Высокое предназначение человека

Как помочь?
Предназначение человека

 «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». (Мих.6:8)

Пролетарскому писателю Максиму Горькому принадлежит наивно-выспреннее выражение: «Человек – это звучит гордо!» Заявление громкое, не подкрепленное никакими доводами. А вот знаменитый историк Василий Ключевский дал человеку прямо противоположную оценку: «Человек – это величайшая скотина в мире». Мнению Ключевского вторит организация «Люди за этичное обращение с животными»: «…нет никакой причины утверждать, что человек обладает особыми правами…крыса, свинья, собака, мальчик – все равны». По мнению той же организации жесткости фашистской Германии бледнеют перед жестокостью  пищевых компаний: «шесть миллионов евреев погибло в концентрационных лагерях, но в этом году на бойне погибнет шесть миллиардов цыплят-бройлеров».

Как видите, для борцов за этичное отношение к животным не существует принципиальной разницы между людьми и цыплятами. Кто же прав в этом споре – Максим Горький или Василий Ключевский?  Велико искушение встать на сторону тех, кто невысоко оценивает человека.  Ведь только человеку обязана земля многими своими бедами.  Чернобыль, глобальное потепление, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания, безработица,  голод. «Недород от Бога, голод от людей», — говорил наш народ.

Однако на первом месте среди  рукотворных бедствий – войны.  Более ста миллионов человек погибло в войнах 20 века. Тысячи продолжают гибнуть  в наши дни. А лучшие умы  постоянно заняты разработкой или усовершенствованием   новых видов вооружений,  способных в короткое время  погубить миллиарды людей. И об этом говорят  как о чем-то обыденном,  без содрогания и волнения в голосе, этим хвалятся  с высоких трибун, как хвалиться  топором палач. Что-то дьявольское слышалось в песне, исполненной  талантливым хоровым коллективом  в Исаакиевском соборе:  

На подводной лодочке с атомным моторчиком
Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн
Пересек Атлантику и зову наводчика:
«Наводи, говорю, — Петров, на город Вашингтон!»
Тру–ля–ля, тру–ля–ля,
Все могу за три рубля!
Пополам гори земля
Неприятеля!

  Как могли, даже шутки ради, слаженно воспевать  гибели всего живого   интеллигентные люди?  Как могли им аплодировать жители культурной столицы? И все это происходило в храме, где возносятся молитвы за «жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте». Но самая позорная война, которая не прекращается ни на минуту, развязана против  беспомощных  и безгласных  неродившихся младенцев, у которых безжалостно отнимается право на жизнь. В течение года в мире производится 55 миллионов абортов!

В свете этого факта высказывание Ключевского о человеке выглядит неверным. Бессознательная скотина не убивает свое потомство. Человек хуже зверя! Мне было горько и странно  читать речь одного депутата-доктора  о предложении патриарха Кирилла о платных абортах:  «Делать операцию по прерыванию беременности исключительно платной процедурой на данном этапе считаю негуманным». То есть убить ребенка за деньги матери,  – негуманно, а за деньги государства — гуманно!    По-моему апокалипсис нравственности в стране уже  наступил…

Если бы Библия не заверяла, что Бог любит людей, звание «человек» можно было бы воспринимать только со стыдом, презрением и отвращением.  Если бы Библия не учила, что человек создан по образу и подобию Бога, можно было бы согласиться с  философом-пессимистом Шопенгауэром: «Человек — это то, чего не должно быть».

            Библия уберегает от разочарования в человеке и помогает смотреть на него глазами Бога.  Согласно Библии, человек не произошел от обезьяны, а был сотворен Богом.  Бог вдунул в его лице дыхание жизни, и человек  обрел бессмертную душу. Таким образом, человек несет в себе частичку Божества.  С точки зрения Библии эволюционное учение ложно. С точки зрения науки никак не доказано.  Об этом нужно говорить, поскольку миллионы людей  продолжают слепо верить в нее, не ведая, насколько она вредоносна.  На мой взгляд, существуют две основные причины веры людей в теорию эволюции.

Во-первых, внушение. Если с детских лет ребенку внушают, что все живое сотворила мертвая природа,  став взрослым, он вряд ли  возмет на себя труд подвергнуть сомнению надежно вбитые ему в голову заблуждения. Во-вторых, в основе веры в эволюцию лежит нежелание нести ответственность  перед Богом за свои слова и поступки. В самом деле, насколько удобнее верить в безличную эволюционирующую природу, равнодушную к вопросам морали, чем в святого Бога с Его строгими нравственными законами!

Если человек — случайный продукт слепой природы, то мораль для него условна и сводится к тому, что люди  считают плохим или  хорошим. Поскольку этические взгляды людей меняются в худшую сторону,  нравственность неуклонно падает.

 Когда-то добрачная связь считалась позором. Теперь это норма жизни.

 Когда-то аборт признавался тяжким преступлением, теперь он называется совершенно безобидно прерыванием нежелательной беременности. У людей вызывает неудовольствие табличка на магазине «Закрыто по техническим причинам» или «Перерыв на обед», зато они с пониманием отнесутся к  известию: «Я сделала аборт».

Кода-то постельные сцены в кино подавались намеком, теперь чем откровенней, тем лучше.

Когда-то содомский грех преследовался в уголовном порядке, теперь психологи объявили эту мерзость одним из видов любви.

Мерой всех вещей стал человек с его потребностями, и мешать ему жить в свое удовольствие  считается преступлением.

Только библейское учение о человеке как о творении Божьем возвышает его над всей природой и наделяет полнотой ответственности за все. Смысл этой ответственности   хорошо выражен пророком Михеем: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». (Мих.6:8)

  Давайте внимательно  вслушаемся в Господне обращение.

«О, человек!»  - Бог имеет дело не с безликой толпой, но с тобой лично. Не отождествляй себя  с толпой, не растворяйся в ней, не сравнивай себя с другими!   Ты неповторим и обладаешь великой ценностью.  Только сотворившему тебя Богу ведома твоя подлинная суть и твое предназначение.

«О, человек!»  - Бог считает тебя нравственно ответственной личностью, кому можно доверять и с кого можно требовать отчета.  И как иначе, если мы сотворены по образу и подобию Божьему?

 «О человек!»  - Бог хочет, чтобы жизнь человека была живой иллюстрацией  святости, мудрости и красоты Божьих законов, чтобы молодое поколение училось у старшего: вот каким образом следует  жить на белом свете.

«Сказано тебе, что добро»…  Бог не оставил нас в неведении относительно добра. Все 66 книг Библии  свидетельствуют,  что добро  - это когда человек исполняет Божью волю в этом мире.

 Мы рассмотрим три предназначения, поставленные Богом перед  каждым человеком, которые он должен исполнить для своего блага и славы Господа. 

Первое предназначение: действовать справедливо.

 Действовать справедливо  - значит действовать согласно Божьему закону и для блага ближнего. С этим в Израиле всегда была серьезная проблема. Пророки обличали князей: «Они не умеют поступать справедливо,  насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам.3:10). «…сын человеческий! скажи ему: ты — земля неочищенная, не орошаемая дождем в день гнева! Заговор пророков ее среди нее — как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов. Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них. Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо» (Иез.22:24-29).

Разве наши современники в своих поступках далеко ушли от древних? Нет!

Люди несправедливы по отношению к Богу. Получая от Него жизнь, пищу, и кров, они не благодарят Его  и пренебрегают Его повелениями. Люди несправедливы к самим себе: убивают себя алкоголем и наркотиками,  разрушают себя ненавистью, завистью, алчностью и развратом.  Люди несправедливы к себе подобным: из-за этого в стране тысячи беспризорных детей при живых родителях,  сотни тысяч разбитых семей, великое множество обманутых и эксплуатируемых.

Иисус Христос показал образец справедливого отношения к Богу, Себе и людям. Он был во всем покорен своему Отцу: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Иоан.5:30).  Иисус не растратил Себя на пустяки, но сосредоточился на исполнении Своего жизненного призвания — проповедовать евангелие спасения.

Спаситель был справедлив к людям.  Однажды родители принесли к нему детей на благословение, но ученики не допускали их к Христу. Господь вознегодовал на Своих апостолов: «Пустите детей приходить ко Мне…». Он был справедлив даже к предателю Иуде.  Когда тот пришел его предавать, Иисус не унизил его, но тихо спросил: «Друг! Для чего ты пришел?»

 Иисус отстаивал справедливость. Когда на допросе у первосвященника один из слуг ударил Его по щеке, Спаситель сказал: «… если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан.18:23).   Он хвалил людей за справедливость: когда женщина-самарянка призналась, что у нее нет мужа, Христос молвил: «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоан.4:18).  Если мы хотим  успешно выполнить нашу первую задачу быть справедливым, — нам нужно учиться у Иисуса!

Второе предназначение: любить дела милосердия.

Милосердие – это, прежде всего, снисхождение к человеческим слабостям. Иисус мог бы по праву каждую минуту обличать своих учеников за их мысли и намерения. Будучи Богом, Он видел в них бездну недостатков. Однако Христос проявлял к ученикам великое снисхождение. Однажды апостолы шли поодаль от Иисуса и рассуждали, кто из них больше. Эта тема никак не давала им покоя! Иисус подозвал их и спросил: «О чем вы рассуждали, идя дорогой?» Ученикам было стыдно признаться в себялюбивых притязаниях, и они молчали. Христос не сказал: «Как вам не стыдно! Я знаю про вас все! Вы тщеславные и никчемные люди»! Он не стал разносить их в пух и прах, как это делают начальники на «оперативках». Нет, Господь только намекнул на Свое всезнание и направил их энергию в верное русло: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мар.9:35). Вот как снисходил Господь к человеческим слабостям!

            К делам милосердия относится и прощение. Причем меру прощения Христос обозначил очень ясно. Когда апостол Петр спросил Его: «Сколько раз в день прощать брату моему, согрешающему против меня, до семи ли раз?», он с изумлением услышал:  «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз!» Практически это означает прощать непрестанно. Ученикам  такой подход показался вначале несправедливым. С какой стати так много прощать? И Господь объяснил, что Бог простил нам такие великие долги, что в сравнении с ними прегрешения ближних — просто безделица. И если мы не будем прощать людям их согрешений, Отец Небесный не простит нам согрешений наших. Многие люди не поймут этого слова Христа, потому что их сердце закрыто на замок непрощением. Они желают добиться справедливости, на которую не имеют морального права.

            И, наконец, к делам милосердия относится благотворительность. Конечно, в первую очередь здесь имеется в виду забота о нуждающихся. Но не только! Апостол Павел расширяет рамки дел милосердия поистине до Божьих пределов: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим.12:20,21)

            В книге «Прощение освобождает» рассказывается о верующем человеке, Иване Адамовиче, который работал в заключении начальником швейной мастерской. Время было военное, и заключенные питались плохо. Однажды один доходяга слезно умолял Ивана Адамовича: «Прими меня в мастерскую, иначе мне не выжить  на лесозаготовках». Ивану Адамовичу стало невыразимо жаль этого человека, и он договорился с начальством лагеря об его переводе в швейную мастерскую. В тепле и на более легкой работе Беляев – такой была фамилия заключенного, — поправился и повеселел. Прошло около года, и Беляев позавидовал должности начальника швейной мастерской. Он написал донос на своего начальника, будто тот желал, чтобы  победа в войне досталась немцам. Оперчасть разобралась и выяснила, что Беляев сам желал победы немцев, и у него нашли стихотворение антисоветского содержания. Доносчика посадили в карцер, а затем снова отправили на лесозаготовки. Однажды Иван Адамович увидел Беляева, идущего неровной походкой к швейной мастерской. Видно было, что на лесозаготовках он снова стал доходягой. И вот когда этот скелет, обтянутый кожей, вошел в мастерскую, в сердце заведующего вспыхнула горечь: «Ведь ты хотел когда-то погубить меня, и теперь идешь просить хлеба!» однако он вспомнил, что Господь учил иному отношению к врагу. Он открыл шкаф, достал оттуда свою пайку хлеба и протянул Беляеву: «На, ешь!» Тот судорожно схватив хлеб,  рухнул на землю и заплакал: «Я думал ты мне в морду дашь, а ты дал мне хлеба! Он ел, обливая хлеб слезами и приговаривая: «Я думал ты мне в морду дашь, а ты дал мне хлеба!»   Бог желает, чтобы мы были не злопамятными, а милосердными.

Третье предназначение: «смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

            Быть смиренным, — значит, прекратить всякие споры по поводу того, что Бог допускает вам претерпеть. Смириться  — это  согласиться с Божьим промыслом, считать его благим, несмотря на отчаянные обстоятельства. Смирение — не тупая, ожесточенная покорность! Оно соединено с мудростью, почерпнутой из Священного Писания, из опыта  живого общения с Богом, а так же из опыта Божьих наказаний. Смиренномудрие оптимистично:  «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:16-18).

            Имеете ли вы смиренномудрие?  Возможно, вы думаете о разводе… Но задайте  себе вопрос: угодно ли ваше решение  Богу?  Считаетесь ли вы больше с Его волей, а не со своей? Возможно, вы  зареклись: «умру, но не прощу», но согласен ли с вашим поступком Бог?  Прославит ли Его ваше решение? Возможно, вы считаете себя неудачником, которому не имеет смысла жить – однако интересовались ли вы мнением Бога о вас?  Стать чадом Божьим — великая удача, в сравнении с ней все земные блага тлен и мусор. Цените ли вы эту привилегию благодати?

Смиренный человек  склоняет свою  голову пред Божьим авторитетом и превозносит Божье слово выше собственного суждения.  Он усмиряет  свои амбиции, отказывается  от собственных прав в пользу Божьего права казнить или миловать, давать или забирать.

            …Царь Давид спасается бегством от восставшего на него сына Авессалома. Друзья сопереживали его несчастью и хотели помочь. Давид же абсолютно смирился перед Богом и был готов покорно принять от Господа как победу, так и поражение. «И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно » (2Цар.15:25,26).

Итак, Господь поручил нам исполнить три основных предназначение – действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Ним. Размышляем ли мы о них? Ревнуем ли об их исполнении?  Только тот оправдывает высокое звание человека, кто посвящен изо дня в день их выполнению!  Соответствовать этому требованию непросто.  Непросто не только в силу неимоверно усложняющейся жизни, но и в силу присущей нам греховности. Мы по природе -  бунтари, желающие утвердить себя во всем. Но мы  обязаны противостать этим устремлениям к  саморазрушению и смириться пред благой волей Бога.  Тогда глядя на нас, современные горькие и ключевские сказали бы: человек – это звучит благословенно!

Вам так же может быть интересно:

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ