Можно ли потерять спасение?

Как помочь?

Четвертая крайность: спасение может многократно утрачиваться и возобновляться.

Суть этого взгляда в следующем: человек, обладая свободной волей, может сопротивляться Божьей благодати. Причем это сопротивление может проявиться как в изначальном отвержении призыва Божьего, так и в отречении от благодати и после пережитого спасения. Таким образом,  спасение, хотя оно инициируется Богом, есть незавершенное дело, и человеку дано право определять свою вечную судьбу. Если Бог однократно может изменить Свое отношение к человеку, аннулировав его спасение, то почему Он не может изменить Свое решение и дать спасение вновь?

Для подтверждения возможности погибели детей         Божьих приводятся примеры  отпадения от веры Иуды Искариота, Симона волхва, Димаса, Имения, Филита, Александра и пр. а так же тексты, предупреждающие о возможности отступничества и наказании за отступничество. (См. обращение к церквам книги Откровения, послание к Евр. 3,12; 4,1; 6,4-8; 10,26-29)

Учение о неоднократной утрате и возобновлении спасения просто для понимания и соответствует идее справедливого воздания по заслугам – «что посеешь, то и пожнешь». Оно выводит Бога из обвиняемых в обвинители, ибо Он все сделал для спасения людей, но они не захотели этот дар спасения принять или сохранить.

Такая точка зрения имеет приверженцев как среди простых верующих, так и среди богословов. Однако, несмотря на кажущуюся ясность, она имеет свои слабые стороны.

Во-первых, если спасение может утрачиваться и возобновляться, то возрождение свыше должно свершаться многократно

Возрождение отличает христианство от всех других религий. Религии проповедуют смену курса или в лучшем случае реформацию. Они утверждают: человек  идет опасным путем,  в направлении ада, и все, что нужно ему сделать, это развернуться на 180 градусов и пойти в правильном направлении. То же самое происходит, если спасение понимается как реформирование. Человек низко пал, утратил невинность, приобрел плохие привычки  и все, что нужно ему сделать, это раскаяться в грехах и начать все сначала. Ему вручают кодекс строителя благочестия и говорят: а теперь старайся жить по  этим правилам.

Однако основная проблема человека не в утрате верного курса и не в приобретении скверных привычек, а в отсутствии в нем духовной жизни. Человек может быть очень религиозен, как Никодим, может принять крещение,  как Симон волхв, может быть обучен христианскому служению, как Иуда,  однако оставаться живым мертвецом.  И никакие инструкции по смене курса или преодолению вредных привычек не сообщат ему духовную жизнь. Он, сущий от земли, земной и есть. «Нужно родиться свыше» — сказал Христос.

Способен ли человек возродить сам себя? Есть ли  у него ресурсы для этого? Очевидно, что нет. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день, - учил Христос (Иоан.6:44).

Об этот камень спотыкается так называемая «свободная воля». Библия нигде не говорит о свободной воле человека.  Если все в человеке грех, если он раб греха и дьявола, то  может ли быть у него столь великое благо, как свободная воля? И что это за свободная воля, если, благодаря ей,  еще никто не захотел придти к Богу? Если спасенному человеку при помощи благодати трудно распинать свои страсти и жить по воле Божьей, как может подобное свершить грешная «свободная» воля?

Я слышал объяснение, что в момент Божьего посещения воля человека становиться в нейтральное положение и колеблется между Божьим призывом и сатанинским влиянием, и от того, какой выбор сделает в этот момент воля, будет зависеть спасение или гибель души. Однако разве воля  действует в одиночку? Она действует совместно с разумом и чувствами. Неужели на тот момент греховные  разум чувства очищаются так, что становятся способными избрать или отвергнуть Бога? Разве порочность не являются   неотъемлимым свойством человека, как пятна у барса и темная кожа у эфиопа?

Несомненно, воля в человеке есть. Однако эта воля прислуживает прихотям человека и управляется дьяволом (Ефес. 2,1). И все призывные тексты Писания о послушании заповедям  Бога (например, Втор. 30,19) доказывают не свободу воли, а ее рабство. Собственно, цель закона, с его чудесными заповедями о любви к Богу и ближним заключалась не в том, чтобы невозрожденный человек поупражнял свою свободную волю в добродетели, а чтобы узнал, что он плотян и продан греху (Рим. 7,14) и чтобы возопил:Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?(Рим.7:24).

Библия свидетельствует, что суть спасения в возрождении, а возрождение происходит не от хотения человека, но от хотения Бога! (Иоанн.1,13; Иак. 1,18) Бог наделяет человека новой природой, которая согласно 1 посланию Иоанна любит Христа и верует в Его человечность и божественность, побеждает мир, хранит себя от лукавого, не может предаваться изо дня в день греху, стремится к общению верующих. При этом Бог влияет на душу таким образом, что она добровольно покоряется евангелию и преображается Святым Духом в новое творение.

Возрождение уникальный феномен. Ему нет аналогов во Вселенной. Сперджен выразительно подчеркивает это:  Быть рожденным — больше, чем быть сотворенным; для этого требуется более личное участие Бога, рожденный Богом намного ближе к Богу, чем сотворенный Им. Христос, будучи единородным Сыном Отца, превосходит все сотворенное, так и мы, будучи рождены от Бога, превосходим даже первое, непорочное творение.

Вот почему  мы не находим подтверждения в Писании, что возрождение может свершаться многократно в одном и том же человеке. Если возрождение возобновляется, то должна возобновляться уникальная Божья работа, должно возобновляться крещение, так как оно является свидетельством  возрождения человека. Однако Апостол недвусмысленно заявляет: крещение одно! (Еф. 4,5) Новое рождение происходит всего лишь один раз. Один раз имя человека вписывается в книгу жизни, один раз он запечатлевается Духом Святым.

В это «раз и навсегда» верили наши отцы и вдохновенно пели о нем:

Сняв с нас закона порабощенье, Кровь Христос пролил, вот в чем прощенье; Мучен, истерзан, в язвах Он был, Раз навсегда нас искупил.

Раз навсегда! О, грешник, внемли! Раз навсегда! О, грешник, хвали! Сняв с нас греховное бремя и нас Раз навсегда Спаситель спас.

Свободны мы — нам нет осужденья: Он приготовил наше спасенье, «Ко Мне придите! — голос Христа. — Вы спасены раз навсегда!»

Божии дети! Вот наша слава! Честь же Христу, хвала и держава! К жизни от смерти мы перешли, Раз навсегда покой нашли.

( Песнь возрождения 330 )

Во-вторых, если спасение может многократно теряться и возобновляться, то должно быть многократным крещение Духом

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1Кор.12:13). Однако данный текст говорит о законченном, однократном и неповторимом переживании. Ведь сутью крещения Святым Духом является соделанье верующего членом Тела Христова. Если человек то теряет спасение, то возобновляет его, это означает многократные ампутацию и приращение члена к телу Христову, что свидетельствовало бы о неспособности Господа сберечь Свое Тело от увечий. Однако из первосвященнической молитвы Иисуса следует, что Христос обладает способностью хранить Своих в мире зла. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Иоан.17:12). О способности Бога сохранить спасенных  пишут и апостолы: 1Пет.1,5; Иуда 24; Рим.11,5; 2 Фес 3,3; 2 Тим.1,12; 4,18.

В-третьих, если спасение теряется и возобновляется, то это означало бы многократное изменение предвечного Божьего плана.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил(Рим.8:29,30). Как видим, спасение начинается с решения Бога, а не человека: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил. Бог безошибочен в Своих решениях! Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18), и если Он предопределил чему-то быть, оно непременно будет! Предопределение выражает себя в последовательных действиях: призвании, оправдании и прославлении. Причем глагол «прославил» стоит в прошедшем времени, как будто  дело спасения для Бога уже завершено. И еще одно интересное наблюдение:  предопределение произошло еще до создания мира (Еф. 1,4) и связанные с ним призвание, оправдание и прославление носят не корпоративный, а личный характер, что подчеркивается указательными местоимениями: «тем» и «тех».  Божье знание не является знанием обо всем, оно абсолютное и совершенное знание всего, что было, есть, и  будет. Многие исследователи Писания не без оснований отмечали, что в вышеупомянутом тексте число предузнанных, равно числу призванных и прославленных. Таким образом, никто не теряется по дороге в вечность. И как может быть иначе, если Господь есть альфа и омега нашего спасения?

Отрицать эту очевидную истину, значит исповедовать либеральное «богословие процесса», согласно которому Бог не все знает о свободном выборе человека и реагирует на действия человека, исходя из слагающейся ситуации, а не из Своих предвечных планов.

Мы должны избрать одно из двух: либо спасение не теряется, либо теряется безвозвратно, но предполагать его многократную утрату  и  возобновление нет никаких библейских оснований.

Изначально в нашем братстве господствовала первая точка зрения. В 1876 году В. Г. Павлов, отец русского баптизма, перевел Гамбургское исповедание баптистов с немецкого языка на русский для наставления закавказских общин ЕХБ. В этом документе говорилось: Те лица из погибшего рода человеческого, которые в течение времени усвоят искупление, избраны… Отцом Небесным; имена их будут написаны на небесах, а сами они преданы в руки Искупителя как Его народ, как овцы Его стада, за которых Он положил Свою жизнь; как Его наследие, как приобретение Его смертельного борения и как Его невеста. Искупленным дарована жизнь вечная во Христе Иисусе и в то же время предопределены все средства, которые должны привести к вере во Христа, к святости и, наконец, к вечному блаженству. Такое определение Божие неизменно и утверждено навеки, так что те, которых оно касается, – избранные, не могут быть похищены из рук Христовых, но силою Божиею соблюдаются в вере и любви… пока не сделаются сонаследниками Его славы. (6)

В письме пресвитеру Бакинской общины В.В. Иванову Василий Гурьевич писал: Твердо знай, брат, если для кого Иисус Христос сделался Альфой спасения, для того Он будет и Омегой, то есть концом. (7)

В 1928 году Н.В. Одинцов, председатель Федеративного Союза баптистов, переиздал это вероучение. И, наверное, это был не случайный шаг. Служитель Христа предвидел грядущие гонения и напоминание о предвечном избрании должно было укрепить веру народа Божьего.

Уверенность во спасении провозглашалась и в духовных песнопениях братства. В приложении приведены свидетельства более чем из 100 (!)  гимнов сборника «Песнь возрождения», наполненных  упованием на благодать Христа. Вот некоторые выдержки из них:

«На вечном основанье душа утверждена, В обители Отцовской Христом водворена. Его я имя славлю, опоры нет другой, Он первый и последний, Христос, Спаситель мой!» № 29

«Не даст Он постыдиться мне В надежде на Него, И не оставит на земле Меня Он одного.  Во всем, что мне Он обещал, Он тверже, чем кремень, Он сбережет по славный день, Что я Ему отдал». № 220

«Да, я спасен! Не гордости то слово, То песня славы спасшему меня, То клич о пристани, спасти готовой, Тому, кто гибнет так, как гибнул я. Да, я спасен, поставлен на твердыне, Сокрыт под крыльями любви святой, И не прервется песнь моя отныне: Хвала, хвала Тебе, Спаситель мой!»  № 390

«Я Друга дивного познал; Он любящ бесконечно; Моим советником Он стал, Вождем к Отчизне вечной. Какая сила разорвет союз мой с Ним сердечный: Иль жизнь, иль смерть, иль чад забот? Нет, я Его навеки!»  № 407

Если наши предшественники пронесли это исповедание уверенности о вечном спасении через царские и советские гонения, неужели нам нечему у них поучиться? Неужели нам к лицу воспевать песни страха: «если» или «возможно» дойдем?

Залогом сохранности спасения верующих выступают:

1.      Воля Небесного Отца – Еф. 1,11

2.      Голгофский подвиг Христа – Евр. 9,15

3.      Новая природа верующих – 1 Иоан.3,9

4.      Первосвященническое служение  Христа – Иоанна 17,24

5.      Предупреждения и обличения Божьего слова – 2 Петра 3,17

6.      Водительство Духа – Рим.8,14

7.      Божье наказание  — Евр. 12, 6-11

Но в связи с этим возникает вопрос: если правы наши отцы, что спасение определенно раз и навсегда, то для чего же написаны многочисленные предупреждения против отступничества?   Разве Христовы младенцы не склонны колебаться от   ветров лжеучений?  Разве не уклонялись с пути истины Галаты? И Колоссяне не подвергались ли сильному обольщению законничеством и мистицизмом?  Неужели не страшился апостол Павел за верующих в Коринфе, чтобы змей не прельстило их, как прельстил  Еву? Неужели спит в спасенных греховная плоть?

Опасность отступления реальна. Мир, плоть и дьявол реально налегают на верующих. И предупреждения  Писания играют охраняющую и дисциплинирующую роль. Мудрый человек не пренебрежет ими, а  глупому они покажутся излишними. Это Господь ясно показал в притче о двух строителях. Постройка одного устояла, потому что  мудрый строитель основал дом на камне. У второго все разрушилось, потому что по  своей глупости он построил дом на песке. Мудрость строителя – первопричина устойчивости первого здания и  глупость второго — причина трагедии. Так что  вопрос спасения упирается в изначальное состояние человеческого сердца – преображено ли оно Богом или нет.

Рассмотрим примеры божественных угроз и то, как они влияют на церковь.

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр.6:4-6).  Кого конкретно из адресатов послания апостол Павел имел ввиду? Никого! Просто он, предостерегая верующих от отступничества, показывает, к каким ужасным последствиям оно  приводит. И знание об этих последствиях остережет детей Божьих от роковых шагов. Что касается реального состояния верующих, оно было далеко не дезертирское:  Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым (Евр.6:9,10). Так что основная роль предупреждающих текстов – предупреждение.

Если, все таки, дитя Божие преступает повеления Божьи, оно будет непременно обличено Святым Духом, лишено общения с Богом, а  дети Божии знают, как тяжко без него жить! Если же и этого христианин не поймет, он будет наказан немощью, болезнью и даже смертью, чтобы не быть осужденным с миром (1 Кор. 11, 29-32).

У детей Божьих могут быть временные отпадения. После Соломона ничему не стоит удивляться. Сын великого пророка и псалмопевца, автор трех Библейских книг, мудрейший человек на свете, с  которым разговаривал Бог,  под старость развратился и поклонялся богине неба и воинству небесному! Однако было ли его отпадение окончательным? Разве не сказано было наперед о Соломоне: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим (2Цар.7:14,15)?

А ученики Христа? Они некогда проповедовали евангелие, врачевали больных и изгоняли бесов, но в самый трудный момент оставили своего Благодетеля и разочаровались в Нем,  впали в неверие и жестокосердие, а Петр даже отрекался!  Разве не были они восстановлены в вере? Разве коринфский блудник был наказан Павлом и церковью, чтобы ему навсегда погибнуть, а не для того, чтобы дух его был спасен в день Господа Иисуса Христа (1Кор.5,5)?  Бог использует даже наши падения нам во благо! Посредством плохого Он остерегает от худшего.

Павел Билхаймер проницательно замечает: …бывает, что Бог дает возможность Своему слуге достичь величайших духовных успехов в течение многих лет. Вся жизнь этого человека словно бы превращается в сплошную благодать и успех. Каждый шаг его, каждое усилие — благословенны. Но затем, вдруг, Бог допускает невзгоды. Человек оказывается духовно сломленным. Божья работа, которую он прежде выполнял, кажется полной потерей. Непостижимо! Но Бог имеет на то Свое основание. Неудача превращается в успех. В неуспехе есть свой успех. Для некоторых людей неуспех, провал, — это единственный путь, которым они могут быть децентрализованы. Иногда крайнее горе, катастрофа и полное разорение необходимы для того, чтобы воспитать в нем кротость, сострадание, самоотвержение и дабы подготовить его для высшего блага в вечности… Бог, по-видимому, подтверждает слова: «Работник важнее работы», ибо действия Божьи направлены на создание вечного(8).

Когда христианин грешит и не испытывает Божьего наказания, он вправе усомниться в своем спасении, ибо  чаду Божьему не сходит с рук противление Господу (Евр. 12, 8).

В случае отсутствия опыта Божьего наказания верующий относиться к категории невозрожденных, которыми до краев наполнен мир. В притче о сеятеле (Мф. 3,1-8) представлено четыре рода людей: отвергающие спасение,  отпадающие от веры, бесплодные и плодоносные. Первые три почвы — абсолютно неверующие и временно верующие люди — символизируют не преображенные Благодатью сердца. Это религиозно-чувствительные люди, которым понравилось христианство из-за приятных и дружелюбных людей, из-за обещаний вечной жизни, из-за христианского воспитания, и даже из-за влияния дьявола. (Чтобы расколоть  церковь, сатана засылает в ее среду  лжебратьев,  умеющих красноречиво говорить – см. Деян.20,29; Иуды; 2 Петра 2; 2; 2 Кор. 11,15; Тим. 2,17-18;)

Однако при искушениях и гонениях они отпадают, ибо не имеют корня настоящей веры. А настоящая вера не могла утвердиться в них из-за каменистости или засоренности их сердца. Не преобразованное сердце – первопричина всех бед!

О таких отпадающих пишет апостол Павел Тимофею: Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2Тим.2:11-13).

И далее он поясняет, кто отрекается от Христа: А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру»(2Тим.2:16 -18).

Отступниками будут люди, которые преуспевают в нечестии. Это лжеучители, стремившиеся увлечь учеников за собою. И те, кого они уводят, им подобны. Что касается истинных верующих, то о них апостол пишет в иное: Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2:19). Верующие вследствие познания их Господом не могут жить в неправде,  они отступают от нее.

Для чего же Господь допускает неутвержденным, невозрожденным и даже чуждым людям проникнуть в церковь? Допущение такой сложной ситуации для духовного формирования церкви предусмотрено  ради важной цели – приготовления  Христу достойной Невесты. Уже упомянутый Павел Билхаймер подметил: Согласно Божьему плану (Церковь) эта вечная Спутница должна быть особым образом обучена и подготовлена для того, чтобы воцариться на троне Вселенной со своим Женихом после Брачной Вечери Агнца (Отк. 3:21; 19:7, 9). Но Бог знал, что приобрести Невесту можно только ценой страшного страдания. Самого Божества. И Он также знал, что Невеста сможет быть подготовлена к Своей царской роли только ценой Своих страданий… В свете этого проясняется смысл 2 Тим. 2:12. (8)

Заключение.

Рассматривая крайности учения о спасении мы не могли не коснуться и Библейского учения о спасении. Мы говорили, что план спасения был задуман Богом еще до создания мира и наша земная история является развертыванием этого плана во времени и пространстве. Грехопадение было запланированным сюжетом Божественного плана, в котором все продумано до последней мелочи.  Подтверждений тому в Писании великое множество. И самое великое из них — земная жизнь Христа,  проходившая,  как было предсказано Писанием. Даже самые ужасные события – предательство и смерть были важными составляющими великого плана Божьего. Но был ли при этом Сын Божий марионеткой? Ни в коем случае! Его борение в Гефсимании  показывает, что Он сознательно принял чашу данную Ему Отцом. За Свою беспримерную покорность до смерти и смерти крестной Иисус был превознесен превыше всякого имени (Фил. 2,9-11).

Отцовская воля и сыновья покорность гармонично сочетались во Христе и никогда не противоречили друг другу. В этом был оставлен великий пример для нас.

Благое, справедливое, всеохватное предведенье Божье –

  • отправная точка христианского богословия,
  • благодатный  импульс к богоугодному, а не самовольному труду,
  • мягкая подушка, на  которой находит покой в бедах наша душа:

С любовью предвидит премудрая воля

В чем благо для сердца, что вред принесет.

И каждому послана Господом доля,

Но верных Своих Он к блаженству ведет.

Ни в чем нет преграды Его начертаньям,

Блаженство творений — конец Его дел.

Поверь же Господним святым обещаньям

И вечная радость — твой вечный удел.

(Песнь возрождения 583)

Человек, исповедующий уверенность в вечном спасении, будет более стабилен в своих взаимоотношениях с Богом, потому что:

  • он верит во всевластие и предведение Бога. В его жизни, равно как и в жизни мира, нет никаких случайностей, но свершается  определенное Господом (Деян. 4,28).
  • он знает, что спасение зиждется не столько на его решении спастись, сколько на неизменном решении Бога (Иоанна 15,16).
  • он не будет подвержен непрестанным мукам мнительной совести за вольные и невольные грехи, ибо поверил: кто предузнан, тот призван, а кто призван, тот оправдан. Кто оправдан, тот неподсуден (Рим. 5,9).
  • он будет уверенно  и  ревностно славить Бога за  спасение по благодати (Рим.5,2).
  • он будет более ревностным в свидетельстве о спасении, чем спасенный «до тех пор, пока»  (2 Тим. 1,12).
  • он будет искать воли Господа и возрастать в святости и служении Христу (Фил.3:12)._

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр.10:19-25).

 

Использованная литература

(1)  «Мытарства преподобной Феодоры» электронный вариант

(2) РэйДаннинг. Благодать, вера и святость.изд-во «Библия для всех»   С-Петербург 1997 г. стр.155

(3)   Ричард Хейз. Этика Нового Завета. Библейско-богословский  институт св. апостола Андрея Москва 2005 г. стр.584

(4) там же  стр. 536

(5) там же стр. 539

(6) История евангельских христиан — баптистов  в СССР, Москва1989 г. стр.446

(7) В.А. Попов. Стопы благовестника изд-во Библия для всех, С-Петербург 1996 г. Стр. 237

(8) Павел Билхаймер. Предназначенная для престола. Электронный вариант


Вам так же может быть интересно:

198 Коммент. к статье “Можно ли потерять спасение?”

Страниц: « 20 … 16 15 14 13 12 [11] 10 9 8 7 6 … 1 »

  1. 110
    Ruslan говорит:

    Зачем же вы комментарии удаляете? Пускай люди делятся своими соображениеями. На то вы сайт и сделали, статью написали, и комментировать статьи предлагаете. Или боитесь подмочить свою репутацию? Если нет, то оставляйте любые комментарии. Пусть люди читают, думают, пишут. Конечно без нецензурщины. А то получается: что нравится , то и будет.
    Благословений.

  2. 109
    Олег говорит:

    Вообще, в статье прослеживается так называемая подмена тезиса. Так в эристике (наука о принципах ведения спора) называется приём, когда основное положение обсуждаемого вопроса незаметно подменяется другим положением, может быть и похожим на исходный, но другим. Этот подменённый тезис разбивается в пух и прах и делается вид, что убедительно опровергнут и сам тезис волнующий участников обсуждения. Тезис о потере спасения: существуют библейские тексты, которые учат, что для возрождённого христианина существует угроза оказаться в аду, если тот впав в грех или обольстившись лжеучением в конце концов так и не встанет на путь раскаяния. Автору статьи надлежало рассматривать определённые библейские тексты и опровергать именно этот тезис. Но он вводит другой тезис и концентрирует читателей на какой-то, по-моему мнению, надуманной проблеме с многократным возрождением и многократной потерей и обретением спасения. Понятно, что и Библия ни о чём таком не говорит, да и никто так не формулирует учение о потере спасение. Но как я понимаю такой тезис более уязвим для критики, чем настоящий тезис и поэтому понятно, что с ним легче работать. Такая подмена часто бывает незаметна, а если кто и замечает, то тот может подумать, что небольшое изменение курса в рассуждениях не сможет сыграть никакой серьёзной роли. А это не так. Для того, чтобы софисту доказать, что дважды два это пять ему порой достаточно совсем немного.

  3. 108
    Ruslan говорит:

    Хотелось бы сказать, что я уважаю Вас не за Ваши звания, регалии и ордена, а потому что Вы человек любящий Христа и преданный Христу. Именно по этой причине я и недоумеваю.

  4. 107
    Рягузов В.С. говорит:

    Для Rus: Дорогой безымянный друг! Спасибо вам, что заинтересовались важной темой о спасении!
    Сожалею, однако что вы плохо думаете обо мне (что я впал в заблуждение!) и вместо того, чтобы рассмотреть мои аргументы и показать их неправоту в свете писания вы заваливаете меня цитатами из книги Корнера. У меня эта книга есть и я ее читал. Мне нечего прибавить к тому, что я говорил в дискуссиях за исключением одного момента: уж если я в глазах ваших еретик, запишите туда и наших отцов -основателей русского баптизма Павлова, Тимошенко, Одинцова, вере которых в безопасность возрожденных я хочу подражать. Да благословит вас Бог!

  5. 106
    Rus говорит:

    Жора. То, что учение Кальвина является лжеучением абсолютно с вами согласен.
    На самом деле баптисты и раньше были разные. Если быть точным, то было, если не ошибаюсь три ветви баптизма. К примеру вероучение Одинцова отражало кальвинистский взгляд, а вероучение в изложении Проханова — арминианский. Российские баптисты в большенстве своём всё таки приняли второе и придерживались его до конца 20 века, пока американцы не предъявили своих прав на обладание абсолютной истиной. Вобщем понаехали нас учить уму разуму, если говорить простым языком.
    Послушайте что говорил П.В.Павлов на всемирном конгрессе баптистов.

    «Отношение к иностранным миссиям у предшествовавших нам братьев по вере было очень своеобразным. Например, П. В. Павлов на Всемирном конгрессе баптистов 21 июля 1923 г. в Стокгольме говорил: «Русские баптисты не спорят — они бедны, бедны материально. Наш социальный состав — рабочие и крестьяне. Но мы богаты, богаты духом! Мы переживаем эпоху энтузиазма. Движение наше растет и ширится, потому что в нас жив дух древне-апостольской церкви. И этим энтузиазмом восполняется недостаток материальных средств.

    У нас почти нет профессиональных проповедников, регулярно получающих жалованье. Наши работники, в большинстве своем, по примеру Апостола Павла, собственными руками зарабатывают хлеб и проповедуют Евангелие. Голодные, оборванные и часто босые, но влекомые и побуждаемые духом, странствуют они по обширной нашей земле и не всегда (за неимением средств) могут пользоваться железной дорогой. Им. известны все нужды и горе братьев, они живут с ними одной жизнью.

    Не в пример другим странам, где начиналось баптистское движение, мы до сих пор, существуя в России уже 60 лет, ниоткуда не получали пособия на пропаганду своих идей, хотя враги наши всегда объявляли нас, смотря по политическому моменту, ставленниками то Вильгельма, то Англии, то иностранных капиталистов. Но наш успех — во внутренней силе, которую дает Бог. Поэтому мы не имеем нужды в проповедниках, приезжающих в Россию из-за границы для проповеди Евангелия. Мы обойдемся собственными силами. Успех может быть усилен средствами, достаточными, чтобы хотя немного помогать нашим братьям-проповедникам, отрывающимся от повседневного профессионального труда» («Баптист», № 3, 1925 г.)».

    Мы бедны материально, но богаты духовно. А как обстоят дела сейчас? Все рвутся в пастора и проповедники, потому что там деньги платят. Руководители братства разъезжают по саммитам в Египет каждый год. На какие деньги? На деньги собранные с церквей. А в этих церквах бабушки, которые со своих мизерных пенсиях должны платить десятину. Да не должны, а обязаны. Дай Богу сотку, получишь тысячу. Ну уж простите нас великодушно, больше дать не можем, не в Москве чай живём. К пастору, ну просто поговорить и душу излить, на драной козе не подъедешь. Ну если ты конечно не Юрий Кирилович или Виктор Семёнович. Это достойное общество, а ты кто такой, чтобы на тебя время тратить. А если и согласится на разговор, но вид, как будто у него дом горит.
    Я не хочу сказать, что все такие. в большинстве своём материальное благополучие поставленно выше всего. Но не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою?
    И конечно это учение наложило свой отпечаток на братьев. О евангелизации мало как то заботятся. А что собственно беспокоится? Кого Бог предопределил ко спасению, тот и так спасётся, не зависимо от того, проповедую я ему или нет.
    Это учение — повод к распутству. Послушайте, что говорит всеми нами уважаемый и любимый Джон Мак-Артур: «Вы задали мне вопрос о сексуальном грехе и пьянстве. Эти грехи не могут привести к утрате верующим своего спасения». Ну что здесь можно ещё сказать. Это бред доктора богословия. Христианин же скажет следующее:
    «9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
    10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
    (1Кор.6:9-10)»

    И кому они думают я буду верить? Я ещё не совсем спятил и могу разобраться, Слава Господу, где правда, а где ложь.

    А худые сообщества развращают добрые нравы.
    (1Кор.15:33) Я про кальвинистов.
    Берегитесь псов и злых делателей. Словами тоже можно делать.

    Благословений!

  6. 105
    Жора говорит:

    Rus: Хорошо сказано.На самом деле,почему поменяли своё родное учение на американское.До них баптисты понимали по другому.Видно по опыту и писанию,что это кальвинистское лжеучение.

  7. 104
    Rus говорит:

    Дорогой Виктор Семёнович!
    Очень странно слышать от вас об этом учении. Если мне не изменяет память, лет так 12 назад вы думали совершенно иначе. И если бы только думали. Но вы у себя в семинарии научили массу братьев и сестёр тому, что сегодня отрицаете (или хуже, считаете ересью). Тогда вы не правильно понимали Слово Божие наверно, а сейчас правильно. Только вот вопрос, почему Бог предопределил вас в вашем заблуждении учить, и вводили в заблуждение детей Божьих столько лет. Не думали? Скажу с иронией, что наверно мы прогневили Бога, и он послал нам действие заблуждения в вашем лице. Я вот не думаю, что ваше теперешнее заблуждение, является результатом Божьего предопределения.
    Ну да конечно, ученик Христов должен уметь изменять своё мнение, если оно не сходится с Писанием. Но как так получилось, что оно сходилось всю вашу жизнь? И как так получилось, что оно вдруг не стало сходиться с приездом американцев? Наталкивает на мысль!
    Только не надо говорить, что американское богословие интенсивно развивалось и достигло своего апогея в 20 веке. Согласно историческим данным учение, которое вы сегодня считаете истинным, систематизировал Кальвин 500 лет назад, позаимствовав в качестве материала труды Августина. Но это никоим образом не доказывает, что все верующие приняли это учение и следовали ему. Кальвин не был первым реформатором того времени и совсем не последним, и Слава Богу не единственным. И коль речь зашла о Кальвине, уместно было бы напомнить стихи из Писания Матф.7:15-21:
    15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
    16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
    17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
    18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
    19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
    20 Итак по плодам их узнаете их.
    21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

    По плодам их узнаете их. Войдёт в Царство Небесное исполняющий волю Отца Небесного. Только не говорите мне снова, что это время было временем инквизиции, средние века мол и прочую чушь, которую любят говорить кальвинисты. Давайте вспомним, что время Христа и апостолов не было временем демократии и гласности и в практике того времени обычным делом было еретика побить камнями или сбросить с обрыва Лук.4:29. Правление Кальвина в Женеве удивительно схоже с любовью Мао Цзэдуна к своему народу, за исключением того факта, что Мао Цзэдун не верил во Христа, а Кальвин верил. Не находите? Но тот факт, что Кальвин верил во Христа, нисколько не оправдывает его поступков. Его желание мстить, гнать и убивать (что собственно он и сделал) всякого, кто не согласен с его учением, ни разу не характеризует его как христианина.

    Ну да ладно, все мы не без греха. Но и в дальнейшем мы не наблюдаем раскаяние за свои поступки, что характерно у людей возрожденных. И вот американцы (эдакие пророки, которых вы приняли на ура или может за их финансы), а теперь и вы, хотите убедить наше братство в здравости его учения? Скажите пожалуйста, каково будет ваше отношение ко мне, если вы узнаете что я убил свидетеля Иеговы. Знаю. Вы наверно скажете, что я молодец и будете учить своих членов церкви, что так может поступить с еретиком только истинно преданный Богу человек. А коль я истинно преданный Богу человек, то всё что я говорю — истинно и верно. Железная логика, правда? Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.

    Почитайте Стефана Цвейга «Совесть против насилия», может в мозгу просветлеет. Только не посчитайте мою резкость за оскорбление. Я нисколько не хочу вас обидеть, но мне иногда кажется, что вы плохо стали видеть.

    И если уж говорить по существу вашей статьи, то хочется вспомнить, что говорили доникейские отцы, о раз и навсегда полученном спасении. А доникейские отцы не верили в учение о раз и навсегда полученном спасении. Этот факт имеет особое значение для историков Церкви, поскольку отсчет они ведут от Августина Гиппонского (354-430гг.), который учил безусловному спасению. Конечно они не богодухновенные, их нельзя ставить в один ряд с Писанием. Не могут они служить и основанием для правильного истолкования Слова Божьего. Но замечу, что и сочинения Августина и тем более Кальвина тоже таковыми не являются….

    … Для меня важно, чтобы братья наши держались истинно евангельского учения, а не учение Кальвина. Хотя может быть вы тайный кальвинист. Таковые утверждают, что проповедуют библейское учение, а не учение Кальвина. Но если спросить таких библейских учителей о их вере — все пять пунктов на ура.
    Задумайтесь пожалуйста.
    Багословений!

  8. 103
    Катя говорит:

    Пётр молодец правильно рассуждаешь.Кальвинисты понимают по пункту 4.

  9. 102
    Пётр говорит:

    В.С. Рягузов:
    27.09.2012 в 10:03 Евр. 6:4>9
    Обратимся теперь к вызывающим большие споры текстам –
    6:4-9 и 10:26-31. Начнем с первого. Прежде всего отметим, как
    истолковывают Евр. 6:46 представители различных позиций о безусловном спасении: «Насколько мне известно есть четыре
    кальвинистские позиции.
    1. Те, о ком идет речь в Евр. 6:4-6, действительно обрати
    лись, но союз если показывает, что имеется в виду чисто
    гипотетическая возможность. На деле такого произойти
    не может.
    2. Те, о ком идет речь в Евр. 6:4-9, спасены, но под отпаде
    нием имеется в виду не потеря спасения, а неспособность
    обновляться покаянием. Иными словами, эти стихи озна
    чают именно то, о чем в них говорится.
    3. В тех, о ком идет речь в Евр. 6:4-6, не работает благо
    дать. Произошедшее с ними вполне реально, но имеется в
    виду не спасение; они никогда не обращались.
    4. Те, о ком идет речь в Евр. 6:4-6, действительно обрати
    лись, но если они всетаки отпали, следует сделать вы
    вод, что они не были спасенными»
    Факт существования по крайней мере четырех разных ис
    толкований с точки зрения учения о безусловном спасении, по
    казывает, что как минимум три из них неверны. Об этом
    говорит простая логика.
    В Евр. 6:4-9 сказано: «Ибо невозможно – однажды просве
    щенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся прича
    стникам Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и
    сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием,
    когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
    Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произра
    стающая злак, полезный тем, для кого и возделывается, полу
    чает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы –
    негодна и близка к проклятию, которого венец – сожжение.
    Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем
    состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так». В этом
    отрывке перед отпадением, упомянутым в ст. 6, показаны пять
    отличительных сторон духовного состояния человека: . он был однажды просвещенным; . он вкусил дара небесного; . он соделался причастником Духа Святого; . он вкусил благого глагола Божьего; . он «вкусил сил будущего века».
    Несомненно, во всем этом выражается мысль о спасении, осо
    бенно в словах «соделавшимися причастниками Духа Святого» (6:4).То же самое слово (metochos), переведенное как причастни
    ки, встречается и в следующих стихах: «Ибо мы сделались при
    частниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохра
    ним до конца» (Евр. 3:14). «Если же остаетесь без наказания,
    которое всем [причастникам] обще, то вы – незаконные дети, а
    не сыны» (Евр. 12:8). Стронг дает следующее определение это
    му греческому слову: «…Соучастник – в широком смысле то
    варищ, собрат, ближний, компаньон»1. Смысл слова совер
    шенно ясен. Кроме того, мы видим, что те же самые люди были
    просвещенными (photizo). Это слово тоже встречается в других
    местах и относится к христианам: «Вспомните прежние дни ваши,
    когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг стра
    даний» (Евр. 10:32).
    Когда же человек становится просвещенным? В Иоан. 1:4
    читаем: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».
    Обратите внимание – духовная жизнь есть свет для истин
    ных верующих.
    Мы видим также, что люди, о которых идет речь в Евр. 6:4-
    9, вкусили благого глагола Божьего. Это греческое слово (geo
    mai) означает пережить. Именно такое значение показано в
    следующем стихе: «Но видим, что за претерпение смерти увен
    чан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред
    Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за
    всех» (Евр. 2:9).
    Это важно отметить, поскольку отпадение может произойти
    с христианином, а не с неспасенным. Следовательно, истинный
    христианин может стать отступником. Несмотря на это, Джон
    МакАртур младший упорно отрицает, что это описание отно
    сится к спасенным: «У показанных здесь людей было пять боль
    ших преимуществ благодаря их связи с церковью: они были
    просвещены, вкусили небесный дар Христа, стали причастни
    ками Святого Духа, вкусили Слова Божьего и чудодействен
    ных сил грядущего века (ст. 4-5). Нет никакой связи со спасе
    нием. Более того, нет ни одного слова, которое в других местах
    Нового Завета соотносится со спасением и которое можно было
    бы связать с ним в этом отрывке».

  10. 101
    В.С. Рягузов говорит:

    Дорогой Петр! «…те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) и они не станут использовать учение о благодати для оправдания своего греха, но будут с ним бороться. Что касается вопроса о возможности потери спасения истинным христианином, то мы много уже обсуждали его и повторяем только, что было сказано. Давайте успокоимся, ведь в главном мы едины: никто преданный мерзости и лжи не войдет в Небесный Иерусалим. Будем стремиться к святости и любви друг ко другу! Всех вам благ!

Страниц: « 20 … 16 15 14 13 12 [11] 10 9 8 7 6 … 1 »

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ