«Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» Лук.13:20,21
Притча Христа о муке и закваске изложена всего в двадцати словах. Но как много предположений и толкований она породила! Некоторые находят в Писании негативные параллели словам «женщина» и «закваска», и делают вывод: если притча гласит, что при участии женщины (!) три меры муки подверглись брожению и вскисли (!!), это означает печальную перспективу для строительства царства Божия на земле: видимая церковь окажется извращенной и непригодной для вечности. Остается, посыпав голову пеплом, ожидать ее печального конца.
На первый взгляд, исторические факты подтверждают правильность этих выводов. Став государственной, церковь воплотила в себе гнусные пороки мира – гордость, алчность, лживость, формализм, склонность к насилию. Кто не знает, как простые и знатные христиане времен императора Константина и его наследников, позабыв учение Христа и апостолов, вовсю разрушали, грабили, оскверняли древние языческие храмы, гробницы и памятники? Как мог так быстро выветриться из их сознания призыв Христа «любите врагов ваших»? Страшно сказать, но христиане издавали указы о запрете языческих верований и книг, штрафовали за исполнение гражданами языческих обрядов, не позволяли иноверцам преподавать в школах. Христиане сожгли Александрийскую библиотеку, запретили олимпийские игры.
Христиане-монахи в 415 году растерзали сторонницу неоплатонизма женщину-ученого Гипатию Александрийскую. Многие предполагают причастность к этой расправе отца церкви Кирилла Александрийского! Прибавьте сюда крестовые походы, ужасную инквизицию, призывы Лютера громить синагоги, одобрение Кальвином казни Сервета, поддержку Гитлера Лютеранской церковью Германии, и вам станет ясно, что церковь утратила навыки использования духовных средств борьбы и не может вслед за апостолом Павлом сказать: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:4,5).
Однако притча Христа о закваске повествует не о поражении христианства! Выражение «Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?» указывает на намерение Спасителя дополнить поднятую ранее тему, а не начать другую. Он говорил не о катаклизмах церковной истории, а о судьбе великого царства Бога. Если в притче о зерне горчичном Господь показал количественные характеристики устроения царства Божьего в человеке: царство насаждается Богом, требует заботы, растет постепенно и бесшумно, достигает максимума, — то в притче о закваске иллюстрируется качественная характеристика царства Божьего: оно преобразует человека изнутри.
Закваска почиталась добрым продуктом в еврейском народе, единственным исключением был праздник пасхи, когда все квасное из дома удалялось. В прочие дни евреи с удовольствием готовили хлеб из квасного теста. Отдавая дочь замуж, мать дарила ей кусочек домашней закваски, чтобы испечь хлеб для свадьбы. Дочь должна беречь эту закваску и на протяжении всей жизни употреблять для приготовления хлеба в своей семье. Закваска должна постоянно напоминать о родительском доме, в котором женщина обретала любовь и заботу. Три меры муки – довольно солидный объем — примерно 35-39 литров! Из этого можно было испечь хлеб для доброй сотни едоков! И у маленького кусочка закваски хватило силы, чтобы придать пышность и вкус такому большому объему теста.
Этот образ хорошо иллюстрирует процесс преображения христиан в образ Иисуса Христа. К нему очень ясно призывает Писание:
- «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).
- «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19).
- «…жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:3,4).
Без уподобления Христу не стоит присваивать себе наименование христианина. Некто сказал: «Или перемените свое название, или будьте христианами». Божественная закваска содержит в себе четыре ингредиента.
1. Возрождение
Рождение свыше является великим чудом «творения из ничего». В раскаявшемся во грехах человеке Бог творит новую духовную сущность, обновляющуюся изо дня в день: «не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:9-11). Перед нами уже прошла целая вереница обновленных людей: Захария и Елизавета, Симеон и Анна-пророчица, Мария и Иосиф, Иоанн Креститель и апостолы… Все они стали иными людьми вследствие рождения свыше.
Процесс этот таинственен и невидим плотскому взгляду, как невидимо развитие ребенка во чреве матери. Женщина определенно знает, что в ней зародилась жизнь и, более того, чувствует ее. Новая жизнь растет, изменяет тело матери, распорядок дня, привычки и планы.
Аналогичным образом обстоит дело с созданным Богом во время возрождения внутренним человеком, который с течением времени все более и более делается похожим на Христа. Апостол Павел, напоминая верующим о таких тяжелых грехах прошлого, как блуд, идолопоклонство, воровство, стяжательство, пьянство, подчеркнул: «…такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:9-11). Возрождение – могущественная закваска, изменяющая качество жизни с ужасного на прекрасное, с грешное на святое.
Однако смиряющее влияние внутреннего человека на внешнего может быть ослаблено болезнью или попустительством греху. Я знал прекрасных христиан, у которых болезнь отняла разум и сделала неадекватными. Один из них сорок лет не приходил в церковь, ибо ему казалось, что за ним следят и желают убить. Он прожил жизнь в одиночестве, не создав семьи. К концу дней его настигло онкологическое заболевание, но, к счастью, разум вернулся к нему. Я удивился, как содержательно и искренно он молился и сколь твердо уповал на жертву Христа. Я понял тогда, что под завалами его неадекватности в нем сохранялся прекрасный внутренний человек, вполне созревший для вечности.
Другое дело, когда дитя Божие добровольно грешит и угашает Духа Святого. Если он не осудит себя и не покается, то будем осужден Богом (1 Кор. 11: 30-32; Евр. 12:6-11). Так, Галаты, в которых успешно начался процесс преображения, были обольщены лжеучением о необходимости обрезания для спасения и стали соблюдать иудейские праздники. Их духовный рост остановился, и глубоко опечаленный Павел адресовал им острые слова: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19) «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4). Да послужат галаты предостережением всем, кто не хранит себя в чистоте!
2. Слово Божие
«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18). В книге «Как обратить испытания в благословения» я приводил свидетельство пастора церкви «Благодать» вЛос-Анжелесе Джона Мак-Артура. Считаю уместным привести его здесь: ««Когда я был подростком, мне говорили: тебе нужно просто верить в Иисуса Христа. Когда я вырос, мне говорили: тебе нужно служить Господу, нужно делать что-то; позднее акцент изменился – нужно свидетельствовать о Господе. Я учился в старших классах школы; я верил, я служил, иногда ездил в парк в центре города и старался свидетельствовать о Господе. Однако я не видел никакой освящающей силы в моей жизни.
Наконец, когда я попал в колледж, мне сказали, что, если я хочу почувствовать силу в своей жизни, мне нужно исполняться Духом Святым. Мне подарили брошюрку, в которой утверждалось, что нужно постоянно исполняться Духом Святым. Это инструкция пассивна: вот я здесь…хорошо, кажется, я открыт – пожалуйста, наполняй меня… Но ничего не происходило.
Я познакомился с разными учениями о более высокой жизни, более глубокой жизни; все это переключило меня на пассивный режим, когда я ожидал, будто что-то должно случиться со мной. И в результате мне было очень сложно освящаться и бороться с грехом…
Когда я столкнулся со 2 Кор. 3:18, где сказано, когда ты взираешь на Господню славу, то преображаешься в Его образ от славы в славу, то понял: освящение — это не пассивный процесс, а весьма активный. Я начал понимать, что мое освящение зависит не от того, что я создам вакуум, который должен заполниться Духом Святым, а от непрекращающегося стремления познать славу Христа. А это можно делать лишь одним способом — я должен обращаться к евангелиям».
3. Молитва
Апостол Павел писал ефесской церкви: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3:14-17). Несомненно, ефесяне были возрожденными людьми, Христос жил в них. Однако Павел молился, чтобы процесс преображения во Христа в них шел в полную силу. Разве не от продолжительного общения с Богом сияло лицо Моисея? Не во время ли молитвы преобразился Христос? Так и в молящихся верующих происходит постоянное обновление внутреннего человека. Джон Пайпер замечательно сказал: «Молитесь, чтобы ваше сердце было очаровано красотою Христа настолько, что презирало бы всякое искушение, всякий грех. Побеждайте внутренней победой, вооружившись силой Христа, — и видимые результаты не заставят себя ждать».
Когда апостолу Павлу стало известно, что церковь в Коринфе переживает распри, уклонение от христианской морали, он принялся усиленно молиться о ней. Бог дал ему слова увещевания к церкви. Дети Божии искренне раскаялись, и процесс преображения в образ Христа пошел дальше.
Для тех времен впадение в грех было исключением, а не правилом как сегодня. Раннехристианский апологет Ипполит Римский (170-235) восхищался преображенной жизнью единоверцев: «Христиане… обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти (2 Кор. 10.3). Находятся на земле, но суть граждане небесные (Фил. 3.18-20). Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют (2 Кор. 6.9.10). Бесчестят их, по они тем прославляются (1 Кор. 4.10); клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют (1 Кор.4.12); их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются (2 Кор.6.10), как будто им давали жизнь, иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят». Вот что может совершить с людьми святая закваска царства Божьего!
4. Посвящение
Для Апостола Павла христианство было, в первую очередь, посвящением всей жизни Христу на служение. Первые слова обращенного Савла были: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян.9:6). Через десятки лет степень посвящения Христу только возросла:
«Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8).
Служение Христу было для него превыше карьеры, семейного счастья, свободы и самой жизни. Павел служил Ему все 24 часа в сутки. Спаситель был не дополнением к его жизни, но самой жизнью.
Жизнь посвящения делает верующих письмом Христовым всеми читаемым и узнаваемым. Люди подмечают не столько внешние очевидные изменения – не пьют, не курят, не сквернословят, не распутничают, сколько внутренние: «У христиан есть то, чего нет у нас! Они обладают какой-то внутренней силой!». Они, как показывает Писание, являются светилами в темном мире, указывающими путь к спасению; солью, придающей вкус и долговечность жизни в противоположность мирской пресной гнили; доброй пшеницей в противоположность ядовитым сорнякам мирской философии, истощающим почву сердец; сынами дня в противоположность сынам ночи, для которых пьянство, излишества, блуд являются единственным земным утешением; детьми Божьими в противоположность сынам дьявола.
Именно поэтому Блез Паскаль помещал христиан в высшую категорию представителей рода человеческого: «Сперва обыкновенный уровень людей, затем идут люди более образованные, наконец, философы; последние составляют предмет удивления обыкновенных людей. Высшая затем степень — христиане; им дивятся философы».
Дорогие друзья! Используем ли мы в полной мере огромный потенциал закваски царства Божьего, чтобы в нас произошли те же значительные изменения, что в жизни героев Нового Завета, или христиан времен Ипполита Римского, или эпохи наших отцов?
Закваска Божия не утратила своей силы, нужно лишь поместить ее в глубину нашего сердца!