное бремя и нас Раз навсегда Спаситель спас.

Свободны мы — нам нет осужденья: Он приготовил наше спасенье, «Ко Мне придите! — голос Христа. — Вы спасены раз навсегда!»

Божии дети! Вот наша слава! Честь же Христу, хвала и держава! К жизни от смерти мы перешли, Раз навсегда покой нашли.

( Песнь возрождения 330 )

Во-вторых, если спасение может многократно теряться и возобновляться, то должно быть многократным крещение Духом

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1Кор.12:13). Однако данный текст говорит о законченном, однократном и неповторимом переживании. Ведь сутью крещения Святым Духом является соделанье верующего членом Тела Христова. Если человек то теряет спасение, то возобновляет его, это означает многократные ампутацию и приращение члена к телу Христову, что свидетельствовало бы о неспособности Господа сберечь Свое Тело от увечий. Однако из первосвященнической молитвы Иисуса следует, что Христос обладает способностью хранить Своих в мире зла. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Иоан.17:12). О способности Бога сохранить спасенных  пишут и апостолы: 1Пет.1,5; Иуда 24; Рим.11,5; 2 Фес 3,3; 2 Тим.1,12; 4,18.

В-третьих, если спасение теряется и возобновляется, то это означало бы многократное изменение предвечного Божьего плана.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил(Рим.8:29,30). Как видим, спасение начинается с решения Бога, а не человека: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил. Бог безошибочен в Своих решениях! Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18), и если Он предопределил чему-то быть, оно непременно будет! Предопределение выражает себя в последовательных действиях: призвании, оправдании и прославлении. Причем глагол «прославил» стоит в прошедшем времени, как будто  дело спасения для Бога уже завершено. И еще одно интересное наблюдение:  предопределение произошло еще до создания мира (Еф. 1,4) и связанные с ним призвание, оправдание и прославление носят не корпоративный, а личный характер, что подчеркивается указательными местоимениями: «тем» и «тех».  Божье знание не является знанием обо всем, оно абсолютное и совершенное знание всего, что было, есть, и  будет. Многие исследователи Писания не без оснований отмечали, что в вышеупомянутом тексте число предузнанных, равно числу призванных и прославленных. Таким образом, никто не теряется по дороге в вечность. И как может быть иначе, если Господь есть альфа и омега нашего спасения?

Отрицать эту очевидную истину, значит исповедовать либеральное «богословие процесса», согласно которому Бог не все знает о свободном выборе человека и реагирует на действия человека, исходя из слагающейся ситуации, а не из Своих предвечных планов.

Мы должны избрать одно из двух: либо спасение не теряется, либо теряется безвозвратно, но предполагать его многократную утрату  и  возобновление нет никаких библейских оснований.

Изначально в нашем братстве господствовала первая точка зрения. В 1876 году В. Г. Павлов, отец русского баптизма, перевел Гамбургское исповедание баптистов с немецкого языка на русский для наставления закавказских общин ЕХБ. В этом документе говорилось: Те лица из погибшего рода человеческого, которые в течение времени усвоят искупление, избраны… Отцом Небесным; имена их будут написаны на небесах, а сами они преданы в руки Искупителя как Его народ, как овцы Его стада, за которых Он положил Свою жизнь; как Его наследие, как приобретение Его смертельного борения и как Его невеста. Искупленным дарована жизнь вечная во Христе Иисусе и в то же время предопределены все средства, которые должны привести к вере во Христа, к святости и, наконец, к вечному блаженству. Такое определение Божие неизменно и утверждено навеки, так что те, которых оно касается, – избранные, не могут быть похищены из рук Христовых, но силою Божиею соблюдаются в вере и любви… пока не сделаются сонаследниками Его славы. (6)

В письме пресвитеру Бакинской общины В.В. Иванову Василий Гурьевич писал: Твердо знай, брат, если для кого Иисус Христос сделался Альфой спасения, для того Он будет и Омегой, то есть концом. (7)

В 1928 году Н.В. Одинцов, председатель Федеративного Союза баптистов, переиздал это вероучение. И, наверное, это был не случайный шаг. Служитель Христа предвидел грядущие гонения и напоминание о предвечном избрании должно было укрепить веру народа Божьего.

Уверенность во спасении провозглашалась и в духовных песнопениях братства. В приложении приведены свидетельства более чем из 100 (!)  гимнов сборника «Песнь возрождения», наполненных  упованием на благодать Христа. Вот некоторые выдержки из них:

«На вечном основанье душа утверждена, В обители Отцовской Христом водворена. Его я имя славлю, опоры нет другой, Он первый и последний, Христос, Спаситель мой!» № 29

«Не даст Он постыдиться мне В надежде на Него, И не оставит на земле Меня Он одного.  Во всем, что мне Он обещал, Он тверже, чем кремень, Он сбережет по славный день, Что я Ему отдал». № 220

«Да, я спасен! Не гордости то слово, То песня славы спасшему меня, То клич о пристани, спасти готовой, Тому, кто гибнет так, как гибнул я. Да, я спасен, поставлен на твердыне, Сокрыт под крыльями любви святой, И не прервется песнь моя отныне: Хвала, хвала Тебе, Спаситель мой!»  № 390

«Я Друга дивного познал; Он любящ бесконечно; Моим советником Он стал, Вождем к Отчизне вечной. Какая сила разорвет союз мой с Ним сердечный: Иль жизнь, иль смерть, иль чад забот? Нет, я Его навеки!»  № 407

Если наши предшественники пронесли это исповедание уверенности о вечном спасении через царские и советские гонения, неужели нам нечему у них поучиться? Неужели нам к лицу воспевать песни страха: «если» или «возможно» дойдем?

Залогом сохранности спасения верующих выступают:

1.      Воля Небесного Отца – Еф. 1,11

2.      Голгофский подвиг Христа – Евр. 9,15

3.      Новая природа верующих – 1 Иоан.3,9

4.      Первосвященническое служение  Христа – Иоанна 17,24

5.      Предупреждения и обличения Божьего слова – 2 Петра 3,17

6.      Водительство Духа – Рим.8,14

7.      Божье наказание  — Евр. 12, 6-11

Но в связи с этим возникает вопрос: если правы наши отцы, что спасение определенно раз и навсегда, то для чего же написаны многочисленные предупреждения против отступничества?   Разве Христовы младенцы не склонны колебаться от   ветров лжеучений?  Разве не уклонялись с пути истины Галаты? И Колоссяне не подвергались ли сильному обольщению законничеством и мистицизмом?  Неужели не страшился апостол Павел за верующих в Коринфе, чтобы змей не прельстило их, как прельстил  Еву? Неужели спит в спасенных греховная плоть?

Опасность отступления реальна. Мир, плоть и дьявол реально налегают на верующих. И предупреждения  Писания играют охраняющую и дисциплинирующую роль. Мудрый человек не пренебрежет ими, а  глупому они покажутся излишними. Это Господь ясно показал в притче о двух строителях. Постройка одного устояла, потому что  мудрый строитель основал дом на камне. У второго все разрушилось, потому что по  своей глупости он построил дом на песке. Мудрость строителя – первопричина устойчивости первого здания и  глупость второго — причина трагедии. Так что  вопрос спасения упирается в изначальное состояние человеческого сердца – преображено ли оно Богом или нет.

Рассмотрим примеры божественных угроз и то, как они влияют на церковь.

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр.6:4-6).  Кого конкретно из адресатов послания апостол Павел имел ввиду? Никого! Просто он, предостерегая верующих от отступничества, показывает, к каким ужасным последствиям оно  приводит. И знание об этих последствиях остережет детей Божьих от роковых шагов. Что касается реального состояния верующих, оно было далеко не дезертирское:  Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым (Евр.6:9,10). Так что основная роль предупреждающих текстов – предупреждение.

Если, все таки, дитя Божие преступает повеления Божьи, оно будет непременно обличено Святым Духом, лишено общения с Богом, а  дети Божии знают, как тяжко без него жить! Если же и этого христианин не поймет, он будет наказан немощью, болезнью и даже смертью, чтобы не быть осужденным с миром (1 Кор. 11, 29-32).

У детей Божьих могут быть временные отпадения. После Соломона ничему не стоит удивляться. Сын великого пророка и псалмопевца, автор трех Библейских книг, мудрейший человек на свете, с  которым разговаривал Бог,  под старость развратился и поклонялся богине неба и воинству небесному! Однако было ли его отпадение окончательным? Разве не сказано было наперед о Соломоне: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим (2Цар.7:14,15)?

А ученики Христа? Они некогда проповедовали евангелие, врачевали больных и изгоняли бесов, но в самый трудный момент оставили своего Благодетеля и разочаровались в Нем,  впали в неверие и жестокосердие, а Петр даже отрекался!  Разве не были они восстановлены в вере? Разве коринфский блудник был наказан Павлом и церковью, чтобы ему навсегда погибнуть, а не для того, чтобы дух его был спасен в день Господа Иисуса Христа (1Кор.5,5)?  Бог использует даже наши падения нам во благо! Посредством плохого Он остерегает от худшего.

Павел Билхаймер проницательно замечает: …бывает, что Бог дает возможность Своему слуге достичь величайших духовных успехов в течение многих лет. Вся жизнь этого человека словно бы превращается в сплошную благодать и успех. Каждый шаг его, каждое усилие — благословенны. Но затем, вдруг, Бог допускает невзгоды. Человек оказывается духовно сломленным. Божья работа, которую он прежде выполнял, кажется полной потерей. Непостижимо! Но Бог имеет на то Свое основание. Неудача превращается в успех. В неуспехе есть свой успех. Для некоторых людей неуспех, провал, — это единственный путь, которым они могут быть децентрализованы. Иногда крайнее горе, катастрофа и полное разорение необходимы для того, чтобы воспитать в нем кротость, сострадание, самоотвержение и дабы подготовить его для высшего блага в вечности… Бог, по-видимому, подтверждает слова: «Работник важнее работы», ибо действия Божьи направлены на создание вечного(8).

Когда христианин грешит и не испытывает Божьего наказания, он вправе усомниться в своем спасении, ибо  чаду Божьему не сходит с рук противление Господу (Евр. 12, 8).

В случае отсутствия опыта Божьего наказания верующий относиться к категории невозрожденных, которыми до краев наполнен мир. В притче о сеятеле (Мф. 3,1-8) представлено четыре рода людей: отвергающие спасение,  отпадающие от веры, бесплодные и плодоносные. Первые три почвы — абсолютно неверующие и временно верующие люди — символизируют не преображенные Благодатью сердца. Это религиозно-чувствительные люди, которым понравилось христианство из-за приятных и дружелюбных людей, из-за обещаний вечной жизни, из-за христианского воспитания, и даже из-за влияния дьявола. (Чтобы расколоть  церковь, сатана засылает в ее среду  лжебратьев,  умеющих красноречиво говорить – см. Деян.20,29; Иуды; 2 Петра 2; 2; 2 Кор. 11,15; Тим. 2,17-18;)

Однако при искушениях и гонениях они отпадают, ибо не имеют корня настоящей веры. А настоящая вера не могла утвердиться в них из-за каменистости или засоренности их сердца. Не преобразованное сердце – первопричина всех бед!

О таких отпадающих пишет апостол Павел Тимофею: Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2Тим.2:11-13).

И далее он поясняет, кто отрекается от Христа: А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру»(2Тим.2:16 -18).

Отступниками будут люди, которые преуспевают в нечестии. Это лжеучители, стремившиеся увлечь учеников за собою. И те, кого они уводят, им подобны. Что касается истинных верующих, то о них апостол пишет в иное: Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2:19). Верующие вследствие познания их Господом не могут жить в неправде,  они отступают от нее.

Для чего же Господь допускает неутвержденным, невозрожденным и даже чуждым людям проникнуть в церковь? Допущение такой сложной ситуации для духовного формирования церкви предусмотрено  ради важной цели – приготовления  Христу достойной Невесты. Уже упомянутый Павел Билхаймер подметил: Согласно Божьему плану (Церковь) эта вечная Спутница должна быть особым образом обучена и подготовлена для того, чтобы воцариться на троне Вселенной со своим Женихом после Брачной Вечери Агнца (Отк. 3:21; 19:7, 9). Но Бог знал, что приобрести Невесту можно только ценой страшного страдания. Самого Божества. И Он также знал, что Невеста сможет быть подготовлена к Своей царской роли только ценой Своих страданий… В свете этого проясняется смысл 2 Тим. 2:12. (8)

Заключение.

Рассматривая крайности учения о спасении мы не могли не коснуться и Библейского учения о спасении. Мы говорили, что план спасения был задуман Богом еще до создания мира и наша земная история является развертыванием этого плана во времени и пространстве. Грехопадение было запланированным сюжетом Божественного плана, в котором все продумано до последней мелочи.  Подтверждений тому в Писании великое множество. И самое великое из них — земная жизнь Христа,  проходившая,  как было предсказано Писанием. Даже самые ужасные события – предательство и смерть были важными составляющими великого плана Божьего. Но был ли при этом Сын Божий марионеткой? Ни в коем случае! Его борение в Гефсимании  показывает, что Он сознательно принял чашу данную Ему Отцом. За Свою беспримерную покорность до смерти и смерти крестной Иисус был превознесен превыше всякого имени (Фил. 2,9-11).

Отцовская воля и сыновья покорность гармонично сочетались во Христе и никогда не противоречили друг другу. В этом был оставлен великий пример для нас.

Благое, справедливое, всеохватное предведенье Божье –

  • отправная точка христианского богословия,
  • благодатный  импульс к богоугодному, а не самовольному труду,
  • мягкая подушка, на  которой находит покой в бедах наша душа:

С любовью предвидит премудрая воля

В чем благо для сердца, что вред принесет.

И каждому послана Господом доля,

Но верных Своих Он к блаженству ведет.

Ни в чем нет преграды Его начертаньям,

Блаженство творений — конец Его дел.

Поверь же Господним святым обещаньям

И вечная радость — твой вечный удел.

(Песнь возрождения 583)

Человек, исповедующий уверенность в вечном спасении, будет более стабилен в своих взаимоотношениях с Богом, потому что:

  • он верит во всевластие и предведение Бога. В его жизни, равно как и в жизни мира, нет никаких случайностей, но свершается  определенное Господом (Деян. 4,28).
  • он знает, что спасение зиждется не столько на его решении спастись, сколько на неизменном решении Бога (Иоанна 15,16).
  • он не будет подвержен непрестанным мукам мнительной совести за вольные и невольные грехи, ибо поверил: кто предузнан, тот призван, а кто призван, тот оправдан. Кто оправдан, тот неподсуден (Рим. 5,9).
  • он будет уверенно  и  ревностно славить Бога за  спасение по благодати (Рим.5,2).
  • он будет более ревностным в свидетельстве о спасении, чем спасенный «до тех пор, пока»  (2 Тим. 1,12).
  • он будет искать воли Господа и возрастать в святости и служении Христу (Фил.3:12)._

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр.10:19-25).

 

Использованная литература

(1)  «Мытарства преподобной Феодоры» электронный вариант

(2) РэйДаннинг. Благодать, вера и святость.изд-во «Библия для всех»   С-Петербург 1997 г. стр.155

(3)   Ричард Хейз. Этика Нового Завета. Библейско-богословский  институт св. апостола Андрея Москва 2005 г. стр.584

(4) там же  стр. 536

(5) там же стр. 539

(6) История евангельских христиан — баптистов  в СССР, Москва1989 г. стр.446

(7) В.А. Попов. Стопы благовестника изд-во Библия для всех, С-Петербург 1996 г. Стр. 237

(8) Павел Билхаймер. Предназначенная для престола. Электронный вариант


Вам так же может быть интересно:

198 Коммент. к статье “Можно ли потерять спасение?”

Страниц: « 20 19 18 17 16 [15] 14 13 12 11 10 … 1 »

  1. 150
    Олег говорит:

    Дорогой Глеб, как славно, что у нас с вами есть согласие по самым важным вопросам веры. А именно, что Сын Божий пострадал за все грехи человечества и что без покаяния не может быть прощения грехов. Вы верно заметили, что мы евангельские верующие особо выделяем первое покаяние из общего ряда покаяний. И это объяснимо. Именно это покаяние выводит нашу душу из клетки на свободу. Потрясающее незабываемое ощущение любви Божией бывает настолько ярким, что его трудно описать словами. Слава Иисусу!

  2. 149
    NameЖора говорит:

    Олегу
    У протестантов спасение понимается как «обухом по голове» – оно возвещается. Уверовал, что Бог тебя простил, значит, хочешь не хочешь, и чтобы ты уже не делал, но ты теперь спасен (даже если не мил жених, жениться все равно надо…).
    В Православии же спасение достигается постепенно, причем через правильную духовную жизнь, достигается путем «обожения»,когда человек в течение жизни, по свободной своей воле и выбору, через познание своих грехов и немощи (т.к: «Тщательное исполнение Заповедей Христовых научает человека его немощи», – но никак не святости, в смысле кристально-стерильной чистоты, как понимается это сегодня) открывает свою душу для действия Бога в себе, и вот тогда наступает sinergia – сотрудничество, соработничество по слову Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). И если человек не захочет открыть и впустить в свою душу Бога, то так и останется в своем душном, выдуманном, материально-сладострастно-техническом мирке и не получит Спасения. Почему? Потому что никогда и не попросит этого Спасения, которое в таком виде принес на землю только Христос, т.к. вновь соединить человека с Богом, возможно было только самому Богу при свободном стремлении человека.

  3. 148
    NameЖора говорит:

    Олегу
    Не юридическую или нравственную ответственность за грехи людей перед лицом Отца взял на Себя Христос. Он принял на Себя последствия наших грехов. То состояние смерти и смертности, которым люди окружили себя, изолировавшись от Бога – Христос вновь заполнил Собою и, исцелив его, дал новую жизнь человеку, вновь и навсегда позволив соединиться ему с Богом. Не переставая быть Богом, Он стал человеком. Люди далеко ушли от Бога, невольно пододвинулись к небытию – и туда, к той же границе небытия свободно подошел Христос. Не приемля греха, но приемля последствия греха. Как пожарный, бросающийся в огонь, не соучаствует в вине поджигателя, но соучаствует в боли тех, кто остался в охваченном огнем здании.

  4. 147
    NameЖора говорит:

    Олегу: 142
    Олег говорит:
    Ноябрь 13th, 2012 в 15:39
    Что-то я не слышал,чтобы православные говорили,что через крест и воскресение Иисус вернул человечеству бессмертие, утраченное Адамом.В богословии о спасении чётко сказано,что Христос умер за все грехи и пришёл для спасения грешников.У вас конечно нет чёткого богословия,одни арминиане,другие кальвинисты.И ещё кальвинисты бывают разные,как и арминиане.Надо определиться как-то,а то так и будут у вас разделения.

  5. 146
    Глеб говорит:

    Олегу
    Значит вы говорите,что за будущие грехи надо постоянно будет каяться,тогда будет прощение.А тогда как же вы говорите,что Христос простил все ваши грехи.Происходит противоречие и здесь нет никакой логики.Тогда недостаточно одного покаяния на всю жизнь.Выходит у вас православное мышление этого вопроса,ведь они так и понимают,что за будущие грехи надо каяться,а если не будешь каяться,то погибнешь.Значит вы протестант арминианин,что радует.Православные тоже понимают,что Христос умер за все грехи,но прощает только тем,кто каится и борется со грехами.

  6. 145
    Олег говорит:

    Когда говорим об искуплении грехов прошлых, настоящих и будущих, мы подразумеваем именно то, что вы говорите. Мы иногда спорим, хотя говорим об одном и том же, только по-разному. Попытаюсь максимально чётко изобразить обсуждаемое положение. Придя в первый раз с покаянием к Господу, как вы верно заметили, грешник получает прощение прошлых грехов. Я не стал безгрешным, получив Духа Святого. Я, как вы, опять же, верно подметили нахожусь в борьбе. И согрешаю…И если согрешаю, прощение не приходит ко мне автоматически. Оно приходит лишь после покаяния. Внимание!!! Мы верим, что прощение грехов, которые мы совершим в будущем придёт к нам лишь при соблюдении определённого условия. Это условие — наше покаяние. Если мы не покаемся и не оставим грех в будущем , нет нам никакого прощения!
    Почему для нас важно подчеркивать, что Иисус совершил искупление всех грехов: прошлых, настоящих и будущих? Потому что Христос действительно искупил все грехи человечества, даже те которые совершатся, если Христос замедлит со своим пришествием, через 1000 лет. Я, грешник, получу прощение за свой завтрашний грех, именно потому что Христос и этот грех искупил тогда, при Понтии Пилате. Опять же я получу это прощение, если покаюсь. Да поможет мне в этом Бог. Совершённое совершенное искупление (прошлых, настоящих и будущих грехов) результативно лишь при соответствующей реакции человека. Есть ли у нас согласие по изложенным мыслям?

  7. 144
    NameЖора говорит:

    Не искупил,а прощает грехи тем,кто не только верит,но живёт со Христом.Вы что не видите разницу в прощении и искуплении грехов.Искупление-это прощение всех грехов настоящих,прошедших,будущих.А спасение-это прощение бывших грехов,а потом борьба с грехами.Если вы это поймёте,то тогда будет понятно откуда у вас кальвинизм появился.Спасён однажды и навсегда-это ересь.Вы что не грешите сейчас?

  8. 143
    Олег говорит:

    Да, Жора, а какого взгляда придерживаетесь вы? Искупил ли Христос на кресте грехи человечества (и ваши в том числе)? Или через крест и Своё воскресение Он лишь вернул человечеству бессмертие, утраченное в Адаме?

  9. 142
    Олег говорит:

    Дорогой Жора, если вы действительно понимаете все оттенки богословской мысли, которые содержатся в приведенных вами цитатах, то это просто здорово. Тогда, я думаю, мы с вами сможем сотворить диалог, который бы обогатил нас обоих. О Лютере… Вы верно подметили, что Лютер выступил против существовавшей тогда порочной практики индульгенций. Суть этой практики: избавление от страданий в чистилище возможно получить за деньги. Не буду детализировать всех тонкостей, связанных с учением о чистилище и т.д. Более важно понимать то что стало укореняться верование: прощение грехов можно получить путем покупки индульгенций, путём соблюдения церковных обрядов и добрых дел. А Лютер в Библии дочитался до евангельской вести о том, что только Кровь Иисуса имеет силу очищать грешника от грехов, когда тот с верой и сокрушением приходит к Господу в молитве. Он вернулся к Евангелию, к простоте во Христе. Это был глоток свежего воздуха. Люди тщательно исполнявшие с детства церковные обряды, но не имевшие реального Богообщения получили эту настоящую жизнь в Боге через веру во Христа.
    Перед Лютером на тот момент стояла трудная богословская задача. Каким образом согласовать веру и дела в вопросе спасения? Насколько Бог участвует в процессе спасения, насколько человек и т.д.? Возможно, что он с этой задачей не справился на все 100%. Его соратник Меланхтон сглаживал те шероховатости в богословии Лютера, о которых вы упоминали. Были признаны и момент свободы выбора и другие богословские нюансы. Православное учение о спасении в свою очередь доступно для критики в вопросах более практически значимых, нежели вышеупомянутые. Разговор усложняется тем что православие само по себе неоднородно. Есть нормативные книги по православной догматике (напр. ПДБ митр. Макария) и есть в православии авторитетные учители новаторского плана (Кураев, Осипов, Мейендорф). Одни говорят, что на кресте Христос искупил грехи человечества, другие говорят, что крест не решал проблему греха, а через крест и воскресение Иисус вернул человечеству бессмертие, утраченное Адамом. В любом случае, Христос воскрес! С чем вас и поздравляю.

  10. 141
    NameЖора говорит:

    Олегу
    Поэтому с учением о спасении напрямую связан вопрос — сохранил ли человек после грехопадения свою свободную волю, т.е. образ Божий? Нет — отвечает Лютер, он потерял его с грехопадением. “Падение, учит лютеранство, привело к глубочайшему извращению всей природы человека, к полному уничтожению всех сил души: ум человека стал слепым в познании Бога и им сотворенного мира, сердце стало злым и развращенным, ненавидящим добро и избегающим Бога, утеряла свободу и воля, впавшая в рабство греху. Иначе говоря, падение прародителей привело не только к потере подобия (как учит римо-католическая церковь), но и к потере образа Божия.”
    Православная церковь же учит, что человек сохранил свою свободу, т.е. образ Божий, и цель жизни человека — вернуть утраченное богоподобие. Т.о. взгляд протестантизма на человека пессимистический. Человек пассивно принимает спасение свое Богом. И получается логическая неразрывная связь учения о спасении только верой с детерминизмом Лютера. Отсутствие свободы человека — одно из главных условий спасения только верой, иначе бы, если считать, что свобода у нас все же остается, то сразу приходится признать, что и все наши дела, вся жизнь имеют важнейшее значение, ибо все это есть реализация нашей свободы.
    Получается ваше учение идёт от Лютера,который решил по своему,обыкновенного человека,а не от Бога и учеников.

Страниц: « 20 19 18 17 16 [15] 14 13 12 11 10 … 1 »

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ