Крайности в понимании спасения

Как помочь?

Мои размышления в этой статье посвящены одному из важнейших и дискуссионных вопросов. Я знаю немало братьев и сестер, которые согласны со мной,  знаю и тех,  кто  имеет в каких-то частностях  другое мнение.  И те и другие  любят Господа и желают быть верными Ему и Его Слову. Я думаю, никто из нас не станет отказывать в братском общении друг другу только потому, что думает о чем-то иначе.  Я убежден, что проблемы  возникают там, где на место главных ставят второстепенные истины.  Главными доктринами  для меня являются: безошибочность и авторитетность Писания, возрождение свыше, святая жизнь и единство Церкви.  В них не должно быть разномыслий. Что касается остальных, то есть возможность для плодотворных обсуждений в духе братской любви.  Буду чрезвычайно благодарен за ваши отзывы!

Спасение в библейском значении этого слова есть избавление верующего от разобщенности с Богом, от власти греха и вечной погибели. Совершается оно Иисусом Христом через призвание, оправдание, освящение человека и завершается прославлением (Рим. 8:30). Спасение души – самый чувствительный нерв христианской жизни, и стоит его задеть, как он отзовется радостью (Лук. 10:20)  или тревогой (Пс. 50:14).  Без спасения души жизнь христианская не имеет смысла.  Спасение — предмет ангельского святого любопытства. (1 Пет. 1:12) и громкого ликования (Лук. 15:10)  Вот почему о спасении так много говорят и даже спорят. Ошибаться в понимании спасения непочтительно по отношению к Богу и вредно по отношению к душе: «…кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф. 5:19).

Я хотел бы обозначить четыре неприятные крайности в понимании спасения, которых нужно избегать ради блага души и церкви.

Первая  крайность: спасение заслуживается добрыми делами.

Многомиллионные христианские конфессии истово исповедуют это убеждение. Яркой иллюстрацией тому служит повествование о загробных мытарствах преподобной Феодоры. Там  черным по белому написано:

Бесы, бывшие в образе эфиопов, обступили державших меня святых Ангелов и кричали, показывая мои грехи: «Душа эта имеет множество грехов, пусть даст нам за них ответ!» Но святые Ангелы стали отыскивать мои добрые дела и, по благодати Божией, находили и собирали всё, что при помощи Господней сделано было мною доброго: милостыню ли я когда подала, или накормила голодного, или жаждущего напоила, или одела нагого, или ввела странника в дом свой и успокоила его, или услужила святым, или посетила больного и находящегося в темнице и помогла ему, или когда с усердием ходила в церковь и молилась с умилением и слезами, или когда со вниманием слушала церковное чтение и пение, или приносила в церковь ладан и свечи, или делала другое какое-либо приношение, или вливала деревянное масло в лампады перед святыми иконами и лобызала их с благоговением, или когда постилась и во все святые посты в среду и в пятницу не вкушала пищи, или сколько когда поклонов сделала и молилась по ночам, или когда всей душой обращалась к Богу и плакала о своих грехах, или когда с полным сердечным раскаянием исповедовала Богу перед своим духовным отцом свои грехи и старалась их загладить добрыми делами, или когда для ближнего сделала какое-нибудь добро, или когда не рассердилась на враждующего на меня, или когда перенесла какую-нибудь обиду и брань и не помнила их и не сердилась за них, или когда воздала добром за зло, или когда смиряла себя или сокрушалась о чужой беде, или сама была больна и безропотно терпела, или соболела другим больным, я, и утешила плачущего, или подала кому руку помощи, или помогла в добром деле, или удержала кого от дурного, или когда не обращала внимания на дела суетные, или удерживалась от напрасной клятвы или клеветы и пустословия, и все другие мои малейшие дела собирали святые Ангелы, готовясь положить против моих грехов.

Когда же в процессе мытарств добрых дел Феодоре не доставало, то  добрые дела  преподобного Василия  выкупали ее душу от адских мук. Феодора слышала, как «…святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства» (1).

Что сказать на эти вымыслы? В них ни слова о заслугах Христа, о вере в Его драгоценную Кровь, омывающую грехи. Зато акцентируются праведные дела, как необходимое условие спасения. Однако Библия — и только она! – не оставляет камня на камне от этих надежд: «…делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим.3:20). «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

Так же сторонников спасения по делам заботит желание «оправдать»  Бога любви, Который ни за что не отвергнет искренне верующих людей.  Джон Флетчер, методистский богослов, заходит настолько далеко, что не отказывает в спасении приверженцам нехристианских религий: «…такова вера, которой всегда спасались по всему миру иудеи, магометане и язычники, в чьих сердцах царствует смирение, искренность и страх Божий… Отец милосердия не подвергнет абсолютному осуждению таких верующих за их искреннее почитание Моисея, Мухаммеда или Конфуция, подобно как не отвергнет благочестивых христиан за их непомерное почитание определенных святых и реформаторов» (2).

И снова Библия не соглашается с этим «утешительным» мнением: «Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим. 2:11,12).  Для спасения требуется конкретная вера во Христа, а не в Его заместителей. Никто не был так искренен в своей вере, как иудеи и однако же Христос сказал им: «…если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Иоан. 8:24). Так что спасение по делам не так уж безобидно, как на первый взгляд кажется!

Четыре  ошибки сторонников спасения по делам

На мой взгляд, очень часто привычный в человеческой среде способ взаимоотношений «ты мне, а я тебе» люди переносят на Бога, и тем самым возводят здание своей веры на песке

Во-первых, они поверхностно судят о человеческой добродетели.

Спасение по делам тешит  самолюбие грешника: «мои добрые дела помогут мне оправдаться пред Богом». Когда же вы говорите ему о суде Божьем, у него наготове возражение: «А что я плохого сделал Богу? Я никого не убивал, чужого не брал, уважаю веру, чту праздники». Редко вы встретите человека, который бы заверил вас, что после смерти он непременно окажется в аду. Большинство согрето неясной надеждой, что такого несчастья с ними не случится.

Однако человеческая искренность и любовь не заслуживают похвалы от Бога: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом». (Рим.4:2)  У Бога иные критерии для подлинного добра: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:44-47)

Мы должны всегда иметь в виду библейское понятие осквернения  или порочности. Человека или вещь, соприкоснувшихся с мертвечиной или заразной болезнью, считали нечистыми и неприемлимыми для Бога.  Пророк Исайя, увидев  величие Трисвятого Бога, в ужасе закричал: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5). Исайя увидел себя оскверненным собственной нечистотой и нечистотой народа, а все добрые дела, свершенные нечистым человеком (в том числе и проповедь!) будут нечисты (Агг.2:11-14).

Во-вторых, у защитников спасения по делам поверхностное представление о греховности человека.

Фактически, они признают частичную, а не абсолютную порочность человека. Они считают человека способным искать Бога и искренне верить в Него. Однако библейское откровение судит по иному: милосерднейший и кротчайший Спаситель  ничего другого не сказал об искренне религиозных иудеях, как только: «…вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим» (Матф.7:11) Христос не преувеличивал: грех есть сущность падшего человека. «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9) Человек есть сын дьявола и враг Божьей правды. (Деян. 13:10; 1Иоан.3:8,10; Римл. 5:10)  И как таковой он не может ни принести должного покаяния, ни быть достаточно искренним, тем более святым.  Согласно Писанию, справедливое возмездие за  грех – смерть.

В-третьих, сторонники спасения по делам уничижают искупительную жертву Христа.

Если спасение даруется за дела, то мученический Голгофский подвиг Христа недостаточен, к нему необходимо прибавить хотя бы немного человеческих добродетелей.

По учению апостола Павла подобное воззрение было кощунственным и уничижало благодать: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:6). В послании к Галатам он говорит более резко: «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21). Мы должны твердо верить, что Христос «…одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10:14) и добрые дела здесь ни при чем!

И, наконец, спасение по делам отвергает безусловный авторитет Священного Писания.

Все эти умозрительные построения о спасении по делам невозможно обосновать Писанием. И когда люди в своих мнениях расходятся с мнением Писания, они попросту  отвергают его безусловный авторитет. Именно так поступил профессор Нового Завета Ричард Хейз: «Если неверующие евреи в четвертом евангелии оказались прирожденными детьми дьявола, эсхатологической надежды на искупление для них не остается. Если мы вынуждены выбирать между противоречивыми свидетельствами Нового Завета, мы предпочтем рассматривать позицию Иоанна как естественную с точки зрения исторических обстоятельств, но богословски ошибочную».(3)  Если признать богословскую ошибочность Иоанновых посланий, то как быть уверенным в истинности всего Писания?  Если в католической и православной церквах предание возвысилось над Писанием, то в либеральном протестантизме над Писанием возвышено либеральное богословие. И то, и другое угашает веру.

(Продолжение следует)

Вам так же может быть интересно:

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ