О покрытии головы

Покрытие Головы Поясните пожалуйста,как женщина должна относиться к покрывалу на голове 1 Кор.11гл. И как должна выглядеть женщина-христианка?
Спасибо за вопрос о должном отношении женщин к покрывалу. Этот вопрос ясно изложен апостолом Павлом, и если непредубежденно  читать написанное им,  то другого вывода не сделаешь:  во время богослужения женщина должна иметь на голове покрывало, как знак ее покорности Божьему установлению  быть помощницей мужу. Однако гордость мешает буквально понимать текст 11 главы 1 Коринфянам   и начинаются поиски иных объяснений. Так и для Евы было неприемлемым буквальное понимание слов Бога «не вкушайте и не дотрагивайтесь, смертью умрете».  Она истолковала так, что вчера было нельзя, а сегодня можно…   Я  не нашел ничего лучше, как сослаться на Международную христианскую газету, которая этот вопрос обсуждала. И чтобы вам долго не искать этой статьи, я привожу ее ниже. Что касается одежды женщин, то основной принцип в одеянии не столько цвет или фасон, сколько прославляет ли одежда Бога, свидетельствует ли она о скромности и целомудрии?
Если она удовлетворяет этим критериям, ее можно одевать. Надеюсь, вы поступаете именно так!

О покрытии головы

Небольшая юмористическая заметка «Торжество протестантизма» неожиданно насобирала более сотни комментариев и породила очередные вопросы ко мне, как хозяину блога. А еще было такое вот замечание: «Ну, вас-то, Андреас, я приятно для себя считал скорее консервативным, нежели либеральным». В качестве теста на приверженность консерватизЬму мне был предложен и вопрос – мое отношение к косынкам.
«Традиционная церковь», «законники», «фарисейство», «правильное христианство»… Все эти термины нередко встречаются теперь в христианской среде и в большинстве своем произносятся эдаким попустительски-снисходительным тоном:   пережитки, дескать, прошлого, за букву закона ухватившиеся, дух же Евангелия отвергнувшие».
Кроме того «фарисеям» приписывается нетерпимость и отсутствие всякой толерантности, неудержимой тяги к разделениям и принципиальное нежелание достигать единства. А еще чуть ли не маниакальное стремление навязать «либерально настроенным» свои правила жизни, стили одежды, ну и, конечно, свое понимание Библии.
Да простят меня либералы, но к ним я абсолютно равнодушен. Ни стремления им что-то «навязать», ни тем более, переубедить их в чем-то во мне не наблюдается. Дышу в их сторону ровно. Считаю, хозяин – барин, или как говорили немцы, „Jedem das Seine“ («Каждому – своё!»). Кстати, по вопросам пресловутого единства церкви, а также сложностях во взаимопонимании людей в рамках поместной церкви я тоже уже успел высказаться и даже предложил свой вариант «разделения» церквей, в случае, если ужиться вместе кому-то не удается.

Что до сути вопроса…
Да, у нас в церкви женщины покрываются. И ни у кого с этим проблем не ощущается. Во всяком случае, мне, как пресвитеру, о них не известно. Считаю, что вопрос имеет не только внешнюю, но и духовную сторону, о которой замечательно написал глубокоуважаемый мною д-р С.В.Санников. К написанному сим мудрейшим мужем я ничего добавлять не хочу. (Много ссылок сегодня – а что делать? Читающий да разумеет.)

Конечно же, известно мне и о другой точке зрения, которая заключается в том, что наставление Апостола Павла относится исключительно к церкви Коринфа. Если рассуждать в таком ключе далее, то и другие вопросы (как-то: дары Духа Святого, порядок проведения Вечери Господней и прочая…) нужно оставить им же, коринфянам, то есть. При этом, однако, становится непонятным, для чего эти Послания вообще нам нужны? Ну, ежели они к коринфянам!

В нашей церкви Библия понимается буквально – так, как написано. Без учета открытых ныне (и все еще открываемых) «контекстов». Если на протяжении веков люди принимали текст о покрытии головы в свой адрес (отсюда и термин «Опростоволоситься», имеющий откровенно отрицательную смысловую окраску), то с каких дел я вдруг должен пересматривать этот вопрос на том только основании, что кому-то захотелось переадресовать его коринфянам?

Плохо или хорошо относиться к библейскому тексту с почтением – не знаю. Уверен однако в том, что в ближайшее время мы не посмеем замахнуться на богодухновенность Писаний или же начнем выискивать «истинный смысл» того или иного выражения, что «на самом деле имел в виду тот или другой Апостол»…

Следующим шагом для любителей контекстов может стать присоединение к требованию признать БИБЛИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ КНИГОЙ. А что? Все сегодня поддается анализу и перепроверке. Чем Библия лучше?

Только вот если усомниться в Слове Божьем, то не останется вообще ничего, на что можно было бы опереться. Никакого более эталона, последней инстанции, незыблемой основы для своих убеждений. Ни-че-го! Каждый будет предлагать свои собственные контексты. Чем это закончится, по-моему, совершенно очевидно. Тем более, что в истории это уже было. Помните: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу...» (Ис. 53:6).

Можно называть это «законничеством», можно общепринятыми правилами поместной церкви. Как угодно. Но, кроме косынок, у нас в церкви, есть еще одно незыблемое правило. В данном случае, для проповедников. Никаких расстегнутых до пупа рубашек на кафедре (только галстук или закрывающая волосатую ХруТТь одежда) и длинный рукав. Нравится – не нравится, а хочешь проповедовать, изволь исполнять.

Такое же строгое отношение и к содержанию (подготовке) проповедей. Предваряю возможные реплики о том, что «неученые консерваторы» метут из-за кафедры «пургу». Есть разумный баланс во всем. Учености никогда не помешает личный опыт и сердечность. И наоборот.

Ну вот, теперь, вроде бы, всё. Спасибо, что дочитали до конца.

Искренне Ваш,
Андреас Патц

Покрытие головы

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11:3-16).
В наше время тема «покрытие головы» практически не рассматривается с богословских позиций. В большинстве церквей это установление принято как традиция, которую не обсуждают. Некоторые, так называемые «прогрессивные христиане» (особенно из молодежи) втихомолку посмеиваются над подобными «отсталыми взглядами», другие терпеливо соблюдают это правило не потому, что считают его верным, а только для того, чтобы «не соблазнять немощных».
Братья-служители чаще всего напоминают об этом установлении не объясняя его необходимости и догматической сущности, причем некоторые любители внешнего благочестия измеряют им святость сестер.
Следует сказать, что интуитивное нежелание сестер покрывать голову, в определенной степени связано с непониманием: почему и зачем они должны это делать?
Апостол Павел настолько ясно и недвусмысленно пишет, что верующая жена должна покрывать голову во время контакта с духовным миром, а мужу не следует это делать, что надо либо не хотеть видеть очевидного, либо иметь очень хорошую экзегетическую подготовку, чтобы путем сложных доказательств прийти к выводу, что Павел имел в виду нечто совершенно противоположное тому, что он написал. То есть читая: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову» (1Кор.11.4-5), надо предполагать, что Павел как будто имеет в виду, что к мужчинам это действительно относится, «ну а женщины и так имеет длинные волосы, подобные покрывалу и поэтому не стоит всерьез принимать мои слова». Но Павел, конечно, имел в виду именно то, что писал, а не то, что ему приписывают современные толкователи.
Почему же возникает искреннее непонимание и разномыслие по тому поводу? В иудаизме или мусульманстве такое непонимание невозможно в принципе, так как только христианство провозглашает равенство женщин и мужчин перед Богом и духовным миром. В нехристианских религиях женщина не может претендовать на такое же положение в Небесах как мужчина. Описывая же христианские отношения, Апостол Павел пишет, что во Христе «нет ни мужеского пола, ни женского» (Гал.3.28) и отсюда напрашивается вывод как будто логичный вывод: следовательно, никаких внешних знаков отличия между мужчинами и женщинами быть не должно.
Равенство мужчин и женщин перед Богом подтверждается также практикой, описанной в Новом Завете. Евангелисты рассказывают, что Христа во время земной жизни окружали и мужчины и женщины и Он никогда не отгонял женщин, как это делали иные иудейские раввины. Это относилось не только к иудеям, но и в отношении Иисуса к язычникам не было никакой дискриминации. Его Божественная милость была одинакова дарована и женщине-сирофиникиянке и мужчине – римскому сотнику. Можно сказать, что Мария Магдалина имела даже больше преимуществ перед воскресшим Иисусом, чем Апостол Петр. Она первая удостоилась увидеть Воскресшего. Марфа и Мария были любимы Христом не меньше, чем их брат Лазарь, женщины всегда окружали Иисуса и в большинстве случаев были Ему более верны, чем мужчины.
Однако равенство во Христе не означает равенство во плоти. Во Христе действительно нет половых и национальных признаков, но находимся ли мы во Христе всем своим трехсоставным естеством? Если взглянуть на собрание святых, то даже невооруженным глазом видно отличие мужчин и женщин, пожилых и молодых, африканцев и европейцев. Во Христе всех этих различий нет, но, находясь на земле, люди все еще имеют половозрастные, национальные и иные отличия. Очевидно, не стоит идеализировать положение верующих и считать, что они во Христе и духом и душей и телом. До момента перехода в вечность плоть будет иметь определенные признаки и именно на эти признаки обращает внимание коринфян Апостол Павел, когда говорил о покрытии головы. Он не призывает жен покрывать голову духовного человека, который во Христе, а он ясно говорит о человеческой плоти, которая еще не во Христе.
Идея равенства, как с точки зрения Нового Завета, так и с точки зрения опыта последних ста лет, с трудом может претендовать на продуктивность. Собственно Христос никогда не только не провозглашал идею равенства и не призывал к ней, но и не считал эту идею правильной. Бог есть Бог устройства (1Кор.14.33), Который стоит над всем и у Него в подчинении все элементы как духовного, так и материального мира, которые упорядочены между собой в стройную систему, в которой есть уровни и соподчинение. Если отдельные элементы этой системы не хотят быть на своем месте, а начинают претендовать на роль других элементов, то возникает дисгармония, дисбаланс и возмущение, которое приводит к расстройству всей системы.
Новый Завет нигде не говорит о равенстве начальствующих и подчиненных, родителей и детей, мужа и жены, хотя перед Богом все имеют равные права. Христос принес на землю не идею равенства, а идею единства, которая предполагает согласованность, отсутствие недовольства, единомыслие, но при этом сохраняется личная индивидуальность, субординация (т.е. взаимное подчинение) и наличие определенной иерархической системы. Апостол Павел наглядно иллюстрирует это положение на примере человеческого тела, каждый член которого находится в определенном подчинении у других членов, но при этом имеет равные права, хотя и неравные возможности. Успех действия тела в целом зависит не от функционального равенства (или уравниловки) всех членов, но от их единства и согласованного взаимодействия (1Кор.12.14-26). Таким образом, равноправие в каком-либо одном отношении не только не исключает, но даже предполагает иерархическое неравенство. Не все тело – глаз или ухо, пишет Павел (1Кор.12.17).
Ложное понимание равенства привело к ложно понимаемой свободе, которая выразилась в бестактном поведении во время Вечери Господней (1Кор.11.20 и 33-34), в неверном представлениям о церковной иерархии и в унижении авторитета Апостола Павла, в бесчинстве во время проведения богослужений (1 Кор.14.23) и в других аспектах. Подобная неразбериха царила и в семейных отношениях. Поэтому Апостол Павел посвящает первую половину 11 главы своего послания к этой церкви вопросам соподчинения.
В контексте этого рассуждения становится ясно; почему Апостол Павел ни разу не упомянул здесь слова «брат» и «сестра», а говорит только: «муж» и «жена». Понятия «брат» и «сестра» указывают на отношения равенства в духовных сферах, в то время как термины «муж» и «жена» говорят о соподчиненности в семейных аспектах. В данном рассуждении Апостола Павла интересует не проблемы единства и равноправия, так как эти вопросы он рассматривал в других посланиях (например, в послании к галатийским церквам), а вопросы правильного иерархического соотношения.
На чем же основывает Павел подчинение жен своим мужьям?
Прежде всего, необходимость и законность подчинения Павел выводит из соотношения между Богом и Иисусом Христом – Его Помазанником: «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11.3). То есть, истину о том, что «жене глава муж» Павел основывает на том, что во всем есть определенный порядок, который касается даже взаимоотношений Христа и Отца. Вопросы соподчинения Бога-Отца и Иисуса Христа необыкновенно сложны для прямолинейного человеческого восприятия. Так, в Священном Писании есть ряд мест показывающих равенство, то есть, тождественность и единосущность Небесного Отца и Его Сына – Иисуса Христа. «Я и Отец – одно» (Ин.10.30), «Видевший Меня – видел Отца» (Ин.14.9) и другие. С другой стороны Иисус находясь во плоти и выступая в качестве Христа-Помазанника Божия (то есть Мессии-Посланника), неизменно подчеркивает Своим поведением и Словом подчиненное отношение к Богу-Отцу и покорность Его воли. «Отец Мой больше Меня» (Ин.10.29; Ин.14.28). «Он, будучи образом Божиим … уничижил Себя … смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2.6-8).
Издревле Церковь видела в 1Кор.11.3 отношение Бога только к воплотившемуся, а не предвечному Сыну Божьему. Это подтверждается, также тем, что Апостол Павел употребил здесь термин «Христос», а не «Сын Божий». Понимание же некоторых богословов, что Сын Божий и до воплощения был подчинен Отцу (так называемый «субординационализм») всегда признавалось еретическим.
Анализируя каждый шаг жизни Иисуса Христа можно указать, что в Его поведении равенство с Отцом никогда не вступало в противоречие с Его подчинением Отцу. Он, будучи равен Отцу по сущности, никогда не уклонялся от подчиненности. В поведении же людей, как по отношению к Богу, так и по отношению друг к другу, равенство и соподчиненность уживаются между собой очень плохо. Иногда отношения равенства подавляются отношениями подчиненности. Например, в исторических церквах отношения подчинения рядовых верующих «духовным отцам» подавили равноправные братские отношения друг к другу. С другой стороны – в некоторых свободных протестантских церквах равноправные братские отношения возобладали настолько, что препятствуют церковной дисциплине и подчинению младших – старшим, рядовых верующих – пасторам и так далее. Равенство, которое превращается в «панибратство» подавляет подчиненность, которая должна быть в церквах. У Христа была идеальная гармония внутреннего равенства с Отцом и подчинения Ему.
Второй предпосылкой, на которой Павел пытается восстановить гармонию отношений подчиненности и равенства является приоритет творения. Павел переходит в своих рассуждениях из чисто духовной среды в историческую. Он выводит необходимость покрытия головы женами из истории творения: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа, ибо не муж от жены, но жена для мужа» (1Кор.11.7-9).
Для Апостола Павла было совершенно очевидно, что первоначально Богом был создан не абстрактный человек, а именно мужчина, хотя некоторые современные издания Библии пытаются интерпретировать создание человека как создание «человеческого существа», не указывая на его пол. Понятия, которые применил Павел: «муж есть образ и слава Божий», указывают на параллель в иерархических отношениях. Бог как Творец мира, имея власть над всем творением, передал часть своей власти мужчине, которого Он сотворил. Именно Адаму Бог подчинил весь растительный и животный мир (1Быт.1.26). Жена же была создана как помощник, соответственный и подобный мужу. Она была взята от мужа и создана для мужа. Таково бесспорное утверждение Библии (Быт.2.20-23). Жена содействует и помогает мужу и только вдвоем они составляют единую плоть, предусмотренную Богом и в этом смысле жена становится «славой мужа». Именно из приоритета творения Павел выводит утверждение, что: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа» (I Кор. 11,7). Следовательно, покрытие головы – это знак, указывающий на подчиненное положение жены, по отношению к мужу.
Муж и жена могут быть братом и сестрой в Господе и в духовном отношении они совершенно равны. Но благодать, делающая всех равными пред Богом, не устраняет соподчинения, относящегося к плоти. Поэтому и сказано, что только во Христе нет ни мужского пола, ни женского (Гал.3.28), а по плоти есть соподчинение полов. Муж остается главой жены до тех пор, пока они находятся во плоти, следовательно и знак этого подчинения должен сохраняться, пока жена находится во плоти.
Следовательно, замужняя сестра, имея покрытую голову, как знак подчинения мужу, как бы говорят всему окружающему миру: «Я подчиняюсь положению, установленному Богом. Я не решаюсь через полученную благодать уничтожить Божий принцип подчинения». Таким образом, верующим сестрам дана привилегия и обязанность разъяснять и демонстрировать установление Богом отношения соподчинения в семье для окружающего мира, который ревнует об эмансипации и уничтожении Божьего порядка.
Покрытие головы, как знак повиновения определенной власти, является свидетельством не только для видимого мира, но и, как утверждает Апостол Павел – «знаком для Ангелов» (1Кор.11.10), то есть свидетельством для невидимого духовного мира.
О чем свидетельствует Ангелам этот знак? Конечно не о замужестве носящей этот знак. Писание явно указывает, что это знак, свидетельствующий о власти мужа над ней, а не о самом факте замужества (1Кор. 11.10). То есть, сестра, покрывающая свою голову, свидетельствует Ангелам о своем добровольном подчинении мужу. Она как бы говорит этим знаком: «я покрыла голову, так как не стремлюсь быть главою. Я принимаю мужа, как своего главу даже если он и не заслуживает этого, но я подчиняюсь прежде всего Божьей иерархии и установлению Божию, а не заслугам мужа и своим рассуждениям».
Зачем Ангелам это свидетельство, и для каких Ангелов оно дано? Писание говорит, что некогда в небесной иерархии произошла катастрофа: одни из Ангелов, наиболее близких к Богу, отказался подчиняться. Гордость привела его к мысли стать равным Богу. Другими словами отношения равенства возобладали в нем по сравнению с отношениями подчинения. Произошло нарушение равновесия между равенством и господством. Попытка утвердить равенство привела его к низложению и глубочайшему падению. В результате этой катастрофы множество других Ангелов также возмутились против подчинения Богу. Все они были низвергнуты в преисполню и превратились в «духов злобы поднебесной».
Сегодня сатана и павшие ангелы, наблюдая за жизнью людей, видят, что Бог получил не только от Своего Единородного Сына, но и от слабых и беспомощных в духовном мире людей то повиновение, которое Он не получил от них, и это постыжает их. Сатана оказывается постыженным не только от Иисуса Христа, во всем покорившемуся Отцу, но и от людей, добровольно покорившихся установлениям Божьим. Одним из проявлений этого подчинения выступает повиновение жены мужу, знаком которого является покрытие головы. Таким образом, покрытие головы срамит сатану и непокорившихся Богу ангелов, как знак, говорящий, что жена подчиняется мужу, в то время как они не смогли усвоить науку подчинения. Это же свидетельство, в глазах Ангелов света, видящих его, приносит радость в духовном мире от Божьей победы над неповиновением.
Из этих рассуждений становится ясно, почему сатана постоянно и так яростно восстает против покрытия головы женами. Очевидно, этот знак глубоко задевает его, так как сестры в церкви делают то, что он не сумел сделать. Таково значение слов: «знак власти над ней для Ангелов» (1Кор.11.10).
Апостол Павел, говоря о покрытии головы, призывает коринфян рассудить об этом вопросе не только с чисто духовных и исторических позиций, но и с очевидных проявлений самой природы. Это третий класс аргументов, которые он приводит в подтверждение того, что жена должна покрывать голову. «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? – задает он риторически вопрос, – не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1Кор.11.13-15).
Чему же учит нас природа в отношении волос? Если мужчина не будет стричь волосы, они не будут расти у него с той же скоростью, и не достигнут той же длины, как у женщины. Это является давно установленным, опытно и научно подтвержденным фактом, хотя и он имеет исключения. Встречаются женщины с замедленной скоростью роста волос и весьма ограниченной их длиной, и наоборот известны мужчины, у которых волосы растут необыкновенно быстро и достигают большой длины. Однако общим и статически достоверным фактом является заявление Апостола Павла о том, что сама природа подсказывает женщинам скоростью роста, пышность и длиной волос, которые являются как бы естественным покрытием, на необходимость покрытия головы. Мужчинам же наоборот, не предназначив длинные волосы сама природа как бы говорит, что их головы должны быть открытыми. Пышные, простирающиеся иногда до пят, волосы женщины указывают, что она должна закрываться от посторонних взоров, в то же время внушая мужчинам носить короткие волосы, природа тем самым говорит, что мужчина должен являться с открытой головой как венец творения.
Естественно, что длинные волосы женщин, данные им самой природой вместо покрывала не перечеркивают необходимость дополнительного покрытия головы. Это ясно хотя бы из того, что Павел, будучи человеком здравомыслящим, не мог на одной странице своего послания противоречить сам себе. Если бы он считал, что волосы женщин являются покрывалом для них, то зачем тогда вообще на протяжении 12 стихов говорить о необходимости покрытия головы? Предполагая, что якобы независимо от воли и желания женщин, они уже носят покрывало на своей голове в виде волос, говорит: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову» (1Кор.11.5) – просто бессмысленно! То есть Павел вполне определенно хотел показать, что сама природа подсказывает женщинам необходимость покрытия, как существам более слабым и требующим защиту.
Из всех рассуждений Павла ясно, что покрытие головы – это не принудительное явление природы, а добровольный акт. Сестры в церкви потому и постыжают ангелов, что они добровольно, будучи равные мужчинам в отношении благодати, подчиняются им, находясь во плоти и тем самым свидетельствуют о своей покорности Божьим установлениям. Из этого следует, что никакого принудительного церковного правила в отношении покрытия головы для сестер быть не должно. Если жена покоряется мужу и Божьему порядку, то она добровольно, самостоятельно и не зная об этих рассуждениях, будет покрывать голову, так как так написано в Писании и она чувствует, хотя и не может этого объяснить, что подобный знак делает ее ниже по сравнению с мужем. Таким образом, принудительное покрытие головы (то ли властью церкви, то ли традицией или воспитанием) не отражает истинной покорности и имеет невысокую цену, так как в Церкви люди должны научиться добровольному подчинению воли Божьей. Один служитель как-то сказал, что он не разрешает жене покрывать голову, так как она дома не повинуется ему. «Зачем лицемерить! Пусть об этом знает и церковь и духовный мир» – говорил он и очевидно он был прав.
Использовав философско-богословские аргументы (взаимоотношений мужа и жены как образ взаимоотношений Бога и Христа), аргументы истории (не муж создан для жены, а жена для мужа) и аргументы естественно-природной сферы (сама природа учит нас) Павел в заключении обращается к аргументам церковной традиции и установившихся обычаев. Он говорит: «если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божий» (1Кор.11.16).
Апостол знал, что греки любят спорить даже о вещах очевидных и не создающих разномыслия, поэтому он заявляет спорщикам, все еще не убежденным разумными аргументами, что, во-первых, у христиан нет обычаев спорить, а во-вторых, в церквах Божиих нет другого обычая и порядка. Есть только тот, который он предлагает коринфянам, то есть бесспорный обычай молиться женам с покрытой, а мужьям с непокрытой головой.
Действительно, все исторические документы показывают, что в раннехристианской церкви, особенно в Греции, все женщины покрывали голову, а мужчины носили непокрытые и коротко подстриженные волосы. Наиболее ясно об этом говорят древнейшие памятники – изображения в римских катакомбах и в других местах собраний христиан первого века.
Саркастической усмешкой Павла звучат его слова обращенные к женщинам, которые не признают традиций и общественных норм: «пусть стрижется!» то есть, если жена не согласна с общепринятым взглядом, что волосы – это честь для нее; если она не стесняет себя никакими правилами приличия, если ей все равно – то пусть острижет или обреет свою голову! Как известно, у евреев остриженная голова женщины служила знаком горя и позора (Ис.3.16-17), хотя у греков, возможно, такого понятия не было.
В двадцать первом веке часто можно услышать предположение, что установление Апостола Павла о том, что женщинам надо покрывать голову, было только местным и временным обычаем. Некоторые богословы думают, что это относилось только к коринфской распущенности женщин и было обусловлено обычаем того времени считать женщин более низким существом по сравнению с мужчиной. Как бы рассуждал Ал. Павел, если бы он жил в наше время эмансипации и сексуальной революции где-нибудь в Западной Германии, в Техасе, в Украине или в России?
Чтобы ответить на этот вопрос следует еще раз взглянуть на аргументацию Павла. Основана ли она на фактах местного и временного характера? То есть, аргументирует ли он свою точку зрения обычаями той местности, где находится или на специфических условиях того времени? Считает ли он, что покрывать голову надо потому, что Коринф, это распущенный город или женщины в Греции – это почти рабыни?
Безусловно, нет. Апостол основывается на явлениях непреходящих и неземных. Действительно, взаимоотношения между Богом и Христом (1Кор.11.3), на которые ссылается Павел остаются неизменными, история сотворения человека, мужчины, а потом женщины (1Кор.11.8-9) также является незыблемым фактом, физическое устройство жены и мужа (то есть уроки природы) и сегодня говорят о том же. И даже обычаи и нормы сегодня те же самые, что и в первохристианские времена. Никому из мужчин-христиан, особенно на Востоке, не приходит в голову настаивать на том, чтобы молиться с порытой головой! А ведь в очах Божьих такое поведение равноценно поведению женщин, требующих права молиться с открытой головой (1Кор.11.4-5).
Суммируя все эти аргументы необходимо сделать выбор: либо все доводы Апостола являются несостоятельными или надо признать их как имеющие значение во все времена и во всех народах. Другого вывода быть не может. Поскольку никаких фактов говорящих в пользу того, что это установление носило местный и временный характер привести невозможно, то следует полагать, что и в наши дни Апостол Павел сказал бы женщинам-христианкам: «Всякая жена молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову» (1Кор.11.5). Таким образом: покрытие головы, как знак, указывающий на подчинение Божьему порядку, представляя собой малый и незначительный факт, свидетельствует о важных духовных явлениях. Не перечеркивая равное положение мужа и жены перед Богом, покрытие головы является свидетельством повиновения, ведущим к славе или позору в духовном мире.
Писание нигде не учит, что покрытие или непокрытие головы может стать препятствием в молитве, однако оно ясно указывает, что жены, молящиеся с непокрытой головой, постыжают свою голову, и этот стыд будет проявляться тогда, когда Церковь в вечности узрит славу и бесчестие каждого человека.
Итак, Апостол Павел предостерегает от бесчестия, но оставляет каждому полную свободу выбора…
д-р Сергей В. САННИКОВ

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

55 Комментариев к тексту “О покрытии головы”

  1. В.С. РЯГУЗОВ:

    Аминь, брат Саша, и только аминь!

  2. валентина:

    Видела я женщину в приличной одежде и с платком на голове,христианка да и только,но,как открыла рот…лучше бы она молчала.Так не лучше ли поступать по совести и уповать на Бога.А Он знает как нам помочь.Споры это пустое дело.

  3. ВС Рягузов:

    Это уж слишком: женщинам бить пастора! От такого позора умереть можно!

  4. ДМИТРИЙ:

    Я вот удивляюсь вам. Как толь защитить свое учение а оно именно свое то вы Библию так извернете я аж поражаюсь и так красиво напишете что это Слово Божие ему надо подчиняться и т. д. но вот когда вопрос касается действительно Слова Божьего и его учения так оно вам сразу это не Божье оно устарело его отменил Христос и это старый завет и т.п. 10 заповедей например изрек конкретно Бог и это конкретно записано в Библии но почему то к нему у вас ни покорности ни почтения нету праздники его для вас тоже не существуют а ведь они его и это записано в Библии а за свои вы горло дерете не хорошо это. Ладно если бы вы сказали ну это наши правила такие я бы согласился бы с этим. Слово Божие говорит не нарушай межу ближнего своего это хорошо. Но вот когда вы свое учение человеческое поднимаете выше Божьего это уже не хорошо. О своих учениях такую димагогию поднимете аж страшно становиться и я думаю не напрасно ли умер мессия(христос). Все учение божье(тора) было записано в танахе(ветхий завет). а вы отвергаете его и запутались в своих учениях. Отрезвитесь наконец и вернитесь к светильнику стоящему в темном месте что есть его тора(учение божье). Для не понятлевых- когда писались эти слова 2тим.3;16 писаний нового завета не существовало в каноне. и Павел писал это о танахе(в.з.)и о светильники это так же о танаха(ветхий завет)вот если какое нибудь учение не говорит как тора и танах нет в нем света от господа. Но вы видать отвергли свет и не желаете идти к нему. Милость господа велика. Только не сотрите мой комент. Но ответе честно и открыто. благословений вам.

  5. валентина:

    Да,мы все горазды доказывать своё учение.Только Христос никому ничего ни доказывал.Он говорил только то,что говорил Ему Отец.

  6. Катя:

    Взяли и отменили платочки.Пошли на поводу современных сестёр,которым стыдно в них ходить.Они своим мужьям проявили бунт и пасторы пошли навстречу своим жёнам.Вот так подменяется постепенно писание и отход от истины.А повод всегда найдётся.

  7. валентина:

    одели платочки?и что дальше,стали ближе к Богу?

  8. В.С. Рягузов:

    Сам по себе платок не приблизит к Богу. Приблизит послушание, на которое он указывает! Как и свидетельство о браке не дарует любовь, но указывает, что два человека полюбили друг друга и заключили союз.

  9. Юрий:

    Косынки,юбки,брюки,гастуки и пиджаки…скучно…Бог смотрит на сердце.Удиви меня своим сном.Удиви меня своим откровением.Удиви меня своими встречами с Богом.Раскажи мне то,от чего я потом побегу к Иисусу.Раскажи мне то,что зажжёт меня для Его Царства.Раскажи мне то,что заставит меня искать моего Бога всем сердцем.Напои мой дух жизнью,от которой придёт ко мне жажда.Покажи мне свободу,чтобы я возненавидел рабство.Позволь мне увидеть в твоих глазах Христа и утонуть там…Позволь мне услышать Его сердце из твоих уст…Я встретился с моей знакомой сестричкой,она учитель библейской школы,знаний гора и ещё тачка.Час мне расказывала библейские истории,свои понимания мест писания,цитировала наизусть почти целые главы и вывалив тонну знаний остановилась,и я спросил:А ты можешь мне показать того Бога,о котором ты учишь и проповедуешь? И я услышал самый глупейший из всех вопросов:А как я тебе Его покажу,Он ведь невидимый? Наверное это было откровением для сестрички.И тогда я предложил ей прямо сейчас поехать в ближайшую больницу и молиться за больных,и вот там увидим твоего Бога.Произошёл конфуз и стопор,и в ответ:Брат,ты в заблуждении! Какое ты имеешь право судить людей? И всё в этом роде…Я развернулся и ушёл,а недалеко в центре города женщина орала о помощи,у неё ребёнок болен раком и ему нужны деньги на лечение.Я подошёл и стал молиться вместе с ней,чтобы она увидела чудо исцеление в своём доме.Верю,что так оно и произошло.И тогда я понял:Вот моё поприще,вот они мои конференции,проповеди и учения.А ведь в моём городе церкви забиты верующими,а на улицах их не встретишь.Меня совсем не трогают правильные проповеди Евангелия,но я спрашиваю:В церкве есть движение Святого Духа? Больные исцеляются? Люди получают освобождение от демонов и бесов? Меняются ли люди от этих проповедей? Есть ли плоды молитв и постов? Спасаются ли грешники и ходят ли они в огне Святого Духа? Можно ли на тебе увидеть славу твоего Бога? Если нет,то я не назову это церковью!

  10. admin:

    Спасибо, Юрий, за яркие размышления! Но мне думается, напрасно ты принижаешь роль знаний. В послании Иоанна более 20 раз повторяется «знали». Знание не мешает. Однако когда знание одно, без Духа, оно ведет к гордости, а вот дух без знания ведет к фанатизму. Так что весь вопрос в балансе. А вот, что касается твоего утверждения, что не назовешь церковью церковь, где нет чудес и знамений, то это очень спорный вопрос. Филадельфийская церковь (книга Откровение) имела немного силы, немного возможностей для служения, одно ей оставалось делать — сохранить Слово Божие и она это делала! И была названа Христом церковью. За это ей обещано избавление от годины искушения. Так что и такое бывает.

    Я не против исцелений. Дай Бог, чтобы их было как можно больше! Но одно дело молиться о об этом, другое дело — их реально совершать. Ты не признаешь настоящей церковью общину, где ничего не происходит. Помоги такой церкви. Попроси пастора отвести тебя к больной раком женщине и исцелить ее. Если это произойдет, сходи к главврачу больницы и попроси его дать разрешение помолиться за больных. Опустоши это горестное заведение! И вот тогда мы прислушаемся не только к твоей яркой речи, но и ярким делам. . Увы, Юрий, я знал людей, которые раздавали исцеления направо и налево и когда ничего не получалось, обвиняли больных в неверии. Время спустя, сами уходили в мир, забыв о полученных «дарах». Я переживаю за тебя, не пойдешь ли ты по этой опасной тропе? Право на критику имеет тот, кто сделает лучше. А что ты уже сделал? В.С.

  11. сергей:

    вы так понимаете или же вас так научили .Я обратил внимание на то что очень часто и пасторы и учителя понимают так как их в свое время научили ,и потом они выдают это как за свое понимание .Вникай в себя и учение так учит писание.Еще пасторы не хотят перечить учению вышестоящим епископам и т.д. но кому ты служишь , с кем ты заключил завет и пред кем в свое время предстанешь не постыдится ли Он тебя .Вы думаете я пастор и ты меня учишь но вы не знаете кто я .Возрастать в познание слова Божьего наша обязанность особенно если ты учитель,но не нужно бояться и перемен в познании слова Божия и согласиться с тем что не все то что сейчас вам открыто правильно.

  12. vs:

    Не знаю автора ответа «о покрытии головы», но выражение «как говорили немцы, „Jedem das Seine“ фраза воспринимается с негативным оттенком, поскольку имеет устойчивую ассоциацию с Третьим рейхом и была написана на воротах Бухенвальда. Думаю, ответ дан священослужителем или верующим. Прежде чем делать публичные ответы, подумайте. какие выражения вы выбираете и как это ассоциируется с религией.

  13. р.Б.Андрей Сatacomb (РИПЦ):

    Женщинам и в частности особенно христианкам не позволительно так же носить джинсы,брюки ,шорт,штаны,трико,колготки,загорать на пляже,огалятся или огалять часть своего тела.Ибо соблазн как учит Христос Господь — является одним из самых страшных грехов ведущих в вечную геену огненную таких нераскаянных блудниц.\\\\раб Божий Андрей (Русская Истинно-Православная Церковь Катакомбная)

  14. Nadiya:

    blagodaryu za takuyu statyu tak eto statya brata a esli Gospod skazhet pochemu ti ne pokrival svoyu golovu, togda pozdno budet shto to ispravlyat i shto eto pokrut golovu eto zshe neraspinayut,polkami ne byut,vrag ne hochet chtobi mi ispolnyali slovo Bozshie.Myusulmane,posmotrite kak oni odebayut ne kapronovie kosinochki ne povyazochki —a chernie platki i ne stidyatsya a nashi sestri eshe i sporyat nado nenado i nashih bratyev zavodyat v tupik.A vsego nechego,pokroy svoyu golovu i vse.ya proshu prosheniya,sestre ne polozheno govorit,eto komentariy k statye.s lyubovyu s. NadiyaDenver,CO

  15. Елена:

    Спасибо за статью. Я думала этот вопрос у меня решен, но некоторые факты наводят на новые размышления…

  16. Алекс:

    У моей жены были сомнения по поводу ношения головного покрытия- надо ли? И что вы думаете? Господь Сам наставил её несколькими способами. Теперь не только она, но и дочери покрывают свои головы, и даже не только в общественном собрании, указывая на текст из Писания:»Непрестанно молитесь».

  17. Рягузов ВС:

    я ценю решения, которые приняты под влиянием молитвы, Слова и Духа Святого. Если ваша жена и дочери сделали это ради Господа, то да благословит их Господь. мне нравиться, когда женщины внешним образом подчеркивают свою покорность Писанию и мужьям

  18. Павел:

    Сергей Аминь!!! Полностью с тобой согласен!!!

  19. Сергей:

    Добрый день.У меня к Вам вопрос.Еще до того времени как принять крещение в баптистской церкви я развелся с моей бывшей женой.Причина развода прелюбодеяние жены. Я отсутствовал дома 2 недели и когда приехал соседи мне сказали о ее прелюбодеянии. На мой вопрос что дальше мы будем делать она сказала что любит человека с которым изменяла и в дальнейшем будет жить с ним. Я ушел и со мной два моих сына а потом и дочь также вернулась к нам. Все дети остались со мной.Я женился во второй раз. Жена была вдовой до того как мы стали встречаться,она приняла крещение в нашей церкви.Мы живем теперь вместе. У нас организовалась община где я с Божьей помощью руковожу собранием.Я пока единственный мужчина в нашей общине.На вопрос о моем рукоположении мне ответили что не могут меня рукоположить так как у меня было два брака.Что мне делать? Я спрашиваю потому что хочу в точности соблюсти волю Божью.Спасибо.

  20. Ольга:

    Я случайно попала на эту ссылку, но мне стало интересно, думала для меня инфо будет полезным, хотя я и так знаю что нужно надевать головной убор когда заходишь в храм божий!!
    Но я так и не нашла ничего толкового, цитаты и статья и т.д ничего нормального не прочла, вообщем я хотела задать вопрос или обратить ваше внимание, я к сожалению не всю Библию читала, но люблю разговаривать на тему Библия. может я что то упустила.
    Хочу обратить внимание на такой вопрос, Бог наш, создал Адама и Еву голыми, когда Ева отведала плод запретный она стала стыдиться как и Адам, он их выгнал они начали придумывать одежду и т.д где то написано что женщина обязана носить головной убор и закрывать тело свое, тогда почему Бог все таки их создал голыми и не предупредил об одежде илм что там у них было на то время.
    Пока писала сама нашла ответ на свой вопрос, потому что они были одни муж и жена?! Но когда людей стало появляться много, а обнаженным быть это стыд и таинство, что то интимное и нежное!?
    Как и головной убор, женщина в людном месте должна закрываться от чужих глаз, сейчас мы живем в современном Мире где никто не обращает на это внимание, хоте зачем мы идем в храм с головным убором к богу который создавал нас голыми хаа…, я наверно такой бред написала, я не хочу видеть других людей голыми есть страшные люди и красивый никаких не хочу видеть. я не извращенка))) Просто очень интересный вопрос.

  21. ВС РЯгузов:

    Вы правы, что нагота Адама и Евы была уместной ТОЛЬКО для их двоих и то пока они не согрешили.После согрешения Бог дал им одежды и с тех пор она стала правилом.

  22. Ольга:

    Спасибо за Вашу статью, она помогла мне утвердиться в своем решении покрывать голову. Только подскажите, как в вашей семье решился вопрос о покрытии головы дома, надо ли покрывать голову при утренних и вечерних молитвах дома, в том числе перед принятием пищи? Я уж не говорю о повелении «Молитесь непрестанно». А ведь и правда, я могу молиться делая домашние дела или проснувшись ночью покормить ребенка.. И тогда получается в косынке мы должны быть почти постоянно, что создает определенные неудобства.. Пожалуй, это единственный вопрос, который у меня остался. Божьих благословений!!!

  23. Константин:

    Доброго дня всем уважаемые.11 ст этой главы повествует о волосах, как о покрывале для головы.Причём здесь платок вообще? пусть женщина покрывает голову волосами сказано, а если не хочет то пусть стрижётся. Совершенно аргументировано говорит об этом апостол, так как в то время блудниц брили голову частично ( предлагающие услуги на улице) и полностью наголо ( находящиеся в храме). Поэтому когда такая женщина приходила в Церковь ей приходилось покрывать голову платком, чтобы не выглядеть позорно без волос, так как она приходит в позорном обритом состоянии перед богом без волос.Апостол говорит что если ты замужняя,то расти волосы. Блудниц без волос можно было склонять к сексуальному контакту.У замужней женщины должен был быть знак что она не блудница, а замужняя это покрытая голова волосами, как знак замужества и власти мужа над нею, а кто не хочет показывать что замужем( отращивать волосы) то стригись как блудница говорит Павел.Действительно в катакомбах могут встречаться исторические записи подтверждающие ношение платков, как повествует об этом автор данной статьи, но это проблема культуры и времени в каторое жили, и посещали Церковь христиане. Надо не заниматься религиозной философией, а внедряться в культуру времени, и контекст обращения, к той или иной Церкви.

  24. Наталья:

    Я думаю если мы ночью кормя ребёнка, будем без косынки,и произнесём слова молитвы,то Господь не вменит нам это в грех и в бесчестье.
    Главное всему миру быть примером,женщина должна быть в юбке,в целомудренной одежде и в косынке.Иначе сегодня снимем косынку,завтра оденем брюки,а потом и наготу напоказ.
    Ап.Павел пишет:Не сообразуйтесь с миром,но преобразуйтесь обновлением ума вашего.Я так понимаю,что преобразоваться,это духовно возрастать,менять образ жизни и мыслей,отличаться от мира и в одежде и в поступках.Да,благословит Вас Господь,жить и поступать как угодно Богу.

  25. Ольга:

    А правило о покрытии головы распространяется на незамужних женщин?

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ